Преподаватель. Вот м одель состава функциональной системы, т.е. системы с заданной функцией. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преподаватель. Вот м одель состава функциональной системы, т.е. системы с заданной функцией.



Функциональная система (ФС) состоит из:

Источника энергии (ИЭ),

Двигателя + Трансмиссии (ПР - преобразователи),

Рабочего органа (РО),

Системы управления (СУ)

ИЭ воздействует на ПР,

ПР воздействует на РО,

РО воздействует на Объект функции (ОФ),

ОФ воздействует на СУ функциональной системы,

СУ воздействует на (ИЭ, ПР, РО)                          

Преподаватель. В соответствии с законом полноты частей системы, что в машине служит источником энергии?

Учащийся. Бензин.

П. А двигателем?

У. Двигатель.

П. А трансмиссией?

У. Трансмиссия.

П. А рабочим органом?

У. Колёса.

П. А какая главная функция

машины?

У. Перевозить пассажиров и

грузы.

П. Как известно, у системы и её рабочего органа - один и тот же объект

функции. И функция рабочего органа совпадает с главной функцией системы.

Какова же функция колёс?

У.

П. А с чем взаимодействуют колёса?

У. С дорогой…

 

С чем же мы столкнулись в этом разговоре? Не только с дорогой. В целом простая, доступная каждому школьнику (проверялась на школьниках 1-11 классов), изучающему основы ТРИЗ, последовательность рассуждений выводит на осознание того, что наши привычные представления о хорошо знакомых объектах – неточны или неверны.

Продолжим приведенный выше диалог:

 

П. Что же взаимодействует с объектом главной функции?

У. С пассажиром – сиденье, с грузом – кузов… Получается, рабочие органы машины – кузов и сиденье?!

П. И какова же функция, например, кузова?

У. Удерживать груз! (озадаченное размышление)

Действительно, кузов машины может лишь удерживать груз.

И здравый смысл подсказывает, что рабочий орган всё-таки колёса. И развиваются они, в соответствии с законом опережающего развития рабочего органа, гораздо активнее кузова.

Но колёса с грузом не взаимодействуют. Что-то я запутался…

 

Добросовестное, вдумчивое формулирование функций знакомых объектов хорошо прочищает мозги, освобождая их от шелухи поверхностных знаний и оценок окружающего мира, дисциплинирует мышление, не допуская приблизительности, а главное – заставляет «смотреть в корень», в сущность происходящего вокруг нас.

 

Корректно формулировать функции, а кроме того – что не менее важно – не формулировать функции там, где их нет, помогают простые рекомендации.

 

 

Рекомендации по формулированию функций

 

1) Выделить два взаимодействующих элемента:

Носитель функции («инструмент») – объект функции («изделие»)

Например, нужно забить гвоздь в стену.

НФ: Молоток;

ОФ: гвоздь

Другой пример. Дыня лежит на столе.

НФ: стол

ОФ: дыня

Третий пример. Футбольный мяч ударяется о штангу ворот и влетает в сетку.

НФ: штанги

ОФ: мяч

2) Выявить изменение характеристики изделия под действием или при исчезновении инструмента

Продолжим примеры.

Есть изменение положения гвоздя.

Есть сохранение положения дыни в пространстве под действием сил гравитации.

Нет изменения от воздействия штанги на мяч: если центр тяжести мяча в створе ворот, то мяч попадает в сетку, если не в створе – не попадает (значит, нет и функции).

3) Описать глаголом действие инструмента

Продолжим примеры.

Молоток перемещает гвоздь.

Стол удерживает дыню.

 

Проверить точность записи действия вопросом «что это значит?»

(«забивает» - значит, перемещает в стену; «не даёт упасть на пол» - значит, удерживает)

 

4) Составить триаду «инструмент - действиеизделие»

Продолжим примеры.

Молоток перемещает гвоздь

Стол удерживает дыню

 

5) Дополнить формулировку необходимыми комментариями

(записываемыми в скобках в любом месте полученной формулировки функции).

Продолжим примеры.

Молоток перемещает гвоздь (в стену)

Стол удерживает дыню (от падения на пол)

Однако даже такие конкретные рекомендации (почти правила) не избавляют от ситуаций, подобных описанной выше.

Это связано с рядом типовых ошибок.

Ошибка №1.

Мысленное совмещение предмета реального мира и системы как его модели, которые не всегда совпадают. В этом виновата обычная психическая инерция мышления (здесь – инерция привычного состава объекта).

 

Пример.

Предметное представление: автомобиль везёт груз и пассажиров.

Системное представление: груз и пассажиров перемещает функциональная система «автомобиль + водитель + дорога».

Ошибка №2.

Отсутствие сопоставления границ системы с её заданной главной функцией.

В отличие от предметов, существующих независимо от нас в объективном мире, системы как модели этого мира существуют лишь в нашем воображении.

Поэтому их границы зависят от нас.

У функциональных систем они напрямую связаны с формулируемым

назначением (главной функцией) системы 13. Они могут быть «у же», «равны» или «шире» входящих в систему предметов.

 

Это, по крайней мере, позволяет определить границы корректно.

Для систем с незаданной функцией (например, экологических) границы выбираются условно, произвольно, интуитивно, что может вести к серьёзным просчётам (что мы и наблюдаем, скажем, в метеорологии).

Пример.

П. Для чего нужен вентилятор?

У. Для охлаждения, когда жарко.

П. Разве у вентилятора есть холодильное устройство?

У. Нету. Значит, просто ветер создавать.

П. Т.е. перемещать воздух, не изменяя его температуры.

У. Да.

П. Значит, вентилятор не охлаждает?

У. Получается так.

П. Но тогда зачем он нужен?

У. … Может быть, для проветривания?

 

Рассмотрим не вентилятор, а функциональную систему на основе обычного комнатного вентилятора.

Очевидно, что от того, как сформулированы её назначение и главная функция, зависят и её рабочий орган, и объект, на который направлено её действие, и состав системы в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.009 с.)