История возникновения сетевого маркетинга и его положение в ниши дни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История возникновения сетевого маркетинга и его положение в ниши дни



Как и многое в сфере ведения и организации бизнеса, сетевой маркетинг пришел в нашу страну из США. История сетевого маркетинга тесно связана с именем американского предпринимателя Карлом Ренборгом. Химик по образованию он, будучи еще в юности работником одной из американских компаний в Китае, наблюдал за бытом китайских крестьян, в том числе и за традициями народной медициной. Именно тогда он осознал тот факт, что многие болезни проявляются вследствие того, что мы едим, а точнее выразиться, не едим. С этой идеей он шел в течение многих лет, в том числе и не удачных, пока в 1934 году Карл Ренборг не основал свою компанию «California Vitamins». Перед владельцем молодой компании встала не простая задача как в условиях недостатка средств, организовать штат работников, да еще и вывести новый продукт в виде пищевых добавок на рынок. Как ни странно решение нашлось само собой, предприимчивый американец просто напросто начал раздавать пищевые добавки своим друзьям и знакомым, конечно же не бесплатно, хотя и за сравнительно символическую плату. Людям так понравилась продукция, что они не только сами ее регулярно покупали, но и рекомендовали своим знакомым, друзьям, родственникам, которые в свою очередь через них стали приобретать ее. В дальнейшем те потребители продукции, тоже рассказывали о ней своим друзьям и т.д. и т.п. Таким образом, образовалось некое подобие сети, по которой шли бесперебойные поставки тех самых пищевых добавок. Вот так и решилась проблема Карла Ренборга, по сути, в штате компании числилось всего три человека, включая его самого, компания практически не имела расходов на продвижение и рекламу товара; вместо этого у нее было огромное количество независимых дистрибьюторов и людская молва. Те, кто продавал товар, получали маржинальный доход, а те, кто ещё и находил продавцов продукта, получал вознаграждение от общего товарооборота.

Именно компанию Карла Ренборга, многие эксперты маркетинга традиционно считают первой компанией, которая начала использовать технологию сетевого маркетинга для реализации своей продукции [1, c. 29].

В последующие годы, а именно период примерно между концом 50-ых и серединой 70-х годов, можно охарактеризовать как годы медленного, поступательно развития концепции сетевого маркетинга. Количество же компаний, которые можно было бы отнести к сетевым варьировалось в районе 30 фирм.

Настоящим испытанием для сетевого бизнеса стал конец 70-х годов, когда в США происходил расцвет финансовых пирамид. Людям обещали, что если они вложат свои средства, то получат огромные дивиденды вплоть до 1000%. Федеральное правительство серьезнейшим образом было озабочено этим фактом, и в 1975 году Федеральная комиссия США по торговле приняла ряд положений, касающихся различных структур типа «пирамида». Как ни странно главный удар решено было нанести по крупнейшей к тому времени сетевой компании «American Way Corporation» или просто «Amway», уж очень ее подход к ведению бизнеса походил на финансовую пирамиду. В тот момент казалось, что над сетевым бизнесом нависа угроза полного запрета деятельности. Судебные разбирательства длились в течение 4 лет. К делу было привлечено множество специалистов, чтобы установить является ли в принципе сетевой маркетинг «жульнической схемой видения бизнеса», пока, в конце концов, Верховный Суд США не постановил, что данный вид деятельности вполне приемлем и законен. Данное решение в высшей судебной инстанции США серьезнейшим образом повлияло не только на рынок самих штатов, но и на законодательства других стран мира в этой области, т.е. была законодательно разрешена такого рода деятельность.

С тех пор начался настоящий бум, открывались все новые и новые фирмы, а крупные корпорации, такие как «Amway» к примеру, выходили на международный рынок. Расцветом сетевого бизнеса можно считать 80-е и 90-е годы ХХ века, были созданы сотни компаний, десятки миллионов человек по всему миру пробовали себя в качестве дистрибьюторов. К середине 90-х сетевые компании предлагали огромный спектр товаров, начиная от промышленных товаров, косметики и белья, заканчивая предметами искусства и электроникой [3, c. 99].

В Россию первая компания, использующая в своей работе сетевой маркетинг как принцип работы и реализации своей продукции, пришла в 1989 году и называлась она «Herbalife». Компания реализовывала различные пищевые добавки, чаи для похудания. Надо сказать, что ее продукция очень быстро и широко распространялась по всей стране, но какой-либо обучающей литературы, либо качественных курсов по обучению не было, и по сути люди начинали заниматься делом, в тонкостях которого они не разбирались. Многие разочаровывались в данном виде деятельности. Свою лепту внесли и процветавши в те времена финансовые пирамиды, принцип действия которых в общих чертах напоминал приемы сетевого маркетинга. Все это в купе весьма сильно подпортило имидж сетевого маркетинга в России.

Начало истории сетевого маркетинга в России как уже стало понятно нельзя назвать удачным. Но со временем и на российском рынке он начал завоевывать прочные позиции. И на это были свои, вполне объективные причины: стала появляться обучающая литература и центры, которые рассказывали о том, как правильно вести бизнес, появились люди, которые не ушли после первых неудач и стали опытными дистрибьюторами и начали зарабатывать реальные деньги. Если в первой половине 90-х годов на российском рынке присутствовало всего около десятка компаний, причем все они были иностранными, то во второй половине появилось и больше иностранных компаний, а самое главное стали появляться отечественные сетевые компании, которые реализовывали собственную продукцию, в том числе и российского производства.

Новый век ознаменовался для индустрии бурным ростом. Прибыли крупнейших компаний по подсчетам DSA (Direct Selling Assosiation) росли в среднем от 10-20% в год, что сделало многие из сетевых компаний одними из наиболее успешных и прибыльных в мире, а данный сегмент рынка одним из самых динамично развивающихся.

К примеру, американская компания «Amway» вошла в список крупнейших частных компаний по версии журнала Forbes в 2012 году, заняв в нем 25 позицию. Товарооборот компании с 3,5 млрд. в 2000 году вырос до 10,9 млрд. долларов в 2011 году, а чистая прибыль за год с 8,4 млрд. в 2009, до 9,2 млрд долларов в 2010 согласно данным издания «DNS Global 100». Стоит отметить, что в настоящее время объем рынка сетевых продаж превысил отметку в 300 млрд. долларов, а общее количество компаний достигло 4 тысяч. Компании сетевого маркетинга на сегодняшний день зарегистрированы более чем в 150 странах.

Стоит упомянуть, что имидж сетевых компаний меняется как в глазах бизнес сообщества, так и в СМИ. Сейчас это уже не воспринимается как что-то нелегальное, связанное с мошенничеством. Так, одно из наиболее уважаемых изданий Wall Street Journal (номер от 26 июня 2011 года) выпустило статью под заголовком «Network Marketing The Ultimate Social Business Model» (Сетевой маркетинг как одна из основных моделей социально ориентированного бизнеса), в которой говорилось не только об экономических показателях в отрасли, основных ее преимуществах, но и о инновационных проектах в различных направлениях, в том числе и энергетики; а также об оптимистичных перспективах сетевых компаний на рынке.

Если говорить конкретно о российском рынке сетевых продаж, то в целом прослеживаются те же тенденции, что и в мире, правда, с некоторыми исключениями. В связи с тем, что развитие данной отрасли в России началось всего около 20 лет назад, специалисты отмечают некоторые особенности: малое количество компаний на национальном рынке, немногие из компаний охватывают целиком всю страну и наконец структура реализуемой продукции серьезно отличается от развитых рынков, таких как Япония, США, Великобритания, где товары домашнего обихода превалируют и занимают около 57% от всего объема продаж, вместе с тем как в России 78% продаж приходится на косметику и средства личной гигиены[11].

Тем не менее, в 2010 году Россия вошла в восьмерку крупнейших рынков прямых продаж в мире и в тройку - по региону Европа / Африка, несмотря на то, что сегмент рынка находится в стадии становления, и правила игры только формируются. Оборот сетевых компаний в 2009 году составил 103,5 млрд. рублей или 1% от всего розничного оборота, что по сравнению с предыдущим годом больше на 4,2%, в то время как общероссийская розница просела на 5,7% по данным Ассоциации прямых продаж (АПП).

Отношение россиян к сетевому маркетингу за последние 10 лет также изменилось в лучшую сторону. По данным опросов ВЦИОМ, в 2010 году 37% россиян позитивно отзывались об идее покупать продукцию розничных дистрибьюторов (негативно - 54%) и 33% сказали, что готовы стать распространителями (не готовы - 56%). АПП расценила эти цифры как свидетельство повышения лояльности россиян к многоуровневым маркетинговым компаниям.

Таким образом, сетевой бизнес за более чем полувековую историю своего существования прошел, от практически нелегального существования в начале, до одной из наиболее перспективных форм ведения бизнеса в новом тысячелетии.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.008 с.)