Организационные принципы деятельности районных судов РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационные принципы деятельности районных судов РФ



 

Районные суды относятся к основному звену российской судебной системы. Обладая очень широкой компетенцией, на их долю приходится значительная часть дел. Эффективное осуществление правосудия судами общей юрисдикции зависит от правильной организации работы суда.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает, что полномочия, порядок образования и деятельности районных судов устанавливаются федеральным конституционным законом. Однако, несмотря на объективную необходимость, до настоящего времени такой закон не был принят. Попытка принятия закона «О федеральных судах общей юрисдикции» закончилась неудачей и поэтому на данный момент деятельность районных судов регулируется общими для всей судебной системы законами, включая процессуальное законодательство.

Судопроизводство - это осуществление в процессуальном порядке деятельности судов по рассмотрению гражданских, уголовных и арбитражных дел в судебных заседаниях, способствующее их законному и обоснованному разрешению.

1. Равенство всех перед законом и судом является основным принципом, суды не отдают предпочтения каким либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

2. Принцип гласности судебного разбирательства. Данный принцип означает, что в зал судебного заседания свободно допускаются граждане, а решения суда всегда провозглашаются публично. Слушанье дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных законом. (Печать и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или часть его по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности в демократическом обществе или когда того требуют интересы частной жизни сторон, или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, - при особых обстоятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия). Не допускается заочное разберательство уголовных дел, кроме случаев, установленных федеральным законом.

. Принцип участия граждан в осуществлении правосудия. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия. Участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. За время участия в осуществлении правосудия присяжным, народным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. Перечень случаев, когда дела рассматриваются с участием заседателей, устанавливаются Гражданским процессуальным, Арбитражно-процессуальным и Уголовно - процессуальными кодексами.

4. Важнейший принцип состязательность и равноправие сторон, его суть в том, что при осуществлении правосудия всегда четко различаются две стороны, которые наделяются равными процессуальными правами. Состязательность заключается в праве каждой стороны защищать свои интересы, выдвигать требования, доказывать обстоятельства. В результате рассмотрения дела суд приходит к решению в пользу какой-то одной стороны, что и является результатов «состязания» сторон.

5. Принцип национального языка судопроизводства, судопроизводство ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. На государственном языке республики, на территории которой находится суд, могут вестись судопроизводство и делопроизводство в судах общей юрисдикции, а также у мировых судей и в конституционных судах республик. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Правильная организация работы районного суда имеет большое значение для обеспечения его успешной деятельности. Основная ответственность за ее надлежащее осуществление возлагается на председателя суда. Кроме него в этом участвуют другие судьи и иные работники суда. Без должной организации судебной работы невозможно быстрое, полное и правильное рассмотрение судебных дел и выполнение других задач, стоящих перед судом как органом судебной власти.

Помимо участия в судебных заседаниях председатель районного суда выполняет следующие функции:

- распределяет дела между судьями;

-  ведет личный прием;

-  организовывает работу по приему граждан и рассмотрению заявлений и жалоб;

-  организовывает работу с народными заседателями для повышения уровня их правовых знаний;

-  руководит обобщением судебной практики и ведением судебной статистики;

-  вносит в государственные органы, общественные организации и должностным лицам представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

-  руководит аппаратом суда и представляет к назначению администратора суда;

-  осуществляет иные функции.

В случае временного отсутствия председателя суда (отпуск, болезнь и пр.) его функции выполняет заместитель либо один из судей соответствующего суда. Если же этот суд состоит из одного судьи, то по решению председателя суда субъекта Российской Федерации, его функции выполняет судья ближайшего районного суда.

Принципы распределения дел между судьями:

- функциональный (предметный) принцип предусматривает, что каждый судья рассматривает определенную категорию дел (уголовные дела, трудовые споры, дела из семейных правоотношений и т.п.);

-  территориальный принцип: каждый судья рассматривает все категории дел, возникших на закрепленной за ним территории;

-  предметно-территориальный принцип: каждый судья рассматривает только дела определенной категории, возникшие на закрепленной за ним территории;

-  беззональный принцип: каждый судья рассматривает все гражданские дела, заявления по которым поступили к нему во время осуществления им приема населения, и те уголовные дела, которые передал на его рассмотрение председатель суда.

Основные направления организационного обеспечения деятельности судов:

- планирование деятельности суда и отдельных судей, предусматривающее время выполнения работ с аппаратом суда, повышения правовых знаний народных заседателей, изучение судебной практики и состояния законности в районе, время судебных заседаний по конкретным делам, график приема населения судьями, время и место совещаний судей и т.п.;

-  прием населения, который ведется председателем, всеми судьями и работниками аппарата в строго установленное время;

-  обобщение судебной практики, включающее ее сбор, изучение и формулирование выводов;

-  работа с кадрами суда: формирование аппарата суда, повышение квалификации судей и работников аппарата;

-  ведение статистической отчетности по всем направлениям деятельности суда: рассмотрение различных категорий дел, исполнительное производство и т.п.;

-  ведение работы с законодательством, включающее отслеживание изменений законодательства и хранение контрольных экземпляров нормативно- правовых актов и разъяснение судебной практики Верховным Судом РФ;

-  делопроизводство, то есть фиксирование движения дел, поступивших и исходящих документов и т.п.

Непосредственное организационное и техническое обеспечение работы суда осуществляет аппарат суда:

- руководящие работники аппарата суда;

-  администратор суда, который назначается начальником управления (отдела) Судебного департамента при Верховном Суде РФ, действует под контролем Судебного департамента, но непосредственно подчиняется председателю суда и является его первым помощником;

-  консультанты, которые назначаются председателем суда из числа лиц, обладающих определенными юридическими знаниями для ведения судебной статистики, обобщения судебной практики, выполнения работы с законодательством и т.п.;

-  заведующий канцелярией, который организует работу канцелярии и отвечает за нее;

-  секретари суда - ведут делопроизводство по делам, рассматриваемым конкретными судьями, обеспечивают хранение вещественных доказательств, заканчивают делопроизводство по делам, рассмотрение которых закончено, и сдают их в архив и т.п.;

-  секретари судебных заседаний - ведут протоколы судебных заседаний, вызывают народных заседателей, участников судебного заседания, свидетелей и пр.

Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции основного и среднего звена осуществляет Судебный департамент при Верховном Суде РФ.

Работу районного суда организует его председатель. Безусловно, залогом успешного функционирования районных судов является надлежащее закрепление правового положения судов данного звена, в том числе и правового статуса председателя суда как руководителя. Однако на данный момент качество работы суда в целом зависит от грамотного и творческого подхода председателя районного суда по осуществлению возложенных на него обязанностей. Скромное законодательное закрепление правового статуса председателя районного суда не отражает реальной очень существенной его роли.

От четкой организации работы суда, от качества выполнения каждым работником своих полномочий, от слаженности коллектива зависит выполнение функций судебной власти в целом. Поэтому от председателя суда как руководителя зависит успешное функционирование данного органа. Наличие пробелов в регулировании процедуры назначения председателей районных судов - косвенное закрепление «безвластия» в судах основного звена общей юрисдикции. Механизм назначения на должность председателя районного суда, начиная от объявления об открытии вакансии в средствах массовой информации и заканчивая опубликованием указа Президента РФ о назначении на должность, законодательно урегулирован. Тем не менее существуют определенные пробелы, требующие преодоления законодательным путем. Согласно Закону от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» председатель районного суда назначается на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей субъекта РФ.

Председатель районного суда назначается на должность сроком на шесть лет, при этом одно и то же лицо может быть назначено на должность одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд. Срочность полномочий предполагает заблаговременное (до истечения очередного срока) решение вопроса о новом назначении того же или другого судьи председателем. Статья 6.1 (ч. 12) Закона от 26 июня 1992 г. о статусе судей предусматривает, что не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий председателя суда, а в случае его досрочного прекращения полномочий - не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации. А ч. 8 той же нормы предусматривает, что Председатель Верховного Суда РФ вносит представление Президенту РФ не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения его полномочий - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии. Однако на практике не всегда может так получиться, что по истечении срока полномочий председателя суда будет назначен новый, что в таком случае приводит к «безвластию» в суде, к прерывности полномочий председателя районного суда, что недопустимо в демократическом государстве.

В действительности существует проблема, когда истекает срок полномочий председателя районного суда, а новый председатель суда еще не назначен. Связано это с тем, что процедура назначения председателей судов, как и самих судей, длительна. От положительного решения квалификационной коллегии судей субъекта Федерации до подписания соответствующего указа Президентом РФ в среднем проходит не менее одного года. Получается, что срок полномочий председателя районного суда истек, а новый руководитель не назначен. Функции председателя районного суда, соответственно, исполнять некому. Возникает вопрос: как выйти из сложившейся ситуации? На наш взгляд, возможны два варианта. Первым возможным решением данной проблемы является назначение исполняющего обязанности председателя районного суда. Однако как это осуществить?

В соответствии со ч. 4 ст. 6.2 Закона от 26 июня 1992 г. о статусе судей в случае прекращения полномочий председателя суда полномочия председателя суда осуществляет первый заместитель председателя этого суда, при отсутствии первого заместителя - по решению Председателя Верховного Суда РФ один из заместителей председателя соответствующего суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей - по решению Председателя Верховного Суда РФ один из судей этого суда. Соответственно, может так получиться, что, ожидая нового назначения, председатель суда «уступит на время» пост руководителя своему некогда подчиненному. Из анализа рассматриваемой нормы получается, что проблема легко решается только в том случае, если есть первый заместитель председателя. В этом случае он будет автоматически исполнять обязанности председателя районного суда. В иных случаях все намного сложнее, так как требуется решение Председателя Верховного Суда РФ.

В связи с этим указанная проблема в настоящее время решается таким образом: по заявлению заместителя председателя или при его отсутствии судьи, желающего временно исполнять обязанности председателя районного суда, Председатель Верховного Суда РФ назначает его таковым, с целью возобновить руководство работой суда до «выхода» указа Президента РФ о назначении на должность председателя соответствующего районного суда.

Однако это не решает в полной мере проблемы, так как и здесь возникает сложность в том, что пока заявление дойдет до Председателя Верховного Суда РФ и он примет решение (не обязательно положительное), пройдет немало времени, что также не сразу разрешит проблему «безвластия в суде». Поэтому как раз первым вариантом может быть предложение законодательно урегулировать процедуру разрешения указанной проблемы с предоставлением полномочий председателю суда субъекта назначать исполняющего обязанности председателя районного суда до назначения нового. На наш взгляд, это позволит более мобильно и качественно решать вопрос руководства работой суда до назначения указом Президента РФ председателя соответствующего районного суда на шестилетний срок.

Вторым вариантом решения данной проблемы может быть введение законодательной нормы, предусматривающей, что председатель районного суда, полномочия которого прекращены, продолжает осуществлять полномочия председателя соответствующего суда до вступления в должность нового председателя суда. Эту норму следует включить в ст. 6.1 (ч. 11) Закона от 26 июня 1992 г. о статусе судей. Однако надо учесть, что этот вариант будет применяться только в тех случаях, когда полномочия председателя районного суда прекращены в связи с истечением срока полномочий. Если же полномочия председателя районного суда досрочно прекращены решением соответствующей квалификационной коллегии судей в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением председателем своих должностных обязанностей, то в таком случае, на наш взгляд, следует законодательно предоставить право председателю суда субъекта назначать исполняющего обязанности председателя соответствующего районного суда. Примечательно, что достаточно просто решается вопрос об исполнении полномочий председателя районного суда в случае его временного отсутствия (болезнь, отпуск, командировка): его полномочия осуществляет первый заместитель председателя суда, при отсутствии первого заместителя - по поручению председателя суда один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей - по поручению председателя суда один из судей суда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.016 с.)