Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность бюджетного дефицита и государственного долга

Поиск

Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных расходов и доходов. Несбалансированность бюджета означает количественное неравенство между доходами и расходами бюджета. В том случае, если расходы бюджета равны доходам, бюджет считается сбалансированным; когда расходы превышают доходы – имеет место дефицит государственного бюджета и, наконец, если доходы превышают расходы, имеет место профицит государственного бюджета. Почти во всех странах в настоящее время имеет место значительное по своим масштабам превышение государственных расходов над доходами. Следствием этого является стремительный рост бюджетных дефицитов.[3]

Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данном году расходы государственного бюджета превышают его доходы. Бюджетный дефицит рассчитывается как разница между расходами или закупками товаров и услуг, социальными выплатами т доходами, равными чистым налогам (налоги за вычетом социальных выплат). В государствах с развитой экономикой бюджетный дефицит в пределах 4-5 % от ВНП считается нормальным явлением.[3]

Бюджетный дефицит может быть вызван следующими причинами:

1. Осуществление крупных государственных программ развития экономики. Например, ее структурная перестройка. В этом случае появление дефицита может быть оправдано, так как значительные государственные расходы будут способствовать в будущем подъему экономики и росту доходов бюджета.

2. Бюджетный дефицит может быть обусловлен спадом экономики. Сокращение объема производства и доходов ведет к уменьшению налоговых поступлений в казну и к увеличению объемов трансфертных платежей, что при фиксированных расходах государства неизбежно ведет к дефициту.

3. Превышение расходов над доходами может быть вызвано милитаризацией экономики, войнами, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами.

4. Резкое увеличение государственных расходов в связи с ростом инфляции сверх предусмотренной величины (доходы госбюджета обесцениваются, а расходы растут, так как необходимые товары и услуги правительство вынуждено покупать по более высоким ценам и т.д.)

5. Расширение трансфертных платежей, введение льгот и принятием других популярных мер в предвыборные годы.[3]

Бюджетный дефицит, несомненно, относиться к так называемым негативным экономическим категориям типа инфляции, кризиса, безработицы, которые являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической системы.[5]

Следует заметить, что бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья» экономики. Надо четко представлять какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражают дефицит бюджета.[5]

При существующем уровне государственных расходов и ставке налогообложения размер бюджетного дефицита или излишка зависит от уровня доходов. Чем выше уровень доходов, тем меньше дефицит, или тем больше положительное сальдо бюджета. Связь между государственными расходами и налоговыми поступлениями в казну (все доходы государственного бюджета) можно показать графически. Государственные расходы на текущий год есть величина постоянная, не зависящая от объема национального производства. Поэтому кривая государственных расходов G будет иметь вид горизонтальной прямой (рис 1).[5]

Из рисунка видно, что при неизменном уровне государственных расходов и ставке налогов и низких объемах национального производства (до точки Е) будет наблюдаться бюджетный дефицит. В точке Е бюджет будет сбалансирован: расходы государства будут равны его доходам. При значительных объемах национального производства (после точки Е) будет наблюдаться превышение доходов над расходами, т.е. бюджетный излишек (профицит).[5]

 

Рис. 1. Бюджетный дефицит и бюджетный излишек.

Таким образом, бюджетный дефицит и излишек связаны с объемом производства, что позволяет различать структурный и циклический дефициты. Циклический дефицит государственного бюджета образуется в результате сокращения налоговых поступлений и увеличения государственных трансфертов в результате экономического спада. Структурный дефицит государственного бюджета – это разность между расходной и доходной частью бюджета в условиях достаточно равновесного функционирования экономической системы. [5]

Оценить структурный дефицит непросто, он объясняется сложностью определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня безработицы, потенциального объема ВВП. В странах с переходной экономикой проблема структурного дефицита еще более усложняется в связи с тем, что на величину бюджетного дефицита влияют такие действия правительства, как отсрочка налоговых платежей для определенных субъектов хозяйствования, введение временных или дополнительных налогов, отсрочка выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и т. д. Чтобы рассчитать структурный дефицит, надо его «очистить» от воздействия вышеперечисленных факторов. Сделать это чрезвычайно трудно. Поэтому в странах с переходной экономикой при разработке экономической политике обычно используют динамику реального дефицита. [8]

Наряду с официально измеряемым бюджетным дефицитом может существовать скрытый (квазифискальный) дефицит. Причиной его появления являются квазифискальные операции, осуществляемые центральным банком, правительством. К ним относят, например, предоставление центральным банком льготных кредитов правительству; финансирование центральным банком государственных программ, которые не проходят через госбюджет (сельскохозяйственных, жилищных и т.д.); субсидирование обменного курса через валютную систему; выдача центральным банком кредитов коммерческим банкам на обслуживание просроченных долговых обязательств госпредприятий и т. д. Скрытый дефицит снижает величину официального дефицита, что не позволяет реально оценить финансовое состояние экономики. Как правило, к квазифискальному дефициту прибегают перед очередными выборами или когда правительство пытается ежегодно балансировать бюджет.[3]

Государственный долг.

Сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов образует государственный долг. Государственный долг -это вся сумма, выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которые должны быть оплачены к определенному сроку. Величина государственного долга определяется суммой задолженностей центрального правительства, местных органов власти, долгов государственных предприятий. Используются следующие показатели величины государственного долга:

1)отношение суммы государственного долга к ВВП или ВНП;

2)величина задолженности на душу населения;

3)отношение объема внешнего долга к ВВП;

4)отношение объема внешнего долга к сумме валютной выручки за год.[8]

Считается, что превышение государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза является опасным для стабильного развития экономики и устойчивого денежного обращения. [8]

Он образуется путем временной мобилизации государством дополнительных средств для покрытия своих расходов путем выпуска сравнительных займов. В развитых странах правительственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные. Владельцами облигаций могут быть фонды социального страхования, центральные и коммерческие банки, небанковские финансовые институты, население. К безоблигационным займам относят займы правительства у сбербанка и внешние межправительственные займы. [8]

Одной из причин, порождающих государственный долг, являются спады в производстве. В период падения деловой активности автоматически срабатывают встроенные стабилизаторы: налоговые поступления сокращаются и вызывают бюджетный дефицит. Попытки уменьшить его путем продажи государственных ценных бумаг и государственных кредитов создают и увеличивают государственный долг. Другой причиной образования государственного долга является милитаризация экономики и войны. В этот период для экономики характерна переориентация части ресурсов на нужды военного производства (вооружение, содержание военнослужащих). Поскольку военный сектор является не производственным, а только потребляющим, правительство изыскивает средства для его финансирования. [8]

Известны три основных источника финансирования этих расходов: увеличение налогов, эмиссия денег, продажа облигаций населению. Несмотря на то, что на практике используются все три источника, первые два приводят к ряду негативных последствий для экономики. Увеличение налогов в краткосрочном периоде несомненно увеличивает налоговые поступления в бюджет; однако в долгосрочном – приводят к уменьшению, так как налоговое бремя сдерживает предпринимательскую активность. Выпуск денег, не обеспеченных товарами и услугами, усиливает инфляцию и подрывает механизм функционирования всей национальной экономики. Выпуск ценных бумаг, с одной стороны, позволяет привлечь сбережения населения, я с другой стороны – образует и увеличивает государственный долг.[8]

Наиболее полно величину государственного долга отражает общегосударственный долг, который включает задолженность центрального правительства, долги государственных предприятий и местных органов власти.

Государственный долг состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла бы на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций.[8]

Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах мира, что в основном объясняется хронической дефицитностью государственных финансов. [8]

Государственный долг подразделяется на внешний и внутренний. Внутренний долг государства - задолженность государства перед своими гражданами – образуется в результате выпуска долговых обязательств. Он в настоящее время является финансовым и политическим инструментом, т.е. с его помощью не просто перераспределяются доходы внутри страны, но создается общественный слой, материально заинтересованный в укреплении государства. [3]

Внутренний государственный долг не может быть погашен в обозримой перспективе, но создается он не для того, чтобы быть погашенным, а внутренний государственный долг - постоянно действующий финансовый инструмент. Государство выполняет свое текущее обязательство перед кредиторами внутри страны с помощью поддержания баланса между притоком и оттоком заемных средств и процента. Вместе с тем нельзя недооценивать негативные последствия внутреннего долга, ибо при определенных условиях он может стать серьезной проблемой для экономики страны. Рассмотрим некоторые из них.[3]

Рост внутреннего долга особенно опасен для страны с низким уровнем доходов, а следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала. Другая опасность связана с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведет к сокращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов.[3]

Негативным последствием роста внутреннего долга является увеличение суммы процентных выплат по нему. Если в экономике наблюдается стагнация или спад производства, то процентные выплаты могут оказаться неподъемными для страны. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего долга обгоняют темпы роста валового внутреннего продукта, то доля государственного долга в последнем будет увеличиваться. Чтобы при этом его последствия не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меры по управлению долгом. Это могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных налогов и, в-третьих, секвестирование бюджета. Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительна для экономики страны. [3]

Следует учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Все это ограничивает возможности инфляции.[3]

Введение специальных налогов или повышение налоговых ставок позволит в краткосрочном периоде увеличить доходы бюджета, а значит, уменьшить государственный долг. В долгосрочном временном интервале это может привести к сокращению производства, сужению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну. В некоторых случаях целесообразно прибегнуть к сокращению государственных расходов путем секвестирования. Секвестирование – пропорциональное снижение расходов (на 5 или 10, 15 % и т. д.) ежемесячно практически по всем статьям бюджета до конца текущего финансового года. Секвестированию не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется высшими органами власти. Существуют также статьи, секвестирование которых невозможно (выплата процентов по государственному долгу и др.). Например, в США все федеральные расходы делятся на две части – прямые (обязательные) и дискреционные. К прямым относятся те расходы, которые регламентируются постоянно действующим законодательством (пособия по безработице, программы медицинского обслуживания и т.д.). К дискреционным – расходы, которые зависят от конкретного состояния дел в экономике и ежегодно рассматриваются и утверждаются Конгрессом США. По данным статьям Конгрессом устанавливается ежегодно лимит расходов.[3] Внутренний долг порождается бюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием. Государственные займы выпускаются на различные сроки. И поэтому государственный долг бывает:

1. краткосрочный (до 1 года)

2. среднесрочный (до 5 лет)

3. долгосрочный (свыше 5 лет)[4]

Наиболее обременительными являются краткосрочные долги, ибо дата их погашения наступает очень быстро, а проценты по таким займам довольно высокие. Большинство экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования.[4]

Внешний государственный долг – это общая сумма задолженностей иностранным государствам, физическим и юридическим лицам, иностранным и международным финансовым институтам. Внешний государственный долг считается самым тяжелым для государства, т.к. его возраст, выплата процента по нему производится за счет национального дохода или национального богатства страны. Кроме того, внешний государственный долг связан с выполнением государством определенных условий перед основными кредиторами. Помимо названных выше видов государственного долга, государственный долг делят на капитальный и текущий. Капитальныйгосударственный долг включает всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату, т.е. это не в текущем финансовом году. Текущий государственный долг состоит из платежей по обязательствам, которые государство должно погасить в текущем финансовом году.[4]

Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем последствия внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизни населения. Кроме того, при предоставлении займа страна- кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые «неудобны» для страны- заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. Следует отметить, что абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа. Поэтому оценивают его относительную величину. Используют такие показатели, как доля внешнего долга в валовом национальном продукте; отношение годового объема выплат по внешнему долгу валютных поступлений за год. По оценкам экономистов, последний показатель не должен превышать 25 %.[3]

Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов. Поэтому правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг, если он превышает приемлемый уровень. Оно может использовать для погашения части долга золотовалютные резервы страны, если таковые имеются. С согласия кредиторов правительство может переоформить краткосрочную и среднесрочную задолженность в долгосрочную или отсрочить выплату внешнего долга.[2]

В современной экономической науке существуют две различные точки зрения на проблему бюджетного дефицита, государственного долга и их макроэкономических последствий. Большинство экономистов считают, что дефицит бюджета и государственный долг оказывают существенное влияние на развитие экономической системы, а именно - рост бюджетного дефицита и государственного долга влекут за собой реальные негативные последствия. Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована в руках у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения к более обеспеченным, т.е. те, кто владеет облигациями, становятся еще богаче.[2]

Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям в новые рискованные программы и т.д., а также усилить социальную напряженность в обществе.

В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу (при погашении этого долга) части созданного внутри страны продукта за рубеж.

В-четвертых, рост внешнего долга безусловно снижает международный авторитет страны.

В-пятых, когда правительство берет займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки, в свою очередь, влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных плановых инвестиций. В результате этого последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшающимся производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

В-шестых, можно отметить и чисто психологический эффект: с ростом государственного долга усиливается неуверенность населения страны в завтрашнем дне.[2]

Такая точка зрения на бюджетный дефицит и государственный долг называется традиционной и является, в общем-то, господствующей. Но есть и другая точка зрения «рикардианской школы», в соответствии с которой бюджетный дефицит и государственный долг могут не повлиять на рост процентных ставок, уменьшение инвестиций и т.д.[7]

«Нейтральность» бюджетного дефицита и государственного долга является следствием того, что снижение налогов при неизменном уровне государственных расходов само по себе может повлиять на рост расходов потребителей.[7]

Это утверждение вытекает из теории поведения потребителей, в соответствии с которой потребители при выборе линии поведения учитывают не только текущий интерес, но и интерес будущего, т.е. будущий доход.[7]

Снижение налогов при неизменных государственных расходах, с точки зрения потребителя, думающего о будущем, означает, что правительство финансирует данное снижение за счет роста государственного долга. В свою очередь, рост государственного долга подразумевает, что в будущем для его покрытия необходимо будут увеличивать налоги. Таким образом, фактически налоги не изменяются, а просто перераспределяются во времени.[7]

Ожидания налогоплательщиков относительно будущего роста налогов и снижения доходов приведут к тому, что сегодняшнее потребление не увеличится, увеличатся лишь сбережения потребителей как защитная мера по поддержанию в будущем «привычного» уровня жизни. Прирост частных сбережений позволит реализовать государственные ценные бумаги, предназначенные для покрытия бюджетного дефицита без увеличения нормы процента.[7]

Или иначе – рост частных сбережений будет равен по величине снижению государственных сбережений, которое явилось следствием уменьшения налоговых поступлений. Объем сбережений в рамках национальной экономики останется в целом неизменным, изменится лишь их структура (доля частных и государственных сбережений). Поэтому в данном контексте снижение налогов не приведет к последствиям, описываемым традиционной точкой зрения. Изложенные рассуждения означают, что финансирование государственных закупок за счет государственного долга равнозначно их финансированию за счет налогов. [7]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.64 (0.008 с.)