Управление государственным долгом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление государственным долгом



Управление государственным долгом – это совокупность мероприятий, проводимых государством по погашению займов, выплате процентов кредиторам, по определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг. Основная цель управления государственным долгом – обеспечение потребностей государства в займах, привлеченных с минимальными затратами. В развитых зарубежных странах управление государственным долгом ориентировано на развитие рынка государственных ценных бумаг и финансового сектора в целом. Важный элемент системы управления государственным долгом – погашение займов и выплата доходов, процентов по ней. Если у государства недостаточно средств для погашения текущей задолженности, правительство может пойти на выпуск новых займов для того, чтобы рассчитаться с владельцами облигаций предыдущих займов, такое погашение называется рефинансированием. Займы погашаются через казначейство или различными способами: выкуп облигаций у кредиторов или на фондовой бирже; проведение тиражей выигрышей; тиражей погашения по выигрышным процентным займам. Кроме того, погашение по займам производится в виде ежегодных выплат, включающих процентную ставку и часть основной суммы займов, что называется «аннуитет». Государство имеет право уточнять первоначальные условия займа; основным инструментом, которым пользуется государство в этом случае является конверсия, консолидация, унификация, новация и отсрочка погашения займов.[3] Конверсия – это изменение первоначальных условий займов, касающихся доходности государственных ценных бумаг. Различают несколько видов конверсии:

1. принудительные – когда кредитор обязан обменять облигации старого займа на облигации нового с пониженной процентной ставкой;

2. добровольные – когда кредитор имеет право согласиться на новые условия займа либо получить обратную сумму, данную в долг государству;

3. факультативные – когда кредитор имеет право либо согласиться, либо отказаться от изменения первоначальных условий займа. [4]

Консолидация – изменения условий займа, связанные со сроками этого займа. Как правило, консолидация направлена на продление сроков займов и сочетается с конверсией.[4]

Унификация – это объединение нескольких займов в один, и при этом облигация ранее выпущенных займов обменивается на облигации новых займов. В особом случае государство может проводить обмен облигаций по регрессивному соотношению, в этом случае несколько ранее выпущенные облигации приравниваются к одной новой облигации. Такой обмен проводиться в послевоенный период с целью изъятия из оборота облигаций займов военного времени.[4]

Новация – это соглашение между заемщиком и кредитором по замене обязательства по определенному кредиту другим обязательством. Отсрочка погашения займов проводится в условиях, когда дальнейшее государственное заимствование не имеет финансового эффекта для государства. Отсрочка отличается от консолидации тем, что при отсрочке отодвигаются не только сроки погашения займов, но и прекращаются выплаты доходов по облигациям. В отношении внутреннего долга используется конверсия, консолидация и унификация, а также обмен по регрессивному соотношению. Такие методы, как новация и отсрочка могут применяться по соотношению к внешней задолженности. В кризисных ситуациях государство может полностью отказаться от обязательств по выпущенным займам, как внутренним, так и внешним. Это называется «аннулирование государственного долга». Причины отказа от погашения государственного долга:[4]

1) банкротство государства;

2) отказ нового правительства признать финансовые обязательства предыдущих властей.[4]

На финансовом рынке осуществляется государственное кредитование, возложенное на Министерство финансов и его подразделения в части изготовления, хранения и рассылки облигаций государственных займов. Реализация ценных бумаг, как правило, осуществляется банковскими системами. Внешние займы на иностранных финансовых рынках размещаются, как правило, банковскими консорциумами. Межправительственные займы являются облигационными, и они фиксируются в специальных межправительственных соглашениях. Для совершенствования системы государственного долга ряд стран идет на коммерциализацию, т.е. создаются специализированные финансовые институты.[4]

 Способы финансирования бюджетного дефицита.

Существует несколько способов финансирования бюджетного дефицита. Один из них – повышение налоговых ставок, введение специальных налогов. Он используется крайне редко, так как ведет к снижению деловой активности и в конечном счете к сокращению объема производства.[3]

Другой способ – долговое финансирование. Различают внутреннее и внешнее долговое финансирование. Внутреннее имеет место тогда, когда для покрытия бюджетного дефицита осуществляется выпуск и продажа государственных ценных бумаг на открытом фондовом рынке субъектам хозяйствования, населению данной страны. По ценным бумагам выплачивается доход (как правило, в виде процента), источником которого являются средства бюджета. Когда у правительства нет средств для погашения ранее выпущенного займа, оно выпускает новый заем. Деньги, полученные от продажи новых ценных бумаг, используются для погашения тех, срок обращения которых уже истек. В этом случае правительство осуществляет рефинансирование.[3]

Если государственные бумаги продаются субъектам хозяйствования, населению, то такой способ финансирования бюджетного дефицита считается безинфляционным или малоинфляционным. Но государство может продавать свои ценные бумаги непосредственно центральному банку. Покупая их, центральный банк тем самым расширяет объем денежной массы в стране. Если этот процесс происходит активно, то он может привести к избытку денег в обращении и, следовательно, к инфляции. В странах с высокой инфляцией стоимость государственных бумаг быстро падает и добровольный спрос на них низок. Правительства часто используют методы принуждения (прямые или косвенные), чтобы заставить коммерческие банки, пенсионные фонды приобретать их, что равнозначно по сути дела дополнительному налогообложению. Такой способ размещения ценных бумаг подрывает доверие к правительству.[3]

Внешнее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с продажей государственных ценных бумаг правительствам, субъектам хозяйствования, населению других стран. Оно возможно в том случае, если данные облигации приносят большой доход, чем ценные бумаги других стран, т. е. уровень внутренних процентных ставок выше среднемирового. Установление таких ставок может быть результатом сознательных действий центрального банка страны.[3]

Долговое финансирование ведет к росту расходов государства на выплату процентов по ценным бумагам. В связи с этим различают общий дефицит бюджета и первичный. Общий дефицит равен сумме первичного дефицита и процентных выплат. Первичный – разности между всеми расходами государства (за минусом процентных выплат) и его доходами.[3]

Третий способ покрытия бюджетного дефицита – денежное финансирование (монетаризация бюджетного дефицита). Прямая эмиссия денег центральным банком почти не используется. Монетаризация дефицита осуществляется в основном путем выдачи центральным банком кредитов правительству для покрытия бюджетного дефицита, что также ведет к инфляции. Если уровень инфляции в стране возрастает, то может возникнуть «эффект Танзи»: сознательная отсрочка уплаты налогов налогоплательщикам, что характерно для стран с переходной экономикой. В результате откладывания уплаты налогов происходит обесценивание денег, что экономически выгодно для налогоплательщика, но ведет к возрастанию бюджетного дефицита.[3]

Правительства прибегают к монетаризации дефицита в развивающихся странах, в переходных экономиках в связи с отсутствием внешних источников финансирования дефицита, напряженностью на рынке ссудного капитала, что ограничивает возможности внутреннего долгового финансирования.[3]

Источником покрытия бюджетного дефицита могут быть внешние займы. Если они будут использованы для структурной перестройки экономики, ее модернизации, то такой бюджетный дефицит будет способствовать развитию производства. Однако в странах с переходной экономикой полученные средства часто идут на финансирование возросших расходов по управлению, на содержание правоохранительных органов, выплату трансфертов, что снижает эффективность внешних займов. Они могут быть неэффективными и в том случае, если проценты по ним велики или краткосрочные займы используются для финансирования долгосрочных проектов. [3]

В странах с переходной экономикой для финансирования бюджетного дефицита используется и такой способ, как отсрочка платежей правительства, местных органов власти за товары и услуги. Если отсрочка платежей касается госпредприятий, бюджетной сферы, то накопившиеся долги правительство, как правило, оплачивает в конце концов ценными бумагами. Если же она используется в отношении частного сектора, то в дальнейшем предприятия начнут закладывать эту отсрочку в цены, что стимулирует инфляцию.[3]

Все же большинство экономистов считают, и мировая практика подтверждает, что существуют определенные пределы бюджетных дефицитов, нарушение которых может отрицательно сказаться на развитии национальной экономики. Финансовое положение страны считается нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2-3 % от валового внутреннего продукта, 8-10% расходной части бюджета. Для покрытия бюджетного дефицита могут быть использованы и средства. Полученные от приватизации государственной собственности.[5]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.008 с.)