Сценарии реализации Стратегии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сценарии реализации Стратегии



Инерционный сценарий. Данный сценарий предусматривает сохранение основных тенденций в библиотечном деле, проблем и уровня финансирования. При этих условиях положение библиотек будет относительно стабильным, однако, средств и механизмов для достижения качественных, количественных, инфраструктурных изменений, предусмотренных Модельным стандартом и Дорожной картой, недостаточно.

Инерционный сценарий не позволит качественно изменить ситуацию с развитием инфраструктуры библиотек, обеспечением обновляемости, сохранности и реставрации фондов. Фактор значительного физического износа инфраструктуры библиотек, старения фондов будет носить постоянный, самовоспроизводящийся характер.

Достижение ряда целевых показателей плана мероприятий Дорожный карты не представляется возможным. К таким показателям можно отнести долю документов, по отношению к которым применяются меры защиты (реставрация, консервация, стабилизация); долю общедоступных библиотек, подключенных к сети Интернет; долю региональных и муниципальных библиотек, в которых обеспечены условия доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Имеющиеся ресурсы не обеспечат приоритетное развитие библиотек Новосибирской области. В связи с этим существует вероятность того, что численность занятых с библиотечном деле квалифицированных кадров к 2030 году сократится ориентировочно на 25-30% к уровню 2017 года.

Инерционный сценарий развития в целом не ухудшит положение федеральных и региональных библиотек. Однако в муниципальных образованиях инерционный сценарий будет сопровождаться сокращением сети библиотек, в первую очередь в сельской местности. Региональные диспропорции будут сохранять тенденцию к росту, продолжится отток профессиональных кадров из села и малых городов в региональный центр.

Инновационный сценарий. Данный сценарий предусматривает быстрое достижение качественно иного социального статуса библиотек, ресурсно и законодательно обеспеченного уже на 1 этапе реализации Стратегии, кратное увеличение совокупных расходов на развитие библиотечного дела за счет всех источников.

Отличительными особенностями инновационного сценария станут значительные инвестиции в развитие материально-технической базы и инфраструктуры, обеспечивающие полную доступность всех библиотек для лиц с ограниченными возможностями здоровья, существенные инвестиции в человеческий капитал и систему профессионального образования, обеспечивающие лидирующие позиции библиотечного профессионального образования в России. 

При реализации этого сценария будет достигнуто полное обеспечение сохранности библиотечного культурного наследия, за счет создания Регионального центра реставрации и консервации. Доля общедоступных библиотек, материально-технические условия которых, позволяют реализовать задачи модельного стандарта к 2030 году, составит 100% региональных библиотек и 70% муниципальных библиотек. Все общедоступные библиотеки области будут обеспечены подключением к сети Интернет. При этом численность обслуживаемого библиотеками населения будет возрастать.

Реализация этого сценария позволит достигнуть прорывных результатов фактически на всех ключевых проблемных направлениях, кардинальным образом изменить ситуацию с сохранностью библиотечного культурного наследия, качественным пополнением фондов, доступностью библиотек для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе достигнуть к 2030 году, а в ряде направлений и превысить федеральные, региональные и муниципальные целевые нормы и показатели.

Базовый сценарий. Данный сценарий предусматривает постепенное развитие имеющихся позитивных тенденций и постепенное преодоление существующих проблем, увеличение совокупных расходов на библиотечное дело Новосибирской области за счет всех источников.

При базовом сценарии не произойдет взрывного роста, но продвижение библиотечного дела, как одного из стратегических приоритетов области, концентрация имеющихся ресурсов и постепенное подключение элементов многоуровневой системы финансирования библиотек на приоритетных направлениях будут способствовать заметному улучшению положения библиотечного дела, повышению качества и условий доступности информации и культурного библиотечного наследия для населения области и модернизации материально-технической базы. 

Базовый сценарий с большей вероятностью может быть реализован при увеличении совокупных расходов на библиотечное дело за счет всех источников. Подобный сценарий позволит обеспечить сохранность библиотечного культурного наследия, увеличить долю общедоступных библиотек, материально-технические условия которых позволяют реализовать задачи модельного стандарта к 2030 году для муниципальных библиотек до 50%. При этом сценарии можно прогнозировать увеличение количества библиотек, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии, и соответствующее сокращение количества библиотек находящихся в неудовлетворительном состоянии. 

Базовый сценарий предполагает продвижение стратегических законодательных инициатив, направленных на обеспечение качественного и равного доступа к информации, комфортности предоставления библиотечных услуг для населения области.

К 2030 году ожидаются следующие результаты при реализации базового сценария:

1. модернизация общедоступных библиотек не менее 70% от общего количества библиотек в соответствии с нормами и требованиям федерального и регионального модельного стандарта;

2. обеспечение оперативного доступа к достоверным, легитимным российским и зарубежным информационным ресурсам на всей территории Новосибирской области;

3. укрепление системы мобильного библиотечного обслуживания, в том числе на базе КИБО, на территории Новосибирской области для организации нестационарного обслуживания населенных пунктов, не имеющих библиотек;

4. повышение уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в библиотечной сфере;

5. повышение рейтинга библиотек по показателям независимой оценки качества.

В части обеспечения свободного и равного доступа к информации базовый сценарий предполагает к 2030 году:

1. динамику роста показателей библиотечно-информационного обслуживания в соответствии с государственным и муниципальным заданием;

2. обеспечение регулярного пополнения и уровня обновляемости библиотечных фондов новыми изданиями на различных носителях в соответствии с международными и российскими нормами в библиотеках Новосибирской области;

3. увеличение доли библиотечного фонда документов в специальных форматах, предназначенных для использования слепыми и слабовидящими;

4. увеличение количества качественных электронных библиотечных ресурсов, позволяющих получать своевременный доступ к информации;

5. прирост числа пользователей региональных и муниципальных библиотек за счет модернизации библиотечной сети Новосибирской области;

6. рост удельного веса численности детей от 1,5 до 14 лет и молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, посещающих библиотеки, в общей численности детей и молодых людей до 30 лет.

В части культурно-просветительской деятельности базовый сценарий позволит к 2030 году:

1. увеличить число читателей библиотек Новосибирской области до 70% от общего числа жителей региона к 2030 году;

2. увеличить количество ежегодных брендовых мероприятий и других партнёрских социокультурных программ, направленных на продвижение книги и чтения;

3. увеличить в 4 раза количество крупных культурно-просветительских мероприятий вне стен библиотек;

4. увеличить до 30% количество культурно-просветительских библиотечных мероприятий с возможностью участия инвалидов и лиц с ОВЗ;

5. стабильно входить в Топ-10 регионов-лидеров конкурса «Самый читающий регион России».

Развитие информационных технологий при базовом сценарии к 2030 году позволит:

1. увеличить долю полностью автоматизированных информационно-библиотечных процессов и услуг;

2. увеличить долю библиотечных процессов, реализуемых посредством облачных технологий в целях развития единой региональной библиотечно-информационной среды;

3. увеличить долю библиотечно-информационных услуг, оказываемых в дистанционном режиме (в т.ч. посредством мобильных технологий);

4. обеспечить 100% библиотек Новосибирской области качественным широкополосным доступом в сеть Интернет со скоростью не менее 10 Мбит/с.

Развитие кадрового потенциала при реализации базового сценария позволит:

1. создать региональную многоуровневую систему профильного обучения и непрерывного образования работников библиотек Новосибирской области;

2. поэтапно реализовать региональную программу профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров в рамках Государственной программы «Культура Новосибирской области»;

3. обеспечить выполнение установленных нормативов по осуществлению непрерывного повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников библиотек не реже 1 раза в 5 лет;

4. обеспечить возможность не менее 10% работников общедоступных библиотек, включая работников сельских библиотек, принять участие в программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки на базе учебных центров ГАУК НСО НГОНБ и ГПНТБ СО РАН, в том числе, в дистанционной форме, ежегодно;

5. увеличить до 10% долю дистанционных форм повышения квалификации для выравнивания условий участия в программах повышения квалификации работников библиотек, удалённых от профильных образовательных учреждений и центров региона к 2030 году.

В отношении развития материально-технической базы библиотек базовый сценарий позволит к 2030 году достичь следующих результатов:

1. увеличить долю библиотек, материально-техническая база которых соответствует требованиям федерального и регионального модельных стандартов;

2. Провести проектирование, строительство и введение в эксплуатацию построенных специализированных зданий и помещений для библиотек (Новосибирская государственная областная научная библиотека; второй очереди здания ГПНТБ СО РАН и др.);

3. провести модернизацию, переоборудование и оформление помещений библиотек в соответствии с «Руководством по модернизации пространства муниципальных библиотек Новосибирской области» в 36 муниципальных библиотеках;

4. обеспечить не менее 80% условий доступности библиотек для лиц с нарушениями зрения и не менее 75 % для лиц с нарушениями слуха.

Стратегия позволяет при разных экономических, нормативно-правовых условиях реализовать один из трех сценариев. Вместе с тем наиболее реалистичным и обеспечивающим приоритетность развития библиотечного дела в Новосибирской области является базовый сценарий.  

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.009 с.)