Типы предложений по коммуникативной установке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы предложений по коммуникативной установке



 

Так как предложение является, по общему утверждению лингвистов, единицей коммуникации, поэтому основная классификация предложений основывается на коммуникативном принципе, традиционно определяемом как "цель коммуникации". Блох М.Я. считает, что в соответствии с целью высказывания в лингвистике признают три типа коммуникативных предложений - изъявительные, повелительные и вопросительные предложения [Блох, 1983].

Итак, по цели коммуникации предложения обычно делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Повествовательные предложения, в свою очередь, согласно традиционной трактовке, выражают некоторое сообщение, либо утвердительное, либо отрицательное. Побудительные предложения выражают побуждения к действию различного вида (приказы или просьбы), также либо в утвердительной форме, либо в отрицательной. Вопросительные предложения представляют собой запрос информации.

В истории изучения предложения были прослежены некоторые попытки опровергнуть традиционную классификацию коммуникативных типов предложений и создать новую. Например, в своей работе "Структура английского языка" Ч. Фриз предложил классифицировать все высказывания не по их собственной семантике, а по тем ответным реакциям, которые они вызывают [Fries, 1957].

Лингвист выделил несколько групп высказываний: во-первых, высказывания, которые вызывают ответную речевую реакцию (приветствия, "зовы", вопросы и др.); во - вторых, высказывания, которые вызывают ответные действия (просьбы и приказания); и, в - третьих, высказывания, которые вызывают сигналы внимания к продолжению общения (сообщения); дополнительно Ч. Фриз выделил небольшую группу высказывания, которые не предназначены какому-либо конкретному собеседнику и не предполагают ответной реакции ("некоммуникативные высказывания", например, междометные выкрики).

Но следует заметить, что классификация Ч. Фриза не только не опровергает традиционной классификации коммуникативных типов предложений, а скорее подтверждает и уточняет ее: предложение, адресованное слушателю, содержит внутренне присущую ему коммуникативная цель, и эта цель получает отражение в ответной реакции слушателя.

Традиционно в системе коммуникативных типов предложений выделяют еще один тип, так называемое восклицательное предложение. Восклицательные предложения маркированы специальными интонационными моделями (которые представляются с помощью восклицательного знака на письме), порядком слов и особыми конструкциями со служебно-вспомогательными словами, которые выражают высокую эмоциональную насыщенность высказывания.

Однако эти регулярные грамматические признаки не могут рассматриваться в качестве достаточного основания, чтобы расположить восклицательные предложения на одном уровне с тремя основными коммуникативными типами предложений. Предложение любого коммуникативного типа, повествовательное, вопросительное или побудительное, может быть представлено либо в восклицательном, эмоционально окрашенном варианте, либо в невосклицательном, неэмоциональном варианте.

Помимо трех основных однофункциональных коммуникативных типов предложения, существует ряд конструкционных моделей предложений со смешанной, или переходной коммуникативной направленностью. Перенос определенных коммуникативных признаков из одного коммуникативного типа предложений в другой наблюдается в соотнесении всех трех основных типов, т.е. в соотнесении сообщение - вопрос, сообщение - побуждение и побуждение - вопрос.

Так называемые косвенные вопросы представляют собой повествовательные по форме предложения, но на самом деле выражают запрос информации. В подобном контексте ожидается ответ, как на обычный вопрос. Такие предложения, повествовательные по форме и промежуточные по значению между сообщением и вопросом, передают коннотации настойчивости при запросе информации.

С другой стороны, так называемые риторические вопросы по структурной форме являются вопросительными предложениями, но выражают сообщение с высокой степенью эмоциональной интенсивности. Скорее, эти предложения не содержат вопроса, это - упрек. Ответа на такое предложение не ожидается; ответная реакция, вызываемая риторическими вопросами, соответствует ответной реакции на обычные повествовательные предложения (сигналы внимания, оценка, выражение чувств и т.п.).

Если вслед за риторическим вопросом следует прямой ответ, он подчеркивает имплицитные смыслы, противоположные тому, что выражено содержанием самого вопроса; часто сам говорящий дает подобный ответ на свой риторический вопрос.

Промежуточными по значению между сообщениями и побуждениями являются предложения с модальными глаголами и другими лексическами средствами выражениями побуждения. Ответная реакция на такие предложения похожа на реакцию, которая следует за обычными побудительными предложениями, т.е. ответные действия или словесно выраженное согласие/несогласие совершить требуемые действия.

С другой стороны, побудительные конструкции могут использоваться для выражения повествовательного содержания высокой степени экспрессивности и напряженности, в частности, в пословицах и афоризмах. Такие предложения не предполагают ответных действий [Ривлина, 2009: 18].

Таким образом, классификация коммуникативных типов предложений, помимо трех основных коммуникативных типов, включает шесть промежуточных подтипов предложений со смешанными коммуникативными признаками: во - первых, смешанные конструкции повествования (вопросительно - повествовательные, побудительно - повествовательные), во - вторых, смешанные конструкции вопроса (повествовательно - вопросительные, побудительно - вопросительные) и, в - третьих, смешанные конструкции побуждения (повествовательно - побудительные, вопросительно - побудительные).

Большая часть промежуточных коммуникативных типов предложений выполняют важные стилистические функции, и их можно рассматривать как результат транспозиции коммуникативных типов предложений, противопоставляемых оппозиционно, т.е. парадигматически [Ривлина, 2009].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 647; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.006 с.)