Экономика и общественный строй вавилонии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика и общественный строй вавилонии



ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ

 

Занятие 1.

1. Судебник Хаммурапи как исторический источник.

2. Развитие сельского хозяйства.

3. Ремесло, торговля и ростовщичество.

 

Занятие 2.

1. Община в древнем Вавилоне и положение свободных.

2. Рабство в вавилонском обществе.

3. Семья и семейные отношения.

4. Судопроизводство и уголовное право.

 

Рекомендуемый библиографический список

Обязательный

 

Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства /Под ред. И.М.Дьяконова// Вестник древней истории (ВДИ). 1952. № 3.

Практикум по истории древнего мира /Сост. Н.А.Просина и И.С.Свенцицкая. М., 1965. С. 28 – 51.

Тематическая хрестоматия по истории древнего мира /Сост. Н.Н.Пикус. М., 1963, Вып. 1. С. 8 – 45.

Хрестоматия по истории древнего Востока /Под ред. А.М.Коростовцева, И.С.Кацнельсона, В.И.Кузищина. М., 1980. Ч. I. С. 151 – 178.            Всемирная история. М., 1955. Т. I. С. 290 – 298.

Гельцер М.А. Тамкар и его роль в Передней Азии //ВДИ. 1964. № 2.

Дьяконов И.М. Община на древнем Востоке в работах советских исследователей //ВДИ. 1963, № 1.

Дьяконов И.М. Проблемы экономики. О структуре общества Ближнего Востока до середины II тыс. до н. э. //ВДИ. 1976. № 4; 1968, № 3–4.

История древнего Востока /Под ред. В.И.Кузищина. М., 1979. С.130 – 136.

Новиков Ф. Очерки из истории развития техники и землевладения в древнем мире //ВДИ. 1964. № 1.

Якобсон В.А. Правовое и имущественное положение воина времени I вавилонской династии //ВДИ. 1963. № 2.

Якобсон В.А. Регулирование международной торговли по законам Хаммурапи /Древний Восток и мировая культура. М., 1981.

 

Дополнительная литература

Крамер С. История начинается в Шумере. М., 1965.

Оппенхейм А.Лео. Древняя Месопотамия. М., 1980.

Тюменев А.И. Государственное хозяйство древнего Шумера. М.- Л., 1956.

 

Методические указания

Цель занятия состоит в том, чтобы на примере древневавилонского царства уяснить особенности развития экономики и общественных отношений восточных государств.

Работа над темой предполагает в первую очередь внимательное чтение источника и его конспектирование. С этой целью по каждому вопросу плана определяется круг статей судебника, указывается, какой конкретно аспект вопроса каждая из статей раскрывает, наконец, фиксируются выводы, которые вытекают из анализа данных статей. Следует иметь в виду, что некоторые статьи законов дают материал для ответа на многие вопросы.

При подготовке первого вопроса необходимо выяснить историю открытия источника, его авторство и время появления, остановиться на структуре судебника и особенностях этого вида источников.

Подготовку вопроса о развитии сельского хозяйства нужно начать с выяснения наиболее простых моментов: каковы были природные условия, техника обработки земли, какие основные земледельческие культуры выращивались, размеры урожая, его обработка и хранение. Затем следует обратиться к выяснению более сложной проблемы: формы земельной собственности и землевладения. Здесь же следует рассмотреть и арендные отношения, обратив особое внимание на такой вид аренды, как субаренда. Необходимо выяснить, чем было вызвано ее появление.

Затем перейдите к изучению других отраслей сельского хозяйства: садоводства и скотоводства. В заключение сделайте вывод об уровне развития сельского хозяйства в древней Вавилонии.

Выясняя степень развития ремесла и торговли, необходимо рассмотреть такие вопросы, как виды ремесел, оплата труда ремесленников, охарактеризовать развитие внутренней и внешней торговли, выяснить, что являлось предметом торговли, какие взаимоотношения существовали между различными категориями купцов. Особое внимание следует уделить развитию ростовщичества, определить предметы ссуды, оформление ростовщических сделок, каким образом погашался процентный долг, наконец, как законодательство относилось к ростовщику.

При изучении вопроса об общественном строе древней Вавилонии необходимо разобраться в социальной структуре населения древней Вавилонии. Следует выяснить, какие группы населения можно выделить на основе анализа судебника Хаммурапи, обратить внимание на наличие двух в правом отношении категорий свободного населения, познакомиться с различными точками зрения по вопросу об их происхождении. Вопрос этот необходимо рассматривать в рамках вопроса о сельской общине. Следует определить, в какой стадии развития находилась сельская община в древней Вавилонии, каково отношение законодательства к ней.

Особую важность для понимания социально-экономической структуры общества имеет вопрос о развитии рабства. Необходимо рассмотреть источники рабства, положение рабов, категории рабов, применение их труда, формы протеста рабов против эксплуатации и угнетения и заключить анализ этого вопроса выводом о характере рабства в древней Вавилонии и степени его развития.

Для ответа на вопрос о семье и семейных отношениях следует проанализировать принципы оформления брачных отношений, правовые и имущественные отношения между супругами, положение женщины, детей в семье, в заключение определить характер вавилонской семьи и отношение законодательства к ней.

Рассматривая вопрос о судопроизводстве и уголовном праве, необходимо остановиться на таких моментах, как организация судебного дела, пережитки обычного права, определить круг преступлений, которые карались смертной казнью, и выяснить причины столь тяжелого наказания, наконец, на страже чьих интересов стояло законодательство в древней Вавилонии.

В заключении необходимо дать оценку сущности законов. Полезно при этом вспомнить характер обещаний законодателя, содержащихся во вступлении к судебнику, и проследить, как они осуществляются в основной его части. Конечный вывод по теме должен содержать ответ на вопрос: интересы какой части древневавилонского общества отражал судебник Хаммурапи.

Подготовка к четвертому занятию проводится в форме обобщения данных по социально-экономическому развитию Вавилонии, изученных на предыдущих занятиях. Изучая первый вопрос, необходимо определить, в чем заключались особенности развития древневосточных обществ, чем они определялись. Особое внимание обратить на развитие рабства, положение мелкого свободного производителя, выяснить, кто являлся основным производителем материальных благ в обществе, какую роль играла сельская община и т. д.

Второй вопрос требует уяснения возникновения специфической формы власти в странах древнего Востока, чем это было вызвано, в чем заключалась ее сущность и каковы основные особенности данной формы власти.

По предложенным вопросам (по желанию) студенты готовят доклады.

 

Тема 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.007 с.)