Анализ результатов эмпирического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ результатов эмпирического исследования



характер темперамент физическая культура

Для проведения эксперимента нам были необходимы: листы бумаги, подготовленные рисунки, распечатки тестов и ручки. В таблице 2 нами представлены результаты исследований по тесту Леонгарда - Шмишека.

 

Таблица 2. Результаты исследования акцентуаций характера

п/п Фамилия, имя Акцентуация
1 Бондя Анастасия Гипертимность, тревожность
2 Буртылева Марина Экзальтированность
3 Власова Анастасия Гипертимность, демонстративность, экзальтированность
4 Войтенко Юлия Экзальтированность
5 Зубова Марина Экзальтированность
6 Ильин Даниил Гипертимность
7 Киселева Кристина Экзальтированность
8 Коваленко Светлана Возбудимость
9 Мищенко Роман Демостративность, гипертимность, циклотимность
10 Середа Екатерина Экзальтированность, эмоциональность
11 Терехов Максим Гипертимность
12 Учаев Александр Возбудимость
13 Хаблов Даниил Гипертимность, эмоциональность
14 Черникова Татьяна Гипертимность
15 Шкурат Андрей Экзальтированность

 

Диаграмма 1. Акцентуации подростков 7 «Б» класса

 

По данным исследования, следует, что преобладают, дети с типом акцентуации гипертимность и экзальтированность доля которых составила 40%. Такие подростки очень подвижны, общительны и чрезмерно самостоятельны. Живому уму сопутствует неусидчивость и недисциплинированность. Эти подростки обладают высоким жизненным тонусом и преимущественно хорошим настроением, которое лишь иногда омрачается вспышками гнева или агрессии, особенно по причине каких-либо ограничений их деятельности. Самооценка гипертимных подростков отличается искренностью - в случаях акцентуаций без нарушений поведения большинство черт собственного характера оценивается подростком верно.

 

Таблица 3. Результаты диагностики «Психогеометрический тест»

  Фамилия, имя Геометрические фигуры
1 Бондя Анастасия Круг
2 Буртылева Марина Квадрат
3 Власова Анастасия Треугольник
4 Войтенко Юлия Круг
5 Зубова Марина Круг
6 Ильин Даниил Зигзаг
7 Киселева Кристина Треугольник
8 Коваленко Светлана Зигзаг
9 Мищенко Роман Зигзаг
10 Середа Екатерина Прямоугольник
11 Терехов Максим Квадрат
12 Учаев Александр Зигзаг
13 Хаблов Даниил Прямоугольник
14 Черникова Татьяна Зигзаг
15 Шкурат Андрей Треугольник

 

По данным таблицы 3, следует, что преобладают дети, которые выбрали геометрическую фигуру Зигзаг. Данная фигура означает: креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если вы твердо выбрали зигзаг в качестве основной формы, то вы скорее всего истинный «правополушарный» мыслитель, инакомыслящий, в большей степени, свойственны образность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Строгая, последовательная дедукция - это не ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки от «а» к «я», поэтому многим «левополушарным» трудно понять Зигзагов.

 

Диаграмма 2

 


«Правополушарное» мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство.

Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль. В отличие от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот - заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, «снимается». Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, «открывая глаза» другим.

Зигзаги просто не могут трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. В работе им требуется независимость от других и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Тогда Зигзаг «оживает» и начинает выполнять свое основное назначение - генерировать новые идеи и методы работы.

Зигзаги - идеалисты, отсюда берут начало такие их черты, как непрактичность, наивность.

Зигзаг - самый возбудимый из пяти фигур. Они несдержанны, очень экспрессивны, что, наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же они не сильны в проработке конкретных деталей и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее). Следовательно данными качествами обладает большинство детей.

Три человека из 15 выбрали круг. Круг - это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован прежде всего в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга - люди. Круг - самая доброжелательная из пяти форм. Он чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу. Круги - лучшие коммуникаторы прежде всего потому, что они лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать. Круги великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика.

Круги «болеют» за свой коллектив и популярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса. Во-первых, Круги направлены скорее на людей, чем на дело. Пытаясь сохранить мир, они иногда избегают занимать «твердую» позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжкого, чем вступать в межличностный конфликт. Они любой ценой стремятся его избежать. Иногда - в ущерб делу. Во-вторых, Круги вообще не отличаются решительностью, часто не могут подать себя должным образом. Треугольники, как правило, легко берут над ними верх. Однако Круги не слишком беспокоятся, в чьих руках находятся власть. В одном Круги проявляют завидную твердость - если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.

Круг - нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с кругом, скорее относятся к «правополушарным» мыслителям.

«Правополушарное» мышление - более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее. Поэтому переработка информации у Кругов осуществляется не в последовательном формате, а скорее мозаично, прорывами с пропусками отдельных звеньев. Это не означает, что Круги не в ладах с логикой. Просто формализм у них не получает приоритета в решении жизненных проблем. Главные черты в их мышлении - ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т.д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения.

Три человека из 15 выбрали геометрическую фигуру- треугольник. Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Они - энергичные, сильные личности. В тесте Люшера они часто предпочитают зеленый цвет и рисуют елку, когда их просят нарисовать дерево. Треугольники, как и их родственники Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются «левополушарными» мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуации. Однако в противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредоточиваются на главном, на сути проблемы. Их сильная прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного в данных условиях решения проблемы.

Треугольник - это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Потребность быть правым и потребность управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Треугольники с большим трудом признают свои ошибки! Можно сказать, что они видят то, что хотят видеть, не любят менять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений. К счастью (для них и окружающих), Треугольники быстро и успешно учатся (впитывают полезную информацию как губка), правда, только тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует (с их точки зрения) достижению главной цели.

Треугольники честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то Треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря - сделать карьеру. Из Треугольников получаются отличные менеджеры. Главное отрицательное качество Треугольников: сильный эгоцентризм, направленность на себя. На пути к вершинам власти они не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя... Может быть, без них жизнь потеряла бы свою остроту.

Два человека из 15 выбрали квадрат. Данной геометрической фигуре свойственно: трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, - вот основные качества истинных Квадратов. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Все сведения, которыми они располагают, систематизированы и разложены по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.

Если вы выбрали для себя квадрат - фигуру линейную, то, вероятнее всего, вы относитесь к «левополушарным» мыслителям, т. е. к тем, кто перерабатывает данные в последовательном формате: а-б-в-г... Они скорее «вычисляют результат», чем догадываются о нем. Они чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям, любят раз и навсегда заведенный порядок. Их идеал - распланированная, предсказуемая жизнь, и им не по душе изменение привычного хода событий. Они постоянно «упорядочивают», организуют людей и вещи вокруг себя.

Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать хорошими специалистами - техниками, отличными администраторами, но редко бывают хорошими менеджерами. Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в уточняющей информации для принятия решений лишает Квадрата оперативности. Аккуратность, соблюдение правил и т. п. могут развиться до парализующей крайности. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость, консерватизм в оценках мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадраты неэффективно действуют в аморфной ситуации.

Также два человека из 15 выбрали- прямоугольник. Эта фигура символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Причины «прямоугольного» состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно - значимость изменений для определенного человека.

Основным психическим состоянием Прямоугольников является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанность в проблемах и неопределенность в отношении себя на данный момент времени. Наиболее характерные черты - непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Они имеют, как правило, низкую самооценку. Стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стили жизни. Быстрые, крутые и непредсказуемые изменения в поведении Прямоугольника обычно смущают и настораживают других людей, и они сознательно могут уклоняться от контактов с «человеком без стержня».

Прямоугольникам же общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода. Однако у Прямоугольника обнаруживаются и позитивные качества, привлекающие к нему окружающих: любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и... смелость! В данный период они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость. Поэтому Прямоугольниками легко манипулировать. «Прямоугольность» - всего лишь стадия. Она пройдет!

 


Таблица 4. Результаты экспресс-диагностики характерологических особенностей личности (Н. Айзенк в модификации Т. В. Мотолиной)

№п/п Фамилия, имя Тип
1 Бондя Анастасия №30
2 Буртылева Марина №14
3 Власова Анастасия №13
4 Войтенко Юлия №24
5 Зубова Марина №23
6 Ильин Даниил №32
7 Киселева Кристина №14
8 Коваленко Светлана №20
9 Мищенко Роман №15
10 Середа Екатерина №14
11 Терехов Максим №11
12 Учаев Александр №23
13 Хаблов Даниил №28
14 Черникова Татьяна №20
15 Шкурат Андрей №23

 

Согласно таблице 4, из 15 человек тип №14- это три человека Буртылева Марина, Киселева Кристина, Середа Екатерина. Данный номер определяет характерологические проявления: властность, мнительность, подозрительность, педантичность. Эти ученики стремится к первенству. Наслаждаются любым проявлением превосходства, склонны к насмешке над более слабыми. Мстительны, пренебрежительны, деспотичны. Легко утомляемые.

Так же три человека определились как тип №23: Буртылева Марина, Учаев Александр, Шкурат Андрей. Характерологические проявления данного типа: общительный, активный, инициативный, увлекающийся. При этом умеет управлять собой. Умеет добиваться намеченной цели. Честолюбив. Любит лидировать и умеет быть организатором. Пользуется доверием и искренним уважением окружающих. Характер легкий. Эстетичен, ровно оживлен.

Два человека из 15 принадлежат типу №20: Черникова Татьяна, Коваленко Светлана. Характерологические проявления этого типа: очень демонстративен, не умеет сопереживать. Эмоционально беден. Любит противопоставлять себя коллективу. Очень напорист в достижении значимых для себя ценностей. Ценит престиж. Часто бывает фальшив. Практичен.

Бондя Анастасия относится к типу №30-гордая, стремится к первенству, злопамятная. Стремится к лидерству во всем. Энергична, упорна. Спокойна, расчетлива. Любит риск, непреклонна в достижениях. Не лишена артистизма, хотя и суховата.

Власова Анастасия тип- №13. Данный тип сложный. Тщеславен. Энергичен. Жизнерадостен. Как правило, не имеет высокой духовной направленности. Погружен в житейские радости. Во главу угла ставит бытовые потребности. Преклоняется перед подвижностью. Всеми силами стремится достичь удачи, успеха, выгоды. Презирает неудачников. Общительный, демонстративный. Жестко выдвигает свои требования.

Мищенко Роман тип- №15. Характерологические проявления: вечно недовольный, ворчливый, склонный к придиркам. Мелочно-требовательный. К язвительности не склонен. Легко обижается по пустякам. Часто бывает хмурым, раздражительным. Завистлив. В делах неуверенный. В отношениях - подчиненный. Перед трудностями пасует. В группе, классе держится в стороне. Злопамятен. Друзей не имеет. Сверстниками командует. Голос тихий, резкий.

Ильин Даниил относится к типу №32- честолюбив, неудачи не снижают уверенности в себе. Заносчив. Злопамятен. Энергичен. Упорен. Целеустремлен. Склонен к конфликтности. Не уступает, даже если не прав. Мук совести не испытывает. В общении не склонен к сопереживанию. Ценит только информативность. Эмоционально ограниченный тип.

Терехов Максим тип №11- активный, общительный, благородный, честолюбивый. Легко соглашается на рискованные развлечения. Не всегда разборчив в друзьях, в средствах достижения цели. Благороден. Часто бывает эгоистичен. Обаятелен. Имеет организаторские склонности.

Хаблов Даниил склонен к типу №28- меланхоличный, честолюбивый, упорный, серьезный. Иногда склонен к уныло-тревожному настроению. Дружит с немногочисленным кругом людей. Необидчив, но иногда мнителен. Самостоятелен в решениях относительно принципиальных вопросов, но зависим от близких в эмоциональной жизни.

Войтенко Юлия тип №24. Характерологические проявления: активный, уравновешенный тип. Энергичен. Среднеобщителен. Привязчив к немногочисленным друзьям. Упорядочен. Умеет ставить перед собой задачи и добиваться решений. Не склонен к соперничеству. Иногда обидчив.

Так как по программе физической культуры в школе в 7 классе изучают гимнастику и спортивные игры, то мы рекомендовали учителю физической культуры на основе проведенных исследований следующие практические рекомендации для данного класса по каждому ученику.

Для учениц: Буртылева Марина, Киселева Кристина, Середа Екатерина - нельзя относиться равнодушно. Можно относиться дружелюбно, можно - с иронией. Нужно дать возможность занять лидерское положение, однако при этом следует выбрать пост, на котором он больше внимания уделял бы бумагам, чем людям. Поощрять волю и упорство. При этом подростку желательно воспитывать в себе позитивное эмоциональное отношение к окружающим и позитивные установки. Например Буртылева Марина - эту ученицу необходимо ставить в сильную группу, менее подготовленным может объяснять и исправлять ошибки в деталях техники. При изучении акробатического упражнения: мост из положения стоя, может выполнять его первая. Киселева Кристина - при индивидуальных заданиях дать более сложное, но посильное.

Для Зубовой Марины, Учаева Александра, и Шкурат Андрея - создать возможность для лидерства. Помогать в решении групповых и индивидуальных задач. Следить за тем, чтобы нагрузка (учебная, производственная и общественная) была в разумных пределах. Зубова Марина - при организации и проведении эстафет может быть хорошим помощником и сама являться бригадиром в любой группе. Учаев Александр - можно доверить ему проведение упражнений в ходьбе, в беге или ОРУ.

Черникова Татьяна и Коваленко Светлана - режим взаимодействия мягкий, терпимый, чтобы не обострять негативные качества. Вовлечь в спортивные или технические занятия, чтобы подростки могли перевести энергетику в позитивное русло, а потребность в борьбе за первенство - в приемлемую форму. Желательно эстетическое воспитание. Необходимо вовлекать в позитивные социальные группы с сильным влиятельным лидером.

Для Бондя Анастасии - не допускать зазнайства. Поддерживать в позитивных усилиях. Помогать в лидерстве, не допускать командный стиль отношений. Нейтрализовать озлобленность. Развивать социальный интеллект. Например при изучении опорного прыжка у девушек эта ученица должна быть бригадиром у группы девочек, под руководством учителя может выполнять упражнения первой, помогать одноклассницам в выполнении упражнений. В изучении техники спортивных игр может осуществлять показ.

Власова Анастасия: держать подростка «в рамках», так как тот склонен зазнаваться, подчинять себе окружающих. Действовать лучше спокойно и твердо. Выделять других, подчеркивая их положительные личностные качества. Можно предложить роль организатора, при этом требовать выполнения обязанностей. Желательно эстетическое воспитание. Например ей необходимо доверять проводить упражнения в ходьбе или в беге, ОРУ, судейство соревнований и эстафет. Так же она может оказать помощь в оценки техники выполнения элементов.

Мищенко Роман: желательно наладить хотя бы минимальные взаимоотношения. Это легче сделать, основываясь на мнительности данного человека. Можно интересоваться его самочувствием, успехами в доверительной беседе. В качестве общественной нагрузки, позволяющей иметь опору во взаимоотношениях, можно дать канцелярскую работу (педантические свойства позволят делать ее хорошо). Поощрить за исполнительность при всем коллективе, что позволит как-то наладить отношения со сверстниками. Подростки такого типа требуют постоянного внимания и индивидуального взаимодействия.

Ильин Даниил: не поддерживать в конфликтных ситуациях. Воздействовать через честолюбие. Отношения поддерживать ровные, пытаясь исподволь развивать социальный интеллект.

Терехов Максим: поощрять и развивать организаторские склонности. Может быть лидером, но нуждается в контроле. Удерживать от зазнайства. Лидерское положение в коллективе легко выправляет разболтанность, лень. Любит быть «на коне». В случае необходимости можно допускать коллективную критику.

Хаблов Даниил: рекомендуется направлять усилия на повышение самооценки, укреплять уверенность в себе, рекомендуется заниматься в малой группе с менее подготовленными одноклассниками, иногда индивидуальные задания.

Войтенко Юлия: предпочитает спокойное доверительное отношение окружающих. Желательно отлаживание четких деловых контактов, ей можно доверить, в групповых заданиях, быть бригадиром, руководить менее подготовленными одноклассницами. Она умеет объяснить технику выполнения упражнений.

Ильин Даниил - этот парень при изучении теоретических сведений может подготовить хороший доклад, т.к. подготовит его на совесть.

Киселева Кристина - при индивидуальных заданиях дать более сложное, но посильное. Учителю физкультуры было предложено проводить уроки физкультуры с учетом предложенных рекомендаций, план-конспект одного из уроков изложен в приложении. Во время проведения уроков физкультуры с учетом наших рекомендаций мы вели наблюдение за подростками, беседовали с учителем физкультуры. На заключительном этапе исследования нами было проведено повторное исследование акцентуаций характера.

Для оценки достоверности сдвига показателей уровня развития волевых качеств в контрольной группе до и после проведения формирующего эксперимента применим критерий знаков, который позволяет установить общее направление сдвига исследуемого признака: изменились ли показатели в сторону увеличения, уменьшения или остались неизменными.

 

Таблица 5

  Фамилия Имя

Уровень «Гипертимности»

сдвиг
    до эксперимента после эксперимента  
1 Бондя Анастасия 21 19 -2
2 Власова Анастасия 18 18 0
3 Ильин Даниил 21 20 -1
4 Мищенко Роман 21 21 0
5 Терехов Максим 24 22 -2
6 Учаев Александр 24 22 -2
7 Хаблов Даниил 21 21 0
8 Черникова Татьяна 21 21 0

Сформулируем гипотезы:

H0 сдвиг в сторону уменьшения уровня акцентуации «гипертимность» является случайным.1 сдвиг в сторону уменьшения уровня акцентуации «гипертимность» не является случайным.

Подсчитаем количество положительных, отрицательных и нулевых сдвигов. Учитываем только положительные и отрицательные сдвиги. Отрицательных сдвигов у нас 4. По таблице в приложении 1 определяем критическое значение критерия знаков G - это максимальное количество нетипичных сдвигов, при которых сдвиг в типичную сторону можно считать существенным. В нашем случае типичный сдвиг отрицательный, положительных нет G эмп=0, G крит=1 при уровне значимости 0,05, при уровне значимости 0.01 G крит=0. Следовательно, эмпирическое значение меньше чем критическое поэтому сдвиг в типичную сторону можно считать достоверным. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу: учителю необходимо знать, индивидуально-типологические особенности детей, тип темперамента и акцентуации характера и соответственно, какой способ взаимодействия наиболее приемлем для данного класса, и при фронтальном обучении учитывать наиболее распространенный социотип, а при организации групповой работы соединять различные типы оптимальным образом.

Выводы по главе 2

На основе эмпирических исследований по проблеме исследования индивидуально-типологических особенностей подростов на уроке физической культуры, учителю были предложены рекомендации по каждому ученику 7б класса. Учитель физической культуры, руководствуясь предложенными рекомендациями, проводил уроки физической культуры.

При повторном исследовании у данного класса отметился положительный сдвиг:

. Изменился показатель уровня гипертимности у четверых подростков.

. В результате личных наблюдений, в ходе беседы с учителем физической культуры, выяснилось, что на уроках физкультуры улучшилась дисциплина, снизился уровень агрессии, дети стали более спокойными.

Это подтверждает выдвинутую нами в исследовании гипотезу: учителю необходимо знать, индивидуально-типологические особенности детей, тип темперамента и акцентуации характера и соответственно, какой способ взаимодействия наиболее приемлем для данного класса, и при фронтальном обучении учитывать наиболее распространенный социотип, а при организации групповой работы соединять различные типы оптимальным образом.


Заключение

 

В рамках данной работы нами было исследовано одна из актуальных проблем современной психологии физической культуры и спорта, учет индивидуально-типологических особенностей подростков на занятиях физической культурой.

В первой главе работы мы охарактеризовали наиболее основные подходы к изучению индивидуально-типологических черт личности. Исследования особенностей, закономерностей и условий их формирования и развития, являются необходимой предпосылкой оптимальной организации и совершенствования процесса развития личности на всех этапах онтогенеза человека. В настоящее время большое внимание уделяется таким индивидуально-психологическим особенностям личности подростков, как: акцентуация, темперамент, характер. Индивидуально-психологические особенности личности подростков изложены в трудах Бодалева А.А, Бодалева Л.И., Пряжникова Н.С., Фельдштейна Д.И., Личко А.Е., Андреевой Г.М., Менделевича В.М. и многих других.

Во второй часть первой главы были охарактеризованы основные индивидуально-типологические особенности подросткового возраста. Мы проанализировали имеющиеся в теоретических источниках исследования индивидуальных особенностей личности подростков такие как: темперамент и характер, так же мы рассмотрели физиологические особенности данного возраста. Наибольшее внимание в данном анализе уделяли таким работам как: Р.С. Немов, Фурманов И.А., Аладьин А.А., Амелишко Е.М., Дубровина И.В., и другим.

В ходе теоретических исследований нами была выдвинута гипотеза: выступило предположение, что учителю необходимо знать, индивидуально-типологические особенности детей, тип темперамента и акцентуации характера и соответственно, какой способ взаимодействия наиболее приемлем для данного класса, и при фронтальном обучении учитывать наиболее распространенный социотип, а при организации групповой работы соединять различные типы оптимальным образом.

Во второй главе для экспериментальной проверки гипотезы мы провели следующие исследования. В экспериментальной группе из 15 человек мы провели 3 теста, с помощью которых нам удалось определить индивидуально- типологические особенности личности каждого подроста. На основании проведенных тестов мы предложили рекомендации учителю по физической культуре для каждого конкретного ученика.

Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека. Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его. Поэтому, года говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой, если, конечно, она не скрывает свое бессилие за фразой “Такой уж у меня характер”. Занятия физической культурой способствуют формированию спортивного характера, который является необходимым компонентом, целью, результатом, главным двигателем всего учебно-воспитательного процесса. Важно, чтобы каждый ученик осознал необходимость физической подготовки, стремился овладеть знаниями о путях и средствах физического и личностного совершенствования.

Несмотря на сделанные выводы, данная дипломная работа не исчерпывают всю полноту проблемы, и может быть продолжена в других научных трудах.


Список литературы

1. Большая советская энциклопедия. 3-е изд., 1978, т. 28, с. 193.

. "Возрастная и педагогическая психология". Под ред. А.В. Петровского. М., Просвещение, 1973.

. Возрастные особенности учебной деятельности детей среднего школьного возраста: на заметку родителям http://www.3vium.ru/semya/teenager.html

. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288с.

. Гоноблин, Ф. Н. Психология / Ф. Н. Гоноблин. - М., 1996. - С.42-56.

. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. - 336 с.

. Джемс, У. Психология / У. Джемс. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.

. Драгунова, Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2004. - №2. - С. 25-38.

. Дубровина И.В. "Практическая психология образования". СПб.: Питер, 2004

. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - 2-е изд., испр. и перераб. - СПб.: Питер, 2003.

. Зиглер Т. Теории личности: Основные положения, исследования и применение / Т.Зиглер, Л.Хьелл. - СПб.: Питер, 2008. - 608с.

. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П.Ильин. - СПб: Питер, 2009. - 352с.

. Индивидуальные особенности личности http://www.ronl.ru/ obshaya_psihologiya/9636.htm

. Колесникова И. А.Основы андрогогики [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. заведений / И.А. Колесникова, А.Е. Марон, Е.П. Тонконогая и др.; Под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 240 с.

. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Просвещение, 1997.

. Крутецкий В.А "Психология обучения и воспитания школьников", М., Просвещение, 1976.

. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учеб. пособие. - 2-е изд. - М., 1997.

. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1977 - 304 с.

. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. СПб.: Питер, 2007. - 352с.

. Маклаков А. Общая психология Часть 4. Психические свойства личности.

. Маринина Е., Воронов Ю. Подросток в "стае" // Воспитание школьников. 194. №6. С. 42-43.

. Небылицын В. Д. Темперамент Психологии индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.. С. 159.

. Небылицын В.Д. Жизнь и научное творчество [Текст] / В.Д. Небылицын. - М.: научно - издательский центр «Ладомир», 1996. - 384 с.

. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3кн. / Р.С. Немов. - 5-е изд. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - Кн. 1. Общие основы психологии. - 687с.

. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 2: Психология образования. - 608 с.

. Никандров, В.В. Психология: учебник / В.В. Никандров. -.М.: Волтерс Клувер, 2009. - 1008 с.: ил; табл.

. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.

. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М.: Академия, 2007.

. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф.Райс. - СПб.: Питер, 2000. - 255с.

. Ратанова, Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: [учеб. пособие] / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. - М.: Флинта, 1998. - 51-54 с.

. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2001. - 720 с.

. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2004.- 350 с.

. Симонов П. В., Ерошов П.М. Темперамент Характер Личность издательство "НАУКА" Москва 1984 С 37 Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984 Количество страниц: 163.

. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности / Л.Н. Собчик. - СПб.: Речь, 2003.-31 с.

. Сорокун П.А. Общие вопросы психологии / П.А. Сорокун.; Псковский гос. пед. ин-т им СМ. Кирова. - Псков, 1997. - 147-161 с.

. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2004. - 704с.

. Татьяна Прокофьева Психологические типы К.Г. Юнга http://www.socionics.ru/ung.htm

.Темперамент. http://www.psylive.ru/articles/122_temperament.aspx

. Темпераменты http://www.fos.ru/history/11759.html

. Типы характера, изучение характера Индивидуально-психологические особенности характера http://www.effecton.ru/282.html

. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Амелишко Е.М. Психология общения в учебно-педагогическом процессе.: Методическое пособие для учителей. - Мн.: Технология, 2000. - 100 с.

. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов.- 5-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 480с.


Приложение 1

 

Психогеометрический тест

Взгляните на следующие фигуры:

 

 

Выберите из них ту, в отношении которой можете сказать: "Это - я!" Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас.

Краткие психологические характеристики соответствующих форм личности

КВАДРАТ

Если вашей основной фигурой оказался квадрат, то вы - неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, - вот основные качества истинных Квадратов. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Все сведения, которыми они располагают, систематизированы и разложены по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.

Если вы выбрали для себя квадрат - фигуру линейную, то, вероятнее всего, вы относитесь к «левополушарным» мыслителям, т. е. к тем, кто перерабатывает данные в последовательном формате: а-б-в-г... Они скорее «вычисляют результат», чем догадываются о нем. Они чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям, любят раз и навсегда заведенный порядок. Их идеал - распланированная, предсказуемая жизнь, и им не по душе изменение привычного хода событий. Они постоянно «упорядочивают», организуют людей и вещи вокруг себя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.79.135 (0.115 с.)