Глава 1. Проблема индивидуально-типологических особенностей личности в психологической литературе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Проблема индивидуально-типологических особенностей личности в психологической литературе



Содержание

 

Введение

Глава 1. Проблема индивидуально-типологических особенностей личности в психологической литературе

Понятие индивидуально-типологических особенностей личности

Темперамент как индивидуально-типологическая особенность

Характер как индивидуально-типологическая особенность личности

Характеристика индивидуально-типологических особенностей подросткового возраста

Выводы по главе 1

Глава 2. Эмпирическое исследование индивидуально-типологических особенностей подростов на уроке физической культуры

Цели, задачи, этапы, методы эмпирического исследования

Анализ результатов эмпирического исследования

Выводы по главе 2

Заключение

Список литературы

Приложения

 


Введение

 

Актуальность исследования. Необходимым условием полноценного развития учащихся в процессе обучения признан учет их индивидуальных различий, то есть индивидуализация обучения. Основными принципами общего среднего образования на современном этапе являются: развитие, гуманизация, демократизация и дифференциация. Индивидуальный подход, при котором за основу брались бы индивидуально-типологические особенности учащихся, поскольку именно свойства нервной системы влияют на процессуальные, динамические характеристики учебной деятельности, до сих пор не получил в школе заметного распространения.

Под индивидуально-типологическими особенностями понимаются основные свойства нервной системы, связанные с индивидуальными проявлениями процессов функционирования мозга, определенные сочетания которых образуют типы нервной системы. Индивидуально-типологические особенности личности подростков изложены в трудах Бодалева А.А, Бодалева Л.И., Пряжникова Н.С., Фельдштейна Д.И., Личко А.Е., Андреевой Г.М., Менделевича В.М. и многих других.

Организуя учебную работу с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся, педагог помогает им создать систему индивидуально - своеобразных приемов и способов учебной деятельности, определяемых комплексом природных особенностей человека. Изучение школьной практики показало, что большинство учителей не представляют себе механизма учета индивидуально-типологических особенностей учащихся и организации учебной работы с учетом таких особенностей. В первую очередь это объясняется неумением диагностировать в массовой школе типологические особенности детей.

Объект - личность подростка.

Предмет - индивидуально-типологические особенности подростков.

В качестве гипотезы исследованиявыступило предположение, что учителю необходимо знать, индивидуально-типологические особенности детей, тип темперамента и акцентуации характера и соответственно, какой способ взаимодействия наиболее приемлем для данного класса, и при фронтальном обучении учитывать наиболее распространенный социотип, а при организации групповой работы соединять различные типы оптимальным образом.

Цель исследования: изучение индивидуально-типологические особенности подростков на уроках физической культуры.

Исходя из поставленной цели формируются следующие задачи:

1) Изучение понятий индивидуально-типологических особенностей подростков.

2) Исследование темперамента, как индивидуально-типологической особенности.

)   Рассмотрение характера, как индивидуально-типологической особенности личности.

)   Проведение анализа индивидуально-типологических особенностей.

Методы исследования: беседа, тестирование, наблюдение, метод обобщения независимых характеристик.

 


Глава 1. Проблема индивидуально-типологических особенностей личности в психологической литературе

 

Выводы по главе 1

 

Проведя теоретические исследования и анализ литературы по проблеме исследования мы пришли к следующим выводам:

. Под индивидуально-типологическими особенностями понимаются основные свойства нервной системы, связанные с индивидуальными проявлениями процессов функционирования мозга, определенные сочетания которых образуют типы нервной системы.

. Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.

. Подростковый период знаменуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В понимании хронологических границ возраста в психологической литературе нет единства. Мощные сдвиги, происходящие во всех областях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст «переходным» от детства к взрослости. Данный возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это возраст потерь детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта.

 


Выводы по главе 2

На основе эмпирических исследований по проблеме исследования индивидуально-типологических особенностей подростов на уроке физической культуры, учителю были предложены рекомендации по каждому ученику 7б класса. Учитель физической культуры, руководствуясь предложенными рекомендациями, проводил уроки физической культуры.

При повторном исследовании у данного класса отметился положительный сдвиг:

. Изменился показатель уровня гипертимности у четверых подростков.

. В результате личных наблюдений, в ходе беседы с учителем физической культуры, выяснилось, что на уроках физкультуры улучшилась дисциплина, снизился уровень агрессии, дети стали более спокойными.

Это подтверждает выдвинутую нами в исследовании гипотезу: учителю необходимо знать, индивидуально-типологические особенности детей, тип темперамента и акцентуации характера и соответственно, какой способ взаимодействия наиболее приемлем для данного класса, и при фронтальном обучении учитывать наиболее распространенный социотип, а при организации групповой работы соединять различные типы оптимальным образом.


Заключение

 

В рамках данной работы нами было исследовано одна из актуальных проблем современной психологии физической культуры и спорта, учет индивидуально-типологических особенностей подростков на занятиях физической культурой.

В первой главе работы мы охарактеризовали наиболее основные подходы к изучению индивидуально-типологических черт личности. Исследования особенностей, закономерностей и условий их формирования и развития, являются необходимой предпосылкой оптимальной организации и совершенствования процесса развития личности на всех этапах онтогенеза человека. В настоящее время большое внимание уделяется таким индивидуально-психологическим особенностям личности подростков, как: акцентуация, темперамент, характер. Индивидуально-психологические особенности личности подростков изложены в трудах Бодалева А.А, Бодалева Л.И., Пряжникова Н.С., Фельдштейна Д.И., Личко А.Е., Андреевой Г.М., Менделевича В.М. и многих других.

Во второй часть первой главы были охарактеризованы основные индивидуально-типологические особенности подросткового возраста. Мы проанализировали имеющиеся в теоретических источниках исследования индивидуальных особенностей личности подростков такие как: темперамент и характер, так же мы рассмотрели физиологические особенности данного возраста. Наибольшее внимание в данном анализе уделяли таким работам как: Р.С. Немов, Фурманов И.А., Аладьин А.А., Амелишко Е.М., Дубровина И.В., и другим.

В ходе теоретических исследований нами была выдвинута гипотеза: выступило предположение, что учителю необходимо знать, индивидуально-типологические особенности детей, тип темперамента и акцентуации характера и соответственно, какой способ взаимодействия наиболее приемлем для данного класса, и при фронтальном обучении учитывать наиболее распространенный социотип, а при организации групповой работы соединять различные типы оптимальным образом.

Во второй главе для экспериментальной проверки гипотезы мы провели следующие исследования. В экспериментальной группе из 15 человек мы провели 3 теста, с помощью которых нам удалось определить индивидуально- типологические особенности личности каждого подроста. На основании проведенных тестов мы предложили рекомендации учителю по физической культуре для каждого конкретного ученика.

Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека. Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его. Поэтому, года говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой, если, конечно, она не скрывает свое бессилие за фразой “Такой уж у меня характер”. Занятия физической культурой способствуют формированию спортивного характера, который является необходимым компонентом, целью, результатом, главным двигателем всего учебно-воспитательного процесса. Важно, чтобы каждый ученик осознал необходимость физической подготовки, стремился овладеть знаниями о путях и средствах физического и личностного совершенствования.

Несмотря на сделанные выводы, данная дипломная работа не исчерпывают всю полноту проблемы, и может быть продолжена в других научных трудах.


Список литературы

1. Большая советская энциклопедия. 3-е изд., 1978, т. 28, с. 193.

. "Возрастная и педагогическая психология". Под ред. А.В. Петровского. М., Просвещение, 1973.

. Возрастные особенности учебной деятельности детей среднего школьного возраста: на заметку родителям http://www.3vium.ru/semya/teenager.html

. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288с.

. Гоноблин, Ф. Н. Психология / Ф. Н. Гоноблин. - М., 1996. - С.42-56.

. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. - 336 с.

. Джемс, У. Психология / У. Джемс. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.

. Драгунова, Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2004. - №2. - С. 25-38.

. Дубровина И.В. "Практическая психология образования". СПб.: Питер, 2004

. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - 2-е изд., испр. и перераб. - СПб.: Питер, 2003.

. Зиглер Т. Теории личности: Основные положения, исследования и применение / Т.Зиглер, Л.Хьелл. - СПб.: Питер, 2008. - 608с.

. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П.Ильин. - СПб: Питер, 2009. - 352с.

. Индивидуальные особенности личности http://www.ronl.ru/ obshaya_psihologiya/9636.htm

. Колесникова И. А.Основы андрогогики [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. заведений / И.А. Колесникова, А.Е. Марон, Е.П. Тонконогая и др.; Под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 240 с.

. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Просвещение, 1997.

. Крутецкий В.А "Психология обучения и воспитания школьников", М., Просвещение, 1976.

. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учеб. пособие. - 2-е изд. - М., 1997.

. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1977 - 304 с.

. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. СПб.: Питер, 2007. - 352с.

. Маклаков А. Общая психология Часть 4. Психические свойства личности.

. Маринина Е., Воронов Ю. Подросток в "стае" // Воспитание школьников. 194. №6. С. 42-43.

. Небылицын В. Д. Темперамент Психологии индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.. С. 159.

. Небылицын В.Д. Жизнь и научное творчество [Текст] / В.Д. Небылицын. - М.: научно - издательский центр «Ладомир», 1996. - 384 с.

. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3кн. / Р.С. Немов. - 5-е изд. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - Кн. 1. Общие основы психологии. - 687с.

. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 2: Психология образования. - 608 с.

. Никандров, В.В. Психология: учебник / В.В. Никандров. -.М.: Волтерс Клувер, 2009. - 1008 с.: ил; табл.

. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.

. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М.: Академия, 2007.

. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф.Райс. - СПб.: Питер, 2000. - 255с.

. Ратанова, Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: [учеб. пособие] / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. - М.: Флинта, 1998. - 51-54 с.

. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2001. - 720 с.

. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2004.- 350 с.

. Симонов П. В., Ерошов П.М. Темперамент Характер Личность издательство "НАУКА" Москва 1984 С 37 Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984 Количество страниц: 163.

. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности / Л.Н. Собчик. - СПб.: Речь, 2003.-31 с.

. Сорокун П.А. Общие вопросы психологии / П.А. Сорокун.; Псковский гос. пед. ин-т им СМ. Кирова. - Псков, 1997. - 147-161 с.

. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2004. - 704с.

. Татьяна Прокофьева Психологические типы К.Г. Юнга http://www.socionics.ru/ung.htm

.Темперамент. http://www.psylive.ru/articles/122_temperament.aspx

. Темпераменты http://www.fos.ru/history/11759.html

. Типы характера, изучение характера Индивидуально-психологические особенности характера http://www.effecton.ru/282.html

. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Амелишко Е.М. Психология общения в учебно-педагогическом процессе.: Методическое пособие для учителей. - Мн.: Технология, 2000. - 100 с.

. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов.- 5-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 480с.


Приложение 1

 

Психогеометрический тест

Взгляните на следующие фигуры:

 

 

Выберите из них ту, в отношении которой можете сказать: "Это - я!" Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас.

Краткие психологические характеристики соответствующих форм личности

КВАДРАТ

Если вашей основной фигурой оказался квадрат, то вы - неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, - вот основные качества истинных Квадратов. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Все сведения, которыми они располагают, систематизированы и разложены по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.

Если вы выбрали для себя квадрат - фигуру линейную, то, вероятнее всего, вы относитесь к «левополушарным» мыслителям, т. е. к тем, кто перерабатывает данные в последовательном формате: а-б-в-г... Они скорее «вычисляют результат», чем догадываются о нем. Они чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям, любят раз и навсегда заведенный порядок. Их идеал - распланированная, предсказуемая жизнь, и им не по душе изменение привычного хода событий. Они постоянно «упорядочивают», организуют людей и вещи вокруг себя.

Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать хорошими специалистами - техниками, отличными администраторами, но редко бывают хорошими менеджерами. Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в уточняющей информации для принятия решений лишает Квадрата оперативности. Аккуратность, соблюдение правил и т. п. могут развиться до парализующей крайности. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость, консерватизм в оценках мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадраты неэффективно действуют в аморфной ситуации.

ТРЕУГОЛЬНИК

Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Они - энергичные, сильные личности. В тесте Люшера они часто предпочитают зеленый цвет и рисуют елку, когда их просят нарисовать дерево. Треугольники, как и их родственники Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются «левополушарными» мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуации. Однако в противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредоточиваются на главном, на сути проблемы. Их сильная прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного в данных условиях решения проблемы.

Треугольник - это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Потребность быть правым и потребность управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Треугольники с большим трудом признают свои ошибки! Можно сказать, что они видят то, что хотят видеть, не любят менять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений. К счастью (для них и окружающих), Треугольники быстро и успешно учатся (впитывают полезную информацию как губка), правда, только тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует (с их точки зрения) достижению главной цели.

Треугольники честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то Треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря - сделать карьеру. Из Треугольников получаются отличные менеджеры. Главное отрицательное качество Треугольников: сильный эгоцентризм, направленность на себя. На пути к вершинам власти они не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя... Может быть, без них жизнь потеряла бы свою остроту.

ПРЯМОУГОЛЬНИК

Эта фигура символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Причины «прямоугольного» состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно - значимость изменений для определенного человека.

Основным психическим состоянием Прямоугольников является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанность в проблемах и неопределенность в отношении себя на данный момент времени. Наиболее характерные черты - непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Они имеют, как правило, низкую самооценку. Стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стили жизни. Быстрые, крутые и непредсказуемые изменения в поведении Прямоугольника обычно смущают и настораживают других людей, и они сознательно могут уклоняться от контактов с «человеком без стержня».

Прямоугольникам же общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода. Однако у Прямоугольника обнаруживаются и позитивные качества, привлекающие к нему окружающих: любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и... смелость! В данный период они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость. Поэтому Прямоугольниками легко манипулировать. «Прямоугольность» - всего лишь стадия. Она пройдет!

КРУГ

Круг - это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован прежде всего в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга - люди. Круг - самая доброжелательная из пяти форм. Он чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу. Круги - лучшие коммуникаторы прежде всего потому, что они лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать. Круги великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика.

Круги «болеют» за свой коллектив и популярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса. Во-первых, Круги направлены скорее на людей, чем на дело. Пытаясь сохранить мир, они иногда избегают занимать «твердую» позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжкого, чем вступать в межличностный конфликт. Они любой ценой стремятся его избежать. Иногда - в ущерб делу. Во-вторых, Круги вообще не отличаются решительностью, часто не могут подать себя должным образом. Треугольники, как правило, легко берут над ними верх. Однако Круги не слишком беспокоятся, в чьих руках находятся власть. В одном Круги проявляют завидную твердость - если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.

Круг - нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с кругом, скорее относятся к «правополушарным» мыслителям.

«Правополушарное» мышление - более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее. Поэтому переработка информации у Кругов осуществляется не в последовательном формате, а скорее мозаично, прорывами с пропусками отдельных звеньев. Это не означает, что Круги не в ладах с логикой. Просто формализм у них не получает приоритета в решении жизненных проблем. Главные черты в их мышлении - ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т.д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения.

Можно сказать, что Круг - прирожденный психолог. Однако часто он слабый организатор - ему не хватает «левополушарных» навыков своих «линейных братьев» - Треугольника и Квадрата.

ЗИГЗАГ

Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если вы твердо выбрали зигзаг в качестве основной формы, то вы скорее всего истинный «правополушарный» мыслитель, инакомыслящий.

Вам, как и вашему ближайшему родственнику Кругу, только еще в большей степени, свойственны образность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Строгая, последовательная дедукция - это не ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки от «а» к «я», поэтому многим «левополушарным» трудно понять Зигзагов.

«Правополушарное» мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство.

Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль. В отличие от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот - заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, «снимается». Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, «открывая глаза» другим.

Зигзаги просто не могут трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. В работе им требуется независимость от других и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Тогда Зигзаг «оживает» и начинает выполнять свое основное назначение - генерировать новые идеи и методы работы.

Зигзаги - идеалисты, отсюда берут начало такие их черты, как непрактичность, наивность.

Зигзаг - самый возбудимый из пяти фигур. Они несдержанны, очень экспрессивны, что, наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же они не сильны в проработке конкретных деталей и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).

 


Приложение 2

 

Приложение 3

 

Приложение 4

 

Примерный план-конспект урока по физической культуре в 7б классе с учетом индивидуально-типологических особенностей подростков.

Задачи урока: 1) Изучение опорного прыжка: мальчики - согнув ноги; девочки - ноги врозь

) Повторить передвижения игрока в игре баскетбол

) Развитие скоростно-силовых качеств - челночный бег.

Место проведения: спортивный зал

Инвентарь: гимнастический козел, гимнастические маты, гимнастические палки, кубики, мел, свисток.

 

 

Часть урока Содержание Дозировка ОМУ
Подготови тельная 1). Построение в одну шеренгу 2.Сообщение задач урока 3. Ходьба. Упражнения в ходьбе (проводит: Мищенко Р.) 4. Бег. Упражнение в беге (проводит Учаев А.) 5.ОРУ с гимнастической палкой (Власова А.) 1 мин 30сек 3 мин 4 мин 5 мин Проверка формы Задачи урока Дистанция 1 метр Медленный темп Своевременно корректировать ошибки
Основная 1.Изучение опорного прыжка: мальчики - согнув ноги; девочки - ноги врозь. Рассказ: у мальчиков - Ильин Д., у девочек учитель физической культуры. Следует обратить внимание на то, чтобы толчок о мостик был сделан обеими ногами. Толчок должен быть направлен вверх и почти одновременно с толчком руками. Руки выполняют стопорящее короткое по времени движение после чего разводятся ноги и разгибаются в тазобедренных суставах, одновременно с движением ног назад поднять руки вверх - наружу и прогнуться. Это положение сохранять до приземления. Показ Подводящие упражнения у мальчиков: 1. Прыжок на месте вверх, сгибая ноги вперед до касания коленями груди. 2.Из упора лежа толчком ног перейти в упор присев и обратно. 3.То же, но с перемахом двумя ногами в сед. 4.Стоя в шаге от стены падение на нее на руки и быстро оттолкнуться в и. п. Подводящие упражнения у девочек: Прыжки, с разведением ног врозь опираясь о снаряд поднимая спину, а не таз. Из упора лежа толчком развести ноги врозь и прийти в и.п. то же но прийти в упор, стоя ноги врозь. опираясь о снаряд выйти в упор стоя ноги врозь на коня и соскок прогнувшись. То же на гимнастической скамейке из упора лежа толкаясь выйти в упор, стоя ноги врозь. То же, но с прыжка. Перемах ногами из упора лежа в упор лежа спереди. 2) Повторить передвижения игрока в игре баскетбол Ученики делятся на 4 команды: 1. Зубова, Власова, Боня, Черникова. 2. Власова, Буртилова. Коваленко, Киселева. 3. Шуст, Середа, Хабков. 4. Терехов, Мищенко, Учаев, Ильин. Задания в каждой группе одинаковое: повторить устно какие существуют перемещения в игре баскетбол. Упражнения для обучения: 1) Бег по периметру площадки с ускорениями на определенных участках площадки; 2) Ускорение по сигналу; 3) Игроки в колонне перемещаются спиной вперед; 4) Тоже, но игроки перемещаются змейкой, оббегая поставленные кубики. 3) Развитие скоростно-силовых качеств - челночный бег. 10 мин                  9 мин       7 мин Рассказ четкий и внятный    В лучшем исполнении Обеспечить страховку, следить за правильностью выполнения упражнений             Высказывают поочередно по одному из команды Оценивается техника выполнения, не забыть про стойку баскетболиста Команда Зубовой объединяется с командой Терехова, а Войтеко с Шустоми и Шуст бежит вначале и в конце эстафеты, т.к. в этом команде меньше человек.
Заключи тельная 1. Построение в одну шеренгу 2. Подведение итогов 3. Домашнее задание прочитать теоретические сведения о опорном прыжке. 1 минута Отметить учащихся, выставить и объявить оценки.

 

 

Приложение 5

Содержание

 

Введение

Глава 1. Проблема индивидуально-типологических особенностей личности в психологической литературе

Понятие индивидуально-типологических особенностей личности

Темперамент как индивидуально-типологическая особенность

Характер как индивидуально-типологическая особенность личности

Характеристика индивидуально-типологических особенностей подросткового возраста

Выводы по главе 1

Глава 2. Эмпирическое исследование индивидуально-типологических особенностей подростов на уроке физической культуры

Цели, задачи, этапы, методы эмпирического исследования

Анализ результатов эмпирического исследования

Выводы по главе 2

Заключение

Список литературы

Приложения

 


Введение

 

Актуальность исследования. Необходимым условием полноценного развития учащихся в процессе обучения признан учет их индивидуальных различий, то есть индивидуализация обучения. Основными принципами общего среднего образования на современном этапе являются: развитие, гуманизация, демократизация и дифференциация. Индивидуальный подход, при котором за основу брались бы индивидуально-типологические особенности учащихся, поскольку именно свойства нервной системы влияют на процессуальные, динамические характеристики учебной деятельности, до сих пор не получил в школе заметного распространения.

Под индивидуально-типологическими особенностями понимаются основные свойства нервной системы, связанные с индивидуальными проявлениями процессов функционирования мозга, определенные сочетания которых образуют типы нервной системы. Индивидуально-типологические особенности личности подростков изложены в трудах Бодалева А.А, Бодалева Л.И., Пряжникова Н.С., Фельдштейна Д.И., Личко А.Е., Андреевой Г.М., Менделевича В.М. и многих других.

Организуя учебную работу с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся, педагог помогает им создать систему индивидуально - своеобразных приемов и способов учебной деятельности, определяемых комплексом природных особенностей человека. Изучение школьной практики показало, что большинство учителей не представляют себе механизма учета индивидуально-типологических особенностей учащихся и организации учебной работы с учетом таких особенностей. В первую очередь это объясняется неумением диагностировать в массовой школе типологические особенности детей.

Объект - личность подростка.

Предмет - индивидуально-типологические особенности подростков.

В качестве гипотезы исследованиявыступило предположение, что учителю необходимо знать, индивидуально-типологические особенности детей, тип темперамента и акцентуации характера и соответственно, какой способ взаимодействия наиболее приемлем для данного класса, и при фронтальном обучении учитывать наиболее распространенный социотип, а при организации групповой работы соединять различные типы оптимальным образом.

Цель исследования: изучение индивидуально-типологические особенности подростков на уроках физической культуры.

Исходя из поставленной цели формируются следующие задачи:

1) Изучение понятий индивидуально-типологических особенностей подростков.

2) Исследование темперамента, как индивидуально-типологической особенности.

)   Рассмотрение характера, как индивидуально-типологической особенности личности.

)   Проведение анализа индивидуально-типологических особенностей.

Методы исследования: беседа, тестирование, наблюдение, метод обобщения независимых характеристик.

 


Глава 1. Проблема индивидуально-типологических особенностей личности в психологической литературе

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.096 с.)