Совершенствование антимонопольной политики в Республике Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совершенствование антимонопольной политики в Республике Беларусь



 

В условиях перехода к рынку демонополизация хозяйственной жизни предполагает преодоление монополистических тенденций в экономике: на народнохозяйственном уровне - ликвидацию тоталитаризма государственной собственности; на уровне отрасли - устранение монополии министерств, ведомств и их преемников (концернов, ассоциаций и т.д.), упразднение их командных функций; на уровне предприятий - пресечение диктата производителя (продавца), свободную реализацию продукции любому нуждающемуся в ней потребителю, имеющему возможность выбора поставщика. При этом должна быть учтена специфика отечественной экономики. Существующие в народном хозяйстве монополии не являются результатом рыночной конкуренции. Они искусственно формировались административно-командной системой путем объединения ранее самостоятельных, часто территориально разобщенных предприятий, не состоящих в тесной технологической связи.

Государственное антимонопольное регулирование нуждается в детальном анализе ситуации на товарных рынках Республики Беларусь. Однако эта работа осложняется неудовлетворительным состоянием государственной статистики с точки зрения, как методологии, так и достоверности, полноты предоставляемой информации. Отечественная статистика не владеет многими необходимыми сведениями, позволяющими проводить полный и всесторонний анализ степени монополизации экономики. Вследствие коммерциализации информационной области возникает монополия на информацию.

Демонополизация в Беларуси должна осуществляться с учетом:

неблагоприятного состояния экономики, включая устарелость технологий и хронический дефицит оборотных средств;

2  ограниченной собственной материально-сырьевой и энергетической базы;

    высокой зависимости экономики республики от процессов в сопредельных государствах (особенно в Российской Федерации), а также от поставок основных видов ресурсов и комплектующих изделий.

Антимонопольное законодательство является ключевым аспектом антимонопольной политики, поэтому неудивительно, что необходимо создание в Республике Беларусь антимонопольной законодательной базы, которая будет основана на опыте зарубежных стран, которые достигли в этом вопросе значительных успехов.

Как и в любом другом государстве, в законодательстве РБ существует проблема нечеткости понятий. Существующую в зарубежном законодательстве нечеткость определений и отсутствия понятия «недобросовестная конкуренция» стараются компенсировать судебной практикой, обобщающей многолетний опыт, создав определенные подходы к оценке действий хозяйствующих субъектов в процессе конкуренции. Важно установить признаки, которые характеризуют недобросовестную конкуренцию как акт, подлежащей пресечению в соответствии с антимонопольным законодательством. Современная трактовка понятия «недобросовестная конкуренция» дается в Законе Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» как «любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат настоящему Закону, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации». Данное определение нельзя признать жестким, позволяющим полностью определить недобросовестную конкуренцию в любом случае, да и по смыслу его можно отнести скорее к моральным нормам, чем к правовым. В результате не определяется базовое для конкуренции понятие, дающее свободное использование его для право применения.

Следует увеличить размер штрафов, так как размеры штрафов в настоящем законодательстве никак не связаны с масштабами незаконно полученного дохода. В соответствии со статьей 11.25 кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях - заключение и исполнение индивидуальными предпринимателями или должностными лицами юридических лиц соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов и иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию, либо совершение иных действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную деятельность, - влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин или лишение права заниматься определенной деятельностью [13]. Необходимо формировать достоверные угрозы применения санкций в случае нарушения правил, а достоверность может достигаться не только через непосредственное применение санкций, но и через другие сигналы - разъяснительные компании - в рамках политики по развитию конкуренции, повышения общего уровня доверия к системе государственного управления.

Как свидетельствует опыт применения антимонопольного закона не только в Республике Беларусь, но и за рубежом, сам механизм наложения и выплаты штрафа компаниям не всегда позволяет наказать истинных виновников. Введение санкций против компаний означает наказание в первую очередь акционеров и менеджеров, а инициаторы и участники могут не владеть акциями компании и не входить в состав исполнительного менеджмента в момент применения санкций. Индивидуальная ответственность позволит повысить вероятность раскрытия информации о незаконной деятельности и как следствие - ослабить стимулы к нарушению условий конкуренции. Если же виновные лица передают антимонопольным органам информацию о деятельности картеля и тем самым способствуют раскрытию преступления, то можно освободить лица от уголовной ответственности.

В целях ограничения возможностей злоупотребления доминирующим положением, а также антиконкурентных сговоров целесообразно развитие организованных рынков в форме бирж. Биржевой механизм должен обеспечивать формирование такой цены, которая давала бы возможность блокировать ценообразование во внебиржевой торговле, позволяющее извлекать монопольную прибыль. Необходимо совершенствовать взаимодействие с органами государственной статистики, а также разрабатывать ведомственную статистику, отвечающую запросам и соответствующую специфике задач, поставленных перед антимонопольным органом.

Также необходимо привлекать иностранные инвестиции и создавать предприятия в монополизированной отрасли, что в свою очередь пошатнет выгодное положение монополиста, а также будет способствовать созданию конкуренции в монополизированной отрасли. Когда рядом с изделием монополиста на рынке находится превосходящий его по качеству и сопоставимый по цене импортный аналог, все монополистические злоупотребления становятся невозможными. Монополисту приходится думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненным с рынка [12].

Таким образом, в целях совершенствования антимонопольного регулирования в Республике Беларусь необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере государственной антимонопольной политики. Активное использование опыта стран с развитой рыночной экономикой, которое будет способствовать превращению антимонопольного законодательства Республики Беларусь в эффективный регулятор рыночных отношений.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.224 (0.007 с.)