Глава 5. Взаимодействие при расследовании дел о контрабанде 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5. Взаимодействие при расследовании дел о контрабанде



 

Экономическая и общественная опасность контрабанды, а также трудности, с которыми зачастую связано ее раскрытие и расследование, требуют объединить усилия органов предварительного следствия, оперативно-розыскных и таможенных отделов дознания с оперативно-техническими подразделениями других правоохранительных органов и пограничных войск, а нередко и с правоохранительными органами зарубежных государств. Под объединением усилий необходимо понимать не простое сложение сил, а взаимодействие должностных лиц с четким разграничением их прав и обязанностей, предусмотренных законом.

Статья 150 УПК исходит из того, что дознание производится по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью 1 статьи 188 УК РФ дознавателями пограничных органов Федеральной службы безопасности.

В соответствии со статьей 151 УПК, предварительное следствие по делам о контрабанде производится следователями органов Федеральной службы безопасности, а так же следователями органов внутренних дел Российской Федерации по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2, 3, 4 статьи 188 УК РФ.

Следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ расследуют уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 188 частями второй - четвертой в части, касающейся контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, их аналогов, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ.

Опыт показывает, что чем раньше следователь примет к своему производству дело о контрабанде, досконально изучит его материалы и результаты административного производства, своевременно получая при этом от органа дознания криминалистически значимую информацию, а таможенные органы, в свою очередь, будут иметь возможность знакомиться с фактическими данными и доказательствами, полученными следователем, тем с большим основанием можно говорить, что обе стороны согласовывают свои действия и работают сообща. Если этого нет, то и по уголовному, и по административному делу наблюдается неполнота расследования, а органы предварительного следствия и таможенные органы при анализе и оценке доказательств нередко приходят к диаметрально противоположным выводам.

Так, 11.04.2008 г. в пункт пропуска (таможенный орган т/п Эльтонский) в 18:30 для прохождения таможенного контроля и таможенного оформления прибыли автомобили иностранного производства (в количестве 4 штук: ТОЙОТА КАМРИ, BMW-3251, LAND ROVER, НИССАН). Автомобили были зарегистрированы в разных регионах РФ. Внимание инспектора привлекло то, что автомобили перемещались по доверенностям, а доверенности выданы были в один день одним и тем же нотариусом. После проверки транспортных средств 12 апреля 2008 года по базе данных угнанных автомобилей выяснилось, что за их государственными номерами числятся иные автомобили. Материалы были переданы по подследственности, предусмотренной уголовно-процессуальным законодательством следователям Федеральной Службы Безопасности. По факту выявленного нарушения впоследствии было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 188 УК РФ.

Только тесное деловое взаимодействие органов предварительного следствия с таможенными органами обеспечивает эффективность ведения работы. Для этого следователю, принявшему к своему производству уголовное дело, нужно изучить материалы данного дела и уяснить, содержат ли они доказательства и документы, которыми располагают таможенные органы, и при необходимости востребовать их. Следователь должен изучить практику по делам этой категории, проверить, закончено ли административное производство по делу, и если нет, обязать таможенный орган информировать о ходе расследования, знакомить с новыми материалами и документами.

Изучение следственной практики поможет почерпнуть сведения о наиболее удачных приемах, способах и средствах расследования, определить место и формы участия оперативных работников и специалистов таможенных органов на предварительном следствии. Проверенная форма взаимодействия создание следственно-оперативной группы, в которую включаются сотрудник отдела дознания (желательно проводивший по делу дознание), работники отдела таможенных расследований, сотрудники отдела по борьбе с таможенными правонарушениями и другие работники таможенных и иных правоохранительных органов. Как правило, вещественные доказательства остаются в таможенном органе, а в органы предварительного следствия направляются лишь образцы или пробы контрабандных товаров.

Рассмотрим еще пример. 10 января 2007 года в международном аэропорту Казани таможенники задержали за контрабанду валюты 37-летнего жителя Набережных Челнов. Преступник был задержан при таможенном оформлении ночного авиарейса «Казань - Стамбул». Контрабанда была обнаружена при личном досмотре - 21,2 тыс. долларов челнинец прятал в нижнем белье. Свой проступок задержанный объяснил необходимостью дорогостоящего лечения у турецких медиков, но никаких подтверждающих медицинских документов при себе у мужчины не имелось. Зато оперативники обладают информацией о том, что последние полгода данный гражданин с завидной регулярностью (два раза в месяц) летает в Стамбул, каждый раз возвращаясь с ширпотребом. Официально нигде не работающий, он, по собственному признанию, зарабатывает на жизнь челночным бизнесом. По данному факту было заведено уголовное дело по ч.1 статьи 188 УК РФ.

План расследования должен включать перечень следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. При этом необходимо помнить, что каждый из субъектов взаимодействия решает стоящие задачи в рамках своей компетенции присущими силами и средствами: следователь и органы дознания выполняют следственные и розыскные действия, а оперативные и оперативно-технические подразделения оперативные и иные мероприятия.

С момента принятия уголовного дела к производству только следователь инициатор и организатор этого взаимодействия. Сообразуясь со сложившейся по делу следственной ситуацией, он определяет формы, способы и другие аспекты взаимодействия. По результатам последнего он вносит коррективы и дополнения в план расследования, принимает решения о производстве дополнительных или повторных следственных действий (обысков, выемок, задержаний, допросов, экспертиз и т. п.), а также проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Анализ практики взаимодействия следователей территориальных и транспортных прокуратур с таможенными органами и пограничными контрольно-пропускными пунктами показывает, что наиболее характерны следующие его формы: взаимная информация о фактах контрабанды, новых способах сокрытия товаров от таможенного контроля, примененных преступниками, проведение совместных операций по пресечению преступной деятельности контрабандистов, выполнение поручений и запросов следователя как внутри страны, так и за ее пределами.

Результативность борьбы с контрабандой зависит от своевременной информированности соответствующих служб таможенных органов, прокуратуры, милиции о совершенной или готовящейся контрабанде. Эффективность взаимосогласованных действий по выявлению и пресечению контрабанды наиболее очевидна, когда обнаруживается крупный бесхозный контрабандный товар на транспортных средствах межгосударственного сообщения. Для борьбы с такими фактами контрабанды, сбора доказательств, выявления виновных и применения к ним предусмотренных законом мер воздействия необходимы совместные усилия представителей правоохранительных органов различных государств в рамках существующих международных договоров об оказании правовой помощи. Например, расследование уголовных дел, связанных с контрабандой крупных партий товаров, требует обязательной встречной проверки таможенных документов, оформленных в Российской Федерации, с аналогичными таможенными документами, оформленными в отношении тех же товаров в государствах, откуда они импортировались или куда экспортировались, или через которые шли транзитом.

Так, 2 июля 2007 года калиниинградцу вынесен приговор за попытку контрабанды продукции военного назначения. В ходе рассмотрения дела установлено, что 37-летний Владимир Луц, следуя в Литовскую Республику через таможенный пост «Чернышевское», не указал в декларации перевозимые в грузовом отсеке микроавтобуса рамы с инфракрасными светофильтрами. Это оборудование относятся к продукции военного назначения, и для его перемещения установлены специальные правила. Луц признан виновным по ст. 188 ч. 2 УК РФ («Контрабанда, незаконное перемещение через таможенную границу оборудования, которое может быть использовано для создания иного вооружения») и приговорен к штрафу в 10 тыс. рублей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.110 (0.007 с.)