Виды информационных ресурсов Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» и обеспечение доступа к ним 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды информационных ресурсов Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» и обеспечение доступа к ним



.

Проведем классификацию ГАС «Выборы» согласно принципам информационного права:

.   Функция ГАС «Выборы» - автоматизация информационных процессов подготовки и проведения выборов и референдума, обеспечение деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, а также для решения задач, не связанных с выборами и референдумом.

.   Это единая система, имеющая общую (распределенную) базу данных, действующая на основании единых стандартов и протоколов, единых нормативных документов, под управлением единого центра (ФГУ Федеральный центр автоматизации при ЦИК России).

.   При выполнении ее основной функции - автоматизации избирательных процессов возможна композиция и декомпозиция элементов системы. В зависимости от уровня и вида выборов может быть задействована как вся система целиком (автоматизация избирательных процессов при проведении выборов Президента Российской Федерации) так и небольшая ее часть, как например, при проведении предстоящих дополнительных выборов депутата Волгоградской областной Думы по Городищенскому одномандатному округу №5.

ГАС «Выборы» отвечает основным требованиям к информационной системе, ибо она:

эффективна - действует в 83 субъектах Российской Федерации, обеспечивает обработку данных более 90 тысяч избирательных участков, обеспечивает в отведенные законом временные рамки ввода и обработки результатов голосования не менее чем на 90% участков(90% протоколов вводятся и обрабатываются за 48 часов, 60% протоколов - за 10 часов), а также представляет в отведенные временные рамки данные в вышестоящие избирательные комиссии;

ее функционирование соответствует всем требованиям к качеству функционирования системы:

точности (доведение всей информации до конечного потребителя без искажений);

защищенности - организационными и техническо-программными средствами обеспечивается безопасность информации в системе;

согласованна со стандартами (обеспечивается работа по отраслевым и мировым стандартам);

надежность и безопасность обеспечиваются дублированием систем.

По видам:

по степени открытости это больше закрытая система. Публичный интернет - портал ГАС «Выборы» составляет только небольшую часть системы, открытую для доступа и обладает довольно ограниченным функционалом.

по форме собственности это государственная система.

по технической характеристике это крупная система, т.к. служит для решения масштабных и сложных задач, для функционирования требуется разнообразное ПО, для нее характерна территориальная распределенность - она охватывает все субъекты РФ и распространяется на все городские округа и муниципальные районы.

ГАС «Выборы» функционирует на основании Федерального закона «О Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» №20-ФЗ от 10.01.2003 г., Конституции РФ, Федеральных законов "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", "Об электронной цифровой подписи", а так же нормативно-правовых актов, утвержденных ЦИК России, таких, как «Положение об обеспечении безопасности информации в Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы"», утвержденным Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 июля 2003 года N 19/137-4, Положение о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденное постановлением ЦИК России от 6 ноября 1997 года №134/973-II (в редакции постановления ЦИК России от 29 декабря 2005 года №164/1084-4), Регламент применения Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" для решения задач, связанных с регистрацией (учетом) избирателей, участников референдума в Российской Федерации. Применение ГАС «Выборы» происходит так же на основании соответствующих законов, например, "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации", «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области». Основным, рамочным НПА, определяющим порядок проведения выборов, в т.ч. с использованием информационных технологий и ГАС «Выборы» является Федеральный Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" все действия и процессы, в т.ч. информационные средства обеспечения избирательных прав граждан служат для обеспечения гарантий законности при проведении выборов, референдумов. Эти гарантии, в случае использования ГАС «Выборы» основаны на таких принципах, как гласность, соблюдение конституционных прав граждан при автоматизированной обработке информации о них, оперативность, недопустимость вмешательства в информационные процессы в ГАС "Выборы", сочетание централизации и децентрализации в управлении процессами использования и эксплуатации ГАС "Выборы", обязательное применение ГАС "Выборы", недопустимость использования для других автоматизированных систем и информационных технологий, обеспечение безопасности информации в ГАС "Выборы" в сочетании с открытостью системы и доступностью информации, обеспечение достоверности информации, применение лицензионных программных средств и сертифицированный программно-технических средств, недопустимость подключения ГАС "Выборы" к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", недопустимость подключения ГАС "Выборы" при ее использовании при проведении выборов и референдума к иным информационным системам и сетям связи, не применяемым в ГАС "Выборы".

Информационные ресурсы ГАС "Выборы" включают в себя:

) персональные данные об избирателях, участниках референдума, о выдвинутых кандидатах, зарегистрированных кандидатах на выборную должность, об избранных кандидатах, о доверенных лицах, об уполномоченных представителях, о членах избирательных комиссий, комиссий референдума. Перечень таких данных устанавливается федеральными законами;

) информацию о ходе и об итогах голосования;

) картографическую информацию об административно-территориальном делении федерального и регионального уровней, о территориальном устройстве муниципальных образований, используемую при подготовке и проведении выборов и референдума;

) информацию, связанную с деятельностью избирательных комиссий, комиссий референдума;

) информацию о нормативных правовых актах о выборах и референдуме;

) иную информацию, предусмотренную федеральными законами, нормативными правовыми актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Основную часть информационных ресурсов ГАС «Выборы» составляют персональные данные граждан - это сведения об избирателях, членах участковых избирательных комиссий, кандидатах на выборные должности. Эта информация, согласно ст. 17 ФЗ «О ГАС «Выборы» независимо от уровня и способа их формирования является федеральным информационным ресурсом. Правовое регулирование обращения данного вида информации разработано наиболее полно. В основном, на обеспечение безопасности этих данных, а так же на защиту сведений о ходе и итогах голосования и линий связи направлены мероприятия и нормативно-правовые акты, посвященные защите информации.

Доступ к такого рода информации имеют члены избирательных комиссий всех уровней, кроме членов участковых избирательных комиссий, в случае необходимости такого доступа для осуществления ими своих служебных обязанностей. Например, доступ к такой информации может быть предоставлен для проверки правильности заполнения подписных листов в пользу кандидата. Это определено, например, в ст. 37 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации». Так же доступ к этой информации имеют должностные лица органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, которым доступ к такой информации предусмотрен федеральными законами. Например, главы местных администраций раз в полугодие получают полную информацию об избирателях, проживающих на подведомственной им территории, в соответствии с положением о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденным постановлением ЦИК России. К сожалению, порядок использования этих сведений главой местной администрации не определен, что может способствовать неправомерному доступу к такой информации, имеющей статус конфиденциальной. И, наконец, право доступа к сведениям об избирателях имеют граждане, запрашивающие персональные данные о себе. Порядок доступа граждан к сведениям о себе определен в ст. 14. Федерального Закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных», Специфика обработки персональной информации в ГАС «Выборы» состоит в том, что согласие субъекта персональных данных на обработку информации о нем не требуется - все происходит в соответствии с федеральным законом.

К персональным сведениям, циркулирующим в ГАС «Выборы», так же относятся сведения о членах комиссии. Закон «О Персональных данных» относит к персональным данным любую информацию, относящуюся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другую информацию. Часть этой информации, например, фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, место работы подлежит опубликованию, например, при назначении члена избирательной комиссии согласно Закону о выборах.

При выдвижении, регистрации кандидата в ГАС «Выборы» вносится информация о персональных данных кандидата. При этом большая ее часть, в соответствии с соответствующим Законом о Выборах, подлежит опубликованию. Перечень подлежащих опубликованию сведений о доходах и об имуществе, об обязательствах имущественного характера зарегистрированного кандидата и его супруга устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Не публикуются сведения о документе, удостоверяющем личность, домашние адреса, телефоны.

Другие информационные ресурсы ГАС «Выборы», такие, как картографическая, нормативно-правовая, информация о ходе и об итогах голосования, информация, связанная с деятельностью избирательных комиссий, комиссий референдума в зависимости от уровня и способа их формирования могут являться информационными ресурсами субъекта Российской Федерации, информационными ресурсами Российской Федерации либо ресурсами совместного ведения. Они защищаются от искажения, доступа, несанкционированного изменения ординарными мерами обеспечения безопасности информации. Порядок обращения с этими данными устанавливается в ФЗ «Об Основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», законами о соответствующих выборах, например, Законом Волгоградской области «О выборах депутатов Волгоградской областной Думы», «Инструкцией по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при проведении выборов Президента Российской Федерации», утвержденной постановлением ЦИК России от 17 августа 2011 г. №26/255-6.

Обеспечение безопасности информации при применении технических средств подсчета голосов обеспечиваются, в основном, организационными мерами и отчасти - самим техническим комплексом (невозможность вброса бюллетеней, сложность изменения встроенного ПО, контроль соответствия формы бюллетеней установленной, хранение данных об итогах голосования на сменном носителе в защищенном от просмотра и изменения виде). Порядок использования технических средств подсчета голосов, в частности, комплексов обработки избирательных бюллетеней 2003 определен в «Инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней», утвержденной постановлением ЦИК России от 19 сентября 2011 г. N 33/302-6, Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 6 июля 2011 г. N 19/204-6 "Об Инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации", подпунктами "в", "е" пункта 9, пунктом 13 статьи 21, пунктами 32, 35 статьи 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". На данный момент сведения, полученные из КОИБ приобретают юридическую силу только после их распечатки, подписания ее членами участковой избирательной комиссии и заверения печатью комиссии. Следующий этап развития технических средств голосования - безбумажная технология. При этом сведения об итогах голосования будут передаваться в вышестоящую комиссию только на защищенном от изменения носителе или по защищенным каналам связи, будут подписываться электронными цифровыми подписями членов комиссии, на выделенном АРМ УИК будут осуществляться другие юридически значимые действия. Но для этого требуется дальнейшее развитие информационного права в отрасли избирательных технологий и проведение массовой разъяснительной работы с избирателями, объясняющей невозможность фальсификации сведений на данном этапе.

Порядок обращения с информацией, передающейся в электронной почте ГАС «Выборы», системе электронного документооборота избирательных комиссий регламентируется Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 15 декабря 2010 г. N 231/1514-5 "Об Инструкции по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", Инструкцией по делопроизводству в Избирательной комиссии Волгоградской области, Положением об электронной почте ГАС «Выборы». Доступ к данной информации осуществляется в соответствии с полномочиями членов и сотрудников аппарата избирательных комиссий, в соответствии с их служебными полномочиями.

Информация о паролях, методах защиты информации является служебной, доступ к ней производится в соответствии с матрицей доступа, создающейся в соответствии с «Положением об обеспечении безопасности информации в Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы"»

Интернет-портал ГАС «Выборы» это один из наименее разработанных информационных ресурсов системы. По закону, ГАС «Выборы» должна быть отделена от сетей общего пользования, в.т.ч. Интернет, но, в то же время, соответствовать принципам гласности и оперативности. До сих пор не решен вопрос автоматического переноса сведений ГАС «Выборы» в сеть интернет, перенос происходит по утвержденным ЦИК России регламентам, как правило, не очень оперативным, нет доступа к информации о содержании предшествующих окончательным протоколам (в случае повторного составления протокола избирательной комиссией). На данный момент процесс опубликования сведений ГАС «выборы» в сети интернет определен в «Инструкции по размещению данных Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" в сети Интернет».

Система видеонаблюдения, применяется на основании постановления ЦИК России от 27 декабря 2011 г. №82/635-6 «О Порядке видеонаблюдения в помещении для голосования на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года». Система повсеместно использовалась на последних выборах Президента РФ и до этого неоднократно применялась на территории Волгоградской области и на данный момент не является частью ГАС «Выборы», но будет таковой в случае успешной реализации Концепции развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» до 2016 года.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.12.31 (0.027 с.)