Психологические основы развития интереса к обучению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические основы развития интереса к обучению



Содержание

 

Введение

1. Содержание понятий «познавательный интерес» и «интерес к обучению»

2. Психологические основы развития интереса к обучению

3. Социальная и психолого-педагогическая характеристика семьи

4. Функции семьи в процессе формирования и развития

Личности

5. Развитие познавательных интересов у школьников в семье и взаимодействие семьи и школы в развитии интереса к обучению

6. Исследование отношения семьи к развитию познавательных интересов ребенка в школе

Заключение

Литература

Приложение

 


Введение

 

Познавательные интересы лежат в основе мотивов учения. Обучение становится потребностью человека только при условии наличия устойчивых познавательных интересов. Обучение может стимулироваться и другими мотивами, например стремлением к достижениям, к признанию, но в этом случае обучение не становится потребностью личности, а ведь в современном мире человеку необходимо учиться постоянно.

О необходимости развития познавательных интересов говорили классики педагогики и общественные деятели В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, К.Д.Ушинский. В советский период проблемой развития познавательных интересов у школьников занималась Г.И.Щукина [23].Она подчеркивала, что познавательный интерес и интерес к обучению это не одно и тоже: интерес к обучению вызывается из вне, а познавательный интерес – это внутреннее состояние личности. Таким образом, познавательный интерес должен возникнуть еще до начала школьного обучения. Здесь возникает проблема факторов формирования познавательных интересов и с очевидностью выступает вопрос о роли семьи в этом процессе. В семье начинается развитие человека, закладываются основы положительных и отрицательных качеств. В семье смыкаются влияния наследственности и среды (микросреды) – двух важнейших факторов формирования личности. Многие современные педагоги определяют роль семьи в развитии школьника как решающую (Б.М.Бим-Бад, М.Мид, А.В.Мудрик, В.А.Сухомлинский).

Наблюдения на практике позволяют утверждать, что родители уделяют большое внимание успехам детей в учебе, но это внимание далеко не всегда связано с развитием познавательных интересов. По мнению учителей-практиков, чаще всего родители заботятся о положительных и высоких оценках, не всегда связывая их с реальными успехами, а также о подготовленности к поступлению в ВУЗ. Таким образом, огромный потенциал семьи в развитии познавательных интересов, основы успешного обучения, остается не использованным. Задача школы, на наш взгляд, помочь семье реализовать свои возможности в развитии у детей устойчивых интересов, связанных с познанием и обучением, научить родителей видеть в школьных успехах, прежде всего результат свободного самовыражения школьника, определить совместный путь, который позволит семье и школе воспитать человека познающего и испытывающего радость познания.

Объектом исследования выступает процесс развития познавательных интересов у школьников, а предметом – семья как фактор развития этих интересов.

Цель работы - определить роль семьи в развитии познавательных интересов школьников и решить следующие задачи:

 - раскрыть содержание понятия познавательные интересы и психологические механизмы их развития;

- охарактеризовать семью как социальный и психолого-педагогический фактор развития школьника;

- изучить взаимные ожидания семьи и школы в области развития познавательных интересов школьников;  

- проанализировать отношение родителей к развитию у детей познавательных интересов в процессе обучения.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме, анкетирование родителей, изучение социального паспорта семьи (предоставленного школой).

Работа проводилась на базе МОУ СОШ № 3 города Борисоглебска с октября 2007года по январь 2008. Для практической части работы использовались данные анкетирования 25 человек. Содержание исследования отражено в статье «Влияние семьи на развитие познавательных интересов у школьников» в материалах фестиваля исследовательских работ учащихся «Портфолио».


Содержание понятий «познавательный интерес» и «интерес к

Обучению»

 

Ведущий специалист по изучению познавательных интересов у школьников Г.И.Щукина определяет, что познавательный интерес-это важнейшая область общего феномена интереса. Познавательный интерес - самое значительное свойство человека, оно выражается в стремлении познавать окружающий мир с целью проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно- следственные связи, закономерности, противоречивость. Также Г.И.Щукина добавляет, что особенностью познавательного интереса является его способность обогащать процесс любой деятельности человека.

Особую значимость познавательный интерес имеет в школьные годы, когда учение становится основой жизни.

Но познавательный интерес и интерес к обучению не одно и тоже, так как интерес к обучению должен быть вызван из вне другим человеком, в частности учителем, а познавательный интерес - это внутреннее состояние ученика.

Для того чтобы вызвать познавательный интерес ученика, учителя используют наглядные средства обучения, игры, курьезы, шутки. Но многие авторы против развлекательности в обучении, так как потом человеку нужно делать над собой усилие, чтобы сосредоточиться на серьезных вещах. Известны высказывания В.Г.Белинского и Н.А.Добролюбова против развлекательности в обучении, Д.И.Писарева против потешающей педагогики, К.Д.Ушинского, с возмущением писавшего о недопустимости приносить содержание науки в жертву развлекательности.

И здесь встает проблема поддержания и развития интереса ученика.

Учение - сложный вид деятельности, требующий от человека напряжения физических и интеллектуальных сил, поэтому поддерживать интерес именно к учению особенно трудно, так как если познавательный интерес может рассматриваться как собственная инициатива, то интерес к обучению требует от школьника заставить себя выучить, научиться и тому подобное, то есть добиться результата. Г.И.Щукина выделяет несколько видов интересов:

1. Аморфные интересы подростков без тенденции развития чрезвычайно обедняют личность школьника. Познавательная деятельность подростков с аморфными интересами бывает лишена тех ценных свойств, которые она приобретает под влиянием познавательного интереса. Учение для таких школьников- неприятная обязанность. Оно не приносит радости и часто бывает сопряжено с боязнью неудач, неуверенностью в своих возможностях, чувством неполноценности и, как следствие этого – интеллектуальной пассивностью, инертностью, волевой расслабленностью.

2. Многосторонний, широкий характер интересов отличается тем, что способствует познавательной активности в деятельности. Многосторонний, широкий характер интересов побуждает искать и находить новое во всех областях предметного мира. Ученики, обладающие многосторонними интересами - прекрасные помощники учителя. Многосторонние интересы учащихся способствуют содержательности их общения с товарищами и взрослыми, обогащению совместной деятельности. Вместе с тем ученики, обладающие разносторонними интересами, требуют особого внимания со стороны учителей и родителей. Слабая дифференцированность и недостаточная устойчивость характера этих интересов могут оказаться препятствиями на пути к глубокому освоению школьником определенных предметных областей.

3.Локальный, стержневой характер интересов. Эти устойчивые, достаточно глубокие интересы укрепляются в практической деятельности за пределами учебного процесса. Локальные интересы занимают значительное место в учебном процессе, но особенно сильно они проявляются в жизнедеятельности школьника. В учении стержневые интересы оказывают заметное влияние на уровень и глубину знаний ученика; им он посвящает свое свободное время, в этой области он значительно эрудированнее, поскольку и круг чтения в области локального интереса бывает более широким. Но локальный, стержневой характер познавательных интересов в развитии личности школьника может иметь различный результат.

Именно эти интересы лежат в основе мотивации учения. Говоря о мотивах учения, Т.А.Ильина [5] отмечает, что есть мотивы, непосредственно побуждающие и мотивы интеллектуального побуждения.

Первая группа мотивов зависит в основном от личности и деятельности учителя, отобранного им содержания материала и методов его преподнесения учащимся. Эти мотивы можно назвать непосредственно побуждающие мотивы. Они опираются на непроизвольное внимание и основаны на положительных эмоциях, пробуждаемых в учащихся учителем. В числе подобных мотивов можно назвать симпатию или любовь к учителю; интересное ведение учителем уроков; новые наглядные пособия или технические средства обучения. Все эти внешние воздействия получают свое внутреннее преломление в сознании учащегося, но в целом они могут помочь учителю вовлечь в активные занятия всех учащихся, даже тех, кто пришел без всякого желания заниматься. Проанализировав отношение учащихся к занятиям в условиях таких стимулирующих действий учителя, мы увидим, что одними движет любопытство, другими - любознательность, у третьих в основе лежит уже сформировавшийся познавательный интерес.

В мотивации учения особую значимость имеет интерес к самому процессу умственной деятельности. Мотивы, связанные с пробуждением такого интереса, можно назвать мотивами интеллектуального побуждения или просто интеллектуальными мотивами. В их числе: желание и стремление найти самостоятельный ответ на поставленный вопрос или поставленную проблему, чувство удовлетворения от самого процесса мыслительной работы. При наличии подобных мотивов процесс познания представляется для человека самостоятельной ценностью. Мотивы интеллектуального побуждения - наиболее надежная основа поддержания, закрепления и дальнейшего развития познавательного интереса.

От учителя во многом зависит пробуждение и поддержание подобных интересов. При этом главное даже не столько выдвижение им интересных проблем или постановка задач, требующих интеллектуального напряжения или "игры умственных сил", сколько обучение учащихся приемам умственной деятельности, овладения общеучебными умениями. Эти мотивы способствуют выработке особого эмоционального отношения к знаниям, в их основе лежат интерес и радость познания, делающие само познание интеллектуальной потребностью пытливого и любознательного ума.

Наивысшее эмоциональное состояние учащегося-вдохновение, приподнятость, вызванная стремлением справиться с задачей и ощущением возможности решения поставленной задачи. В условиях подъема духовных и физических сил воля учащегося направлена не на борьбу с самим собой, а на преодоление реальных трудностей.

Таким образом, познавательный интерес, возникая как проявление любопытства, активности, направленной на познание окружающего мира со временем выражается в интересе к обучению, и лежат в основе мотивов учения. Поскольку познавательные интересы - это собственные, внутренние свойства человека, предшествующие учению, следовательно, они зарождаются за пределами школьной жизни и наверняка в их формировании существенную роль играет семья.

Интересов ребенка в школе

 

Для выявления отношения семьи к развитию познавательных интересов ребенка в школе нами было предпринято изучение личных дел школьников со 2 по 9 класс и анкетирование родителей. В личных делах мы обращали внимание на образовательный уровень родителей, хотя и не считали его показателем развития познавательных интересов и на материальную обеспеченность семьи. Ниже приводится анкета, которая, по нашему мнению, позволяет выявить отношение родителей к развитию познавательных интересов школьников. 

Нами было проведено небольшое исследование, где было опрошено 25 родителей учеников со 2 по 9 классы. Из них 13 женщин и 12 мужчин в возрасте от 28 до 52 лет.

На вопрос о любимых занятиях в свободное время получены следующие ответы: на первом месте – приготовление пищи, на втором – просмотр телевизора. Есть ответы и о том, что в свободное время родители делают уроки с ребенком. Характерно, что проводить время с детьми из 25 человек предпочитают 2 человека и считают это любимым занятием.

По данным нашего опроса в прошлом родители отдавали предпочтение таким школьным предметам как математика и история. По этому пункту можно сделать вывод о том, что память о познавательных интересах в какой-либо области обучения сохраняется на многие годы.

Нам важно было также сопоставить школьные интересы родителей и те предметы, которые в настоящее время родители охотно помогают освоить детям. Здесь в этом случае мы обнаружили, что из 25 опрошенных, только 2 родителя, увлекавшиеся ранее математикой, теперь охотно помогают осваивать этот предмет своему ребенку. Во всех остальных случаях школьные интересы родителей не повлияли на их желание помочь своим детям освоить свой любимый школьный предмет.

Из тех предметов, которые родители охотно помогают осваивать детям на первом месте стоит математика, на втором месте – русский язык (по – нашему мнению, это можно объяснить тем, что родители в свои школьные годы сдавали по этим предметам экзамены и поэтому считают освоение этих предметов важным).

Восьмой вопрос касался опыта родителей по воспитанию детей, который они восприняли от своих родителей. Из всех опрошенных большинство (45%) утверждают, что их родители заботились больше всего о том, чтобы они были сыты, здоровы, аккуратно одеты. 36% утверждает, что больше всего их родители заботились о том, чтобы на них не жаловались учителя. Совсем незначительная часть родителей вспоминает, что в детстве их родители уделяли внимание школьным достижениям и интересам (достижениям – 13%, интересам – 6%).

Наиболее значимым для нас был 9 вопрос («Вы как родитель чему больше всего уделяете внимание: здоровью, жизнерадостности ребенка, тому, чтобы он не попал в плохую компанию; оценкам, отзывам учителей, старательности, послушанию в школе; интересу ребенка к какому – либо учебному предмету, не подкрепленному хорошими оценками?»), так как он напрямую связан со стремлением родителей развивать именно познавательные интересы у детей. Результаты, полученные при ответе на этот вопрос,  приведены в таблице №1.

Таблица №1

 

ПРИ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, РОДИТЕЛИ БОЛЬШЕ ВСЕГО УДЕЛЯЛИ ВНИМАНИЕ ВСЕГО ОТВЕТИЛИ (ЧЕЛОВЕК)
Здоровью, жизнерадостности Ребенка, тому, чтобы он не попал В плохую компанию   9
Оценкам, отзывам учителей, старательности, послушанию в школе   13
Интересу ребенка, к какому – либо учебному предмету, не  подкрепленному хорошими оценками   3
Всего опрошено 25

 

Из таблицы видно, что больше всего родителей волнуют успехи в учении, здоровье и социально – позитивное поведение детей, а познавательные интересы меньше всего.

Родителям более всего близка следующая позиция: «Не важно с интересом или без интереса, хорошо или плохо окончил школу, главное чтобы хорошо устроился в жизни, научился зарабатывать» (33%). Тем не менее, четверть опрошенных (25%) высоко ставит интерес ребенка к учебе и утверждает, что: «Не важно, что плохие оценки, главное чтобы было интересно учиться». Но значительная группа родителей пренебрежительно относится к познавательным интересам детей и ставит на первое место оценки (42%).

Таким образом, наше небольшое исследование показало, что семья обладает значительными возможностями в развитии познавательных интересов детей, однако, убеждения родителей в том, что познавательный интерес не существенная сторона школьной жизни ребенка не позволяет им реализовывать потенциал семьи в развитии познавательных интересов у школьников в полной мере. Причиной этого по–нашему предположению, основанному на анкетировании родителей, может быть бедность собственных познавательных интересов, отрицательный прошлый опыт и убеждения, формируемые современными социальными условиями. 

Поэтому можно выделить несколько уровней отношения семьи к развитию познавательного интереса ребенка:

1.Самый низкий уровень-семья воспитывает у ребенка отношение к обучению как к чему-то ненужному.

2.Отсутствие интереса родителей к обучению ребенка

3.Развитие интереса к обучению как к способу общественных достижений - родители ценят в учебе ребенка пятерки, грамоты, медали.

4.Семья влияет на интерес к учебному материалу - это выражается в том, что в семье с ребенком обсуждают, что сегодня интересного изучали, какой предмет ему больше нравится, что проходят. Родители демонстрируют свое отношение к предмету, пересказывают содержание тем, прогнозируют их сложность, пути освоения.

Низкий уровень интереса, как правило, наблюдается в семьях, где противопоставляется материальное и духовное, где господствуют установки на первичность хорошего питания, жилья, одежды материальных возможностей. Такие установки могут быть как в семьях с высоким материальным достатком, так и с низким.

Второй уровень наблюдается в семьях, где акцентируют самостоятельность ребенка. «Мой все делает сам. Я к его школьным делам и близко не подхожу»,- обычно говорят родители в таких семьях. Социальные педагоги отмечают, что такая позиция бывает удачной, она действительно развивает самостоятельность, но иногда родители преувеличивают возможности ребенка.

Третий уровень характерен для семей различного типа. По нашим данным таких семей большинство. Для них важны внешние сигналы о том, что все благополучно и что пройден очередной этап обучения.

Четвертый уровень характерен для семей, в которых приоритет отдается духовным ценностям. Таких семей по нашим данным мало, но именно этот тип отношений семьи к развитию познавательных интересов ребенка в школе можно считать оптимальным.

Мы намерены продолжить исследование и определить пути влияния школы на семью с целью изменения ее отношений к развитию познавательных интересов ребенка в школе.


Заключение

 

Исследование проблемы познавательного интереса и его развития в семье показывает актуальность темы. Как было уже отмечено, современное образование должно ориентироваться на развитие личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; на формирование у школьников глубокого личностного мотива как стимула к получению образования. Поэтому важнейшими  задачами школы являются: научить школьников учиться и хотеть учиться, развить у них познавательный интерес и повысить его уровень. Для решения этих задач  необходимо  сотрудничество школы и семьи.

Семья представляет собой разновозрастную социальную группу, в которой есть представители разных поколений. Следовательно, вместе существуют различные ценностные ориентации, жизненные позиции, точки зрения, убеждения, потребности, интересы. У ребенка есть возможность сопоставлять, сравнивать, выбирать то, что его больше привлекает, участвовать в совместной деятельности, получать поддержку в реализации своих интересов и помогать другим членам семьи реализовать их интересы.

Проведенное исследование привело нас к следующим выводам:

- познавательный интерес возникает как проявление любопытства, активности, направленной на познание окружающего мира со временем выражается в интересе к обучению, и лежат в основе мотивов учения. Поскольку познавательные интересы - это собственные, внутренние свойства человека, предшествующие учению, следовательно, они зарождаются за пределами школьной жизни и наверняка в их формировании существенную роль играет семья;

- современная семья - сложное социальное явление, претерпевающее существенные изменения под влиянием современных общественных процессов. Тем не менее, семье удается сохранить большинство своих функций, в частности, воспитания и духовного развития ребенка;

- несмотря на многочисленные претензии друг к другу, семья и школа стремятся к сотруднидничеству в развитии познавательных интересов детей: на основе познавательных интересов, которые рождаются и развиваются в семье, школа предполагает работать над развитием интереса к обучению;

-большинство родителей, опираясь на свой прошлый опыт, признают, что школа развивает познавательные интересы личности: они помнят свои успехи и любимые предметы, но не переносят своих детских увлечений в процесс общения со своими детьми;

- познавательные интересы ребенка не всегда являются ценностью для семьи. Большинство опрошенных родителей видит в школе очередную социальную ступень, позволяющую получить общественное признание уже сегодня и заложить фундамент будущей карьеры, а определенная часть родителей (42%) равнодушно к школьной жизни ребенка и его интересам;

- четвертая часть опрошенных родителей придает большое значение познавательным интересам детей и имеет положительный опыт по их поддержанию и развитию;

- необходимо искать пути взаимодействия семьи и школы по развитию познавательных интересов детей.

Все поставленные в начале исследования задачи решены, что позволяет утверждать, что цель работы достигнута: определена роль семьи в развитии познавательных интересов у школьников.


Список использованной литературы

 

1.Аксюченко В. Н. Развитие познавательной активности в процессе формирования общих учебных умений у учащихся. – М., 1987

2.Бабанский Ю. К. Педагогика. – М.: Просвещение, 1988

3.Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) / под ред. Эльконина Д. Б., Давыдова В. В. – М., 1996

4.Гуткина Л. Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. – М., 2002

5.Ильина Т. А. Педагогика. – М.: Просвещение, 1984

6.Ковалев С. В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988

7.Мудрик А. В. Социальная педагогика. – М., 1999

8. Макшева В. А. Работа с родителями: пособие для учителя. – М., 1980

9 Немов Р. С. Психология: Кн. 1: Общие основы психологии. – М., 2003

10.Обучение и развитие / под. Ред. Занкова Л.В. – М., 1975

11.Подласый И. И. Педагогика. – М., 1999

12. Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1975

13.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946

14.Селиванов В. С. Основы общей педагогики. – М., 2000

15.Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. – М.: Международная педагогическая академия, 1995

16.Садыкова Н. У. Формирование познавательного интереса учащихся в условиях совместной учебной деятельности. – Волгоград, 1995

17.Спок Б. С. Разговор с матерью. – М.: Лениздат, 1992

18.Стефановская Г. А. Педагогика: наука и искусство. – М., 1998

19. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика// Избранные педагогические сочинения. Том 3 – М., 1981

20.Сухомлинский В. А. О воспитании. – М., 1979

21.Харламов И. Ф. Педагогика. – Минск, 2000

22.Хрестоматия История педагогики в России. – М., 2002

23.Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988


Приложение

Анкета для родителей

1.Пол: муж.

       Жен.

2.Возраст:…………………………..

3.Профессия:……………………….

4.Наличие детей:……………………

5.Чем любите заниматься в свободное от работы время?..........................................

6.Какой из школьных предметов вы, по – вашему мнению, помните лучше всех и с удовольствием стали бы изучать его вновь?............................................................

7.Какой учебный предмет вы охотно помогаете осваивать вашим детям?.........................................................................................................................

8.Когда вы учились в школе, ваши родители уделяли больше всего внимания (отметьте ответ, отражающий ваш жизненный опыт):

а) тому, чтобы вы были сыты, здоровы, аккуратно одеты;

б) тому, чтобы на вас не жаловались учителя;

в) оценкам, похвальным листам, грамотам и прочим достижениям;

г) тому, какой предмет вам интересен, какой труден, помогали преодолевать трудности;

д) обсуждали материал различных учебных предметов, читали книги, рассказывали о том, в каких профессиях пригодится изучаемая наука;

9.Вы как родитель чему больше всего уделяете внимание:

а) здоровью, жизнерадостности ребенка, тому, чтобы он не попал в плохую компанию;

б) оценкам, отзывам учителей, старательности, послушанию в школе;

в) интересу ребенка к какому – либо учебному предмету, не подкрепленному хорошими оценками;

10.Отметьте, какая из высказанных ниже позиций вам наиболее близка:

 1.Не важно, что плохие оценки, главное чтобы было интересно учиться.

 2.Если ребенку учиться нравиться, если ему интересно в школе, но он получает плохие оценки, грош цена такому интересу.

3.Интерес к учебе личное дело каждого, главное чтобы ребенок слушался и получал хорошие оценки.

4.Не важно с интересом или без интереса, хорошо или плохо окончил школу, главное чтобы хорошо устроился в жизни, научился зарабатывать.

Содержание

 

Введение

1. Содержание понятий «познавательный интерес» и «интерес к обучению»

2. Психологические основы развития интереса к обучению

3. Социальная и психолого-педагогическая характеристика семьи

4. Функции семьи в процессе формирования и развития

Личности

5. Развитие познавательных интересов у школьников в семье и взаимодействие семьи и школы в развитии интереса к обучению

6. Исследование отношения семьи к развитию познавательных интересов ребенка в школе

Заключение

Литература

Приложение

 


Введение

 

Познавательные интересы лежат в основе мотивов учения. Обучение становится потребностью человека только при условии наличия устойчивых познавательных интересов. Обучение может стимулироваться и другими мотивами, например стремлением к достижениям, к признанию, но в этом случае обучение не становится потребностью личности, а ведь в современном мире человеку необходимо учиться постоянно.

О необходимости развития познавательных интересов говорили классики педагогики и общественные деятели В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, К.Д.Ушинский. В советский период проблемой развития познавательных интересов у школьников занималась Г.И.Щукина [23].Она подчеркивала, что познавательный интерес и интерес к обучению это не одно и тоже: интерес к обучению вызывается из вне, а познавательный интерес – это внутреннее состояние личности. Таким образом, познавательный интерес должен возникнуть еще до начала школьного обучения. Здесь возникает проблема факторов формирования познавательных интересов и с очевидностью выступает вопрос о роли семьи в этом процессе. В семье начинается развитие человека, закладываются основы положительных и отрицательных качеств. В семье смыкаются влияния наследственности и среды (микросреды) – двух важнейших факторов формирования личности. Многие современные педагоги определяют роль семьи в развитии школьника как решающую (Б.М.Бим-Бад, М.Мид, А.В.Мудрик, В.А.Сухомлинский).

Наблюдения на практике позволяют утверждать, что родители уделяют большое внимание успехам детей в учебе, но это внимание далеко не всегда связано с развитием познавательных интересов. По мнению учителей-практиков, чаще всего родители заботятся о положительных и высоких оценках, не всегда связывая их с реальными успехами, а также о подготовленности к поступлению в ВУЗ. Таким образом, огромный потенциал семьи в развитии познавательных интересов, основы успешного обучения, остается не использованным. Задача школы, на наш взгляд, помочь семье реализовать свои возможности в развитии у детей устойчивых интересов, связанных с познанием и обучением, научить родителей видеть в школьных успехах, прежде всего результат свободного самовыражения школьника, определить совместный путь, который позволит семье и школе воспитать человека познающего и испытывающего радость познания.

Объектом исследования выступает процесс развития познавательных интересов у школьников, а предметом – семья как фактор развития этих интересов.

Цель работы - определить роль семьи в развитии познавательных интересов школьников и решить следующие задачи:

 - раскрыть содержание понятия познавательные интересы и психологические механизмы их развития;

- охарактеризовать семью как социальный и психолого-педагогический фактор развития школьника;

- изучить взаимные ожидания семьи и школы в области развития познавательных интересов школьников;  

- проанализировать отношение родителей к развитию у детей познавательных интересов в процессе обучения.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме, анкетирование родителей, изучение социального паспорта семьи (предоставленного школой).

Работа проводилась на базе МОУ СОШ № 3 города Борисоглебска с октября 2007года по январь 2008. Для практической части работы использовались данные анкетирования 25 человек. Содержание исследования отражено в статье «Влияние семьи на развитие познавательных интересов у школьников» в материалах фестиваля исследовательских работ учащихся «Портфолио».


Содержание понятий «познавательный интерес» и «интерес к

Обучению»

 

Ведущий специалист по изучению познавательных интересов у школьников Г.И.Щукина определяет, что познавательный интерес-это важнейшая область общего феномена интереса. Познавательный интерес - самое значительное свойство человека, оно выражается в стремлении познавать окружающий мир с целью проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно- следственные связи, закономерности, противоречивость. Также Г.И.Щукина добавляет, что особенностью познавательного интереса является его способность обогащать процесс любой деятельности человека.

Особую значимость познавательный интерес имеет в школьные годы, когда учение становится основой жизни.

Но познавательный интерес и интерес к обучению не одно и тоже, так как интерес к обучению должен быть вызван из вне другим человеком, в частности учителем, а познавательный интерес - это внутреннее состояние ученика.

Для того чтобы вызвать познавательный интерес ученика, учителя используют наглядные средства обучения, игры, курьезы, шутки. Но многие авторы против развлекательности в обучении, так как потом человеку нужно делать над собой усилие, чтобы сосредоточиться на серьезных вещах. Известны высказывания В.Г.Белинского и Н.А.Добролюбова против развлекательности в обучении, Д.И.Писарева против потешающей педагогики, К.Д.Ушинского, с возмущением писавшего о недопустимости приносить содержание науки в жертву развлекательности.

И здесь встает проблема поддержания и развития интереса ученика.

Учение - сложный вид деятельности, требующий от человека напряжения физических и интеллектуальных сил, поэтому поддерживать интерес именно к учению особенно трудно, так как если познавательный интерес может рассматриваться как собственная инициатива, то интерес к обучению требует от школьника заставить себя выучить, научиться и тому подобное, то есть добиться результата. Г.И.Щукина выделяет несколько видов интересов:

1. Аморфные интересы подростков без тенденции развития чрезвычайно обедняют личность школьника. Познавательная деятельность подростков с аморфными интересами бывает лишена тех ценных свойств, которые она приобретает под влиянием познавательного интереса. Учение для таких школьников- неприятная обязанность. Оно не приносит радости и часто бывает сопряжено с боязнью неудач, неуверенностью в своих возможностях, чувством неполноценности и, как следствие этого – интеллектуальной пассивностью, инертностью, волевой расслабленностью.

2. Многосторонний, широкий характер интересов отличается тем, что способствует познавательной активности в деятельности. Многосторонний, широкий характер интересов побуждает искать и находить новое во всех областях предметного мира. Ученики, обладающие многосторонними интересами - прекрасные помощники учителя. Многосторонние интересы учащихся способствуют содержательности их общения с товарищами и взрослыми, обогащению совместной деятельности. Вместе с тем ученики, обладающие разносторонними интересами, требуют особого внимания со стороны учителей и родителей. Слабая дифференцированность и недостаточная устойчивость характера этих интересов могут оказаться препятствиями на пути к глубокому освоению школьником определенных предметных областей.

3.Локальный, стержневой характер интересов. Эти устойчивые, достаточно глубокие интересы укрепляются в практической деятельности за пределами учебного процесса. Локальные интересы занимают значительное место в учебном процессе, но особенно сильно они проявляются в жизнедеятельности школьника. В учении стержневые интересы оказывают заметное влияние на уровень и глубину знаний ученика; им он посвящает свое свободное время, в этой области он значительно эрудированнее, поскольку и круг чтения в области локального интереса бывает более широким. Но локальный, стержневой характер познавательных интересов в развитии личности школьника может иметь различный результат.

Именно эти интересы лежат в основе мотивации учения. Говоря о мотивах учения, Т.А.Ильина [5] отмечает, что есть мотивы, непосредственно побуждающие и мотивы интеллектуального побуждения.

Первая группа мотивов зависит в основном от личности и деятельности учителя, отобранного им содержания материала и методов его преподнесения учащимся. Эти мотивы можно назвать непосредственно побуждающие мотивы. Они опираются на непроизвольное внимание и основаны на положительных эмоциях, пробуждаемых в учащихся учителем. В числе подобных мотивов можно назвать симпатию или любовь к учителю; интересное ведение учителем уроков; новые наглядные пособия или технические средства обучения. Все эти внешние воздействия получают свое внутреннее преломление в сознании учащегося, но в целом они могут помочь учителю вовлечь в активные занятия всех учащихся, даже тех, кто пришел без всякого желания заниматься. Проанализировав отношение учащихся к занятиям в условиях таких стимулирующих действий учителя, мы увидим, что одними движет любопытство, другими - любознательность, у третьих в основе лежит уже сформировавшийся познавательный интерес.

В мотивации учения особую значимость имеет интерес к самому процессу умственной деятельности. Мотивы, связанные с пробуждением такого интереса, можно назвать мотивами интеллектуального побуждения или просто интеллектуальными мотивами. В их числе: желание и стремление найти самостоятельный ответ на поставленный вопрос или поставленную проблему, чувство удовлетворения от самого процесса мыслительной работы. При наличии подобных мотивов процесс познания представляется для человека самостоятельной ценностью. Мотивы интеллектуального побуждения - наиболее надежная основа поддержания, закрепления и дальнейшего развития познавательного интереса.

От учителя во многом зависит пробуждение и поддержание подобных интересов. При этом главное даже не столько выдвижение им интересных проблем или постановка задач, требующих интеллектуального напряжения или "игры умственных сил", сколько обучение учащихся приемам умственной деятельности, овладения общеучебными умениями. Эти мотивы способствуют выработке особого эмоционального отношения к знаниям, в их основе лежат интерес и радость познания, делающие само познание интеллектуальной потребностью пытливого и любознательного ума.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.112 с.)