Организация и методы исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и методы исследования



 

Свое исследование динамики мотивации профессиональной деятельности современных старшеклассников я проводила на базе Межшкольного учебного комбинат № 3 г.Комсомольска-на-Амуре среди учащихся 8, 9, 10, 11-х классов, которые, начиная с 8-го класса, обучаются в этом образовательном учреждении по программе "Технология". Здесь же учащимся 9-х классов преподается элективный курс "Твоя профессиональная карьера", в рамках которого проводится психодиагностика подростков и различные профориентационные мероприятия.

При подборе организационного метода исследования я остановила свой выбор на методе сравнительно-возрастных срезов, благодаря которому я имела возможность сопоставить определенные мотивационные комплексы профессиональной деятельности школьников разных возрастных групп, а именно учащихся подросткового и юношеского возрастов. Метод поперечных срезов вполне удовлетворительно показал, как варьируется с возрастом учащихся их мотивация выбора профессии.

Эмпирический метод данного исследования - психодиагностический. Для определения мотивации выбора профессии старшеклассников я использовала методику К.Замфир "Мотивация профессиональной деятельности", модифицированную А.Реан (приложение 2). Данная методика применяется для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации выбора будущей профессии.

В ее основу положена концепция внутренней и внешней мотивации. Напомню, что о внутреннем типе мотиваций следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т. д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы делятся здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.

Инструкция. "Прочитайте нижеперечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале:

.   Денежный заработок

.   Стремление к продвижению по работе

.   Стремление избежать критики со стороны руководителя и коллег

.   Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей

.   Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других

.   Удовлетворение от самого процесса и результата работы

7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности".

На занятиях, проводимых в МОУ МУК-3, я предлагала учащимся 8, 9, 10, 11-х классов заполнить данную анкету. Перед этим я убеждалась, что учащиеся поняли свою задачу правильно, отвечала на их вопросы. Я просила учащихся отнестись к заданию со всей серьезностью, не торопиться при заполнении анкеты, и прежде чем начать ее заполнять, внимательно прочитать все предложенные мотивы профессиональной деятельности.

Обработка результатов. Подсчитываются показатели внутренней (ВП), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) мотивации в соответствии со следующими ключами:

 

ВМ = (оценка п.6 + оценка п.7): 2

ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5): 3

ВОМ = (оценка п.3 + оценка п.4): 2

 

Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).

Интерпретация результатов. На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.

К наилучшим, оптимальным мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетаний:

 

ВМ >ВПМ >ВОМ и ВМ = ВПМ >ВОМ

 

Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ>ВПМ>ВМ.

По данным Реан А.А. (1990,1999), удовлетворенность профессией имеет значимую соотнесенность с оптимальностью мотивационного комплекса личности. Иначе говоря, удовлетворенность человека избранной профессией тем выше, чем оптимальнее у него мотивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий - внешней отрицательной.

Кроме того, А.Реан установлена и отрицательная соотносительная зависимость между оптимальностью мотивационного комплекса и уровнем эмоциональной нестабильности личности.

Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность человека мотивирована самим содержанием профессиональной деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность человека обусловлена мотивами избегания порицания, желанием "не попасть впросак" (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой профессиональной деятельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности личности [9].

Я поставила перед собой задачу определить количество учащихся, имеющих оптимальный мотивационный комплекс (преобладание ВМ или ВМ=ВПМ) профессиональной деятельности, и количество учащихся, у которых преобладают неоптимальные мотивационные комплексы, в каждой возрастной группе (выборке). Это помогло мне проследить динамику различных мотивационных комплексов выбора профессии в зависимости от возраста опрошенных. Также я выявила динамику различных неоптимальных мотивационных комплексов при выборе профессии, а именно мотивацию социального престижа (превалирование ВПМ) и мотивацию избегания неудачи и порицания (доминирование ВОМ). В процессе обработки анкет опрошенных я обнаружила третий вид неоптимального мотивационного комплекса - отсутствие доминирующих мотивов при выборе профессии у некоторых учащихся ("не выявленный мотивационный комплекс" - НМ).

Полученные данные каждой методики заносились в разработанный мною итоговый протокол. При его составлении использовались количественный (статистический) и качественный (дефференциация результатов по гендерному признаку и возрастным группам) методы. Результаты проведенной мною диагностики мотивации профессиональной деятельности учащихся представлены в приведенном ниже протоколе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.9.146 (0.008 с.)