ТОП 10:

Бытие и материя. Концепция бытия. Философское учение о материи.



Ответ:

Философия перешла от вопроса о существовании мира здесь и сейчас к вопросу о вечных и всеобщих гарантиях такого существования.

Бытие́ — философское понятие, фиксирующий аспект существования сущего в отличии от его сущности. Если сущность определяется вопросами: "Что есть сущее?", то бытие вопросом: "Что значит, что сущее есть?". Поскольку бытие - одно (см. Парменид), постольку термин бытие часто используют для обозначения мира как целое, в отличии от мышления, которое ему противостоит. Предмет изучения онтологии. Противоположные понятия - небытие и ничто. Существенные философские проблемы - соотношение бытия и мышления, соотношение бытия и времени.

Атрибуты:

· Время

· Пространство

· Энергия

· Информация

· Вещество

 

Материя (лат. materia - «древесина» как перевод греч. υλή «древесина», «лес»), материальное начало, материальная причина (causa materialis) — философская категория для обозначения (объективной) реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя (объективно) независимо от них.

Материя является обобщением понятия материального (и идеального, в силу их относительности). Тогда как термин "реальность" носит гносеологический оттенок, термин "материя" носит онтологический оттенок.

Историко-философский экскурс в генезис и развитие категории материи осуществляется, как правило, путем анализа трех основных этапов ее эволюции, для которых характерна трактовка Материи как:

· вещи,

· свойства,

· отношения.

 

Все предметы и явления окружающие нас имеют свое назначение, ибо нет ничего лишенного смысла. Человек, созидая, материализует свою идею. Но созидать он может лишь из того, что было создано до него. Созидание возможно лишь через изменение состояния уже существующего бытия. Степень его влияния на бытие зависит от осознания смысла наполняющего бытие, т.е. формально выражаясь, изучение законов. Человек по своей природе ограничен в пространстве и во времени. Постоянно для изучения бытия он использует приборы, которые мощнее его органов чувств(микроскоп и др.), его физической силы(машины и механизмы и др.) и даже интеллектуальных способностей(компьютер и др.). Т.е. приборы являющиеся продолжением рецепторов(органы чувств) которые связывают мозг (сознание) с явлениями и предметами окружающего нас мира. Именно постоянным улучшением этих приборов человек обязан более точному постижению законов происходящих вокруг. Сам по себе человек совершенствуется лишь в осознании тех сигналов которые доставляют в его мозг эти приборы т.е. его мировоззрение постоянно изменяется в свете новых фактов о мире. Но что это количественные или качественные изменения и так ли необходимы они человеку чтобы существовать. Что биологически требуется человеку чтобы существовать. Еда, одежда, кров(место жительства). Все это он имел и ранее даже до изобретения колеса. Так почему же прогресс так неумолим. Жизнь это борьба. Т.е. мир окружающий человека испокон времен был враждебен к нему. И само существование человека на земле всегда было именно выживание. Возможность применение своего разума т.е. сознания было естественным орудием человека в борьбе за выживание ибо закрепление приобретенного опыта и передача его следующим поколениям стало самым важным в жизни общества. Смена поколений людей происходила постоянно в совершенствовании постижения законов бытия для выживания и совершенствовании сознания. Изучение любого явления происходит от простого к сложному от следствия к причине. Т.е. важным изучением законов материального мира стало постижение его внутреннего содержания. Именно описанием этого содержания и является любой закон. Но вот вопрос кто наполнил бытие содержанием? Людей всегда волновал этот вопрос. Ответом на него стало понимание двух принципиально противоположных точек зрения. Либо Бог является творцом либо творцом является кто-то(что-то) другое. Ни тот ни другой ответ до конца не может быть доказан и лишь вера(признание истины без доказательств) либо в то либо в другое есть выход из данной ситуации. На самом деле причина веры или безверия это две стороны одной медали, ибо оба человека все же верят, только один в то, что Бог есть, а второй что его нет. Это говорит о том что человеку нужна основа для его полноценной жизни, которой он не может вести без веры. Как бы не пытался человек постичь всю мудрость бытия это невозможно по причине бесконечности сущего. Т.е. сам по себе через познание бытия человек никогда не познал бы Бога. Поэтому Бог, творец, истина сущего сам говорит несовершенному человеку являющемуся его образом и подобием о самом себе в священном писании. Он говорит и о человеке, о его устройстве, о его назначении, о мироустройстве т.е. о СУТИ БЫТИЯ.

 

Понятие "материя" прошло несколько этапов в своем историческом развитии. Первый этап - этап наглядно-чувственного ее представления в древнегреческих философских учениях (Фалеса, Анаксимена, Гераклита и др.). В основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т.п. Все существующее считалось модификацией этих стихий.

Второй этап - этап вещественно-субстрактного представления. Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексами их свойств, в том числе со свойством неделимости (Бекон, Локк). Наибольшее развитие такое физикалистское понимание материи достигло в трудах французских материалистов 18 в. Ламетри, Гельвеция, Гольбаха. По сути, материалистическая философия 17 - 18 в. Трансформировала понятие "бытия" в понятие "материя". В условиях, когда наука поколебала веру в Бога, как Абсолюта и гаранта бытия озабоченность человека об основаниях существования мифа снималась в категории "материя". С помощью ее обосновывалось как истинно сущее бытие природного мира, который был объявлен самодостаточным, вечным, несотворимым, не нуждающимся в своем обосновании. Как вещество материя обладала свойством протяженность, непроницаемости, тяжести, массой, как субстанция - атрибутами движения, пространства времени, и наконец способностью вызывать ощущения (Гольбах).

Третий этап - философско-гносеологическое представление о материи. Сформировалась оно в условиях кризиса естествознания в начале ХХ века. Рентгеновские опровергли идеи о непроницаемости материи; электроизлучение урана; радиоактивный распад атомов - разрушили идею о неделимости атома, как первооснову понятия "поля" описывало новое состояние материи отличное от вещества.

 







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.248.103 (0.003 с.)