Особенности сбора маркетинговой информации на предприятии ооо агрофирма «челны-овощи» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности сбора маркетинговой информации на предприятии ооо агрофирма «челны-овощи»



 

Отдел маркетинга состоит из функциональных подразделений, занимающихся рекламой, исследованием рынка, подготовкой к различным конкурсам, выставкам и т.д. Но все они хорошо взаимодействуют между собой и тем самым выстраивают одну общую сильную систему. Именно благодаря этому удается достичь всех основных поставленных маркетинговых целей и задач.

Маркетинговая служба предприятия эффективно взаимодействует со службами предприятия:

    С бухгалтерией по вопросам:

Получения: бухгалтерских данных о движении, реализации, запасах продукции; итогов инвентаризации материально-технических ресурсов; нормативов на представительские, командировочные и рекламные расходы; согласованных смет расходов на формирование спроса и стимулирования сбыта с приложением финансовых обоснований; анализа затрат, произведенных за месяц (квартал, год); сведений о кредиторской и дебиторской задолженности.

Предоставления: отчетов о затратах, произведенных на маркетинговые исследования; расчетов затрат на послепродажное обслуживание продукции; сведений о ценах на материально-технические ресурсы у поставщиков, тарифах на услуги по перевозке, проведению рекламных мероприятий; обобщенных данных о спросе на выпускаемую предприятием продукцию; маркетинг-планов; смет расходов на формирование спроса и стимулирования сбыта, проведение рекламных кампаний, участие в выставках, ярмарках, в выставках-продажах сведений о конкурентной среде по вопросам ценовой политики, объемов оборота, конкурентоспособности, скорости реализации продукции.

    С планово-экономическим отделом по вопросам:

Получения: планов производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) на месяц, квартал, год; изменений в производственных планах по отдельным позициям товарной номенклатуры, вносимых на основании маркетинговых исследований; проектов оптовых и розничных цен на продукцию (тарифов на работы и услуги) для проведения маркетингового анализа.

Предоставления: обобщенной информации о спросе на выпускаемую предприятием продукцию, в том числе по отдельным позициям номенклатуры; сведений о конкурентной среде по вопросам ценовой политики, объемов оборота, конкурентоспособности, скорости реализации продукции; информации о состоянии рынка товаров; данных, необходимых для формирования товарной номенклатуры предприятия.

    С технологической службой по вопросам:

Получения: заявок на поиск информации о конкурентном товаре; сведений о научно-технических возможностях предприятия; заключений на образцы конкурентной продукции; заключений о возможности внедрения технологии производства, предложенной отделом маркетинга продукции; производственных планов и графиков производства; сведений о нормах заделов на участках и в цехах и их соблюдении; сведений о нарушениях хода производственного процесса и причинах, их вызвавших.

Предоставления: данных о покупательском спросе на выпускаемую продукцию; сведений о конкурентной продукции; предложений по разработке технологии новой продукции; предложений о дизайнерском оформлении продукции; документов и материалов для участия в выставках, ярмарках; производственных планов и графиков производства; сведений о нормах заделов на участках и в цехах и их соблюдении; сведений о нарушениях хода производственного процесса и причинах, их вызвавших.

    С отделом качества по вопросам:

Получения: сведений о дефектах изготовленной продукции; обобщенных результатов рекламационной работы; сведений о технологических изменениях продукции; сведений о мероприятиях по повышению качества продукции: отчетов о проверке образцов продукции, выпускаемой предприятиями-конкурентами.

Предоставления: сведений по рекламациям; информации о несоответствии заявленного качества продукции в течение гарантийных сроков; сведений службы послепродажного и гарантийного обслуживания о недостатках продукции, выявленных в процессе ее использования или эксплуатации.

    С отделом транспорта по вопросам:

Получения: оперативных, месячных, квартальных, и годовых планов-графиков транспортных перевозок продукции, изготовленной предприятием и передачи ее покупателям, а также доставки материально-технических ресурсов от поставщиков; транспортных маршрутов; расчетов транспортных затрат на доставку; сведений о маршрутах и сроках поставки продукции покупателям предприятиями-конкурентами.

Предоставления: предложений по изменению маршрутов доставок; предложений по изменению графиков погрузки и выгрузки; заявок на выделение транспортных средств для перевозки продукции, рекламных материалов, оборудования для участия в выставках, ярмарках.

    С коммерческим директором, инженером материально-технического снабжения по вопросам:

Получения: сведений о заключенных договорах поставки материально-технических ресурсов; заявок на проведение маркетингового анализа оптовых и розничных цен на реализуемую продукцию; отчетов отдела качества, главного технолога, производственных подразделений о качестве материально-технических ресурсов; документов, необходимых для оформления участия в выставках, ярмарках.

Предоставления: обобщенной информации о поставщиках материалов и сырья, требуемых предприятию; сведений о ценах на требуемые материально-технические ресурсы различных поставщиков; информации о состоянии товарного рынка; сведений о появлении новых видов материалов, сырья, комплектующих с приложением технических характеристик; информации о спросе на материально-технические ресурсы, его возможных колебаниях и их причинах; сведений о крупных поставщиках (предполагаемых и действительных объемах оборотов, устойчивости на товарном рынке); сведений о планируемых выставках, ярмарках.

    С отделом сбыта по вопросам:

Получения: сведений о заключенных договорах поставки; планов реализации продукции на месяц, квартал, год; отчетов о выполнении планов реализации продукции; заявок на проведение маркетингового анализа оптовых и розничных цен на реализуемую продукцию; отзывов контрагентов на поставляемую продукцию; документов, необходимых для оформления участия в выставках, ярмарках.

Предоставления: обобщенной информации о спросе на выпускаемую предприятием продукцию, в том числе по отдельным позициям номенклатуры и о факторах, определяющих его; сведений о конкурентной среде по вопросам ценовой политики, объемов оборота конкурентоспособности, скорости реализации продукции; сведений о крупных покупателях продукции; сведений о планируемых выставках, ярмарках.

    С отделом кадров по вопросам:

Получения: штатных расписаний и положений о структурных подразделениях предприятия для увязки с маркетинговыми планами; положений о персонале; положений о премировании; графиков работы предприятия.

Предоставления: предложений по изменению организационно-управленческой структуры предприятия для закрепления в штатных расписаниях и положениях о структурных подразделениях предприятия; заявок на подбор персонала для отдела; перечня мероприятий, проведение которых необходимо для повышения квалификации работников предприятия по отдельным направлениям.

    С юридическим отделом по вопросам:

Получения: согласованных претензий и исков к контрагентам по поводу нарушения ими договорных обязательств; разъяснения действующего законодательства и порядка его применения; анализа изменений и дополнений законодательства.

Предоставления: материалов для предъявления претензий и исков к контрагентам и покупателям по поводу нарушения ими договорных обязательств; претензий, предъявленных предприятию контрагентами; заявок на поиск необходимых нормативных правовых документов и на разъяснение действующего законодательства.

Служба маркетинга предприятию ООО Агрофирма «Челны-Овощи» собирает внешнюю маркетинговую информацию, читая книги, газеты и специализированные издания, беседуя с клиентами, поставщиками, дистрибьюторами и прочими лицами, не относящимися к штатным работникам фирмы, а также обмениваясь сведениями с другими управляющими и сотрудниками самой фирмы. Служба маркетинга принимает дополнительные меры, чтобы повысить качество и увеличить количество собираемой внешней маркетинговой информации.

Во-первых, она обучает и поощряет своих продавцов фиксировать происходящие события и сообщать о них. Ведь торговые агенты -это «глаза и уши» фирмы. Они находятся в исключительно выгодном положении для сбора сведений, которых не получишь никакими другими методами.

Во-вторых, фирма поощряет дистрибьюторов, розничных торговцев и прочих своих союзников передавать ей важные сведения. На предприятии ООО Агрофирма «Челны-Овощи» специально назначен специалист, ответственный за сбор внешней маркетинговой-информации. В частности, служба маркетинга высылает на места так называемых мнимых покупателей, которые следят за персоналом розницы.

О конкурентах можно многое узнать:

) приобретая их товары;

) посещая «дни открытых дверей» и специализированные выставки;

) читая публикуемые ими отчеты и присутствуя на собраниях акционеров;

) беседуя с бывшими и нынешними служащими конкурирующих организаций, их дилерами, дистрибьюторами, поставщиками и агентами по фрахтовым операциям;

) собирая их рекламу.

 


 

Рекомендации по выбору источников маркетинговой информации предприятию ООО Агрофирма «Челны-Овощи»

 

При выборе источников информации целесообразно ориентироваться на следующие свойства информационного обеспечения:

·         достоверность;

·         полнота;

·         время публикации;

·         релевантность;

·         низкая себестоимость.

Все перечисленные свойства должны соблюдаться как при выборе источников, так и в процессе обработки, передачи и представления данных. Выбор источников - начальная стадия длительного процесса, однако эта стадия во многом определяющая. Поэтому на них следует обратить особое внимание.

Достоверность и полнота маркетинговой информации играют, как уже написано выше, ключевую роль. В огромных информационных потоках часто может встречаться заведомо ложная или противоречивая информация, которую очень трудно обнаружить. Когда такая информация уже обработана и на основе ее сделаны аналитические выводы, то отделить ее от достоверной информации становится практически невозможно. Самый надежный способ - заранее пресекать возможность прохождения такой информации - опять же приводит к вопросу выбора информационных источников. Что же касается полноты, то здесь конечный результат также часто зависит от того, «как начнешь».

Любопытно, но такое свойство информации как время публикации играет меньшую роль. При рассмотрении данного свойства речь идет не о том, когда публикуется та или иная информация, а о временном промежутке от момента публикации информации до ее представления руководству компании.

Ограничивающим фактором при выборе источников информации является стоимость информации. Информация - это ресурс, характеристики которого имеют свою цену. Естественно, что чем выше достоверность, полнота информации, чем меньше время ее публикации, тем выше стоимость такой информации. Часто информационное обеспечение в виде исследований, проведенных сторонними организациями или же самостоятельно, хотя и отражает всю картину происходящего, очень дорогое. С другой стороны, собранные наспех новости, хотя и являются достаточно дешевым ресурсом, вряд ли несут в себе все те качества, которые необходимы для принятия правильных маркетинговых решений.

При оценке источников информации целесообразно выделить еще одно свойство - доступность. Доступность определяет количество усилий, которые необходимо затратить исследователю для получения информации из какого-либо источника. Нередко доступность связывают со стоимостью источника информации, однако это не совсем так. Дело в том, что совершенно бесплатная казалось бы информация оказывается трудно доступной в силу различных обстоятельств. Например, информация, размещенная на сайте в Интернете гораздо более доступна, чем та же информация, но опубликованная в журнале, выпущенного малым тиражом для ограниченного числа заказчиков. Т.е. под доступностью будем понимать количество тех или иных действий, которые необходимо совершить или же моральные ресурсы которые необходимо потратить исследователю для получения информации из какого-либо источника. Как правило, такие действия и моральные затраты практически невозможно выразить в денежном эквиваленте.

Наиболее близким к реальному «полевому» маркетингу будет такой источник информации, как клиенты, ведь именно их поведение в конечном итоге станет критерием оценки эффективности проведённых маркетинговых мероприятий.

Кроме того, можно использовать маркетинговую информацию, полученную от собственных конкурентов (при общении с ними или изучении их рекламных и других доступных материалов). Иногда такой подход оказывается весьма результативным. Возможно, конкуренты уже всё сделали за нас, а нам нужно только скопировать их тактику или стратегию поведения.


Заключение

 

Использование маркетинговой информации становится необходимым условием повышения гибкости и эффективности системы управления предприятием. Любое исследование связано с большой работой по поиску источников данных высокой достоверности и полноты отражения реальных рыночных процессов. Ошибочный выбор источника информации приводит к неверной оценке экономической ситуации, неправильной интерпретации данных и, как следствие, к принятию ошибочных управленческих решений.

Изучение видов и источников маркетинговой информации поможет предпринимателям ориентироваться в мире информационных услуг, решать вопросы комплектования информационной базы предприятия и повысить эффективность использования информационных ресурсов в маркетинговой деятельности.

Каким бы опытным ни был бы руководитель, как бы хорошо он ни знал свою сферу деятельности, тем не менее, во вкусах покупателей и положении конкурентов постоянно происходят изменения, а это требует систематического обновления и изучения информации. Нередко весьма полезное исследование можно провести и при очень ограниченных средствах. Специфика исследований рынка может меняться в зависимости от того, к какой отрасли относится предприятие: для одних будет проще собрать необходимую информацию, для других сложнее. Те предприятия, которым удается собрать наиболее полезную информацию, имеют больше шансов на успех.

 


 

Библиографический список

1. Багиев, Г.Л. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн. - СПб.: Питер, 2007.

. Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учеб. / В.И. Беляев. - М.: КНОРУС, 2009.

. Бендина, Н.В. Маркетинг (конспект лекций). / Н. В. Бендина. - М.: «Приор-издат», 2008.

. Егорова, М. М. Маркетинг: конспект лекций/ М.М. Егорова. - М.: Инфра - М, 2008.

. Котлер, Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок / Ф. Котлер - М.: Издательство АСТ, 2009.

. Маркетинг: общий курс: учеб. пособие / Под ред. Н. Я. Калюжновой, А. Я. Якобсона. - 2-е изд., испр. - М.: Омега-Л, 2010.

. Маркетинг: Учебник. / Под ред. Проф. Т. Н. Парамоновой. - 5-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2008. - 360 с.

. Минько, Э.В. Маркетинг: учеб. пособие / Э. В. Минько, Н. В. Карпова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 415 с.

. Михалева, Е. П. Маркетинг. Конспект лекций/ Е. П. Михалева. - М.: Юрайт-Издат, 2010. - 224 с.

. Ноздрева, Р.Б. Маркетинг: как побеждать на рынке / Р.Б. Ноздрева, Л.И. Цыгичко. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 345 с.

. Океанова, З.К. Маркетинг: учеб./З. К. Океанова. - М.: ТК Велби, Проспект, 2009. - 424 с.

. Панкрухин, А.П. Маркетинг: учеб. / А. П. Панкрухин. - М.: Омега-Л, 2007. - 518 с.

. Рысев, Н.Ю. Активные продажи/Н.Ю. Рысев. - СПб.: Питер, 2009. - 416 с.

. Соловьев, Б.А. Маркетинг: учеб. / Б.А. Соловьев. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 383 с.

. Черняховская, Т. Н. Маркетинговая деятельность предприятия: теория и практика / Т. Н. Черняховская. - М.: Высшее образование, 2008.- 533 с. - (Основы наук).

. Синяева И.М. Маркетинг в предпринимательской деятельности: учеб./ И.М. Синяева, СВ. Земляк, В. В. Синяев; под ред. проф. Л. П. Дашкова. - М.: Изд.-торг. корп. «Дашков и К», 2008.

. Маркетинг: Учебник / Под редакцией проф. Парамоновой Т.Н. - М.: Кнорус, 2011.

. Тарасевич В.М., Багиев Г.Л., Маркетинг: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2012.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.245.117 (0.035 с.)