Управление государственным долгом в РБ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление государственным долгом в РБ



Обязательства по внешним государственным займам возникают из международных и гражданско-правовых договоров, решений о предоставлении государственных гарантий и других административных актов, порождающих по законодательству гражданско-правовые последствия, в результате выпуска и размещения государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств на рынках ценных бумаг за пределами Республики Беларусь, а также из иных оснований, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Республика Беларусь несет безусловные обязательства по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга. Исполнение указанных обязательств обеспечивается средствами республиканского бюджета и иным находящимся в собственности Республики Беларусь имуществом.[1]

Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга предусматриваются в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год до тех пор, пока задолженность по внешним государственным займам не будет полностью погашена. [1]

Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга являются первоочередными по отношению к другим расходам при исполнении республиканского бюджета. [1]

Государство не отвечает по обязательствам резидентов Республики Беларусь, возникшим из внешних займов, полученных без государственной гарантии. Государственные гарантии по внешним займам резидентов Республики Беларусь предоставляются Правительством Республики Беларусь. [1]

Решение о выпуске государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг, принимается:

· для покрытия дефицита бюджета - Правительством Республики Беларусь или по его поручению Министерством финансов Республики Беларусь;

· для формирования валютных резервов - совместно Правительством Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь.[6]

Внешние государственные займы привлекаются и используются для:

o покрытия дефицита республиканского бюджета;

o пополнения валютных резервов Республики Беларусь;

o реализации инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики республики;

o решения острых социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий;

o импорта сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случае критического положения в обеспечении ими республики;

o поддержки экономических реформ.[6]

Средства, полученные от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг, могут использоваться только для покрытия дефицита республиканского бюджета и (или) пополнения валютных резервов Республики Беларусь. В Республике Беларусь действует единая система регистрации внешних государственных займов и учета внешнего государственного долга. Учет внешнего государственного долга и регистрация внешних государственных займов осуществляются Министерством финансов Республики Беларусь.[1]

Эффективная реализация и своевременное исполнение обязательств по внешним государственным займам обеспечиваются административными и экономическими методами государственного регулирования. Правительство Республики Беларусь и Национальный банк Республики Беларусь принимают меры по созданию условий для эффективной реализации и своевременного исполнения обязательств по внешним государственным займам.[6]

В Беларуси большое число нерентабельных предприятий. Оно достигло уже 46 % от общего количества предприятий народного хозяйства, а в сельском хозяйстве – 74%. Образующееся устойчивое сальдо по счёту у многих белорусских предприятий свидетельствует о серьёзной проблеме хронического недостатка оборотных средств для осуществления в первую очередь текущих расчётов по обязательствам предприятий со своими партнёрами.[1]

В конкурентной рыночной экономике любое предприятие обязано, согласно правилам конкурентного рынка, нести ответственность за взятые на себя обязательства перед всеми своими кредиторами. Тем самым оно поставлено в такие рамки, которые вынуждают его работать обязательно в условиях жёстких бюджетных ограничений, т.е. покрывать имеющиеся расходы получаемыми доходами.[1]

Главное отличие белоруской экономики от конкурентной заключается в двух принципиальных обстоятельствах. Во-первых, В Беларуси государство установило неодинаковые правила деятельности по отношению к предприятиям различных форм собственности. Во-вторых, и для оценки результатов деятельности предприятий различных форм собственности существуют также разные критерии. В соответствии с такими подходами государство выработало эксклюзивную систему субсидиарной плохо работающих предприятий нечастного сектора экономики. Всё это привело к целенаправленному созданию перераспределительной системы, через которую движение финансовых и натуральных ресурсов происходит от хорошо работающих предприятий к плохо работающим.[1]

В Беларуси отсутствует рыночное правило, в соответствии с которым каждое предприятие должно оплачивать свои обязательства перед кредиторами в срок, т.е. должники не наказываются. Мягкость бюджетных ограничений огосударствленных предприятий приводит к тому, что у них образуется постоянная нехватка доходов для покрытия расходов. [1]

Помимо неденежных форм, «развязывающих» неплатежи, большую роль в этом процессе играют банковские и финансовые векселя. Однако этот способ не пользуется популярностью, к нему проявляется недоверие.[1]

Внешний государственный долг Республики Беларусь за март текущего года сократился на 3,5% и составил на 1 апреля 1 трлн. 462,8 млрд. рублей /немногим более 680 млн. долларов США/ при утвержденном лимите 2 млрд. долларов США, сообщили БЕЛТА в Министерстве финансов.[6]

При этом задолженность, гарантированная правительством, составляет 580,7 млрд. рублей, или 40% всего внешнего долга. Долг центрального правительства составляет 882,1 млрд. рублей, или 60%, причем вся задолженность сформирована долгосрочными займами, отметили в Минфине.[6]

Напомним, что поступления средств внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета в 2004 году составили 390 млрд. рублей, что эквивалентно 179,8 млн. долларов США. В 2005 году Беларусь планирует привлечь более 350 млн. долларов США внешних заимствований для финансирования дефицита бюджета.[6]

В свою очередь, по данным Минфина, внутренний государственный долг за март 2005 года увеличился на 1,6% и составил на начало апреля 2 трлн. 913,1 млрд. рублей. В том числе задолженность, гарантированная правительством, сократилась на 2,4% до 605,1 млрд. рублей и составила 20,8% всего внутреннего долга. Задолженность центрального правительства составила 2 трлн. 307,7 млрд. рублей, увеличившись за март на 2,6%.[6]

Общий уровень задолженности за март практически не изменился и к началу апреля был равен 4 трлн. 375,9 млрд. рублей.[6]

 

 

Заключение

Из проделанной курсовой работы можно сделать следующие выводы, которые касаются непосредственно Республики Беларусь:

Ø за прошедшие годы достигнуто значитель­ное продвижение в построении бюджетной системы, отвечающей современным рыночным требованиям. Фактически она прошла трансформацию от административно-командных механизмов пе­рераспределения всех общественных ресурсов до сочетания по­строенной на рыночных принципах налоговой системы и бюд­жетных расходов, обеспечивающих главным образом функцио­нирование государственной системы социальной защиты, бюд­жетных организаций и государственного сектора экономики;

Ø имеется ряд проблем, которые требуют дальнейшего совершенствования бюджетного законодательства с целью со­кращения и повышения эффективности расходов бюджета на принципах финансовой дисциплины и устойчивости, эффек­тивного распределения ресурсов и технической результатив­ности бюджетного процесса, усиления контроля за целевым ис­пользованием бюджетных средств, привлечения внебюджет­ных источников финансирования расходов;

Ø не смотря на то, что бюджетный дефицит связан с бюджетом, его не следует считать неотъемлемой частью государственного бюджета, т.к. он является случайным явлением и финансируется за счёт резервных фондов, созданных из профицитов прошлых лет, а при их недостаточности – привлечённых ресурсов;

Ø в стране проводятся специальные меры, которые не позволяют государственному долгу увеличиваться до таких размеров, которые понижают рейтинг страны;

Ø бюджетная политика 2001-2005гг. направлена на реализацию социально-экономических приоритетов и государственных программ, инвестирование бюджетных средств в формирование конкурентоспособной структуры национальной экономики, проведение активной социальной политики при одновременном ужесточении контроля за целевым исполнением запланированных расходов.

 

Список использованных источников:

1. Государственный бюджет: Учеб. Пособие. 2-е изд., перераб./ Т.В. Сорокина. – Мн.: БГЭУ, 2004. – 289с.

2. Курс экономической теории: Под ред. М.И. Плотницкого – Мн.: «Интерпрессервис», 2003 – 497с.;

3. Макроэкономика: Под ред. М.И. Плотницкого. М.: Новое издание, 2002.-462с. - (экономическое образование);

4. Макроэкономика: Социально ориентируемый подход. Под ред. Лутохиной – Мн.:2003;

5. Макроэкономика: Учеб. Пособие/ Т.С.Алексиенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; Под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: Новое издание, 2002;

6. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. Пособие/ В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др.; Под общ. Ред. В.Н. Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2005;

7. Экономическая теория: Пособие для аспирантов, преподавателей и стажёров. Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: 2001 – 637с.;

8. Экономическая теория: системный курс. Под ред. Э.И. Лобковича. – Мн.: ООО «Новое издание», 2000 – 664с.

 

 

Приложение 1

Консолидированный бюджет Республики Беларусь за 2000-2003 гг.

Показатель 2000 г.** 2001 г. 2002 г. 2003 г.
Доходы — всего, млрд р. 3181 5747 8636 12 211
В том числе:

 

прямые налоги на доходы и прибыль 717 1316 1685 2 369
из них:

 

подоходный налог 277 534 773 1 025
налог на прибыль 395 637 643 935
внутренние налоги на товары и услуги 1336 2284 3312 4 842
из них:

 

налог на добавленную стоимость 818 1447 2165 2 897
акцизы 254 442 592 838
налоги на собственность 93 237 390 731
доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций 142 300 524 957
доходы государственных внебюджетных целевых фондов 590 1033 1470 2 184
Расходы — всего, млрд р. 3236 6023 8681 12 795
В том числе:

 

на промышленность, энергетику и строительный комплекс 35 57 60 64
сельское хозяйство 87 146 179 523
транспорт, дорожное хозяйство и связь 100 156 190 242
жилищно-коммунальное хозяйство 249 450 612 946
предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 111 229 307 391
государственное управление и местное самоуправление 88 168 252 383
науку 36 68 90 137
социально-культурные мероприятия 1187 2351 3625 5 044
из них:

 

на образование 562 1110* 1738 2 352
культуру и искусство, кинематографию 45 88 127 193
здравоохранение, физическую культуру и спорт 455 873 1270 1 814
расходы государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов 558 996 1351 1 987
Дефицит 55 276 45 584

 

* И с т о ч н и к: Республика Беларусь в цифрах: Крат. стат. сб. Мн.: Минстат РБ, 2004. С. 305—306.

** С учетом деноминации (уменьшение в 1000 раз).

Приложение 2

Структура расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь

Показатель 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.
Расходы — всего, % к итогу 100,0 100,0 100,0 100,0
В том числе:        
на промышленность, энергетику и строительный комплекс 0,9 0,7 0,5
сельское хозяйство 2,7 2,4 2,1 4,1
транспорт, дорожное хозяйство и связь 3,1 2,6 2,2 1,9
жилищно-коммунальное хозяйство 7,7 7,5 7,1 7,4
предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 3,4 3,8 3,5 3,1
государственное управление и местное самоуправление 2,7 2,8 2,9 3,0
науку 1,0 1,1
социально-культурные мероприятия 36,7 39,0 41,8 39,4
из них:        
на образование 17,4 18,4 20,0 18,4
культуру и искусство, кинематографию 1,4 1,5 1,5 1,5
здравоохранение, физическую культуру и спорт 14,1 14,5 14,6 14,2
расходы государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов 17,2 16,5 15,6 15,5

 

Источник: Республика Беларусь в цифрах: Крат. стат. сб. Мн.: Минстат РБ, 2004. С. 308.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.114 с.)