Цели, задачи, этапы, методы эмпирического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели, задачи, этапы, методы эмпирического исследования



 

Целью данного исследования являлось исследование индивидуально-типологических особенностей каждого ребенка и использование полученных данных на урокам физической культуры.

Эмпирическое исследование было проведено среди учеников муниципального общеобразовательного учреждения «Средней школы №4 им. В.И. Ленина» города Клинцы. Всего в эксперименте приняло участие 15 школьников 7б класса. Список экспериментальной группы школьников представлен в табл. 1.

 

Таблица 1. Список экспериментальной группы

№ п/п Фамилия Имя Возраст
1 Бондя Анастасия 14
2 Буртылева Марина 13
3 Власова Анастасия 14
4 Войтенко Юлия 14
5 Зубова Марина 13
6 Ильин Даниил 14
7 Киселева Кристина 14
8 Коваленко Светлана 14
9 Мищенко Роман 13
10 Середа Екатерина 14
11 Терехов Максим 14
12 Учаев Александр 13
13 Хаблов Даниил 13
14 Черникова Татьяна 14
15 Шкурат Андрей 13

 

Этапы экспериментального исследования

Исследование предполагало 3этапа.

На первом этапе эксперимента нами был проведен обзор научно-методической литературы, подбор методов исследования. На втором этапе в сентябре 2010 года был определен состав экспериментальной группы, проведена беседа с учащимися 7 класса, где были изложены задачи, цели нашей работы, проведен констатирующий эксперимент по выявлению индивидуально-типологических особенностей подростков.

Для этого мы использовали 3 теста:

.Психогеометирический тест

Психогеометрический тест - проективная методика исследования личности. Опубликована С. Деллингер в 1989 г. Стимульный материал П. т. состоит из пяти геометрических фигур - квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг и круг Обследуемому предлагается "почувствовать свою форму" и выбрать ту фигуру, о которой можно сказать: "это - Я" (или ту, которая первой привлекла внимание). Оставшиеся фигуры ранжируются в порядке предпочтения.

При интерпретации результатов автор предполагает исходить из символического значения формы используемых в П. т. стимулов: "Квадраты" - люди трудолюбивые, усердные, выносливые, ценят порядок, склонны к анализу, пристрастны к деталям, рациональны и эмоционально сдержаны. "Прямоугольники" - люди непоследовательные с непредсказуемыми поступками, их основным психическим состоянием является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени; "Треугольники" - люди, рожденные, чтобы быть лидерами, они энергичны, неудержимы, честолюбивы, ставят ясные цели и, как правило, достигают их. "Зигзаги" - люди-творцы с развитой интуицией, доминирующий стиль мышления - синтетический, они устремлены в будущее и больше интересуются возможностями, чем действительностью; "Круги" - люди доброжелательные, искренне заинтересованные в хороших межличностных отношениях, их высшая ценность - люди, их благополучие.

Согласно автору, личность нередко описывается комбинацией двух или даже трех форм, однако, важно выяснить, какая из них является доминантной, а какая подчиненной. В качестве теоретических предпосылок, лежащих в основе той науки, которую С. Деллингер определяет как психогеометрию, названы учение К. Юнга о психических типах и представления о функциональной асимметрии полушарий головного мозга.

Сведения о валидности и надежности П. т. отсутствуют. Такая работа начата российскими психологами, попытавшимися установить связь П. т. с показателями ряда опросников личностных и Равена прогрессивных матриц. Сообщается о том, что почти все результаты сравнительного анализа "подтверждают психологические характеристики геометрических форм личности" (А. А. Алексеев, Л. А. Громова, 1991). П. т. рекомендуется использовать в практике психологического консультирования.

. Экспресс-диагностика характерологических особенностей личности (Н. Айзенк в модификации Т. В. Мотолиной)

Данная методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет. Соответственно может использоваться:

при формировании коллективов школьных классов;

при знакомстве преподавателя или воспитателя с вновь поступившими в класс или группу подростками;

в деятельности работников службы занятности и отделов кадров при приеме работу подростков;

в профессиональном отборе молодежи на различные типы профессий (в частности, на профессии типа «человек - человек»);

в профподборе производственных групп в целях достижения оптимального делового и социального сотрудничества;

в спортивной практике при подборе команд;

в педагогической практике в целях коррекции взаимоотношений в системах «ученик - учитель» и «ученик - класс».

Общеизвестно, что характерологические особенности непосредственно влияют на мотивацию, отношение к делу, к другим членам группы, к руководству. Эффективный руководитель должен знать как основополагающие черты своего собственного характера, так и особенности характера своих сотрудников. Предлагаемая методика нацелена на выявление психологической структуры характера, в форме профиля.

. Опросник Шмишека (акцентуации характера)

Согласно теории «акцентуированных личностей» существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств. У психопатов эти черты достигают особо большой выраженности.

Выделяют десять основных типов акцентуации (классификация Леонгарда).

Гипертимный - личности со склонностью к повышенному настроению.

Застревающие - со склонностью к «застреванию аффекта» и бредовым реакциям.

Эмотивные, аффективно лабильные.

Педантичные, с преобладанием черт ригидности, педантизма.

Тревожные.

Циклотимные, со склонностью к депрессивному реагированию.

Демонстративные, с истерическими чертами характера.

Возбудимые, со склонностью к повышенной, импульсивной реактивности в сфере влечений.

Дистимичные, с наклонностью к расстройствам настроения.

Экзальтированные, склонные к аффективной экзальтации.

Все эти группы «акцентуированных личностей» объединяются по принципу акцентуации свойств характера или темперамента. К акцентуации свойств характера относятся:

демонстративность (в патологии: психопатия истерического круга);

педантичность (в патологии: ананкастическая психопатия);

возбудимость (в патологии: эпилептоидные психопаты);

застревание (в патологии: паранояльные психопаты).

Остальные виды акцентуации относятся к особенностям темперамента и отражают темп и глубину эффективных реакций.

Признаком акцентуации является показатель свыше 18 баллов.

На третьем этапе проводился анализ проведенного эмпирического исследования, разработка и внедрения практических рекомендаций для учителя физической культуры, статистическая обработка результатов эксперимента.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.123.32 (0.009 с.)