Глава I . Множественность подходов к пониманию мотивации в трудах зарубежных и отечественных психологов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I . Множественность подходов к пониманию мотивации в трудах зарубежных и отечественных психологов



ПЛАН

 

Введение

Глава I. Множественность подходов к пониманию мотивации в трудах зарубежных и отечественных психологов

Содержание и структура мотивации личности

1.2 Формирование мотивации профессиональной деятельности у учащихся подросткового и юношеского возраста

Глава II. Исследование мотивации профессиональной деятельности современных старшеклассников

Организация и методы исследования

Сравнительный анализ мотивационных комплексов профессиональной деятельности учащихся 8-11-х классов

Библиографический список

Приложения

мотивация личность старшеклассник профессиональный


ВВЕДЕНИЕ

 

Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для всех людей. Но особенное значение в этом плане психология мотивации имеет для профессионального самоопределения старшеклассников, строящих жизненные планы и сознательно задумывающихся над выбором профессии. Этот выбор диктуется не только ориентацией на жизненное требование призвания, на сферу деятельности, в которой человек может быть максимально полезен другим, но и конъюктурой, выгодой, практической ценностью данной профессии в конкретной ситуации общественного развития страны.

Профессиональное самоопределение зависит от социально-психологической зрелости старшеклассников. Как показывают исследования, более двух третей учащихся выпускного класса школы имеют смутные представления как о содержании дальнейшего (профессионального) образования, так и о предстоящей профессиональной деятельности. Многие о ней просто не задумываются ("будет видно", "как получится") или полагают, что об их дальнейшей трудовой и жизненной карьере должны позаботиться родители [4]. Только очень целеустремленные и по-настоящему увлеченные люди 15-17 лет сохраняют верность призванию на пути дальнейшего профессионального становления, личностного самоопределения.

Характерная черта ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, как следствие построения "пирамиды" ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны - это результат конкретизации целей и мотивов [3]. Из мечты, где все возможно, и идеала как абстрактного, иногда заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистический, ориентированный на действительность план деятельности.

Для удовлетворения возникающей на рубеже подросткового и юношеского возраста потребности в самоопределении (Л.И.Божович) служит обучение старшеклассников в межшкольных учебных комбинатах - образовательных учреждениях, осуществляющих допрофессиональную и профессиональную подготовку учащихся по выбранному профилю трудового обучения и их профессиональную ориентацию.

Формирование устойчивой положительной мотивации выбора профессии и будущей трудовой деятельности у современного старшеклассника - один из актуальных вопросов педагогики и педагогической психологии. От решения этой проблемы зачастую зависит судьба личности, успешно состоявшейся в профессиональной деятельности.

Понимая важность проблемы профориентации, формирования мотивов выбора профессии как побудительных сил профессионального самоопределения, педагогический коллектив МОУ МУК-3, где я работаю, предложил мне в рамках курсовой работы по предмету "Возрастная психология" провести исследование мотивационных комплексов профессиональной деятельности учащихся 8-11-х классов, обучающихся в МУК-3, и выработать рекомендации для более эффективной работы по повышению уровня мотивации выбора профессии у старшеклассников.

Объект исследования: старшеклассники школ Ленинского округа г.Комсомольска-на-Амуре, обучающиеся в МОУ МУК-3.

Предмет исследования: динамика мотивации профессиональной деятельности у учеников старших классов, обучающихся в МОУ МУК-3.

Цель исследования: изучить динамику мотивации профессиональной деятельности современных старшеклассников.

Задачи исследования:

Ø Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

Ø Диагностика уровня мотивации профессиональной деятельности учащихся 8,9,10,11 классов, обучающихся в МОУ МУК-3;

Ø Выявление динамики мотивации выбора профессии старшеклассников, обучающихся в МОУ МУК-3;

Ø на основании полученного материала исследования разработать практические рекомендации.

Гипотеза исследования: Обучение в межшкольных учебных комбинатах развивает положительную мотивацию профессиональной деятельности у старшеклассников.

Методы исследования:

Ø Организационный: сравнительный (метод "поперечных срезов" - сопоставление результатов по определенному критерию разных возрастных групп испытуемых);

Ø Эмпирический: психодиагностический метод (тест "Мотивация профессиональной деятельности" (К.Замфир, модификация А.Реан));

Ø Обработки данных: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы;

Ø Интерпретационный: структурный метод (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности)

База исследования: Исследование связи между обучением в МУК-3 и собственных ориентировок мотивации профессиональной деятельности проводилось на базе муниципального образовательного учреждения "Межшкольный учебный комбинат № 3" г.Комсомольска-на-Амуре. В исследовании приняли участие 553 учащихся 8-11-х классов различных школ Ленинского округа г.Комсомольска-на-Амуре, обучающихся в МОУ МУК-3.

 


СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ

 

Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, М.Аргайл, В.Г.Асеев, Дж.Аткинсон, Л.И.Божович, К.Левин, А.Н.Леонтьев, М.Ш.Магомет-Эминов, А.Маслоу, С.Л.Рубинштейн, 3.Фрейд, П.Фресс, В.Э.Чудновский, П.М.Якобсон и др.).

Можно даже сказать, что само определение понятия "мотив" представляет определенную научную проблему. Одни под мотивом понимают психическое явление, становящееся побуждением к действию (К.К.Платонов), другие - осознаваемую причину, лежащую в основе выбора действий и поступков личности. Считают также, что мотив - это то, что, отражаясь в голове человека, побуждает к деятельности, направляет ее на удовлетворение определенной потребности. При этом подчеркивают, что в качестве мотива выступает не сама потребность, а предмет потребности (А.Н.Леонтьев). Трактовка "мотива" соотносит это понятие либо с потребностью (драйвом) (А.Маслоу), либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением (С.Л.Рубинштейн), либо с предметом потребности. Согласно Л.И.Божович, в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, все то, в чем нашла воплощение потребность.

Под мотивом понимают внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности. (А.А.Реан).

"Когда люди общаются друг с другом... то прежде всего возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой" (П.М. Якобсон). В самом общем плане мотив - это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность [11].

Мотив(от лат. movere - приводить в движение, побуждать) - понятие, как уже отмечалось выше, характеризуемое в современной психологии большой многозначностью. Имеется множество определений и пониманий мотива. Если исходить из этимологии, то мотив - это то, что активизирует индивида, побуждает его к какому-либо действию. Различные психологи понимают под мотивом разные психологические феномены, называя один какой-либо из них. Так, мотив рассматривается и как потребность,и как цель (предмет удовлетворения потребности), и как побуждение, и как намерение, и как устойчивая характеристика личности (личностная диспозиция), и как состояние, и как формулировка цели и средств, и даже как удовлетворенность. Как отмечает Е.П.Ильин (2003), указанные выше монистические подходы к пониманию сущности мотива себя не оправдывают. В последние годы психологи все более отчетливо осознают, что мотив необходимо рассматривать как сложное интегральное (системное) психологическое образование. Структура каждого конкретного мотива (т.е. основания действия) многокомпонентная, в ней чаще всего находят отражение несколько причин и целей. Выделяют динамические (силу, устойчивость) характеристики мотива, называемые также энергетическими, и содержательные характеристики мотива (степень осознания структуры мотива, уверенность в правильности принятого решения, направленность мотива, ориентированность на внешние или внутренние факторы при объяснении своего поведения и т. д.). Что касается вопроса об осознаваемости мотивов, то он до сих пор не получил однозначного решения. Имеется много классификаций мотивов, которые зависят от того, как тот или иной психолог понимает сущность мотива.

Мотивация - понятие, характеризуемое такой же многозначностью, как и понятие "мотив". Чаще всего мотивация рассматривается или как совокупность мотивов, или как процесс регуляции деятельности с помощью мотива, т.е. динамичное образование. Западные психологи выделяют два следующих вида мотивации: экстринсивную (обусловленную внешними факторами) и интринсивную (внутреннюю, обусловленную диспозициями личности). Очевидно, что противопоставление этих видов мотивации является бесплодным в объяснительном плане. Любые действия индивида всегда внутренне обусловлены, но могут побуждаться и внешними факторами (стимулами). Мотивация как процесс имеет определенную стадиальность (рад этапов), начиная с возникновения побуждения (которое может быть как осознаваемым, так и неосознаваемым) и заканчивая его актуализацией. Направленность мотивации всегда определяется теми или иными особенностями личности.

В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека - его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой. Мотивацию рассматривают как сложную, многоуровневую неоднородную систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д.

Наиболее широким является понятие "мотивационной сферы", включающее и аффективную, и волевую сферы личности (Л.С.Выготский), переживание удовлетворения потребности. В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное объединение, "сплав" движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность. Под мотивационной сферой личности понимают совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности. Мотивационная сфера, или мотивация, в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому "стягиваются" такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики.

Существенным для исследования структуры мотивации оказалось выделение Б.И.Додоновым ее четырех структурных компонентов: удовольствия от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата, "мотивирующей" силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность [11].

Известный американский психолог А.Маслоу сформулировал позитивную теорию мотивации, при построении которой были учтены эмпирические данные, полученные как клиническим, так и экспериментальным путем. По мнению самого Маслоу, эта теория, продолжая функционалистскую традицию Джемса и Дьюи, вобрала в себя лучшие черты холизма Вертхаймера и Гольдштейна, а также динамического подхода Фрейда, Фромма, Хорни, Райха, Юнга и Адлера. Именно поэтому данная теория называется еще и холистическо-динамической.

В рамках своей теории Маслоу выделяет пять базовых потребностей (приложение 1). Между ними устанавливается достаточно четкая иерархия. Кроме того, заметим, что выделяются еще две потребности, статус которых описывается не столь определенно, что дает основания различным авторам (Хекхаузен, 1986; Ильин Е.П„ 2000; Квин, 2000) помещать их на разные ступени иерархий [9].

Физиологические потребности. При выделении физиологических потребностей Маслоу опирается на концепцию гомеостаза, суть которой состоит в том, что организм совершает определенные действия, направленные на поддержание определенного внутреннего постоянства. Это постоянство связано, например, с необходимостью поддержания солевого, белкового, кислотно-щелочного балансов, а также с постоянством температуры тела. Этот список можно, безусловно, продолжить, вспомнив о гормонах, витаминах и т. д. Таким образом, физиологические потребности связаны с удовлетворением потребности в пище, воде, с поддержанием температурного баланса, удовлетворением сексуальных потребностей. По мнению автора теории, физиологические потребности - самые мощные, самые насущные из всех потребностей, и до тех пор, пока они не удовлетворены, потребности более высокого уровня, социальные потребности, как правило, не будут актуализированы.

Потребность в безопасности. После удовлетворения физиологических потребностей на первый план выходит потребность в безопасности. Потребность в безопасности - это свобода от страха, тревоги и хаоса; это потребность в стабильности и защите; в структуре, порядке, законе. Актуализация потребности в безопасности, ее доминирование на конкретном этапе означает, что именно удовлетворению этой потребности будет подчинено все поведение личности. Также как и в случае с физиологическими потребностями, здесь можно сказать, что все будет инструментом обеспечения безопасности: ум, память и все прочие способности будут направлены на достижение этой цели.

В нормальном обществе у человека (имеется в виду здоровая личность, без психопатологии) потребность в безопасности редко выступает как активная сила. Эта потребность доминирует лишь в критических, экстремальных ситуациях, каковыми являются войны, стихийные бедствия, социальные кризисы, вспышки преступности. В отсутствие таких экстремальных обстоятельств, при нормальном течении событий потребность в безопасности проявляется только в мягких формах, например в желании устроиться на работу в солидную, стабильную фирму или в откладывании денег на "черный день" и т. д.

Потребность в принадлежности и любви. После того как удовлетворены потребности двух предыдущих уровней, актуализируется потребность в принадлежности, любви, привязанности. Она включает в себя стремление к общению, принадлежности к социальной группе, желание дружеских отношений и любви. Существует мнение (Маслоу А., 1970), что стремительное развитие "групп встреч" и других групп личностного роста как метода психологической помощи современному "цивилизованному" человеку, связано с неутоленной жаждой искреннего, открытого общения, с потребностью в близости, в принадлежности, со стремлением преодолеть чувство одиночества и изоляции, преодолеть утрату глубины понятия "дружба".

Потребность в признании. Эта потребность включает в себя как желания и стремления, связанные с понятием "достижение" (рост личностной значимости, уверенности, самоуважения), так и достижение уважения других (завоевание статуса, признания, престижа). Удовлетворение этой потребности порождает у личности чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, чувство собственной необходимости и полезности в этом мире. Неудовлетворение этой потребности вызывает чувство слабости, униженности, беспомощности. В результате запускаются компенсаторные и невротические механизмы. Фрустрация этой потребности является, кроме того, одним из механизмов запуска асоциального и делинквентного поведения (Шур Э., 1977; Реан А.А., 1993,1999).

Потребность в самоактуализации. Самоактуализация в рамках данной концепции рассматривается как стремление к самовоплощению человека, к актуализации заложенных в нем потенций. Это стремление можно назвать стремлением к идентичности. Почти в афористичной форме суть этой потребности может формулироваться так (Маслоу, 1999): человек обязан быть тем, кем он может быть; человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Совершенно очевидно, что потребность в самоактуализации у разных людей может выражаться по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий актуализирует себя в научном или художественном творчестве и т.д. Общая тенденция состоит в том, что человек начинает ощущать потребность в самоактуализации только после того, как удовлетворит потребности нижележащих уровней.

Позднее, уже вслед за предложенной пятистадиальной моделью потребностей и после описания потребности в самоактуализации, Маслоу представляет еще две потребности: потребность в познании и понимании, а также эстетические потребности. Эти две потребности он также относит к базовым, фундаментальным. Мы уже отмечали выше, что статус этих потребностей описывается не столь определенно. Несмотря на то что они описаны уже после потребности в самоактуализации, по своему смыслу в иерархическом ряду они очевидно занимают место, предшествующее самоактуализации. В интерпретации некоторых авторов потребность в познании и понимании включается в состав потребности в самоактуализации.

Потребность в познании и понимании. Стремление к познанию и пониманию есть когнитивная потребность человека. Эта потребность связана со стремлением к истине, влечением к непознанному, таинственному, необъясненному. Реализация когнитивной потребности не сводится только к приобретению новой информации. Человек стремится также к пониманию, к систематизации, к анализу фактов и выявлению взаимосвязей между ними, к построению некой упорядоченной системы ценностей. Взаимоотношения между указанными двумя стремлениями иерархичны, т.е. стремление к познанию всегда предшествует стремлению к пониманию (Маслоу, 1970). Когнитивная потребность относится к базовым потребностям человека, на что указывают прямо или косвенно результаты различных исследований и клинические данные. Фрустрация когнитивных потребностей может стать причиной серьезной психопатологии (Маслоу, 1968,1970).

Эстетические потребности. Описание этой группы потребностей, в сравнении со всеми предыдущими, отличается наибольшей диффузностью и неопределенностью. Это осознает и сам автор концепции, который отмечает, что эстетические потребности тесно переплетены, и с конативными, и с когнитивными потребностями, и потому их четкая дифференциация невозможна (Маслоу, 1970). По мнению Маслоу, эстетические потребности обнаруживаются практически у любого здорового ребенка и взрослого человека. Свидетельства существования этих потребностей можно обнаружить в любой культуре, на любой стадии развития человечества, начиная с первобытных племен.

Однако прежде чем начать наше исследование динамики мотивации профессиональной деятельности старшеклассников, нам необходимо определить основное понятие. В современной психологии при сходности общего подхода к пониманию мотива, существуют значительные расхождения в некоторых деталях и конкретике определения этого понятия. Общее положение о связи мотивов с категорией "потребность" в большинстве случаев является не дискуссионным, хотя иногда и здесь имеются разночтения. Так, радикальным, по первому впечатлению, является утверждение о том, что потребности не являются мотивами. Однако раскрывая этот тезис, обычно настаивают на признании того, что мотивом являются не сами потребности, а предметы и явления объективной действительности. Это положение уже не кажется столь радикальным. В теории мотивации, разрабатываемой в отечественной психологии, принято считать, что, говоря о мотивах, следует иметь в виду именно опредмеченную потребность. Таким образом, резкое противопоставление категорий "потребность" и "предмет" в вопросе о мотивах вряд ли целесообразно. Автор психологической концепции деятельности А.Н.Леонтьев отмечал, что предмет деятельности, являясь мотивом, может быть как вещественным, идеальным, но главное, что за ним всегда стоит потребность, что он всегда отвечает той или иной потребности.

Желая поскорее подытожить всегда несколько скучноватые обсуждения дефиниций, сформулируем простое рабочее определение. Итак, под мотивом мы будем понимать внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности [9].

Будем считать, что в качестве мотивов могут выступать и идеалы, интересы личности, убеждения, социальные установки, ценности, но при этом мы предполагаем, что за всеми этими причинами все равно стоят потребности личности во всем их многообразии (от витальных, биологических до высших социальных).

Исходя из современных психологических представлений по поводу категории мотивация (В.К.Вилюнас, В.И.Ковалев, Е.С.Кузьмин, Б.Ф.Ломов, К.Платонов и др.), мы будем понимать под мотивационной сферой личности совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности [9].

 

Рис.1. Сравнительный анализ динамики оптимального и неоптимального мотивационного комплексов профессиональной деятельности учащихся

 

Старшеклассник (период ранней юности с 15 до 17 лет) вступает в новую ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы. Эту ситуацию характеризует направленность на будущее, на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей. Необходимость этого выбора диктуется самой жизненной ситуацией, инициируется родителями и направляется учебным заведением. Этот возраст - завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно выявляется ценностно-ориентационная деятельность школьника. В это время на основе стремления школьника к автономии у него формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы, перспективы. Формирование положительной мотивации профессиональной деятельности у старшеклассников зависит от правильной организации воспитательной и учебно-профессиональной работы со старшеклассниками [11]. Приведенный выше график доказывает эффективность работы педагогического коллектива МОУ МУК-3 в этом направлении. Наблюдаемое нами увеличение количества учащихся с неоптимальной мотивацией профессиональной деятельности в 9-х классах (в возрасте 14-15 лет) объясняется тем, что на этот возрастной период приходится негативная фаза переходного возраста. Это период метаний, противоречивых чувств, абстрактного бунта, меланхолии, снижения работоспособности. Мировоззренческие установки девятиклассников обычно весьма противоречивы. Разнообразная, противоречивая, поверхностно усвоенная информация складывается в голове подростка в своеобразный винегрет, в котором перемешано все что угодно. Серьезные, глубокие суждения странным образом переплетаются с наивными, детскими. Подросток может, не замечая этого, в течение одного и того же разговора радикально изменять свою позицию, одинаково пылко и категорично отстаивать прямо противоположные, несовместимые друг с другом взгляды [3]. Девятиклассники неуправляемы, конфликтны, агрессивны, проявляя таким образом протест против "диктатуры" взрослых. Проявления подобного рода я отмечаю у учащихся 9-х классов на протяжении 14 лет своей работы в образовательном учреждении. В 16 лет снова наступает равновесие: мятежность уступает место жизнерадостности, значительно увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность, устремленность в будущее. Для получения подробной картины результатов исследования ниже я приведу графики динамики различных мотивационных комплексов профессиональной деятельности с добавлением гендерных кривых.

 

Рис.2. График динамики оптимальной мотивации профессиональной деятельности


Рис.3. График динамики неоптимальных мотивационных комплексов профессиональной деятельности

 

Ниже приведу графики каждого неоптимального мотивационного комплекса выбора профессии современных подростков.

 

Рис.4. График динамики мотивации социального престижа при выборе профессии

 

Рис.5. График динамики мотивации избегания неудачи и порицания при выборе профессии


Рис.6. График динамики неопределенной мотивации при выборе профессии

 

Диаграммы соотношения различных мотивационных комплексов профессиональной деятельности в разрезе каждой отдельно взятой выборки учащихся представлены в приложениях 3, 4, 5, 6.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. -СПб.: Питер, 2008. - 400 с. ISBN 978-5-91180-846-4

. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И.Божович. -Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 352 с. ISBN 5-89395-048-6

. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя / И.С.Кон. - М.: Просвещение, 1989. -255 с. ISBN 5-09-0010536

. Крицкий А. Планирование карьеры старшеклассников. - Народное образование № 1, 2009 - С.207-213.

. Климов А.А. Психология профессионального самоопределения. / Е.А.Климов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С.3-30. ISBN 5-85880-142-02

. Лукина А. Особенности профессиональной ориентации сельских школьников. - Народное образование № 10, 2009 - С.245-250.

. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г.Маклаков. - СПб.: Питер, 2009. -С.511-534. ISBN 978-5-272-00062-0

. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. / Л.Ф.Обухова. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2009. - С.359-390. ISBN 978-5-9692-0386-0

. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И.Розум. - СПб.: Питер, 2007. - С.146-165, С.349-356. ISBN 978-5-272-00266-2

. Самойленко Э. Техническое творчество как предпрофессиональная социализация. - Народное образование № 4, 2008 - С.213-215.

. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д.Столяренко. - Изд. 6-е, стер. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - С.144-168, С.439-444. ISBN 978-5-222-15576-9

. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 14-е изд. Учебное пособие / Л.Д.Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - С.369-380. ISBN 5-222-07807-8

. Филатов Ф.Р. Общая психология в вопросах и ответах / Ф.Р.Филатов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - С.488-516. ISBN 978-5-222-11333-2

. Черникова Т. Бизнес-психология старшеклассника. - Народное образование № 2, 2008 - С.205-207.

 


Приложение 1

 

Приложение 2

 

МЕТОДИКА "МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

 

Пожалуйста, прежде чем заполнить анкету, укажите следующие данные о себе:

Возраст ______ Пол ________ Класс ______ Номер школы _______

Прочитайте нижеперечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку каждому из них по пятибалльной шкале от степени важности данного мотива для вас.

Заполняя анкету, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Важна искренность при ответе.

 

Мотив 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов
  Важно в очень незначительной мере Важно в достаточно незначительно мере Важно в небольшой, но и не в маленькой мере Важно в достаточно большой мере Важно в очень большой мере
1. Денежный заработок          
2. Стремление к продвижению по работе          
3. Стремление избежать критики со стороны руководителя и коллег          
4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей          
5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других          
6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы          
7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности          

Обработка полученных данных:

ВМ = (6 + 7): 2 = ВПМ = (1 + 2 + 5): 3 = ВОМ = (3 + 4): 2 =

ПЛАН

 

Введение

Глава I. Множественность подходов к пониманию мотивации в трудах зарубежных и отечественных психологов

Содержание и структура мотивации личности

1.2 Формирование мотивации профессиональной деятельности у учащихся подросткового и юношеского возраста

Глава II. Исследование мотивации профессиональной деятельности современных старшеклассников

Организация и методы исследования

Сравнительный анализ мотивационных комплексов профессиональной деятельности учащихся 8-11-х классов

Библиографический список

Приложения

мотивация личность старшеклассник профессиональный


ВВЕДЕНИЕ

 

Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для всех людей. Но особенное значение в этом плане психология мотивации имеет для профессионального самоопределения старшеклассников, строящих жизненные планы и сознательно задумывающихся над выбором профессии. Этот выбор диктуется не только ориентацией на жизненное требование призвания, на сферу деятельности, в которой человек может быть максимально полезен другим, но и конъюктурой, выгодой, практической ценностью данной профессии в конкретной ситуации общественного развития страны.

Профессиональное самоопределение зависит от социально-психологической зрелости старшеклассников. Как показывают исследования, более двух третей учащихся выпускного класса школы имеют смутные представления как о содержании дальнейшего (профессионального) образования, так и о предстоящей профессиональной деятельности. Многие о ней просто не задумываются ("будет видно", "как получится") или полагают, что об их дальнейшей трудовой и жизненной карьере должны позаботиться родители [4]. Только очень целеустремленные и по-настоящему увлеченные люди 15-17 лет сохраняют верность призванию на пути дальнейшего профессионального становления, личностного самоопределения.

Характерная черта ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, как следствие построения "пирамиды" ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны - это результат конкретизации целей и мотивов [3]. Из мечты, где все возможно, и идеала как абстрактного, иногда заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистический, ориентированный на действительность план деятельности.

Для удовлетворения возникающей на рубеже подросткового и юношеского возраста потребности в самоопределении (Л.И.Божович) служит обучение старшеклассников в межшкольных учебных комбинатах - образовательных учреждениях, осуществляющих допрофессиональную и профессиональную подготовку учащихся по выбранному профилю трудового обучения и их профессиональную ориентацию.

Формирование устойчивой положительной мотивации выбора профессии и будущей трудовой деятельности у современного старшеклассника - один из актуальных вопросов педагогики и педагогической психологии. От решения этой проблемы зачастую зависит судьба личности, успешно состоявшейся в профессиональной деятельности.

Понимая важность проблемы профориентации, формирования мотивов выбора профессии как побудительных сил профессионального самоопределения, педагогический коллектив МОУ МУК-3, где я работаю, предложил мне в рамках курсовой работы по предмету "Возрастная психология" провести исследование мотивационных комплексов профессиональной деятельности учащихся 8-11-х классов, обучающихся в МУК-3, и выработать рекомендации для более эффективной работы по повышению уровня мотивации выбора профессии у старшеклассников.

Объект исследования: старшеклассники школ Ленинского округа г.Комсомольска-на-Амуре, обучающиеся в МОУ МУК-3.

Предмет исследования: динамика мотивации профессиональной деятельности у учеников старших классов, обучающихся в МОУ МУК-3.

Цель исследования: изучить динамику мотивации профессиональной деятельности современных старшеклассников.

Задачи исследования:

Ø Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

Ø Диагностика уровня мотивации профессиональной деятельности учащихся 8,9,10,11 классов, обучающихся в МОУ МУК-3;

Ø Выявление динамики мотивации выбора профессии старшеклассников, обучающихся в МОУ МУК-3;

Ø на основании полученного материала исследования разработать практические рекомендации.

Гипотеза исследования: Обучение в межшкольных учебных комбинатах развивает положительную мотивацию профессиональной деятельности у старшеклассников.

Методы исследования:

Ø Организационный: сравнительный (метод "поперечных срезов" - сопоставление результатов по определенному критерию разных возрастных групп испытуемых);

Ø Эмпирический: психодиагностический метод (тест "Мотивация профессиональной деятельности" (К.Замфир, модификация А.Реан));

Ø Обработки данных: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы;

Ø Интерпретационный: структурный метод (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности)

База исследования: Исследование связи между обучением в МУК-3 и собственных ориентировок мотивации профессиональной деятельности проводилось на базе муниципального образовательного учреждения "Межшкольный учебный комбинат № 3" г.Комсомольска-на-Амуре. В исследовании приняли участие 553 учащихся 8-11-х классов различных школ Ленинского округа г.Комсомольска-на-Амуре, обучающихся в МОУ МУК-3.

 


Глава I. МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ПОДХОДОВ К ПОНИМАНИЮ МОТИВАЦИИ В ТРУДАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

 

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ

 

Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (Б.Г.Анан



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.169 (0.1 с.)