Кислов А. В. , мастер триз, Г. Спб. , руководитель российской ассоциации триз. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кислов А. В. , мастер триз, Г. Спб. , руководитель российской ассоциации триз.



Кислов А.В., Мастер ТРИЗ, г. СПб., руководитель Российской ассоциации ТРИЗ.

Сокращенный вариант статьи опубликован по адресу:

http://ratriz.ru/lichnye-stranichki/leningradskaya-shkola-triz/kislov-a-v

 

Рассмотрены ситуации неопределённости при формулировании функций знакомых объектов.

Предложены рекомендации, снимающие неопределённость

и способствующие более основательному пониманию смысла системно-функционального мировидения.

Диалог преподавателя с изучающим ТРИЗ:

Преподаватель. Вот м одель состава функциональной системы, т.е. системы с заданной функцией.

Функциональная система (ФС) состоит из:

Источника энергии (ИЭ),

Двигателя + Трансмиссии (ПР - преобразователи),

Рабочего органа (РО),

Системы управления (СУ)

ИЭ воздействует на ПР,

ПР воздействует на РО,

РО воздействует на Объект функции (ОФ),

ОФ воздействует на СУ функциональной системы,

СУ воздействует на (ИЭ, ПР, РО)                          

Преподаватель. В соответствии с законом полноты частей системы, что в машине служит источником энергии?

Учащийся. Бензин.

П. А двигателем?

У. Двигатель.

П. А трансмиссией?

У. Трансмиссия.

П. А рабочим органом?

У. Колёса.

П. А какая главная функция

машины?

У. Перевозить пассажиров и

грузы.

П. Как известно, у системы и её рабочего органа - один и тот же объект

функции. И функция рабочего органа совпадает с главной функцией системы.

Какова же функция колёс?

У.

П. А с чем взаимодействуют колёса?

У. С дорогой…

 

С чем же мы столкнулись в этом разговоре? Не только с дорогой. В целом простая, доступная каждому школьнику (проверялась на школьниках 1-11 классов), изучающему основы ТРИЗ, последовательность рассуждений выводит на осознание того, что наши привычные представления о хорошо знакомых объектах – неточны или неверны.

Продолжим приведенный выше диалог:

 

П. Что же взаимодействует с объектом главной функции?

У. С пассажиром – сиденье, с грузом – кузов… Получается, рабочие органы машины – кузов и сиденье?!

П. И какова же функция, например, кузова?

У. Удерживать груз! (озадаченное размышление)

Действительно, кузов машины может лишь удерживать груз.

И здравый смысл подсказывает, что рабочий орган всё-таки колёса. И развиваются они, в соответствии с законом опережающего развития рабочего органа, гораздо активнее кузова.

Но колёса с грузом не взаимодействуют. Что-то я запутался…

 

Добросовестное, вдумчивое формулирование функций знакомых объектов хорошо прочищает мозги, освобождая их от шелухи поверхностных знаний и оценок окружающего мира, дисциплинирует мышление, не допуская приблизительности, а главное – заставляет «смотреть в корень», в сущность происходящего вокруг нас.

 

Корректно формулировать функции, а кроме того – что не менее важно – не формулировать функции там, где их нет, помогают простые рекомендации.

 

 

Рекомендации по формулированию функций

 

1) Выделить два взаимодействующих элемента:

Носитель функции («инструмент») – объект функции («изделие»)

Например, нужно забить гвоздь в стену.

НФ: Молоток;

ОФ: гвоздь

Другой пример. Дыня лежит на столе.

НФ: стол

ОФ: дыня

Третий пример. Футбольный мяч ударяется о штангу ворот и влетает в сетку.

НФ: штанги

ОФ: мяч

2) Выявить изменение характеристики изделия под действием или при исчезновении инструмента

Продолжим примеры.

Есть изменение положения гвоздя.

Есть сохранение положения дыни в пространстве под действием сил гравитации.

Нет изменения от воздействия штанги на мяч: если центр тяжести мяча в створе ворот, то мяч попадает в сетку, если не в створе – не попадает (значит, нет и функции).

3) Описать глаголом действие инструмента

Продолжим примеры.

Молоток перемещает гвоздь.

Стол удерживает дыню.

 

Проверить точность записи действия вопросом «что это значит?»

(«забивает» - значит, перемещает в стену; «не даёт упасть на пол» - значит, удерживает)

 

4) Составить триаду «инструмент - действиеизделие»

Продолжим примеры.

Молоток перемещает гвоздь

Стол удерживает дыню

 

5) Дополнить формулировку необходимыми комментариями

(записываемыми в скобках в любом месте полученной формулировки функции).

Продолжим примеры.

Молоток перемещает гвоздь (в стену)

Стол удерживает дыню (от падения на пол)

Однако даже такие конкретные рекомендации (почти правила) не избавляют от ситуаций, подобных описанной выше.

Это связано с рядом типовых ошибок.

Ошибка №1.

Мысленное совмещение предмета реального мира и системы как его модели, которые не всегда совпадают. В этом виновата обычная психическая инерция мышления (здесь – инерция привычного состава объекта).

 

Пример.

Предметное представление: автомобиль везёт груз и пассажиров.

Системное представление: груз и пассажиров перемещает функциональная система «автомобиль + водитель + дорога».

Ошибка №2.

Отсутствие сопоставления границ системы с её заданной главной функцией.

В отличие от предметов, существующих независимо от нас в объективном мире, системы как модели этого мира существуют лишь в нашем воображении.

Поэтому их границы зависят от нас.

У функциональных систем они напрямую связаны с формулируемым

назначением (главной функцией) системы 13. Они могут быть «у же», «равны» или «шире» входящих в систему предметов.

 

Это, по крайней мере, позволяет определить границы корректно.

Для систем с незаданной функцией (например, экологических) границы выбираются условно, произвольно, интуитивно, что может вести к серьёзным просчётам (что мы и наблюдаем, скажем, в метеорологии).

Пример.

П. Для чего нужен вентилятор?

У. Для охлаждения, когда жарко.

П. Разве у вентилятора есть холодильное устройство?

У. Нету. Значит, просто ветер создавать.

П. Т.е. перемещать воздух, не изменяя его температуры.

У. Да.

П. Значит, вентилятор не охлаждает?

У. Получается так.

П. Но тогда зачем он нужен?

У. … Может быть, для проветривания?

 

Рассмотрим не вентилятор, а функциональную систему на основе обычного комнатного вентилятора.

Очевидно, что от того, как сформулированы её назначение и главная функция, зависят и её рабочий орган, и объект, на который направлено её действие, и состав системы в целом.

Ошибка №3.

Смешивание назначения объекта (что делает?) с его принципом действия (каким образом?).

 

Именно умозрительное смещение границ системы как модели позволяет сформулировать функции, определяющие назначение и принцип действия любого рассматриваемого объекта. Разумеется, при этом состав функциональной системы будет изменяться, хотя её название может оставаться тем же, что зачастую и вызывает трудности (см. диалог в начале статьи). Поэтому, во избежание путаницы, рекомендуется, перечисляя важнейшие компоненты в составе системы, заканчивать перечисление рабочим

органом.

 

Изделие (ОФ) - ветер

РО – парус

ГФ - Задерживать ветер

ПД, Н * - ПД

ФС 2 - Яхта+ветер

Изделие (ОФ) – груз

РО – корпус 

ГФ - Перемещать груз

ПД, Н * - Н

 

ФС 3 - Пароход

Изделие (ОФ) – вода

РО – винт  

ГФ - толкать воду

ПД, Н * - ПД

 

ФС 4 – Пароход + вода

Изделие (ОФ) – груз

РО – трюм 

ГФ - Перемещать груз

ПД, Н * - Н

 

ФС 5 - Самолёт

Изделие (ОФ) – воздух

РО – винт  

ГФ - толкать воздух

ПД, Н * - ПД

 

ФС 6 – Самолёт + воздух

Изделие (ОФ) – груз

РО – фюзеляж 

ГФ - Перемещать груз

ПД, Н * - Н

 

ФС 7 - Ракета

Изделие (ОФ) – газ

РО – двигатель  

ГФ - толкать газ

ПД, Н * - ПД

 

ФС 8 – Ракета с газом

Изделие (ОФ) – груз

РО – корпус 

ГФ - Перемещать груз

ПД, Н * - Н

 

ФС 9 - Пылесос

Изделие (ОФ) – воздух

РО – крыльчатка   

ГФ - перемещать воздух

ПД, Н * - ПД

 

ФС 10 – Пылесос + воздух

Изделие (ОФ) – пыль

РО – воздух 

ГФ - Перемещать пыль

ПД, Н * - Н

 

ФС 11 - Степлер

Изделие (ОФ) – скрепка

РО – шток   

ГФ - перемещать скрепку

ПД, Н * - ПД

 

ФС 12 – Степлер + скрепка

Изделие (ОФ) – листы

РО – скрепка 

ГФ - Скреплять листы

ПД, Н * - Н

 

ФС 13 – книга

Изделие (ОФ) – свет (поток)

РО – краска   

ВЫВОДЫ

1. Освоение системно-функционального подхода к рассмотрению объектов обычно начинают с формулировки функций простых предметов (стол, стул, щетка, нож). Это облегчает формирование навыка, но в то же время создаёт психическую инерцию привычного состава, привычных границ объекта, приучая идентифицировать предмет и систему, т.е. ошибочно считать, что границы системы всегда совпадают с границами предмета.

 

2. В трудных случаях, когда строгое определение главной функции объекта как системы расходится со «здравым смыслом», необходимо установить границу системы со стороны рабочего органа. И если окажется, что функции системы в целом и её рабочего органа отличаются, следует либо пересмотреть границы системы, либо уточнить её главную функцию.

 

3. Варьирование границ системы с выходом за предметные пределы объекта и отражение его связей с окружением помогает выявить и его назначение, и принцип действия. Поэтому при освоении функционального инструментария (и особенно – системного оператора) не следует брать в качестве иллюстраций природные (тем более – живые) объекты, функции которых не известны в отличие от рукотворных систем, функции которых заданы человеком.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Системно-функциональный подход к отображению (моделированию)

объектов позволяет обнаружить их системные свойства, которые проявляются благодаря взаимодействию и синтезу компонентов единого мира природы, человека и техники. Но если представление о предметах соответствует реальности, представление о системах, давая более глубокое понимание действительности, всегда – лишь попытка к ней приблизиться, всегда – лишь модель, а не сама действительность14.

 

Таким образом, возможность свободного варьирования границами

воображаемых систем (в отличие от не поддающихся варьированию четких границ предметов) в трудных случаях помогает вскрыть, корректно сформулировать и тем самым отделить друг от друга функции, соответствующие назначению и принципу действия изучаемых объектов. А значит – лучше понять их сущность.

 

14 А.В.Кислов. Загадки системного синтеза. -

http://ratriz.ru/lichnye-stranichki/leningradskaya-shkola-triz/kislov-a-v.

Кислов А.В., Мастер ТРИЗ, г. СПб., руководитель Российской ассоциации ТРИЗ.

Сокращенный вариант статьи опубликован по адресу:

http://ratriz.ru/lichnye-stranichki/leningradskaya-shkola-triz/kislov-a-v

 

Рассмотрены ситуации неопределённости при формулировании функций знакомых объектов.

Предложены рекомендации, снимающие неопределённость

и способствующие более основательному пониманию смысла системно-функционального мировидения.

Диалог преподавателя с изучающим ТРИЗ:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.066 с.)