Глава 1. Криминалистическая характеристика контрабанды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Криминалистическая характеристика контрабанды



Введение

 

В последние годы резко ухудшается криминогенная ситуация в экономической сфере, которая уже сегодня представляет реальную опасность. Криминализация охватила многие области хозяйственной жизни - отношения собственности, финансовую и банковскую деятельность, производство, торговлю и услуги, внешнеэкономические отношения. Среди криминальной деятельности одним из наиболее опасных преступлений выступает контрабанда. Контрабандные операции в последнее время стали совершаться преимущественно организованными преступными группами.

Либерализация внешнеэкономической деятельности и отмена монополии государства на внешнюю торговлю обусловили значительные изменения в характере и масштабах контрабанды. Контрабанда (от итальянского contrabando - против правительственного указа, закона) давно стала одним из весьма распространенных преступных посягательств. Контрабанда является центральным звеном экономической преступности. Она является питательной средой для международного терроризма, средством осуществления незаконных операций с наркотическими средствами и психотропными веществами и т. п.

Отдельные виды контрабанды наносят непоправимый вред экономике страны. Это контрабанда автомобилей, которая не позволяет развиваться отечественным производителям транспортных средств. Из России контрабандным путем вывозится все самое ценное, а ввозятся наркотики, оружие, ядовитые вещества, ядерные отходы. Методика расследования контрабанды - это система научных положений, технических приемов, методических правил и рекомендаций, применяемых при раскрытии и расследовании данного преступления. Контрабанда сырья, в том числе стратегического, наркотиков, культурных ценностей, валюты, оружия, боеприпасов и т.п., является угрозой как экономической, так и общественной безопасности Российской Федерации.

Контрабанда неразрывно связана с коррупцией в органах власти, управления, в правоохранительных органах, банковских структурах, разлагает их. Объемы незаконного перемещения товаров ежегодно растут и с этой проблемой необходимо эффективно бороться.

Объектом дипломного исследования являются общественные отношения, связанные с контрабандой как преступным посягательством, деятельность субъектов, причастных к совершению преступлений данного вида. Предмет составляют особенности методики расследования контрабанды и действия по расследованию этого преступления на первоначальном и последующем этапах.

Цель данной работы состоит в изучении сложностей выявления и расследования контрабанды, а также мер, необходимых для успешного расследования дел о контрабанде и для предотвращения и устранения тех негативных последствий, которые наносит контрабанда экономической безопасности Российской Федерации.

Задачи дипломной работы состоят в том, чтобы:

проанализировать действующее законодательства в сфере противодействия контрабанде;

обобщить научно-практический материал, связанный с расследованием контрабанды;

изучить криминалистическую характеристику преступного деяния;

понять особенности производства следственных действий при расследовании контрабанды.

Основными методами, использованными при создании работы, являются всеобщий диалектико-материалистический, сравненительно-правовой, формально-логический методы, а также анализ, синтез, метод планирования. Нормативной базой исследования являются Конституция Российской Федерации, таможенное, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство.

 


Глава 3. Тактика отдельных следственных действий на первоначальном этапе

Контрабанда автомобилей

 

Контрабанда автомашин - один из наиболее распространенных видов контрабанды. Эти преступления нередко становятся возможными из-за участия в их совершении работников таможенных органов. Наиболее известными способами совершения этих преступлений являются следующие:

. Изготовление и выдача заинтересованному лицу подложной таможенной декларации на автомашину в одном экземпляре, только для регистрации ее в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения, без регистрации такого оформления в таможенном органе. Таможенник по сговору с заинтересованным лицом выдает последнему декларацию, предварительно вписав в нее все реквизиты автомашины (модель, цвет, объем двигателя, номерные агрегаты и др.), а также, сделав отметку о праве отчуждения автомашины, ставит оттиски гербовой печати и личной номерной печати.

. Выдача чистого бланка таможенной декларации с необходимыми реквизитами таможенного органа. Данный способ по сути является разновидностью предыдущего. В некоторых регионах существует «рынок» таких чистых бланков (а также ксерокопий таможенной декларации на автомашины, счетов-справок, подтверждений о таможенном оформлении автомашины и т. п.), стоимость которых колеблется от 200 до 1000 долл. В этом случае преступления могут совершаться и без участия работников таможенного органа.

. Изготовление двух экземпляров таможенных деклараций с разными отметками о праве на отчуждение автомашины. В данном случае оформление автомашины в ГИБДД производится, однако автомашина фактически оформляется с предоставлением преференции с отметкой в удостоверении о запрещении отчуждения автомашины в течение двух лет. Но в бланке того же удостоверения для ГИБДД делается противоположная отметка «с правом отчуждения», позволяющая заинтересованному лицу свободно распоряжаться автомашиной.

. Необоснованное применение преференции при таможенном оформлении автомашины. По сути это тот же способ, что и вышеуказанный, однако без внесения в документы ложных сведений. Таким образом, оба экземпляра, декларации содержат отметку о льготном таможенном оформлении, однако преференция применена незаконно, например, в связи с необходимым ходатайством физического или юридического лица, либо в отношении автомашин, которые вообще не подлежат оформлению в льготном порядке, либо в отношении лица, которому не могла быть предоставлена преференция, например это лицо уже ввозило в течение года автомашины беспошлинно, и т. п.

. Применение преференции на основании фальшивых документов. Все документы, представленные для оформления автомашины, могут быть подделаны, и одна из функций должностного лица - выявление и пресечение таких подделок. Так могут подделываться документы, свидетельствующие о покупке автомашины (контракты, купчие, счета-справки и т. п.), документы о пересечении автомашиной таможенной границы РФ или соответствующие отметки.

С целью применения льготы совершаются подделки отметок в заграничном паспорте владельца автомашины о пересечении границы в соответствующий период времени в обоих направлениях.

. Занижение таможенной стоимости. Способы занижения таможенной стоимости автомашины весьма многообразны. Это может быть просто явно заниженная стоимость, в обоснование которой таможенник не требует соответствующих документов. Возможно занижение таможенной стоимости путем составления подложного контракта, купчей. Стоимость занижается под предлогом того, что была куплена автомашина, якобы находившаяся в поврежденном состоянии, требующая ремонта.

. Занижение данных об объеме двигателя как разновидность предыдущего способа часто применяется при начислении таможенных платежей на основе единой ставки: определенное количество экю за один кубический сантиметр объема двигателя автомашины.

. Заявление ложных сведений о товаре. Широко распространены случаи, когда по сговору с таможенником декларант заявляет в качестве предмета перемещения вместо автомашины - запчасти от автомашины и другие товары, не облагаемые высокими ставками таможенных платежей, вместо легковой автомашины - грузовую и т. п.

. Заявление ложных сведений о таможенном режиме. Например, вместо выпуска в свободное обращение указывается режим временного ввоза с обязательством вывоза в определенный срок, режим транзита через таможенную территорию РФ и т. п.

. Незаконный выпуск автомашины со склада временного хранения имеет место в случаях, когда в результате выявления и задержания неоформленных или незаконно оформленных автомашин последние помещаются на склад временного хранения. Заинтересованное лицо, не желающее уплачивать таможенные платежи, заявляет ходатайство о выпуске автомашины со склада под предлогом, например доставления ее в другой регион для таможенного оформления.

. Непринятие мер к владельцам автомашин при выявлении нарушений требований закона к таможенному оформлению.

. Выдача фиктивного подтверждения для органов ГИБДД о таможенном оформлении автомашины. Такие подтверждения, как правило, даются либо на специальном бланке таможенного органа, либо в телеграмме в адрес инспекции. Заинтересованное лицо, регистрирующее автомашину по заведомо поддельным либо подложным документам, вступает в сговор с таможенником, уполномоченным выдавать такого рода подтверждения.

Общие признаки этих преступлений можно разбить на три группы по источнику их получения, а именно признаки, полученные на основе анализа:

а) обстановки в сфере внешнеэкономической деятельности в регионе;

б) данных оперативно-розыскного характера;

в) регистрационных и иных документов на автомашины.

К первой группе относятся следующие характерные признаки:

значительно более низкие рыночные цены на автомашины иностранного происхождения и отечественные, ввезенные в порядке реимпорта, по сравнению с ценами в других регионах России, у официальных дилеров по продаже автомашин, в специальных каталогах;

наличие на рынке особой категории автомашин - не прошедших таможенное оформление;

скупка на рынках именно не прошедших таможенного оформления автомашин, в особенности лицами из криминальных группировок либо, напротив, из влиятельных кругов, органов власти и управления, правоохранительных органов;

таможенное оформление автомашин крупными партиями одной или несколькими фирмами, в особенности если оформляются автомашины дорогих, престижных марок, новые автомашины;

наличие в регионе большого количества дорогих, престижных марок автомашин, с большим объемом двигателя, в совокупности с другими признаками может указывать на распространенность незаконных методов таможенного оформления или уклонение от таможенного оформления автомашин;

наличие в регионе большого количества ввезенных автомашин с номерами других регионов или с иностранными номерами либо вообще без таковых, что также свидетельствует о распространенности указанных нарушений.

Ко второй группе можно отнести:

данные о наличии на «черном рынке» поддельных документов: таможенных деклараций, документов внутреннего таможенного транзита, временных деклараций, подтверждений, уведомлений, а также чистых бланков этих документов с реквизитами таможенного органа;

сведения о том, что владельцы автомашин дают взятки таможенникам за непроведение досмотра автомашин, незаконное таможенное оформление, о расценках на фиктивные документы и т. п.;

данные, свидетельствующие о «притоке» в регион автомашин из других регионов для таможенного оформления, постановки и снятия с учета с последующим возвращением обратно;

данные о поступлении в местные таможенные органы большого числа запросов (ориентировок) о подтверждении оформления автомашин, ориентировок об угнанных автомашинах, о подделке (недействительности) таможенных удостоверений, бланков, печатей;

данные о резком повышении материального благосостояния должностных лиц таможенного органа, производящих таможенное оформление автотранспорта либо оформление конкретной внешнеэкономической сделки по ввозу автомашин.

К третьей группе относятся следующие признаки:

наличие в регистрационных подразделениях ГИБДД и в таможенном органе экземпляров таможенных деклараций с одним и тем же номером, но на разные автомашины, либо на одну и ту же автомашину, но при расхождении номеров таможенной декларации, или - с разными записями о праве отчуждения автомашины и т. п.;

подчистки, подтирки в таможенных декларациях, отсутствие некоторых реквизитов (гербовой печати, номерных агрегатов, номера удостоверения), нестандартные бланки, дефекты бланков и т. п.;

наличие в таможенном органе документов на приобретение автомашин (контрактов, купчих, счетов-справок и т.п.) с признаками подделки, подлога, например фиктивных бартерных контрактов, договоров консигнации;

наличие на таможенных документах признаков подделки отметок о пересечении таможенной границы РФ, фамилии лица, перемещающего автомашину, дате пересечения, номере документа и т. п.;

наличие в регистрационных документах на автомашину, находящихся у ее владельца, признаков подделки, включая подделку отметок о таможенном оформлении, подделку печати, отметок о праве отчуждения автомашины, номера таможенной декларации, счета-справки и т.п.;

отсутствие в таможенном органе документов, дающих основание для применения преференций;

отсутствие акта досмотра автомашины в таможенном органе либо признаки подделки этих документов;

ложные данные в документах на автомашину, влияющие на определение суммы таможенных платежей. Например, в таможенной декларации, декларации таможенной стоимости указан один год выпуска автомашины, а в регистрационных документах (паспорте транспортного средства, свидетельстве о регистрации) - другой, аналогично - в отношении сведений об объеме двигателя, марке мотора и т. п.;

необъективные данные оценки стоимости автомашины экспертным учреждением. Например, в акте оценки могут быть указаны ложные данные об аварийном состоянии автомашины, о том, что она разобрана, не укомплектована и т. п., что не соответствует действительности;

несоответствие данных об автомашине в таможенном органе, где производится оформление, и в пограничном таможенном органе, например, данных о владельце, лице, перемещающем автомашину, номере счета-справки и т. п.;

несоответствие данных в документах на автомашину в таможенном органе и документах, имеющихся в организации, учреждении, предприятии, у физического лица, которое ее приобрело.

На основе этих сведений может быть разработана широкомасштабная тактическая операция, основанная на сверке документов таможенного оформления в ГИБДД и в таможенном органе. В зависимости от конкретной следственной ситуации такую операцию можно спланировать в нескольких направлениях и в несколько этапов:

проверить наличие документов таможенного оформления ввезенных автомашин в местном регистрационном подразделении ГИБДД. Выявление незаконно выданных документов таможенного оформления можно проводить по некоторым из вышеуказанных признаков, но наиболее целесообразно - сразу по всем признакам. Так, первоначально можно обратить внимание на автомашины оформленные местным таможенным органом, особенно на автомашины дорогих, престижных марок, с большим объемом двигателя, выявлять таможенные декларации без регистрационных номеров, с исправлениями в них, в номерных агрегатах автомашин, в отметках о праве на отчуждение.

В случае наличия копий таможенной декларации в таможенном органе необходимо проверить идентичность всех реквизитов копий. Особое внимание следует обратить на законность применения преференций.

По документам таможенного оформления, выданным таможенными органами других регионов, как правило, пограничными, могут быть направлены запросы о подтверждении такого оформления. При этом следует учесть, что на такие запросы преступниками может быть организовано и направление ложных ответов, например о том, что автомашины, якобы, оформлялись в таможенном органе.

Одновременно со сверкой документов необходимо организовать поиск и задержание автомашин, зарегистрированных по поддельным, подложным таможенным декларациям, допрос их владельцев, выявление посредников, должностных лиц, выдававших (заверявших) декларации либо консультировавших по вопросам незаконного оформления.

Следователь должен одновременно вести работу в трех основных направлениях:

) в органах ГИБДД по выявлению и сверке документов,

) в таможенном органе по сверке документов и проверке обоснованности оформления автомашин,

) по поиску, осмотру и задержанию незаконно оформленных автомашин.

При необходимости можно направить группу следователей и оперативных работников в пограничный таможенный орган для сверки документов о пересечении автомашинами таможенной границы РФ.

Очень важно бороться и с контрабандой запчастей. Например, в 2008 году было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 статьи 188 УК в отношении гражданина республики Азербайджан Пупкина Ильгара Муршуда оглы по факту незаконного вывоза из Российской Федерации в Республику Азербайджана экспорт товара - запасных частей для автомобилей. Пупкин после таможенного оформления груза погрузил запасные части в вагоны, которые отправились к границе. При прохождении грузом контрольного взвешивания сотрудниками ОАО «РЖД» было выявлено превышение общего веса заявленного товара более чем на 45000 кг. В ходе проверки установлено, что часть новых деталей не была задекларирована. Оказалось, что Пупкин оформил часть товара на подставное лицо - своего знакомого С. Было проведено дознание. Допрошенный в качестве подозреваемого Пупкин признал свою вину в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 188 УК. Отправляя в Азербайджан не задекларированные к вывозу запчасти для российских автомобилей, он понимал, что нарушает закон, однако считал, что никому ущерба своими действиями не причинит, так как таможенные платежи дополнительно платить не должен. Впоследствии было установлено, что в действиях гражданина Пупкина отсутствует состав преступления, и уголовное преследование в отношении него было прекращено.

Заключение

 

По моему мнению, контрабанда наносит непоправимый вред экономике страны, она неразрывно связана с коррупцией в органах власти, управления, в правоохранительных органах, банковских структурах, что затрудняет успешную борьбу с этим негативным явлением.

Успех расследования дел о контрабанде во многом зависит от опыта и квалификации следователя, знания им всех особенностей расследования подобных дел, умения грамотно и своевременно провести неотложные следственные действия.

Подавляющее большинство дел о контрабанде прекращается или приостанавливается, причиной чего являются недостатки расследования, особенно на первоначальном этапе при производстве неотложных следственных действий. Особенно следует отметить отрицательные последствия непринятия мер к задержанию контрабандистов. По существу эта мера процессуального принуждения в настоящее время используется крайне редко, а ведь после опроса лица, совершившие контрабанду, немедленно покидают пределы России, и было бы странно ожидать от них другого поведения. Затем начинается то, что с полным основанием можно назвать видимостью борьбы с контрабандой. Объявляется розыск, начинается переписка - поручения, с одной стороны, отрицательные ответы на них - с другой, в итоге уголовное дело прекращается в связи с тем, что лицо перестало быть общественно опасным, т. к. выехало за пределы России. Таким образом, часто не выполняется ни одна из задач уголовного судопроизводства, что стимулирует контрабандистов к совершению преступлений.

Мало внимания на местах уделяется координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с контрабандой, именно с координации деятельности правоохранительных, контролирующих органов начинается принятие мер, направленных на предупреждение контрабанды. Так же требуется полноценное взаимодействие таможенных и налоговых органов.

Борьба с контрабандой зависит и от взаимодействия всех подразделений внутри таможенной системы: подразделений дознания, служб собственной безопасности с органами внутренних дел и Федеральной службой безопасности.

Совершенно очевидно, что от уровня борьбы с контрабандой в значительной степени зависит будущее страны. В связи с этим важное значение имеет обеспечение высокого уровня расследования по делам о контрабанде и реализация тем самым принципа неотвратимости наказания за содеянное.

 


Введение

 

В последние годы резко ухудшается криминогенная ситуация в экономической сфере, которая уже сегодня представляет реальную опасность. Криминализация охватила многие области хозяйственной жизни - отношения собственности, финансовую и банковскую деятельность, производство, торговлю и услуги, внешнеэкономические отношения. Среди криминальной деятельности одним из наиболее опасных преступлений выступает контрабанда. Контрабандные операции в последнее время стали совершаться преимущественно организованными преступными группами.

Либерализация внешнеэкономической деятельности и отмена монополии государства на внешнюю торговлю обусловили значительные изменения в характере и масштабах контрабанды. Контрабанда (от итальянского contrabando - против правительственного указа, закона) давно стала одним из весьма распространенных преступных посягательств. Контрабанда является центральным звеном экономической преступности. Она является питательной средой для международного терроризма, средством осуществления незаконных операций с наркотическими средствами и психотропными веществами и т. п.

Отдельные виды контрабанды наносят непоправимый вред экономике страны. Это контрабанда автомобилей, которая не позволяет развиваться отечественным производителям транспортных средств. Из России контрабандным путем вывозится все самое ценное, а ввозятся наркотики, оружие, ядовитые вещества, ядерные отходы. Методика расследования контрабанды - это система научных положений, технических приемов, методических правил и рекомендаций, применяемых при раскрытии и расследовании данного преступления. Контрабанда сырья, в том числе стратегического, наркотиков, культурных ценностей, валюты, оружия, боеприпасов и т.п., является угрозой как экономической, так и общественной безопасности Российской Федерации.

Контрабанда неразрывно связана с коррупцией в органах власти, управления, в правоохранительных органах, банковских структурах, разлагает их. Объемы незаконного перемещения товаров ежегодно растут и с этой проблемой необходимо эффективно бороться.

Объектом дипломного исследования являются общественные отношения, связанные с контрабандой как преступным посягательством, деятельность субъектов, причастных к совершению преступлений данного вида. Предмет составляют особенности методики расследования контрабанды и действия по расследованию этого преступления на первоначальном и последующем этапах.

Цель данной работы состоит в изучении сложностей выявления и расследования контрабанды, а также мер, необходимых для успешного расследования дел о контрабанде и для предотвращения и устранения тех негативных последствий, которые наносит контрабанда экономической безопасности Российской Федерации.

Задачи дипломной работы состоят в том, чтобы:

проанализировать действующее законодательства в сфере противодействия контрабанде;

обобщить научно-практический материал, связанный с расследованием контрабанды;

изучить криминалистическую характеристику преступного деяния;

понять особенности производства следственных действий при расследовании контрабанды.

Основными методами, использованными при создании работы, являются всеобщий диалектико-материалистический, сравненительно-правовой, формально-логический методы, а также анализ, синтез, метод планирования. Нормативной базой исследования являются Конституция Российской Федерации, таможенное, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство.

 


Глава 1. Криминалистическая характеристика контрабанды

 

Прежде чем переходить к характеристике преступления, следует обратиться к статистике. Так, на протяжении 2007, 2008 годов в структуре таможенных преступлений преобладала контрабанда, доля которой в общем количестве возбужденных уголовных дел находилась на уровне 93%. В 2008 году по ст. 188 УК РФ возбуждено 4647 дел, что на 10,8% больше, чем в 2007 году. В связи с уклонением от уплаты таможенных платежей в 2008 году возбуждено 303 уголовных дела, что на 2,4% больше, чем в 2007 году.

Количество дел, возбужденных по ст. 193 УК РФ, составило 36 уголовных дел, что превышает данный показатель 2007 года (8 дел) в 4,5 раза. Стоимость товаров и транспортных средств, незаконно перемещенных через таможенную границу Российской Федерации, составила свыше 13,5 млрд. рублей (в 2007 - 18,2 млрд. рублей), сумма неуплаченных таможенных платежей - более 1,3 млрд. рублей (в 2007 - 4,7 млрд. рублей). Не возвращено из-за границы средств в иностранной валюте на общую сумму 15,3 млрд. рублей (в 2007 - 66,3 млн. рублей).

Предметами преступлений, квалифицируемых по ст. 188 УК РФ, чаще всего являлись:

• средства наземного транспорта - 1079 уголовных дел (в 2007 - 863);

• наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества - 845 уголовных дел (в 2007 - 750);

В суд с обвинительным актом направлено 704 уголовных дела, что на 68,8% больше по сравнению с 2007 годом (417). По 457 уголовным делам постановлены обвинительные приговоры (в 2007 - 300).

Криминалистическая характеристика контрабанды представляет собой систему взаимосвязанных обобщенных данных о наиболее типичных признаках способа, механизма, обстановки противоправных деяний и их последствий, объектах, взаимодействующих в процессе совершения контрабанды, особенностях личности виновного, времени и месте, типичных материальных и идеальных следах, а также других сторонах этого преступления, сведения о которых играют практическую роль в решении задач борьбы с контрабандой. В основе элементов криминалистической характеристики контрабанды лежат объективные процессы совершения и сокрытия данного посягательства, определяющие закономерности отражения признаков содеянного в реальной действительности.

Контрабанда, являясь преступлением в сфере экономической деятельности, согласно ч.1 ст.188 УК РФ определяется как перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

Кроме того, ч.2 ст.188 УК устанавливается ответственность за квалифицированную контрабанду, которой признается перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием.

Имеются и два особо квалифицированных вида контрабанды. Во-первых, в соответствии с ч.3 ст.188 УК РФ особо квалифицированным видом контрабанды; признается совершение обычной либо квалифицированной контрабанды должностным лицом с использованием своего служебного положения или с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

По части 4 наказываются деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей статьи 188, совершенные организованной группой.

Таким образом, квалификация действий по ст. 188 УК РФ зависит от характера примененного способа перемещения (противоправный он или нет), а не от наличия у лица, перемещающего товары, права на освобождение от определенных форм таможенного контроля.

Наиболее значимыми элементами криминалистической характеристики контрабанды являются место, способ и характерные следы совершения данного преступления.

Место совершения контрабанды - таможенная граница, которой являются пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и таможенных складов. Согласно статье 2 Таможенного кодекса, территория РФ составляет единую таможенную территорию Российской Федерации. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством.

Способ перемещения предметов контрабанды через таможенную границу законодательно определяется как совершение незаконных действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств. Уголовный закон содержит исчерпывающий перечень способов перемещения товаров через таможенную границу, квалифицируемых как контрабанда: с сокрытием предметов контрабанды от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, с недекларированием или недостоверным декларированием, помимо мест таможенного контроля.

Способы перемещения контрабанды могут быть «личными» и «безличными». В первом случае контрабандист лично перемещает предметы контрабанды через таможенную границу. Во втором случае контрабанда перемещается через таможенную границу без его непосредственного участия. При этом следует отметить так называемые нетрадиционные способы контрабанды с использованием трубопроводного транспорта и линий электропередач.

Перемещение товаров признается совершенным помимо или с сокрытием от таможенного контроля, если оно совершено вне определенных таможенными органами мест или вне установленного времени производства таможенного оформления, а также с использованием тайников и иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, или путем придания одним товарам вида других. Наиболее типичными местами сокрытия предметов контрабанды являются ручная кладь (например, чемоданы и сумки с двойным дном) и различные бытовые предметы, перемещаемые через таможенную границу, имеющие конструктивные полости или специально оборудованные тайники, а также транспортные средства, где предметы контрабанды прячутся в различных полостях и труднодоступных местах, в грузовых контейнерах. В последнее время зафиксированы случаи, когда предметы контрабанды, как правило, наркотики, в фабричных условиях закатываются в консервные банки, тюбики с кремами, помещаются внутрь деревянных деталей мебели. Часто предметы контрабанды вывозятся в одежде. Весьма распространена пересылка предметов контрабанды, особенно наркотиков, по почте с сокрытием в письмах, бандеролях, посылках. Имеет место и сокрытие предметов контрабанды в полостях и внутри организма животных и людей.

Под перемещением с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации понимается представление таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей, поддельных или недействительных документов, а также документов, содержащих недостоверные сведения, и документов, полученных незаконным путем или относящихся к другим товарам, а равно использование поддельных средств идентификации. Таможенным органам могут предоставляться как полностью подложные документы, так и подлинные документы, в которые внесены изменения.

Перемещение способом, сопряженным с недекларированием или недостоверным декларированием, определяется как незаявление достоверных сведений или заявление недостоверных сведений по установленной письменной, устной или иной форме о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Характерным отличием современных контрабандных действий является их совершение от имени юридического лица, участника внешнеэкономической деятельности. Как правило, совершению контрабанды предшествует тщательная подготовка. Приготовление к контрабанде может заключаться в изучении системы пропуска товаров через таможенную границу, приискании соучастников, подготовке мест сокрытия предметов контрабанды либо их маскировке.

Особая тщательность подготовки присуща контрабанде, совершаемой организованными преступными группами. Контрабандисты уделяют большое внимание планированию своей преступной деятельности, подбору и распределению функций соучастников (распределению ролей).

Специалистами, помимо способов, выделяются еще и каналы совершения контрабанды, которые классифицируются по различным основаниям. Например,

по виду используемого транспорта, пересекающего таможенную границу, выделяют автомобильную, воздушную (авиационную), железнодорожную, водную (морскую и речную), трубопроводную контрабанду;

по различным характеристикам отправлений: почтовую, грузовую, транзитную контрабанду.

Механизм следообразования во многом зависит от канала и способа совершения контрабанды. Материальные следы применительно к контрабанде - это чаще всего данные, отраженные в различных таможенных документах по которым можно судить о совершении преступления. Иные материальные следы в основном удается обнаружить при осмотре места происшествия (места обнаружения предметов контрабанды, транспортных средств и тайников, использовавшихся контрабандистами), а также непосредственно самих предметов контрабанды. Типичными из них являются следы рук, волосы, микрочастицы. Большое значение для расследования контрабанды имеют идеальные следы, остающиеся в сознании людей, которые выявляются и закрепляются, как правило, путем производства допросов свидетелей.

Следующий элемент криминалистической характеристики контрабанды - предмет преступного посягательства. Им могут быть любые товары, то есть вещи, ценности, перемещаемые в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации, а также те объекты, которые по действующим нормативным правовым актам подлежат таможенному контролю, таможенной идентификации или декларированию.

Следственной практикой выявлено два основных типа контрабандистов: «ситуативные» и «злостные». Ситуативный контрабандист характеризуется временными отклонениями в общей положительной установке личности. Он совершает преступление вследствие создавшейся ситуации, под действием соблазна получить материальные блага или желания оказать кому-то услугу. Злостный контрабандист представляет значительную общественную опасность, поскольку отличается ярко выраженной противоправной ориентацией корыстного характера. Он действует только с прямым умыслом, по тщательно разработанному плану, глубоко анализирует и учитывает объективные и субъективные факторы и условия на границе, преследуя цель получить от контрабанды максимальную прибыль.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.73.56.98 (0.077 с.)