ТОП 10:

Социально-психологическая составляющая информационной войны



 

Для нашего времени характерно резкое увеличение объемов информации. В последние тридцать лет произведено больше информации, чем за пять тысяч лет до этого. Подсчитано, что один экземпляр газеты "Нью Йорк Таймс" содержит больше информации, чем было доступно жителю Англии семнадцатого столетия за всю его жизнь [5]. Естественно, что человеческие механизмы переработки и хранения информации, созданные задолго до необходимости перерабатывать такие объемы, претерпевают серьезные перегрузки, создавая в ответ те или иные системы защиты себя. В информационной войне можно выделить две составляющих: техническую и социально-психологическую. К технической составляющей относятся:

·   компьютерные сети и телекоммуникации,

·   электронные СМИ,

·   несанкционированный доступ к данным противника.

Соответственно выделяется два типа информационного оружия:

) оружие, воздействующее на технические средства;

) оружие, оказывающее воздействие на людей.

К первому типу оружия относятся средства радиоэлектронного воздействия с помощью электромагнитных, акустических и инфракрасных излучений, компьютерные вирусы, специальные программы - "логические бомбы", позволяющие разрушать или нарушать работу компьютерного оборудования противника. Второй тип информационного оружия, является "предметом исследований психологов и социологов и не поддается точному определению".

В информационной войне отсутствуют видимые разрушения. Общество не приводит в действие имеющие в его распоряжении защитные механизмы и фильтры. Чувство опасности, которое в иных ситуациях действует безотказно, не срабатывает. Интенсивное информационное воздействие на страну в течение нескольких месяцев может привести к смене власти в ней, причем население даже не ощутит, что на него оказывается давление.

Теоретические основы ведения информационных войн заложил в 1948 г. американский социолог и психолог Г. Лассуэлл, создав "теорию зависимости", или, как он сам ее называл, "теорию волшебной пули". Согласно этой теории, человек беззащитен перед информационным воздействием. СМИ манипулируют человеком по своему усмотрению, и он ничего не может им противопоставить [4]. Информационные воздействия проникают в голову человека подобно "волшебной пуле" и вызывают в мозгу необратимые разрушения. Теория зависимости оказала заметное влияние на дальнейшее развитие социально-психологических теорий информационной войны, некоторые из которых упомянуты ниже.

Канадский философ и культуролог Маршалл Маклюэн разработал "теорию средства", которая заключается в том, что новые информационные технологии (печать, радио, кино, телевидение, Интернет) приводят к сменам парадигм восприятия и понимания человеком окружающего мира. Работа, в которой он изложил свою теорию, так и называется - "Средство есть сообщение". Появление печати изменило пропорции в наших ощущениях в пользу зрения, что в свою очередь не могло не повлиять на мышление, сделав его линейным, последовательным, логическим. Распространение телефона, который имитирует короткую дистанцию общения, изменило практику ведения боевых действий. Например, Александр Македонский не мог позвонить персидскому царю Дарию и уладить все разногласия. Голос по радио ближе к живому голосу, чем крупный план на экране к живому лицу. Телевидение возвращает человека к естественному ("первобытному") состоянию, одновременно превращая мир в "глобальную деревню". Воздействовать на массовое сознание можно, изменяя, например, угол съемки, применяя длиннофокусный объектив или крупный план [5].

Во время Второй мировой войны немецкий психолог Курт Левин разработал "теорию привратника". Нацистское командование, испытывая трудности в снабжении армии продуктами питания, поставило перед психологами задачу переориентировать население на потребление дешевых сортов мяса. "Привратником" стала домохозяйка, которая покупает продукты на рынках. В информационных войнах такими "привратниками" являются редакторы СМИ и спин-доктора, которые контролируют поток новостей и могут изменять, расширять, повторять и изымать информацию.

Близка к "теории привратника" концепция "лидеров мнений", через которых информационное оружие воздействует на массовое сознание. Изучая воздействие СМИ на аудиторию, социологи обнаружили, что своего максимума оно достигает не сразу, а спустя какое-то время (примерно 2 недели). Социологические исследования показали, что люди воспринимают информационное воздействие не непосредственно от СМИ, а через обсуждение с авторитетными для них людьми - "лидерами мнений". "Лидеры мнений" могут меняться в разных ситуациях: например, покупая автомобиль, мы интересуемся мнением опытных автомобилистов, а подыскивая зубного врача, спрашиваем совета у других людей. Глеб Павловский писал: "Хор славословий в СМИ приводит к обратному эффекту. Люди никогда не пересказывают друг другу казенные формулы и лакейские гимны властям - в своем кругу люди рассказывают друг другу то, что считают важным и интересным".

Важную роль в современных информационных войнах играет коммуникативный резонанс. Коммуникативный резонанс - это явление массового сознания, когда эффект от информационного воздействия значительно превышает первоначально затраченные усилия. Коммуникативный резонанс возникает, когда содержание информационного воздействия соответствует ожиданиям масс. Например, государственный и политический деятель нацистской Германии-Геббельс для того, чтобы добиться коммуникативного резонанса, представлял Гитлера студентам и интеллектуалам как художника и архитектора, ветеранам напоминал, что он солдат Первой Мировой Войны, а сентиментальным людям говорил, что Гитлер обожал детей.

 







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.168.62.171 (0.004 с.)