Общественные издержки монополий и необходимость государственной антимонопольной политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественные издержки монополий и необходимость государственной антимонопольной политики



РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 25 с., 2 рис., 1 табл., 13 источников.

Монополия, антимонопольное регулирование, антимонопольное законодательство, общественные издежки монополий, демонополизация, антиконкурентное поведение

Объект исследования - антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование.

Предмет исследования - особенности антимонопольного законодательства и антимонопольного регулирования Республики Беларусь.

Цель работы: выявить особенности антимонопольного законодательства и антимонопольного регулирования в Республике Беларусь, а также в странах с развитой рыночной экономикой, и на основе проведенного анализа предложить пути модернизации антимонопольного законодательства и антимонопольного регулирования в Республике Беларусь.

Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ.

Исследования и разработки: раскрытие необходимости антимонопольного регулирования, исследование антимонопольного законодательства и антимонопольного регулирования в Республике Беларусь, исследование антимонопольного законодательства и антимонопольного регулирование в странах с развитой рыночной экономикой, составление на основе обобщения различных данных рекомендаций совершенствования системы антимонопольного регулирования Республики Беларусь.

Область возможного практического применения: результаты полученные в курсовой работе могут быть использованы при изучении курса «макроэкономика».

 


 

ABSTRACT

work: 25 p., 2 fig., 1 tab., 13 sources., antitrust, disadvantages of public monopoly, de-monopolization, anticompetitive behavior

The object of study - antitrust and antimonopoly regulatio№.

The subject of the study - particularly antitrust and anti-monopoly regulatio№of the Republic of Belarus.

Objective: To identify the features of competitio№law and antitrust regulatio№i№the Republic of Belarus, as well as i№countries with developed market economies, and o№the basis of the analysis suggest ways to modernize antitrust and antimonopoly regulatio№i№the Republic of Belarus.

Methods: Analysis and synthesis, synthesis, comparative analysis.

Research and Development: studied antitrust and antimonopoly regulatio№i№countries with developed market economies, based o№a synthesis of different data compiled ways to improve the system of antitrust regulatio№of Belarus.

Realm of the possible practical applications: The results obtained i№the course work ca№be used to study the course " Macroeconomics ".

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

. Общественные издержки монополий и необходимость государственной антимонопольной политики

. Антимонопольное законодательство и обеспечение его исполнения в странах с развитой рыночной экономикой

Антимонопольное законодательство в странах с развитыми рыночными системами

Антимонопольное законодательство и обеспечение его исполнения в США

Антимонопольное законодательство и обеспечение его исполнения в странах Европы

. Антимонопольная политика в Республике Беларусь: возможность практика использования зарубежного опыта

Монополизм и антимонопольная политика в Республике Беларусь

Совершенствование антимонопольной политики в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основой рыночных отношений в большинстве стран мира является совершенная конкуренция. Однако необходимо отметить, что такое экономическое явление как монополия характерно для экономики всех стран. В современном мире количество монополий постоянно увеличивается.

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения, так как существование монополий оказывает во многом негативное влияние рынок. Монополия тормозит конкуренцию и является угрозой для функционирования экономики в целом.

Поэтому антимонопольное регулирование, которое заключается во внедрении комплекса экономических, законодательных и административных мер, направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов, - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют созданию эффективно функционирующих товарных рынков, развитию добросовестной конкуренции, защите прав и законных интересов потребителей и совершенствованию экономики в целом.

Таким образом, актуальность выбранной темы, заключается в том, что антимонопольная политика является важным элементом государственной стратегии модернизации экономики и развития конкурентоспособности.

Задачами курсовой работы являются: определение общественных издержек монополии; необходимости государственной антимонопольной политики; основных принципов антимонопольной политики и антимонопольного законодательства; антимонопольной политики в странах с развитой рыночной экономикой; антимонопольной политики в Республике Беларусь; возможности применения зарубежного опыта в области антимонопольной политики в Республике Беларусь.

Объектом исследования является антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование.

Предметом исследования являются особенности антимонопольного законодательства и антимонопольного регулирования Республики Беларусь.

Цель работы: выявить особенности антимонопольного законодательства и антимонопольного регулирования в Республике Беларусь, а также в странах с развитой рыночной экономикой, и на основе проведенного анализа предложить пути модернизации антимонопольного законодательства и антимонопольного регулирования в Республике Беларусь.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 25 с., 2 рис., 1 табл., 13 источников.

Монополия, антимонопольное регулирование, антимонопольное законодательство, общественные издежки монополий, демонополизация, антиконкурентное поведение

Объект исследования - антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование.

Предмет исследования - особенности антимонопольного законодательства и антимонопольного регулирования Республики Беларусь.

Цель работы: выявить особенности антимонопольного законодательства и антимонопольного регулирования в Республике Беларусь, а также в странах с развитой рыночной экономикой, и на основе проведенного анализа предложить пути модернизации антимонопольного законодательства и антимонопольного регулирования в Республике Беларусь.

Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ.

Исследования и разработки: раскрытие необходимости антимонопольного регулирования, исследование антимонопольного законодательства и антимонопольного регулирования в Республике Беларусь, исследование антимонопольного законодательства и антимонопольного регулирование в странах с развитой рыночной экономикой, составление на основе обобщения различных данных рекомендаций совершенствования системы антимонопольного регулирования Республики Беларусь.

Область возможного практического применения: результаты полученные в курсовой работе могут быть использованы при изучении курса «макроэкономика».

 


 

ABSTRACT

work: 25 p., 2 fig., 1 tab., 13 sources., antitrust, disadvantages of public monopoly, de-monopolization, anticompetitive behavior

The object of study - antitrust and antimonopoly regulatio№.

The subject of the study - particularly antitrust and anti-monopoly regulatio№of the Republic of Belarus.

Objective: To identify the features of competitio№law and antitrust regulatio№i№the Republic of Belarus, as well as i№countries with developed market economies, and o№the basis of the analysis suggest ways to modernize antitrust and antimonopoly regulatio№i№the Republic of Belarus.

Methods: Analysis and synthesis, synthesis, comparative analysis.

Research and Development: studied antitrust and antimonopoly regulatio№i№countries with developed market economies, based o№a synthesis of different data compiled ways to improve the system of antitrust regulatio№of Belarus.

Realm of the possible practical applications: The results obtained i№the course work ca№be used to study the course " Macroeconomics ".

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

. Общественные издержки монополий и необходимость государственной антимонопольной политики

. Антимонопольное законодательство и обеспечение его исполнения в странах с развитой рыночной экономикой

Антимонопольное законодательство в странах с развитыми рыночными системами

Антимонопольное законодательство и обеспечение его исполнения в США

Антимонопольное законодательство и обеспечение его исполнения в странах Европы

. Антимонопольная политика в Республике Беларусь: возможность практика использования зарубежного опыта

Монополизм и антимонопольная политика в Республике Беларусь

Совершенствование антимонопольной политики в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основой рыночных отношений в большинстве стран мира является совершенная конкуренция. Однако необходимо отметить, что такое экономическое явление как монополия характерно для экономики всех стран. В современном мире количество монополий постоянно увеличивается.

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения, так как существование монополий оказывает во многом негативное влияние рынок. Монополия тормозит конкуренцию и является угрозой для функционирования экономики в целом.

Поэтому антимонопольное регулирование, которое заключается во внедрении комплекса экономических, законодательных и административных мер, направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов, - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют созданию эффективно функционирующих товарных рынков, развитию добросовестной конкуренции, защите прав и законных интересов потребителей и совершенствованию экономики в целом.

Таким образом, актуальность выбранной темы, заключается в том, что антимонопольная политика является важным элементом государственной стратегии модернизации экономики и развития конкурентоспособности.

Задачами курсовой работы являются: определение общественных издержек монополии; необходимости государственной антимонопольной политики; основных принципов антимонопольной политики и антимонопольного законодательства; антимонопольной политики в странах с развитой рыночной экономикой; антимонопольной политики в Республике Беларусь; возможности применения зарубежного опыта в области антимонопольной политики в Республике Беларусь.

Объектом исследования является антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование.

Предметом исследования являются особенности антимонопольного законодательства и антимонопольного регулирования Республики Беларусь.

Цель работы: выявить особенности антимонопольного законодательства и антимонопольного регулирования в Республике Беларусь, а также в странах с развитой рыночной экономикой, и на основе проведенного анализа предложить пути модернизации антимонопольного законодательства и антимонопольного регулирования в Республике Беларусь.

 


Общественные издержки монополий и необходимость государственной антимонопольной политики

В современном мире внутренняя экономическая политика государств направлена на обеспечение честных условий конкуренции. Но может ли конкуренция существовать в условиях монополии? Само установление монополии подрывает конкуренцию и рыночные механизмы саморегуляции.

Следует заметить, что монополия может существовать не во всех отраслях. Так английский экономист Джоан Вайолет Робинсон, исследуя монополию, выделила отрасли, где конкуренция не может существовать в силу технологических особенностей. Позднее они стали называться «отрасли естественной монополии» [1].

Для того чтобы разобраться в вопросах, связанных с антимонопольной политикой, необходимо в общих чертах понять сущность самой монополии.

Монополия - это тип рыночной структуры, где весь объем отраслевого предложения концентрируется у одного продавца, который реализует продукт, не имеющий хороших заменителей, а проникновение в отрасль других продавцов заблокировано.

Монополистом может быть государство, регионы, центральные экономические ведомства, министерства, разумеется, государственные и частные предприятия, а также отдельные предприниматели. Обычно монополизм связывают с крупными и крупнейшими предприятиями или корпорациями.

Существенными признаками монополии являются обладание субъектом собственностью и монопольной властью, возможностью диктовать свои условия, влиять на рыночное равновесие выгодным для себя образом, манипулировать ценами и объёмами производства [2, с. 16].

Виды монополии:

Естественными монополиями называют отрасли (и производителей в этих отраслях), в которых одна крупная фирма, производящая продукцию с наименьшими долгосрочными издержками, способна удовлетворить весь рыночный спрос.

Открытыми монополиями называют хозяйствующие субъекты, источники монопольной власти которых не могут обеспечить им долгосрочного лидирующего положения (например, инновации, нечестная конкуренция или не информированность покупателей, как правило, дают временные монопольные преимущества).

Закрытыми монополиями являются такие, которые меньше опасаются потенциальной конкуренции, опираются более устойчивые барьеры (например, собственность уникальный участок земли), имеют более долговременный характер [3, с. 90].

Выделяются низшие и высшие формы монополистических союзов. Низшие - временные союзы или соглашения, которые достигаются для реализации конкретного проекта (пулы, ринги, корнеры и т.д.). Высшие же формы монополий или монополистических союзов - это картель, синдикат, трест и концерн.

Общественные издержки монопольной власти:

На конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, а монопольная власть предполагает, что цена превышает предельные издержки. Так как монопольная власть приводит к повышению цен и уменьшению объемов производства, нам следует ожидать ухудшения благосостояния потребителей и увеличения благосостояния фирм. Улучшает или ухудшает монопольная власть благосостояние общества в целом?

Можем ответить на этот вопрос, сравнивая излишек потребителей и производителей в условиях конкурентного и монополизированного рынков (предполагая, что у производителей на рынке свободной конкуренции и у монополиста одинаковые кривые издержек). Рисунок 1 показывает кривые среднего и предельного доходов и кривую предельных издержек монополиста. Чтобы максимизировать прибыль, фирма осуществляет такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Монопольная цена и объем производства обозначены как Рm и Qm.

 

Рисунок 1 - Графическое изображение чистых убытков от монопольной власти

 

Примечание - Источник: [4, с. 357].

 

На конкурентном рынке цена должна равняться предельным издержкам и конкурентные цена РC и количество продукции QC должны находиться на пересечении кривой среднего дохода (совпадающей с кривой спроса) и кривой предельных издержек. Если происходит перемещение с равновесных цены РC и количества QC к монопольным цене Рm и количеству продукции Qm, то излишек меняется следующим образом.

При монополии цена выше и потребители покупают меньше продукции. Из-за более высокой цены те потребители, которые покупают товар, теряют часть излишка, показанную прямоугольником А. Те потребители, которые не могут купить товар по цене Рm, но купили бы его по цене РC, также теряют излишек в размере площади треугольника В. Следовательно, совокупная потеря потребительского излишка составляет А + В. Производитель, однако, получает прибыль, обозначенную прямоугольником А, продавая товар по более высокой цене, но теряет часть излишка, обозначенную треугольником С, представляющую собой дополнительную прибыль, которую производители получают от продажи (QC - Qm) по цене РC. Общая прибыль производителя, следовательно, составит А - С. Вычитая потерю потребительского излишка из прибыли производителя, мы получим чистые убытки, равные В + С. Это полные чистые убытки от монопольной власти. Даже если прибыли монополиста были обложены налогом и перераспределены в пользу потребителей продукта, эффективность не будет достигнута, потому что объем производства будет ниже, чем в условиях свободной конкуренции. Общие чистые убытки - это общественные издержки такой неэффективности.

Могут возникнуть и дополнительные общественные издержки монопольной власти, которые превышают полные чистые убытки в треугольниках В и С. Фирма может затратить огромные средства с общественных позиций непродуктивно, чтобы получить, удержать и использовать монопольную власть. Это может быть связано с расходами на рекламу, созданием своего "лобби" и юридическими попытками избежать правительственного контроля за ценами и антитрестовского законодательства. Это может выражаться также в создании неиспользуемых дополнительных производственных мощностей, с тем, чтобы убедить потенциальных конкурентов оставить попытки проникновения на монопольный рынок. Экономический стимул этих издержек непосредственно связан с прибылью фирмы в результате получения монопольной власти (т.е. прямоугольник А минус треугольник С). Следовательно, чем большая часть излишка переходит от потребителей к монополисту (прямоугольник А), тем больше общественные издержки монополии [4, с. 357].

Монополия связана с целым рядом отрицательных последствий для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство и другие. Те же причины, которые вынуждают клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют соглашаться и с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениям пренебрежения интересами потребителя. Всевластию монополиста в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой страны, где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не существовало бы специального органа власти для надзора за его исполнением.

Антимонопольное законодательство регулирует антимонопольную политику, направленную на ослабление и ограничение рыночной власти или предотвращение ее приобретения экономическими субъектами.

Антимонопольная политика - комплекс мероприятий, предпринимаемых государством для ограничения деятельности существующих монополий и недопущения формирования новых. При проведении антимонопольной политики государство стоит на защите интересов потребителей.

Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Органы, проводящие антимонопольное регулирование, обращают внимание на следующие критерии:

1 Рыночную долю фирмы;

2  Антиконкурентное поведение фирмы;

    Характер товара фирмы;

    Наличие у фирмы сверхвысоких прибылей, являющееся признаком монопольной власти [3, с. 171].

Антимонопольное законодательство является не единственным методом антимонопольного регулирования. Антимонопольное регулирование осуществляется прямыми и косвенными методами. К прямым методам антимонопольного регулирования относятся административные меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. Очевидно, что антимонопольное законодательство является одной из форм прямого антимонопольного регулирования.

Кроме прямого антимонопольного регулирования существует и косвенное. Оно заключается в поддержке конкурентной среды не путем ограничения концентрации и централизации капитала, а путем стимулирования либо поддержки развития среднего бизнеса с помощью государственных заказов и привлечения иностранных инвестиций. То есть поддержка потенциальных конкурентов монополиста осуществляется средствами «невидимых регуляторов» государства [5, с. 98].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что монополия связана с рядом отрицательных последствий для экономики страны, с которыми рынок не может справиться самостоятельно. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводя сознательную антимонопольную политику.

 

1. 1 Показатели монопольной власти

 

Активизация государственного регулирования рынка, усиление контроля за процессами концентрации экономической власти обусловили необходимость количественной оценки уровня монополизации, конкретных показателей рыночного могущества фирмы. Вместе с тем, единые количественные критерии монополизации в хозяйственной и правовой практике развитых стран до сих пор не разработаны, но существует ряд принципов и методов, которые для этого используются.

В 1934 г. А. Лернер предложил способ количественного измерения монопольной власти путём определения величины, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Показатель монопольной власти или коэффициент (индекс степени монополизации) А. Лернера (L) рассчитывался по формуле:

 

 (1)

 

где P - монопольная цена;- предельные издержки.

Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Чем больше коэффициент Лернера, тем больше монопольная власть исследуемого субъекта. Если предельные издержки (MC) равны цене (P), то индекс Лернера равен нулю (L=0), что означает отсутствие монополии и наличие свободной конкуренции [2, с.20]. [5, c. 33-34].

Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с трудностью расчёта реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки заменяют средними. В этом случае формула записывается следующим образом:

 

 (2)

 

где P - монопольная цена;

АC - средние издержки.

Если умножить числитель и знаменатель на Q, то в числители будет прибыль, а в знаменателе - совокупный (валовый) доход и формула приобретёт следующий вид:

 

 (3)

 

Тем самым показатель Лернера рассматривает высокие прибыли как признак монополии. В известной мере это справедливо, однако бывают случаи, когда высокая норма прибыли не является однозначным признаком монополии. Это бывает тогда, когда велики различия между бухгалтерской и экономической прибылью, т.е. если не учитываются затраты на собственный капитал (особенно в капиталоёмких отраслях), оплата предпринимательских способностей успешно функционирующего бизнесмена, операции с высокой степенью риска [6, 175-176].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.068 с.)