Сущность управления центрами СКД 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность управления центрами СКД



Содержание.

1. Введение ………………3

2. I. Сущность СКД и характерные основные черты управления учреждением социально-культурной сферы………………………………

3. 1.1 Понятие и функции «СКД».

4. 1.2 Понятие и функции досуга.

5. 1.3 Учреждения и организации социально-культурной сферы в РФ и регионах

6. 1.4 Институты массовой информации.

71.5 Культурно досуговые учреждения.

Сущность управления центрами СКД

Глава II. Состояние СКД в районном межпоселенческом-культурном досуговом центре г. Пестово

Характеристика районного межпоселенческого-культурного досугового центра г. Пестово.

2.2 Анализ содержания СКД массовых мероприятий, групповых, кружковых и других видов работы на 2009 г.

2.2.1Основные направления и задачи «Межпоселенческого культурно- досугового центра» на 2009 год.

2.2.2 Развитие художественной самодеятельности и проведение районных праздников и фестивалей.

2.2.3 Предполагаемое развитие в инфраструктуре МКДЦ на 2009 год.

Глава III. Пути совершенствования СКД в районном межпоселенческом культурно-досуговом центре г. Пестово.

3.1 Перспективные программы по совершенствованию деятельности МКДЦ.

Заключение

Список используемой литературы

Введение.

В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.

Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.

Основная задача учреждений культуры, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.

Инфраструктура Социальной сферы велика. Основное развитие, которой приходится в основном на большие города и мега полисы. Когда в маленьких городах и селах основным источником информирования и развлечения, является телевидение. Основной причиной не развития в сельской местности является не сколько трудное финансовое положение, сколько не хватка профессиональных кадров и поддержки методических центров.

 

Актуальность данного исследования заключается в необходимости развивать и совершенствовать работу Районных методических центров с целью повышения профессионального подхода к решениям социокультурных проблем в досуговых учреждениях Пестовского района. Районный межпоселенческий культурно-досуговый центр является, не только базой обеспечивающей работникам сельских домов культуры методические практикумы, но и центром досуга для г. Пестово и Пестовского района. Для того, что бы совершенствовать, развивать и даже просто не дать исчезнуть многим сельским домам культуры, необходимо искать пути решения способствующие внедрить иноввационные методы работы в клубах и учреждениях досуга.

 

    Целью данной курсовой работы является выяснение состояния социально - культурной деятельности в городе Пестово и Пестовском районе, а так же обоснование путей ее совершенствования.

 

Задачи курсовой работы:

-Изучить состояние СКД в Пестовском Межпоселенческом культурно-досуговом центре.

-Выявить состояния научного осмысления проблемы

-Вычленить проблемы, вставшие перед таким социальным институтом.

-Сформировать предложения о путях совершенствования СКД в Пестовском межпоселенческом культурно-досуговом центре.

 

    Объектом исследования является социально-культурная деятельность Пестовского межпоселенческого культурно- досугового центра.

 

Предметом исследования является педагогический процесс совершенствования в межпоселенческом культурно-досуговом центре.

 

База исследования Пестовский Межпоселенческий культурно-досуговый центр.

 

Гипотеза исследования. Развитие Новгородчины может быть обеспечено главным образом за счет опережающего развития культуры, которое наряду с реализацией своих традиционных функций может принять на себя роль локомотива социально- экономического развития региона.

Методология исследования основывалась на восприятии человека как высшей ценности общества и культуры, как уникального средства всестороннего развития человека, общества, региона, страны.

Методика исследования строилась на изучении объективных документов: справок, докладов, сценариев, планов, отчетов и других документах, отражающих реальное положение дел, на изучении статистических данных по материальной базе кадров и содержании деятельности. Особую роль играла методика прямого и опосредованного наблюдения и экспертной оценки.

 

Практическая значимость проявилась в том, что сформулированные рекомендации могут быть использованы МКДЦ и другими подобными учреждениями, что будет способствовать совершенствованию работы всех подструктур данного учреждения и повысит уровень СКД в Пестовском районе.

 

На защиту выносятся:

- рассмотрение МКДЦ района не как единицу общности однотипных учреждений, а как отдельный объект, отличающийся по ряду признаков.

-методические рекомендации по совершенствованию социально-культурного потенциала Пестовского МКДЦ.

 

 

I. Сущность СКД и характерные основные черты управления учреждением социально-культурной сферы.

Понятие  и функции «СКД».

В основе СКД лежат самостоятельные, самодеятельные виды культурной деятельности человека. СКД зарождается одновременно с высвобождением у человека свободного времени. Только освободившись от жизненно важных временных затрат на добывание и приготовление пищи, обустройство жилища и быта первобытный человек начал заниматься в свободное время искусством, прикладным творчеством, украшением собственных орудий труда, охоты, бытовых принадлежностей. Первые наскальные рисунки, рельефные изображения животных, людей, сцен охоты можно считать первыми проявлениями культурной деятельности. Таким образом, становление СКД проходило в виде свободного проявления самодеятельного творчества первобытного человека.

В отношении России начальным этапом развития менеджмента СКД как профессии можно считать Петровские преобразования, реформы в культурной жизни государства. В годы своего царствования (1682-1725), по образцу развитых европейских государств, Петр I вводит в общественную жизнь новые праздники, государственные ритуалы, традиции, ассамблеи и т.п. Петр I своими указами назначал на государственные должности чиновников, которые должны были организовывать работу новых типов учреждений культуры. В этот период появились первые государственные театры, музеи, библиотеки, парки.

Вторым этапом в развитии менеджмента СКД следует считать появление в XVIII-XIX в.в. профильных учебных заведений, которые специализировались, главным образом, на отдельных видах искусства. Скромная в целом численность учебных заведений отчасти компенсируется высоким уровнем подготовки специалистов. В С-Петербурге открывается Академия художеств (1757), получившая впоследствии статус Императорской (1764). Граф С.Г. Строганов выступает как основатель художественно-промышленного училища (Москва, 1825). Во второй половине XIX века профессиональных музыкантов, композиторов готовят Петербургская (1862) и Московская (1866) консерватории.

Третий этап в развитии менеджмента СКД связан с Октябрьской революцией 1917 года. После 1917 года в России была создана новая сеть учреждений культуры и учебных заведений, которые готовили кадры для новой социалистической системы культпросветработы. Создание этой системы отразилась на названии первых профессиональных менеджеров СКД российского государства. Под общим названием "политпросветработники" выделялись организаторы библиотечного дела, клубного дела, музейного дела и т.д. Данный период продолжался вплоть до начала 1930-х годов.

Четвертый этап в развитии СКД как профессии связан с утратой идейно-политической нагрузки на учреждения культуры, приобретением новых производственных функций, появлением новых типов учебных заведений и специальностей в социокультурной сфере. Активно развивается сеть вузов культуры, в комплексе осуществляющих подготовку затребованных практикой специалистов.

Пятый этап - завершающий этап развития менеджмента СКД (середина 1990г.г. - по настоящее время). Он характеризуется обобщением предыдущего опыта учреждений и организаций социально-культурной сферы.

Современная СКД состоит из множества слагаемых: просветительной, политической, творческой, досуговой, художественной и других видов социальной деятельности. Следовательно, современная СКД представляет собой синтетический вид профессиональной культурной деятельности, прошедшей длительный исторический путь становления и развития, основанной на многовековых национальных, образовательных и духовных традициях, требующей от специалиста знаний и навыков научно-исследовательской, учебно-педагогической, производственно-практической, научно-методической, экспертно-консультационной работы в социально-культурной сфере.

СКД обладает целым рядом социальных признаков, в частности:

" СКД является составной частью государственной и общественной жизни, ее национально-культурной основой.

" Помимо духовной сферы, СКД проявляется во всех ведущих сферах жизнедеятельности государства и общества.

" СКД характеризуется массовостью участия, продиктованной тем обстоятельством, что этой деятельностью охвачены все без исключения группы и слои населения.

" Главными носителями СКД являются:

-Профессиональные работники социальной сферы, в том числе отраслей культуры и туризма.

-Бо'льшая часть населения России, занимающаяся СКД на самодеятельных началах.

Важность СКДв том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.

Функции социально-культурной деятельности как формы общественной практики, обеспечивающей реализацию механизма усвоения культуры:

- адаптивно-нормативную – в первую очередь связанную с хоминизацией личности, освоением формирующимся индивидом основ санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и других элементарных человеческих качеств, адаптацией к социуму и его культуре, приобретением способности к самоконтролю и саморегуляции поведения;

- образовательно-развивающую – обеспечивающую освоение ценностей культуры, последовательный процесс социализации, инкультурации и индивидуализации личности;

- преобразовательно-созидательную, которая принимает на себя вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественного, технического, социального творчества;

- эколого-охранительную, концентрирующуюся на формировании экологической культуры, сохранении культурного наследия, природной и культурной среды;

- информационно-просветительную, выражающуюся в накоплении, хранении и распространении информации, в культурно-просветительской деятельности, в формировании интеллектуальных и иных качеств, необходимых человеку информационного общества XXI века;

- интегративно-коммуникативную, реализующую диалог культур, взаимовлияние локальных цивилизаций, раскрытие достижений национальных и региональных культур, обеспечение адекватного и гуманного восприятия субкультур, формирование культуры деловых и неформальных отношений;

- рекреативно-игровую, предусматривающую формирование празднично-обрядовой и игровой культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки.

Каждое направление,  каждая форма социально-культурной деятельности строится по своим технологиям, обладает определенными, порой уникальными особенностями. Однако есть факторы, объединяющие всех, кто связан с этой сферой духовной жизни. Это принципы социально-культурной деятельности как наиболее общие положения, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, и предопределяющие ее направленность, характер, содержание и формы:

- добровольности и общедоступности социально-культурной деятельности;

- развития инициативы и самодеятельности;

- комплексности использования культуросозидающего потенциала природы и общества;

- дифференциации идейно-эмоционального воздействия на разные группы населения;

- преемственности и последовательности вовлечения индивида в мир культуры;

- взаимовлияния  и взаимодополняющего воздействия реализации адаптивно-нормативной, образовательно-развивающей, преобразовательно-созида­тель­ной, эколого-охранительной, инфрмационно-про­светительной, интегративно-коммуникативной и рекреативно-игровой функции;

- единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание, чувства и поведение людей;

- эстетизации общественной жизни.

Социально-культурная деятельность – чрезвычайно емкое и сложное понятие. Оно интегрирует труд архитектора, писателя или художника, создающих ценности культуры, работу реставратора, архивариуса или специалиста музейного дела, сохраняющих культурное достояние человечества, созидательное творчество педагога, руководителя самодеятельного объединения или организатора досуга, распространяющих эти ценности и вовлекающих в мир культуры новых и новых людей. Эта деятельность может быть институциональной и неинституциональной, носить профессиональный или любительский характер, осуществляться индивидуально или в рамках коллектива.

    КДД (культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.)

    КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы.

 

Понятие и функции досуга.

Знание СКД необходимо для совершенствования и улучшения культурно-досуговой сферы.

Досуг – это деятельность, которая наполняет свободное время человека. Существуют две формы организации досуга: общественная и индивидуально-личностная.

Виды досуговой деятельности:

· Самообразование

· Общественная деятельность

· Потребление культурных ценностей

· Занятие спортом

· Туризм и путешествия

· Развлечения

· Общение с людьми

· Общение с природой

· Пассивный отдых

· Антисоциальные виды досуга

Рациональный досуг – это тщательно спланированный досуг, включающий в себя большое количество полезных мероприятий: развлекательный, познавательный, созидательный и праздничный виды досуга. Формировать культуру досуга несложно на примере других людей. Основными задачами КДУ являются удовлетворение культурных потребностей людей, возвышение их и расширение их диапазона.

Досуг как часть свободного времени, обладает двумя функциями:

- рекреативной, позволяющей снять напряжение и восстановить силы посредством активного отдыха;

- развивающей, позволяющей развиваться, самоутверждаться, самореализовываться и проявлять свои личностные качества.

Учреждения и организации социально-культурной сферы в РФ и регионах

Философия под институтом понимает элемент социальной структуры, исторические формы организации и урегулирования общественной жизни. К социально-культурным институтам относятся многочисленные учреждения и организации, с помощью которых осуществляется накопление и передача культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение культурологических знаний.

Термином «социально-культурный институт» обозначаются:

Семья, государственные и муниципальные структуры, производственные объединения и предприятия, негосударственные общественные организации, системы народного образования, средства массовой информации, специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, библиотеки и т.д.

Социально-культурный институт объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решения конкретных социально-культурных задач.

              Сеть культурно-досуговых учреждений

    Под сетью понимается объединение (сеть библиотек, сеть клубов…), в основу которого положен территориальный или ведомственный признак.

    Территориальный признак учитывает количество учреждений по месту их расположения в масштабе района, города, области, края и т.д.

    Ведомственный признак учитывает численность учреждений по их подчиненности, по финансированию:

    -государственные

    -муниципальные

     -общественные

    -коммерческие

    -частные

    -ведомственные

Кадровая политика МКДЦ.

Для повышения профессионального уровня работников - посещение областных семинаров, курсов по направлениям:

- организация досуга для детей и подростков;

- технология изготовления глиняных изделий;

- организация и проведение выставок в учреждениях культуры;

- вокальное пение (эстрадное, народное);

Конкурс среди работников МКДЦ «Пять проектов на будущее»

Продолжить работу по интересам:

- «Забавушка»

-«Элит клуб»

-«Мир вокруг нас»

-«Теремок»

-«Меридиан»

-«Элегия»

-«Родничок»

-«Играй - Город»

Продолжить работу кружков:

-Хореографический коллектив «Вдохновение» (взрослый)

-Хореографический детский

-Народный коллектив вокальная группа «Вариация»

-Сольного пения

-Образцовая студия декоративно – прикладного творчества «Образ»

Направления:

-Вязание крючком

-Рукоделие

-Бисероплетение

-Изделия из тестопластики

-Изделия из соломки

-Драматический кружок «Раешник»

-Детский образцовый коллектив – вокальная группа «Радужные мечты»

-Детская вокальная студия «Фантазеры»

-Детская вокальная группа «Ладушки»

-Детская фольклорная группа «Забавушка»

-Клуб «Флористов»

Создать взрослую студию по плетению из соломки.

 

Развитие платных услуг.

Продолжить:

- проведение дискотеки для молодежи, а так же дискотеки «Ритм»

-Работу кружков

-Изготовление дипломов на компьютере

-Запись фонограмм

-Проведение вечеров отдыха, развлекательных программ, тематических мероприятий

-Организацию концертов и спектаклей

-Написание сценариев

-Проведение тематических мероприятий, вечеров отдыхы согласно заявкам и договорам

-Прокат костюмов

-Детское кафе «Мозайка»

-Выставки, экскурсии

-Клуб выходного дня

 

Заключение.

В данной работе была описана социальная деятельность Государственного учреждения культуры «Межпоселенческого культурно-досугового центра», его развитие и деятельность, осуществляемая в наши дни. Проанализировав выше изложенное, можно сделать следующие выводы:

-МКДЦ, не смотря на трудное финансовое положение в стране, не утрачивает своей набранной силы в сфере культуры и на всех парусах мчится к более полному и совершенному развитию.

 - На данный момент не может обхватить все сферы деятельности в области культуры, но целенаправленно движется к этому.

- Коллектив центра проводит большую и разнообразную идейно-воспитательную и культурно-массовую работу с посетителями средствами искусства.

- Полному осуществлению задуманных планов и идей мешает низкое финансирование, что не позволяет приглашать более известных людей из других регионов и приобретение новинок в сфере технологий.

- Сильную конкуренцию составляет наличие частных развлекательных клубов в городе, которые предоставляют множество игровых, зрелищных и развлекательных мероприятий, чего предоставить МКДЦ не может жителям города.

 

 

Список использованной литературы.

1. Ариарский М.А. Прикладная культурология. СПб: «ЭГО», 2001.

2. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 2004.

3. Культура досуга. – Киев: Высшая школа, 1990.

4. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб: «Лань», 2001

5. СКД в Ленинградской области. Методические рекомендации. В помощь директорам и дирекциям. Л., 1976.

6.Социальное проектирование в сфере культуры. Перспективные модели учреждений культуры: Сб. науч. тр./НИИ культуры. – М.,2005.

7. Марков А. П. Отечественная культура как предмет культуроло­гии. СПб., 1996..;

8. Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996..;

9. О защите духовных интересов населения и развитие КДД в новых общих экономических условиях // Клуб. – М., 1996.-№7.

10. Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность. Учебное пособие. Орёл, 1997.

11. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М.-М.: Издательство МГУК, 1981.

12. Киселева Г.Г. Красильников Ю. Д. Основы менеджмента в социально-культурной сфере, М., 2003.

13. Воспитательная деятельность клубных учреждений. – М: НИИ культры, 1983.

14.Примерное содержание воспитания школьников. Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы/ Под ред. Марьенко И. С. Изд. 5-е. М., 1984.

15. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. М., 1994. 

16. Киселева Г.Г. Красильников Ю. Д. Основы менеджмента в социально-культурной сфере, М., 2003.

17. Мосалев Б.Г. Досуг. – М.: Изд-во МГУК, 1995.

18. Николаева Т.Н. Демократизация деятельности клубов в процессе перестройки: Автореф. дис…канд.пед.наук / МГИК.-М., 1991.

19. Соколов Э. В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972.

20. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К„ Есипов Б.П., Королев Ф.Ф. Педагогика М., 1968.;

 

 

Содержание.

1. Введение ………………3

2. I. Сущность СКД и характерные основные черты управления учреждением социально-культурной сферы………………………………

3. 1.1 Понятие и функции «СКД».

4. 1.2 Понятие и функции досуга.

5. 1.3 Учреждения и организации социально-культурной сферы в РФ и регионах

6. 1.4 Институты массовой информации.

71.5 Культурно досуговые учреждения.

Сущность управления центрами СКД



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.108 с.)