Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Меры административно-процессуального обеспечения в производстве по делам об административных правонарушениях↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте Меры административно-процессуального обеспечения в производстве по делам об административных правонарушениях Учебное пособие Белгород - 2004 Печатается по решению редакционно-издательского совета БелЮИ МВД России Подготовленное учебное пособие представляет собой материал, раскрывающий сущность и специфические средства административно-правового принуждения, а также определяющий совокупность процессуальных мер, применяемых в производстве по делам об административных правонарушениях в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления. © ООНИ и РИД БелЮИ МВД России, 2004.
Содержание
Глава I. правовая природа мер административно-процессуального обеспечения в производстве по делам об административных правонарушениях 1. Общая характеристика мер 2. Виды, основания и цели применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях 3. Место рассматриваемых мер в системе мер административного принуждения и их роль в административной практике Глава II. Особенности применения сотрудниками милиции мер процессуального обеспечения в производстве по делам об административных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков 1. Производство по делам об административных правонарушениях в сфере незаконного оборота наркотиков 2. Характеристика отдельных мер процессуального обеспеченияв производстве по делам об административных правонарушениях 3. Тактика доставления лиц, совершивших административные правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков Заключение
Предисловие
В процессе охраны правопорядка сотрудники органов внутренних дел широко используют меры административного воздействия, которые применяются в целях предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, а также обеспечения привлечения виновных к ответственности. От их правильного, тактически грамотного применения во многом зависит успешное решение задач по охране общественного порядка, имущества граждан, укреплению законности, обеспечению прав и законных интересов граждан. Среди мер административного воздействия, применяемых органами внутренних дел, особую группу составляют административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов и некоторые иные меры, направленные на выявление и пресечение административных правонарушений, установление личности нарушителя и иных обстоятельств дела, составление протокола о правонарушении, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения вынесенного по нему постановления, т.е. на обеспечение производства по делам об административных правонарушениях. Все эти меры широко используются в охране правопорядка. Так, около 80% лиц, совершивших административные правонарушения в сфере охраны общественного порядка, подвергаются административному задержанию и досмотру. Важную роль играют эти меры в борьбе с нарушениями антиалкогольного законодательства, мелким хулиганством, составляющими значительную долю административных правонарушений. Большой объем практики их применения обусловливает необходимость строгого соблюдения законности при их производстве. Вместе с тем в использовании органами внутренних дел данных мер есть ряд нерешенных вопросов и трудностей, которые касаются прежде всего правильного, единообразного применения норм законодательства об административных правонарушениях, уяснения содержания мер, особенностей тактики их производства в различных ситуациях и т.п. Изучение правоприменительной практики органов внутренних дел выявило сравнительно невысокий уровень знаний положений законодательства, регламентирующего основания и порядок применения рассматриваемых мер представителями различных служб. Так, только 70% опрошенных работников дежурных частей дали правильные ответы на такого рода вопросы. У участковых уполномоченных милиции этот показатель составил 59%, у милиционеров ППС-31%. Это обусловлено прежде всего новизной целого ряда норм данного законодательства, некоторой нечеткостью отдельных его положений, в частности, об основаниях применения, условиях и порядке производства мер воздействия, а также отсутствием соответствующих методических разработок и научно обоснованных рекомендаций по применению процессуальных мер воздействия[1]. Меры административного воздействия постоянно являются предметом научных исследований (труды Д.Н. Бахраха, И.И. Веремеенко, М.И. Еропкина, И.А. Галагана, Е.В. Додина, Л.Л. Попова, В.Д. Резвых, М.Я. Саввина, М.С. Студеникиной, А.П. Шергина и других ученых). Однако их разработанность пока не достигла достаточной полноты и всесторонности. Исследования сосредоточились в основном на мерах наказания, на предупредительной и пресекательной функциях этих мер. В то же время, такая важная функция, как обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, была лишь отмечена в общих чертах отдельными учеными (Л.Л. Попов, В.Р. Кисин). Кроме того, существующие в научной литературе исследования по проблемам административного воздействия базируются в основном на ранее действовавшем законодательстве. Поэтому настоятельной необходимостью является разработка научно обоснованных рекомендаций по применению положений нового законодательства, в том числе касающихся использования мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. При подготовке пособия проанализированы положения Кодекса РФ об административных правонарушениях, результаты опроса практических работников, а также практика применения органами внутренних дел мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Уделено внимание разъяснению тех норм законодательства, реализация которых вызывает наибольшие трудности. Общая характеристика мер Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях представляют собой специфические средства административно-правового принуждения, применяемые в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления. Таким образом, они направлены на решение задач производства по делам об административных правонарушениях, закрепленных в ст.24.1 Кодекса. К их числу относятся: своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в точном соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений. Производство по делам об административных правонарушениях начинается и ведется с целью всестороннего выяснения всех обстоятельств правонарушения, установления личности виновного, смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств и вынесения законного и обоснованного решения по делу, т.е. обеспечивает привлечение виновного к административной ответственности. Существенная особенность производства по делам об административных правонарушениях состоит в том, что оно представляет собой специфическую, обособленную, самостоятельную, четко урегулированную законом и направленную на реализацию административной ответственности административно-процессуальную деятельность органов внутренних дел (и других правоохранительных органов). Такая деятельность осуществляется органами внутренних дел в ходе выполнения повседневных правоохранительных функций, наряду с реализацией надзорных и иных полномочий. Например, патрульно-постовой наряд милиции при несении службы по охране общественного порядка выполняет надзорные функции. Обнаружив правонарушение, он принимает меры к его пресечению (требует прекратить нарушение, устанавливает личность нарушителя, а если этими действиями не удается пресечь нарушение или если личность нарушителя на месте установить невозможно, то доставляет его в дежурную часть горрайоргана внутренних дел или отделения милиции) [2]. Устанавливая личность нарушителей, потерпевших, свидетелей (при наличии таковых), применяя доставление, патрульно-постовой наряд тем самым уже осуществляет действия, направленные на привлечение виновных к административной ответственности, т.е. частично решает задачи производства по делам об административных правонарушениях. Таким образом, если производство по делам об административных правонарушениях начинается с момента составления протокола о данном нарушении, то деятельность по его обеспечению осуществляется непосредственно с момента выявления правонарушения. Она тесно связана с выполнением административно-надзорных и иных правоохранительных функций. В производстве по делам об административных правонарушениях участвуют различные службы органов внутренних дел, в частности, патрульно-постовая, участковых уполномоченных милиции, ГИБДД. ОБЭП и другие. Их должностные лица выполняют различные функции и имеют неодинаковые полномочия. Одни осуществляют данное производство в полном объеме, т.е. рассматривают и разрешают дела, назначают административные наказания - это начальники горрайлинорганов, их заместители, начальники отделений милиции, начальники подразделений дорожно-патрульной службы, а также некоторые иные должностные лица органов внутренних дел. Другие участвуют лишь в отдельных стадиях данного производства, их процессуальное положение имеет некоторые особенности. Они, в отличие от перечисленных, неправомочны рассматривать дела и назначать административные наказания. К их числу относятся: рядовой и начальствующий состав строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции, работники медвытрезвителей и иные. Вместе с тем все названные участники производства по делам об административных правонарушениях наделены полномочиями по применению тех или иных мер обеспечения данного производства, которые являются важнейшим правовым средством, обеспечивающим решение его задач. Заключение
Предлагаемые в данной работе рекомендации по использованию мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях направлены в первую очередь на более полную и четкую реализацию положений вновь принятого законодательства об административных правонарушениях. Вместе с тем проведенное изучение практики применения данных мер позволило выявить факторы, способствующие нарушениям законности, снижающие действенность административно-обеспечительных мер, и наметить пути совершенствования деятельности органов внутренних дел в этой области. Одним из таких путей является ориентация всех служб на более внимательный подход к решению задач борьбы с административными правонарушениями. Опрос лиц руководящего состава горрайорганов внутренних дел показал, что административная практика рассматривается ими как второстепенное дело, ее значение расценивается гораздо ниже, чем борьба с отдельными преступлениями и преступностью в целом. Однако в юридической литературе отмечено огромное профилактическое значение мер административного воздействия для борьбы с преступностью. Следует также учитывать и то обстоятельство, что по объему правоприменительной практики административно-правовая деятельность значительно превосходит уголовно-процессуальную. Так, среди всех доставляемых в дежурную часть горрайоргана внутренних дел более 70% составляют лица, совершившие административные правонарушения. В отдельных регионах соотношение количества выявленных преступлений и административных правонарушений составляет примерно один к тридцати. Кроме того, борьба с преступлениями в той части, которая касается их предупреждения, выявления и пресечения, первоначально ведется в ряде случаев в рамках административной деятельности с использованием административно-правовых средств (административный надзор, доставление, досмотр, изъятие и некоторые иные). Отсюда активизация борьбы с административными правонарушениями, включая повышение действенности административно-обеспечительных мер, может оказать, при определенных условиях, положительное влияние на профилактику преступлений в целом. Важным средством совершенствования практики применения административно обеспечительных мер является улучшение правовой и профессиональной подготовки сотрудников милиции, непосредственно использующих эти меры. Одним из главных направлений совершенствования практики применения данных мер следует считать дальнейшее развитие законодательного и ведомственного нормативного регулирования деятельности органов внутренних дел в этой сфере. Необходима подготовка законодательного акта, всестороннее регулирующего весь комплекс отношений, возникающих в связи с применением мер административно-процессуального обеспечения. В этом акте могли бы быть конкретизированы основания применения этих мер с учетом того, что они применяются не только в целях обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, но и в целях предупреждения правонарушений, а также пресечения разного рода антиобщественных действий. Данный акт должен включать принципиальные положения, касающиеся порядка применения этих мер, полномочий должностных лиц, а также гарантий прав граждан, подвергнутых этим мерам. Его принятие могло бы существенно укрепить правовую основу, способствовать повышению действенности названных мер в борьбе с правонарушениями, укреплению законности. Нуждается в совершенствовании и ведомственное нормативное регулирование. В связи с этим представляется необходимым, во-первых, привести ведомственные нормы в соответствие с действующим законодательством и, во-вторых, осуществить консолидацию всех ведомственных норм, регулирующих деятельность отдельных служб и подразделений органов внутренних дел, в части, касающейся регламентации применения рассматриваемых мер. [1] Следует отметить, что 60% опрошенных работников горрайорганов внутренних дел высказались за необходимость подготовки таких рекомендаций. [2] Здесь намечена лишь общая схема действий патрульного. В реальной жизни характер и последовательность его действий зависят от конкретной обстановки: поведения нарушителей, их количества и других обстоятельств. [3] См.: Лейст О. Э. Санкции и ответственность по советскому праву. - М., 1981. С. 101. [4] Данный вывод вытекает из анализа законодательства, регулирующего деятельность милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. См. также: Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. - М., 1965 С. 23-24, 119; Кожевников С.Н. Предупредительные и пресекательные меры по советскому праву //Вопросы реализации норм административного права. Науч. тр. Свердл. юр. ин-та. Вып. 47. - Свердловск, 1975. С39-45. Меры административно-процессуального обеспечения в производстве по делам об административных правонарушениях Учебное пособие Белгород - 2004 Печатается по решению редакционно-издательского совета БелЮИ МВД России Подготовленное учебное пособие представляет собой материал, раскрывающий сущность и специфические средства административно-правового принуждения, а также определяющий совокупность процессуальных мер, применяемых в производстве по делам об административных правонарушениях в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления. © ООНИ и РИД БелЮИ МВД России, 2004.
Содержание
Глава I. правовая природа мер административно-процессуального обеспечения в производстве по делам об административных правонарушениях 1. Общая характеристика мер 2. Виды, основания и цели применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях 3. Место рассматриваемых мер в системе мер административного принуждения и их роль в административной практике Глава II. Особенности применения сотрудниками милиции мер процессуального обеспечения в производстве по делам об административных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков 1. Производство по делам об административных правонарушениях в сфере незаконного оборота наркотиков 2. Характеристика отдельных мер процессуального обеспеченияв производстве по делам об административных правонарушениях 3. Тактика доставления лиц, совершивших административные правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков Заключение
Предисловие
В процессе охраны правопорядка сотрудники органов внутренних дел широко используют меры административного воздействия, которые применяются в целях предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, а также обеспечения привлечения виновных к ответственности. От их правильного, тактически грамотного применения во многом зависит успешное решение задач по охране общественного порядка, имущества граждан, укреплению законности, обеспечению прав и законных интересов граждан. Среди мер административного воздействия, применяемых органами внутренних дел, особую группу составляют административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов и некоторые иные меры, направленные на выявление и пресечение административных правонарушений, установление личности нарушителя и иных обстоятельств дела, составление протокола о правонарушении, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения вынесенного по нему постановления, т.е. на обеспечение производства по делам об административных правонарушениях. Все эти меры широко используются в охране правопорядка. Так, около 80% лиц, совершивших административные правонарушения в сфере охраны общественного порядка, подвергаются административному задержанию и досмотру. Важную роль играют эти меры в борьбе с нарушениями антиалкогольного законодательства, мелким хулиганством, составляющими значительную долю административных правонарушений. Большой объем практики их применения обусловливает необходимость строгого соблюдения законности при их производстве. Вместе с тем в использовании органами внутренних дел данных мер есть ряд нерешенных вопросов и трудностей, которые касаются прежде всего правильного, единообразного применения норм законодательства об административных правонарушениях, уяснения содержания мер, особенностей тактики их производства в различных ситуациях и т.п. Изучение правоприменительной практики органов внутренних дел выявило сравнительно невысокий уровень знаний положений законодательства, регламентирующего основания и порядок применения рассматриваемых мер представителями различных служб. Так, только 70% опрошенных работников дежурных частей дали правильные ответы на такого рода вопросы. У участковых уполномоченных милиции этот показатель составил 59%, у милиционеров ППС-31%. Это обусловлено прежде всего новизной целого ряда норм данного законодательства, некоторой нечеткостью отдельных его положений, в частности, об основаниях применения, условиях и порядке производства мер воздействия, а также отсутствием соответствующих методических разработок и научно обоснованных рекомендаций по применению процессуальных мер воздействия[1]. Меры административного воздействия постоянно являются предметом научных исследований (труды Д.Н. Бахраха, И.И. Веремеенко, М.И. Еропкина, И.А. Галагана, Е.В. Додина, Л.Л. Попова, В.Д. Резвых, М.Я. Саввина, М.С. Студеникиной, А.П. Шергина и других ученых). Однако их разработанность пока не достигла достаточной полноты и всесторонности. Исследования сосредоточились в основном на мерах наказания, на предупредительной и пресекательной функциях этих мер. В то же время, такая важная функция, как обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, была лишь отмечена в общих чертах отдельными учеными (Л.Л. Попов, В.Р. Кисин). Кроме того, существующие в научной литературе исследования по проблемам административного воздействия базируются в основном на ранее действовавшем законодательстве. Поэтому настоятельной необходимостью является разработка научно обоснованных рекомендаций по применению положений нового законодательства, в том числе касающихся использования мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. При подготовке пособия проанализированы положения Кодекса РФ об административных правонарушениях, результаты опроса практических работников, а также практика применения органами внутренних дел мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Уделено внимание разъяснению тех норм законодательства, реализация которых вызывает наибольшие трудности.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.148 (0.007 с.) |