ТОП 10:

Глава 1. Информационная война - война 21 века



Содержание

Введение

Глава 1. Информационная война война 21 века

1.1 Определение понятия " информационная война"

1.2 Информационное оружие

1.3 Социально-психологическая составляющая информационной войны

1.4 Статус информационной составляющей в структуре современной цивилизации

Глава 2. Информационная война против России

2.1 Информационная война в современном мире

2.2 Образ России в зеркале западных СМИ

2.3 Методы манипулирования общественным сознанием в информационной войне

2.4 Противостояние России информационной войне

Заключение

Список использованной литературы

Интернет-источники:


Введение

 

Актуальность темы: с точки зрения своевременности и социальной значимости проблема ведения информационных войн в СМИ является актуальной как никогда и носит глобальный характер. В силу того, что в последние 10 лет распространение получил Интернет, информационная война усилилась в сотни раз, и свидетельствует об этом развитие войны нового поколения, так называемой "сетевой войны". Информационная война по сравнению с обычной затрагивает все аспекты жизни общества и касается каждого, ее последствия непредсказуемы, именно поэтому рассмотрение данной темы вызвало интерес с моей стороны.

Цели и задачи исследования:

проследить тенденцию к устойчивому информационному давлению, оказываемому СМИ, направленное на формирование определенного типа мышления среди населения;

выявить стереотипный образ России в глазах жителей западных стран;

определить понятие, функции информационной войны, используемые методы;

определить методы манипуляций сознанием и их воздействие на человека;

изучить и проанализировать СМИ, которые являются носителями провокационных материалов;

Объект исследования: агрессивная информационная борьба за мировое лидерство, проводимая с помощью СМИ в последнее десятилетие.

Предмет исследования: процесс активной информационной войны против России, развернутой США и странами Запада.

Общий анализ источников и литературы: в написании курсовой работы были использованы литературные издания современных авторов, в том числе специалистов в области связей с общественностью, исторические справки, интернет сайты, в том числе иностранные. Литературные источники, использованные в данной курсовой работе, помогли более полно раскрыть основной ее замысел и более глубоко вникнуть в существующую проблему.

Авторская новизна и творческая самостоятельность: новизна настоящего исследования заключается в выведении закономерных признаков поведения населения России в условиях информационного прессинга, выявление стереотипного образа о стране. Творческая самостоятельность исследования выражается в проведении социологического опроса среди населения, показывающего отношение к проблеме информационных войн в современном мире.

информационная война массовая информация


 

Информационное оружие

 

Чтобы контролировать и управлять происходящими процессами в обществе, используется информационное оружие, которое представляет собой средства уничтожения, искажения или хищения информации; средства преодоления систем защиты; средства ограничения допуска законных пользователей; средства дезорганизации работы технических средств, компьютерных систем.

Информационным оружием называют:

)   компьютерные вирусы;

2) логические бомбы (программные закладки);

)   средства подавления информационного обмена в телекоммуникационных сетях, фальсификация информации в каналах государственного и военного управления;

)   средства нейтрализации тестовых программ;

)   различного рода ошибки, сознательно вводимые в программное обеспечение объекта.

"Стратегия применения информационного оружия носит исключительно наступательный характер". В реестре современных технологий сетевых войн и новых типов оружия есть оружие, применяемое в сфере идеологии, СМИ, образования, воспитания, культуры, пропаганды. Этим оружием является тщательно отобранная и дозированная информация, повторенная нужное количество раз по нужным информационным каналам.

Если оружие применяется, значит, существует противник, который его создает, активирует и направляет, и объект, на который оружие нацелено. Согласно результатам исследований, существует три основных объекта информационного поражения:

.   жизненная сила страны,

2. элита (по сути, управляющее начало государства)

.   материальные объекты и инфраструктура.

Информационное воздействие действительно является оружием массового поражения и имеет очень много общего с ядерным оружием. Притом, что часто информационная атака носит неявный, скрытый характер, это оружие оказывает перманентное воздействие на огромное количество людей. Кроме того, для него характерен как немедленный, так и отложенный поражающий эффект, эффект закрепления и воспроизводства поражающего действия. Фактически тоже происходит при взрыве ядерного боеприпаса. Вначале - ударная волна, световое излучение, радиоактивное поражение, все это ощущается немедленно. Отложенное, закрепленное и воспроизводящееся воздействие - это длительное заражение местности, лучевая болезнь, генетические мутации, затрагивающие многие поколения живых организмов.

К эффектам информационного оружия, помимо сиюминутной убежденности в достоверности некоего навязываемого факта, относится и полный аналог заражения и ментальных и социальных мутаций. Это заражение подрывной идеологией может вызывать распространяющиеся на многие годы последствия, например перерождение элиты, потерянное поколение, поколение несбывшихся надежд, изменения в менталитете населения.

Наступательный характер информационного оружия во многом определяет лицо информационной войны и позволяет определить потенциального информационного агрессора. А это значит, что объем информации, целенаправленно передаваемый от одной страны к другой, и является мерой информационной агрессивности. При этом неважно, какой характер имеет передаваемая информация. К осмыслению этого утверждения надо подходить с иными, непривычными мерками и исходить из того, что в эпоху информационных технологий, когда социальная среда перенасыщена информацией, безопасность системы уже начинает определяться не только теми знаниями, которые данная система получает о противнике, но и, может быть даже в первую очередь, теми знаниями, от восприятия которых ей удалось уклониться.

Остановимся на возможностях информационного оружия. Одни единодушно считают его мощнее ядерного, другие предпочитают не высказываться на эту тему, ссылаясь на отсутствие прецедентов. Однако, так как спектр информационного оружия широк (сюда входят не только перечисленные выше средства кибернетического оружия, но и средства массовой информации, произведения массовой культуры или культуры для масс и искусства для масс), возможности всех этих средств, конечно, различны. Одним из средств информационного оружия, является мирная пропаганда достоинств собственного образа жизни. В частности, пропаганду достоинств западной цивилизации и западного образа жизни, включая бескорыстную помощь не западным народам планеты в их добровольном развитии в направлении западного образца общественного устройства, определяют термином "западнизация".

 

Заключение

 

В ходе выполнения курсовой работы были подробно изучены основы ведения информационной войны в современных СМИ, включая важнейшие методы воздействия на человеческую психику которые для этого используются. Важнейшей задачей курсовой работы было выявление образа России в глазах жителей США и западных стран и США. Проанализированы политические и исторические аспекты ведения информационной войны против России, а также выявлены возможные последствия информационной войны против России. Проведена обширная работа с литературными источниками, как на русском, так и на английском языке, что дало более глубокое представление о поставленной проблеме. Проведен социологический опрос для выявления отношения к проблеме информационных войн у населения (средний возраст опрашиваемых составил 24 года). Результаты социологического исследования приводятся в тексте курсовой работы.

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что информационная война в действительности носит крайне острый характер в современном обществе, а проблема ее решения остается до сих пор не достаточно изученной, активных мер по ее разрешению со стороны России практически не предпринимается. Для уменьшения воздействия информационной атаки на Россию совершенно необходимым является введение четкой политики регламентирующей работу всех СМИ (особое внимание должно быть уделено Интернет сети) на территории РФ, сокращения числа фильмов иностранного производства транслируемых по телевидению и поступающих в прокат и ужесточение визового контроля на границе государства. Усугубляет проблему то, что социально-психологическая составляющая информационной войны уже сформировала отношение к ней у большей части населения России на подсознательном уровне. В течение последнего десятилетия воздействие на сознание человека резко усилилось в связи с широким распространением Интернет сети, которая разрушила границы между странами и стала мощнейшим оружием в манипулировании сознанием. Количество пользователей интернета в России составляет около 60 миллионов человек [15], это огромная цифра, если учитывать, что население России на начало 2011 года насчитывало 141,8 миллиона человек. Говоря об информационной войне в Интернет пространстве можно даже выделить ее разновидность такую как "сетевая" война. Поменять психологические установки в сознании человека очень трудно, если учесть, что оно формировалось годами, поэтому глупо пытаться изменить стереотипный образ о России, если ее население, правительство с его политикой не готово уделить этой проблеме достаточно внимания.


Список использованной литературы

 

1. Губанов Д.А. <http://infwar.ru/search.php?author=%C3%F3%E1%E0%ED%EE%E2>, Новиков Д.А. <http://infwar.ru/search.php?author=%CD%EE%E2%E8%EA%EE%E2>, Чхартишвили А.Г. <http://infwar.ru/search.php?author=%D7%F5%E0%F0%F2%E8%F8%E2%E8%EB%E8>, Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства -М: ФИЗМАТЛИТ, 2010. - 228 с.

2.  Иванов В.Н., Сергеев В.К. "Русский мир" и социальные реалии. -М., 2008. -112 с.

.    Колеман Дж. Комитет 300. Тайны мирового правительства. -М: Витязь, 2006-84 с.

4. Осипов В.Ю. <http://infwar.ru/search.php?author=%CE%F1%E8%EF%EE%E2>, Кондратюк А.П. <http://infwar.ru/search.php?author=%CA%EE%ED%E4%F0%E0%F2%FE%EA>Оценка информации в интересах рефлексивного управления конкурентами <http://infwar.ru/article/Osipov.pdf>. Международный журнал: "Программные продукты и системы", № 2. - СПб 2010

.   Почепцов Г.Г. Как "переключают народы" Психологические/ информационные операции как технологии воздействия на массовое сознание в ХХ веке. - Киев 1998. -80 с.

.   Расторгуев С.П. Философия информационной войны -М: Аутопан, 2003. -496 с.

.   Расторгуев С.П. Информационная война как целенаправленное информационное воздействие информационных систем" // "Информационное общество". №1.1997.

.   Ткаченко С.В. Информационная война против России - СПб: Питер <http://www.labirint.ru/pubhouse/104/>, 2011 -224 с.

.   Цыганов В.В. <http://infwar.ru/search.php?author=%D6%FB%E3%E0%ED%EE%E2>, Бухарин С.Н. <http://infwar.ru/search.php?author=%C1%F3%F5%E0%F0%E8%ED>, Васин В.В. <http://infwar.ru/search.php?author=%C2%E0%F1%E8%ED> Интеллектуальные механизмы информационных войн <http://infwar.ru/article/zigan.pdf>-М: Научно-технолологический центр ФГУП "Центромашпроект", 2007 -336 с.

Интернет-источники:

10. <http://www.inopressa.ru/>

11. http://europe. wsj.com/ <http://europe.wsj.com/>

. <http://www.nytimes.com/>

13. http://infwar.ru/index. php <http://infwar.ru/index.php>

. <http://www.newsdozor.ru/>

. <http://www.internetworldstats.com/>

Содержание

Введение

Глава 1. Информационная война война 21 века

1.1 Определение понятия " информационная война"

1.2 Информационное оружие

1.3 Социально-психологическая составляющая информационной войны

1.4 Статус информационной составляющей в структуре современной цивилизации

Глава 2. Информационная война против России

2.1 Информационная война в современном мире

2.2 Образ России в зеркале западных СМИ

2.3 Методы манипулирования общественным сознанием в информационной войне

2.4 Противостояние России информационной войне

Заключение

Список использованной литературы

Интернет-источники:


Введение

 

Актуальность темы: с точки зрения своевременности и социальной значимости проблема ведения информационных войн в СМИ является актуальной как никогда и носит глобальный характер. В силу того, что в последние 10 лет распространение получил Интернет, информационная война усилилась в сотни раз, и свидетельствует об этом развитие войны нового поколения, так называемой "сетевой войны". Информационная война по сравнению с обычной затрагивает все аспекты жизни общества и касается каждого, ее последствия непредсказуемы, именно поэтому рассмотрение данной темы вызвало интерес с моей стороны.

Цели и задачи исследования:

проследить тенденцию к устойчивому информационному давлению, оказываемому СМИ, направленное на формирование определенного типа мышления среди населения;

выявить стереотипный образ России в глазах жителей западных стран;

определить понятие, функции информационной войны, используемые методы;

определить методы манипуляций сознанием и их воздействие на человека;

изучить и проанализировать СМИ, которые являются носителями провокационных материалов;

Объект исследования: агрессивная информационная борьба за мировое лидерство, проводимая с помощью СМИ в последнее десятилетие.

Предмет исследования: процесс активной информационной войны против России, развернутой США и странами Запада.

Общий анализ источников и литературы: в написании курсовой работы были использованы литературные издания современных авторов, в том числе специалистов в области связей с общественностью, исторические справки, интернет сайты, в том числе иностранные. Литературные источники, использованные в данной курсовой работе, помогли более полно раскрыть основной ее замысел и более глубоко вникнуть в существующую проблему.

Авторская новизна и творческая самостоятельность: новизна настоящего исследования заключается в выведении закономерных признаков поведения населения России в условиях информационного прессинга, выявление стереотипного образа о стране. Творческая самостоятельность исследования выражается в проведении социологического опроса среди населения, показывающего отношение к проблеме информационных войн в современном мире.

информационная война массовая информация


 

Глава 1. Информационная война - война 21 века

 

1.1 Определение понятия " информационная война"

 

информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) - общенаучное понятие, связанное с объективными свойствами материи и их отражением в человеческом сознании. Это необходимый ресурс деятельности человека, отделяющий его от остального мира. Выделить его как специфический "ресурс" нападения и защиты пытались давно, но только сравнительно недавно начали появляться теории, которые могут быть положены в основу методологии ведения информационных войн. Информация необходима людям для принятия любых решений. Она не только позволяет совершать оптимальные действия в конфликте, но и управляет самой целенаправленной деятельностью, смыслом существования и гибели систем.

Первоначально ученый физик Томас Рон использовал термин "информационная война" в отчете, подготовленным им в 1976 году для компании "Boeing", и названный "Системы оружия и информационная война".Т. Рон указал, что информационная инфраструктура становится ключевым компонентом американской экономики. В то же самое время, она становится и уязвимой целью, как в военное, так и в мирное время. Этот отчет и можно считать первым упоминанием термина "информационная война".

В связи с появлением новых задач после окончания "холодной войны" термин "информационная война" был введен в документы Министерства обороны США. Он стало активно упоминаться в прессе после проведения операции "Буря в пустыне" в 1991 году, где новые информационные технологии впервые были использованы как средство ведения боевых действий. Официально же этот термин впервые введен в директиве министра обороны США DODD 3600 от 21 декабря 1992 года [3].

Определить понятие "информационная война" достаточно трудно. Слишком много разных смыслов вкладывается в эти слова в зависимости от контекста их употребления. Информация - очень обширное понятие и затрагивает оно все сферы человеческой деятельности, и представляет собой ресурс, которым оперирует субъект в процессе принятия решений, в том числе и в войне. Война предполагает некую борьбу в рамках какой-либо цели (или ресурса). Информационная война, в таком случае, рассматривает любую информационную составляющую такой борьбы, и информация может являться здесь как самим ресурсом, так и средствами его получения.

В самом общем смысле информационная война - любая деятельность в информационном пространстве в рамках некоторых антагонистических целей (материальное превосходство; решение, принимаемое человеком или группой людей и пр.). Это составляет предмет информационного противоборства. Разделяя его на более узкие области, в зависимости от выбранных методов и средств исследований, можно выделить (от общефилософских проблем к более частным):

)   Проблема смыслообразования (формирования целей деятельности, в том числе, проблема осознания и управления ими);

2) Математические модели в сфере существования информационных систем (формальная теория информационной войны);

)   Методы и средства информационного управления (рефлексивное управление - неявное управление выбором на основе стереотипности методики принятия решений, манипуляция сознанием, средства психологического нападения и защиты);

)   Управление конфиденциальностью, целостностью и доступностью информации в различных системах.

Взрыв нескольких гранат нельзя назвать войной, кто бы их не бросал. Взрыв нескольких водородных бомб - это уже и начатая и завершенная война. Информационную пропаганду 50-ых, 60-ых годов, которой занимались СССР и США, можно сравнить именно с несколькими гранатами. Поэтому никто не называет прошлое противостояние информационной войной, в лучшем случае оно заслуживает термина “холодная война" [6].

 

Информационное оружие

 

Чтобы контролировать и управлять происходящими процессами в обществе, используется информационное оружие, которое представляет собой средства уничтожения, искажения или хищения информации; средства преодоления систем защиты; средства ограничения допуска законных пользователей; средства дезорганизации работы технических средств, компьютерных систем.

Информационным оружием называют:

)   компьютерные вирусы;

2) логические бомбы (программные закладки);

)   средства подавления информационного обмена в телекоммуникационных сетях, фальсификация информации в каналах государственного и военного управления;

)   средства нейтрализации тестовых программ;

)   различного рода ошибки, сознательно вводимые в программное обеспечение объекта.

"Стратегия применения информационного оружия носит исключительно наступательный характер". В реестре современных технологий сетевых войн и новых типов оружия есть оружие, применяемое в сфере идеологии, СМИ, образования, воспитания, культуры, пропаганды. Этим оружием является тщательно отобранная и дозированная информация, повторенная нужное количество раз по нужным информационным каналам.

Если оружие применяется, значит, существует противник, который его создает, активирует и направляет, и объект, на который оружие нацелено. Согласно результатам исследований, существует три основных объекта информационного поражения:

.   жизненная сила страны,

2. элита (по сути, управляющее начало государства)

.   материальные объекты и инфраструктура.

Информационное воздействие действительно является оружием массового поражения и имеет очень много общего с ядерным оружием. Притом, что часто информационная атака носит неявный, скрытый характер, это оружие оказывает перманентное воздействие на огромное количество людей. Кроме того, для него характерен как немедленный, так и отложенный поражающий эффект, эффект закрепления и воспроизводства поражающего действия. Фактически тоже происходит при взрыве ядерного боеприпаса. Вначале - ударная волна, световое излучение, радиоактивное поражение, все это ощущается немедленно. Отложенное, закрепленное и воспроизводящееся воздействие - это длительное заражение местности, лучевая болезнь, генетические мутации, затрагивающие многие поколения живых организмов.

К эффектам информационного оружия, помимо сиюминутной убежденности в достоверности некоего навязываемого факта, относится и полный аналог заражения и ментальных и социальных мутаций. Это заражение подрывной идеологией может вызывать распространяющиеся на многие годы последствия, например перерождение элиты, потерянное поколение, поколение несбывшихся надежд, изменения в менталитете населения.

Наступательный характер информационного оружия во многом определяет лицо информационной войны и позволяет определить потенциального информационного агрессора. А это значит, что объем информации, целенаправленно передаваемый от одной страны к другой, и является мерой информационной агрессивности. При этом неважно, какой характер имеет передаваемая информация. К осмыслению этого утверждения надо подходить с иными, непривычными мерками и исходить из того, что в эпоху информационных технологий, когда социальная среда перенасыщена информацией, безопасность системы уже начинает определяться не только теми знаниями, которые данная система получает о противнике, но и, может быть даже в первую очередь, теми знаниями, от восприятия которых ей удалось уклониться.

Остановимся на возможностях информационного оружия. Одни единодушно считают его мощнее ядерного, другие предпочитают не высказываться на эту тему, ссылаясь на отсутствие прецедентов. Однако, так как спектр информационного оружия широк (сюда входят не только перечисленные выше средства кибернетического оружия, но и средства массовой информации, произведения массовой культуры или культуры для масс и искусства для масс), возможности всех этих средств, конечно, различны. Одним из средств информационного оружия, является мирная пропаганда достоинств собственного образа жизни. В частности, пропаганду достоинств западной цивилизации и западного образа жизни, включая бескорыстную помощь не западным народам планеты в их добровольном развитии в направлении западного образца общественного устройства, определяют термином "западнизация".

 







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.168.62.171 (0.017 с.)