Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация и методы исследования
Свое исследование динамики мотивации профессиональной деятельности современных старшеклассников я проводила на базе Межшкольного учебного комбинат № 3 г.Комсомольска-на-Амуре среди учащихся 8, 9, 10, 11-х классов, которые, начиная с 8-го класса, обучаются в этом образовательном учреждении по программе "Технология". Здесь же учащимся 9-х классов преподается элективный курс "Твоя профессиональная карьера", в рамках которого проводится психодиагностика подростков и различные профориентационные мероприятия. При подборе организационного метода исследования я остановила свой выбор на методе сравнительно-возрастных срезов, благодаря которому я имела возможность сопоставить определенные мотивационные комплексы профессиональной деятельности школьников разных возрастных групп, а именно учащихся подросткового и юношеского возрастов. Метод поперечных срезов вполне удовлетворительно показал, как варьируется с возрастом учащихся их мотивация выбора профессии. Эмпирический метод данного исследования - психодиагностический. Для определения мотивации выбора профессии старшеклассников я использовала методику К.Замфир "Мотивация профессиональной деятельности", модифицированную А.Реан (приложение 2). Данная методика применяется для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации выбора будущей профессии. В ее основу положена концепция внутренней и внешней мотивации. Напомню, что о внутреннем типе мотиваций следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т. д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы делятся здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы. Инструкция. "Прочитайте нижеперечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале:
. Денежный заработок . Стремление к продвижению по работе . Стремление избежать критики со стороны руководителя и коллег . Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей . Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других . Удовлетворение от самого процесса и результата работы 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности". На занятиях, проводимых в МОУ МУК-3, я предлагала учащимся 8, 9, 10, 11-х классов заполнить данную анкету. Перед этим я убеждалась, что учащиеся поняли свою задачу правильно, отвечала на их вопросы. Я просила учащихся отнестись к заданию со всей серьезностью, не торопиться при заполнении анкеты, и прежде чем начать ее заполнять, внимательно прочитать все предложенные мотивы профессиональной деятельности. Обработка результатов. Подсчитываются показатели внутренней (ВП), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) мотивации в соответствии со следующими ключами:
ВМ = (оценка п.6 + оценка п.7): 2 ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5): 3 ВОМ = (оценка п.3 + оценка п.4): 2
Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное). Интерпретация результатов. На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ. К наилучшим, оптимальным мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетаний:
ВМ >ВПМ >ВОМ и ВМ = ВПМ >ВОМ
Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ>ВПМ>ВМ. По данным Реан А.А. (1990,1999), удовлетворенность профессией имеет значимую соотнесенность с оптимальностью мотивационного комплекса личности. Иначе говоря, удовлетворенность человека избранной профессией тем выше, чем оптимальнее у него мотивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий - внешней отрицательной. Кроме того, А.Реан установлена и отрицательная соотносительная зависимость между оптимальностью мотивационного комплекса и уровнем эмоциональной нестабильности личности.
Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность человека мотивирована самим содержанием профессиональной деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность человека обусловлена мотивами избегания порицания, желанием "не попасть впросак" (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой профессиональной деятельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности личности [9]. Я поставила перед собой задачу определить количество учащихся, имеющих оптимальный мотивационный комплекс (преобладание ВМ или ВМ=ВПМ) профессиональной деятельности, и количество учащихся, у которых преобладают неоптимальные мотивационные комплексы, в каждой возрастной группе (выборке). Это помогло мне проследить динамику различных мотивационных комплексов выбора профессии в зависимости от возраста опрошенных. Также я выявила динамику различных неоптимальных мотивационных комплексов при выборе профессии, а именно мотивацию социального престижа (превалирование ВПМ) и мотивацию избегания неудачи и порицания (доминирование ВОМ). В процессе обработки анкет опрошенных я обнаружила третий вид неоптимального мотивационного комплекса - отсутствие доминирующих мотивов при выборе профессии у некоторых учащихся ("не выявленный мотивационный комплекс" - НМ). Полученные данные каждой методики заносились в разработанный мною итоговый протокол. При его составлении использовались количественный (статистический) и качественный (дефференциация результатов по гендерному признаку и возрастным группам) методы. Результаты проведенной мною диагностики мотивации профессиональной деятельности учащихся представлены в приведенном ниже протоколе.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.9.146 (0.008 с.) |