Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация и методика изучения словарного запаса младших школьников с нарушением интеллекта
Комплексный анализ речевых нарушений позволяет не только выявить уровень сформированности семантического поля у детей с нарушением интеллекта, но и выстроить научно обоснованную систему методов проведения коррекционных мероприятий и преодоления недостатков речевого запаса, позволяет обосновать содержание и методику коррекционного обучения, дифференцировать и индивидуализировать ее. В рамках нашего исследования нами был проведен констатирующий эксперимент. Цель констатирующего эксперимента – изучить словарный запас учащихся с недоразвитием интеллекта и установить уровень сформированности семантических полей у данной категории школьников. Для реализации цели констатирующего эксперимента необходимо решить следующие задачи: · оценить качественный состав пассивного словарного запаса младших школьников с нарушением интеллекта; · определить количественный и качественный состав активного словаря детей с недоразвитием интеллекта; · выявить уровень владения значением лексических единиц (структура семантического поля) на темы «Овощи», «Фрукты». Для того чтобы реализовать цель и задачи констатирующего эксперимента, нами было проведено обследование лексического запаса учащихся начальной школы. Эксперимент проводился с 3 по 10 сентября 2007 года на базе МС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида №3 города Березники Пермского края. В эксперименте принимали участие 10 детей из 2«а» класса, обучающихся по «Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой от 2004 года. У всех детей, участвующих в эксперименте, по данным психоневролога отмечается легкая степень олигофрении, по данным логопеда сформулировано заключение: несформированность языковых и речевых средств. Для решения задач констатирующего эксперимента в области оценки качественного и количественного состава пассивного и активного словарного запаса младших школьников с нарушением интеллекта мы использовали диагностические материалы Н.М. Трубниковой «Структура и содержание речевой карты», разделы «Обследование понимания речи» и «Обследование активного словаря» (72). Мы считаем, что диагностические материалы, предложенные Н.М. Трубниковой, позволяют наиболее полно и качественно изучить речевые отклонения в развитии детей. Они просты в использовании, не требуют длительной специальной подготовки и могут быть основой для диагностирования как детей с сохранным интеллектом, так и для детей с нарушением интеллекта. В основу методики диагностирования речевого развития детей мы заложили принципы систематичности и последовательности, доступности и наглядности, используя такие педагогические качества как доброжелательность, терпение и выдержка, педагогический такт и умение расположить ребенка к общению. В процессе проведения констатирующего эксперимента детям были предложены практические задания, подборка иллюстративного и словесного материала, понятного по содержанию младшему школьному возрасту. Обследования проводились с каждым ребенком индивидуально, после установления с ними положительного эмоционального контакта. Для подсчета ответов детей в каждом виде диагностики нами использовалась следующая технология: за каждый правильный ответ ребенок получал 1 балл, неправильные ответы не оценивались. Общее количество ответов стало отправной точкой для анализа речевого развития детей и планирования дальнейшей логопедической работы с детьми. Диагностика «Обследование понимания речи» была проведена по следующим составляющим: I. Обследование понимания номинативной стороны речи. II. Обследование понимания предложений. III. Обследование понимания грамматических форм. · Для обследования понимания номинативной стороны речи детям было предложено 6 групп заданий. 1. Называние окружающих предметов Задание: назови все, что ты видишь вокруг 2. Узнавание предметов по описанию Задание: покажи: а) чем чистят зубы, б) чем едят, в) чем рисуют (детям предлагались картинки, на которые ребенок указывал после прослушивания описания) Например, покажи предмет, которым можно кушать суп, его держат в руках (ложка) и т.д. 3. Предъявление «конфликтных» картинок (слов с близким фонематическим звучанием) Задание: посмотри на картинки и покажи то, что я назову (ребенку предлагают 2 картинки и просят показать одну: а) ворона - ворота (покажи ворону) б) коса - коза (покажи косу) в) мышка-мишка (покажи мишку) 4. Понимание действий, изображенное на картинках Задание: покажи, на какой картинке девочка ест, шьет, читает, стирает 5. Понимание слов, обозначающих признаки Задание: (детям предлагаются парные картинки) а) сравни картинки и покажи где большой мишка, а где маленький; где длинный карандаш, а где короткий; где узкая и широкая лента; высокий и низкий забор. б) покажи, где круглый стол, а где квадратный; где треугольный флажок, а где прямоугольный; в) игра «Пирамидка» Указание: надень сначала красное кольцо, затем желтое, зеленое и синее. 6. Понимание пространственных наречий (ребенок по команде выполняет задание) Задание: подними руку вверх, отведи в сторону, опусти вниз, повернись влево, вправо. · Для обследование понимания предложений дети выполнили 6 групп заданий. 1. Выполнение 2-3х действий в одной просьбе. Задание: а) открой дверь и выключи свет; б) достань книгу из шкафа, положи ее на стол, а сам садись на стул; 2. Понимание инверсионных конструкций. Задание: а) определи, что сделано раньше: «я умылся после того, как сделал зарядку»; б) определи кто приехал: «Петю встретил Миша». 3. Выбор наиболее подходящего по смыслу слова Задание: подбери слово по смыслу «Утром к дому прилетела (стая, стайка, стадо) воробьев». 4. Исправь предложение: «Коза принесла корм девочке» 5. Выбери, какое предложение правильное: «Слон больше мухи», «Муха больше слона», «Взошло солнце, потому что стало тепло», «Стало тепло, потому что взошло солнце» 6. Закончи предложение: «Перелетные птицы улетели в теплые края, потому что …». · Обследованию понимания грамматических форм речи мы уделили особо пристальное внимание, предложив детям выполнить 11 заданий. 1. Понимание логико-грамматических отношений Задание: а) покажи, где хозяйка собаки (ребенку предлагают 2 картинки - где девочка с собакой и собака); б) покажи, где владелец велосипеда (ребенку предлагают 2 картинки - мальчик с велосипедом и велосипед); 2. Понимание отношений, выраженные предлогами Задание: покажи, на какой картинке птичка сидит на клетке, под клеткой, около клетки, перед клеткой, за клеткой, в клетке; 3. Понимание падежных окончаний существительного. Задание: покажи линейку ручкой, карандашом ручку; 4. Понимание форм единственного и множественного числа существительных. Задание: покажи, на какой картинке нарисован шар, а не какой - шары, тетрадь - тетради, машина – машины; 5. Понимание числа прилагательных. Задание: покажи, о какой картинке говорят: «Зеленый?», «Зеленые?» (ребенку показывают картинку, на которой изображены один флаг и много флагов зеленого цвета); 6. Понимание рода прилагательных. Задание: покажи красное, красный, красная (ребенку предлагаются картинки, на которых изображены красное яблоко, красный шар и красная морковь); 7. Понимание единственного и множественного числа глаголов. Задание: покажи, где сидит, сидят (ребенку предлагаются картинки, на которых одно и то же действие совершается то одним, то несколькими лицами «на скамейке сидит девочка», «На скамейке сидят девочки»). 8. Понимание формы мужского и женского рода глаголов в прошедшем времени Задание: ребенку объясняется, что мальчика и девочку могут звать одинаково. Например, Саша. Покажи, на какой картинке Саша ел, читала, мыл посуду, вытирала пыль. 9. Понимание префиксальных изменений глагольных форм. Задание: покажи, на какой картинке мальчик входит, выходит; на какой картинке дверь закрыта, открыта; на какой картинке девочка наливает, выливает. 10. Понимание глаголов совершенного и несовершенного видов. Задание: покажи, на какой картинке девочка моет руки, на какой вымыла; на какой картинке снимает куртку, на какой сняла. 11. Понимание залоговых отношений. Задание: покажи, на какой картинке девочка одевается, а на какой ее одевают, где мальчик умывается, а где его умывают. Результаты диагностики были оформлены в протоколы обследования понимания речи на каждого ребенка (приложение 1). Сводные данные результатов диагностики приведены в таблице 1 Для проведения диагностики «Обследование активного словаря» мы подготовили 17 заданий, которые объединили в следующие группы: 1. слова, обозначающие предметы (5 заданий); 2. название признаков предметов (2 задания); 3. названия действий людей и животных (4 задания) 4. название времен года, их последовательности, признаков (3 задания) 5. слова с противоположным значением (1 задание, с разными словами) 6. слова – синонимы (1 задание, с разными словами) 7. однокоренные слова (1 задание, с разными словами) · Так, диагностируя умения детей правильно называть предметы, были предложены следующие задания: а) назвать предметы, изображенные на картинках, соотнеся их с обобщающим словом: одежда, фрукты, овощи, транспорт, мебель, посуда (по 3 картинки на каждое обобщающее слово); б) дополнить тематический ряд слов: морковь, помидор, лук…; яблоко, лимон, апельсин….; стол, диван, шкаф…; тарелка, кастрюля, чашка…; в) назвать: - как называют помещение, где читают, выдают и получают книги? (по описанию), - кто косой, слабый, трусливый? (по признакам), - что светит, сияет, греет? (по действиям); г) назвать детенышей кошки, собаки, козы, лошади, курицы; д) найти общее название: - стол – мебель, а чашка – (это что?), - сапоги – обувь, а шуба – (это что?), - помидор – овощ, а яблоко – (это что?); · Для диагностики навыков называния признаков предметов были даны задания: а) посмотри на картинку и назови: - морковь – сладкая, а редька…(какая?), - трава – низкая, а дерево… (какое?); б) подбери признаки к предметам: - елка какая? (зеленая, пушистая, высокая, стройная), - небо какое? - лимон какой?; · Умение определять названия действий людей и животных определяли через задания: а) скажи что делает: повар, почтальон, учитель; б) кто как передвигается: ласточка летает, а лягушка, кузнечик, щука, змея; в) кто как кричит: петух кукарекает, а ворона, воробей, курица; г) покажи картинку где: мальчик входит, выходит, заходит, переходит, подходит, отходит; · Для диагностики умения называть времена года, их последовательности, признаков предлагались задания: - покажи на картинке зиму, лето, осень, весну; - как догадался, что на картинке зима, лето, осень, весна, - разложи картинки по порядку; · Диагностируя знание слов с противоположным значением детям предлагались задания, - скажи наоборот: большой – маленький, холодный, чистый, твердый, тупой, широкий, светлый, высокий, старший. · Диагностика умения детей подбирать слова – синонимы проводилась на основании заданий: - скажи по другому: боец, радость, врач, ненависть, верный, громкий, тайна, быстрый, сильный, умный; · Умение подбирать однокоренные слова изучали через выполнение детьми заданий: - назови родственников слова лиса, лес, коза, земля, красить. Результаты диагностики были оформлены в протоколы обследования активного словаря на каждого ребенка (Приложение 2). Сводные данные приведены в таблице 2. Для качественного и количественного анализа лексической стороны речи детей с нарушением интеллекта мы использовали учебное пособие З.А. Репиной и др. «Поле речевых чудес». (70) В пособии подробно описаны особенности формирования семантического поля, показана структура его формирования, даны рекомендации по проведению диагностики детей, которые легли в основу нашего эксперимента. Используя материалы пособия, мы провели диагностику уровня владения смысловыми и несмысловыми связями. Проведенная работа способствовала определению количества ассоциатов в ответ на слова-стимулы у детей, включенных в эксперимент, уровня сформированности семантического поля по темам «Овощи, фрукты». В ходе работы учащимся был предложен набор слов-стимулов в рамках тем «Овощи, фрукты», состоящих из 4 существительных (овощи, огурец, урожай, семена), 4 прилагательных (красный, спелая, дряблые, зрелое), 4 глагола (цветет, растут, полоть, выращиваю) и 1 наречия (высоко). Инструкция: «Будем играть в слова. Я назову слово, а ты на мое слово назовешь любые слова, которые придут тебе в голову». Результаты проведенной работы оформлены в протокол обследования уровня владения смысловыми и несмысловыми связями по темам «Овощи, фрукты» (приложение 3). Конкретизируя уровень сформированности семантического поля по теме «Овощи, фрукты» у каждого ученика, принимавшего участие в эксперименте, мы определили 4 слова-стимула (помидор, морковь, яблоко, лимон). Провели по ним диагностику, определяющую умение подбирать родственные слова, слова-действия, слова-признаки. Задания: 1. Назови родственников слова морковь (морковка, морковочка, морковный), помидор, яблоко, лимон; 2. Скажи, что делает морковь (растет, хранится, лежит), помидор, яблоко, лимон; 3. Скажи, какая (какое?, какой?) морковь (большая, сладкая, оранжевая), помидор, яблоко, лимон. Результаты диагностики каждого ребенка оформлены в протокол. (Приложение 4) Сводные данные оформлены в таблице 3
Таблица 3 Сводные данные о количестве слов-реакций, воспроизведенных на предложенные слова-стимулы младших школьников с нарушением интеллекта
Таким образом, реализуя задачи констатирующего эксперимента, нами было проведено изучение речевого развития детей с нарушением интеллекта. Для проведения обследования мы отобраны диагностические материалы Н.М. Трубниковой «Структура и содержание речевой карты», разделы «Обследование понимания речи» и «Обследование активного словаря» и рекомендации учебного пособия З.А. Репиной и др. «Поле речевых чудес». На основании перечисленных материалов составлена методика проведения речевого обследования, подобраны практические и игровые задания, иллюстративный материал. В результате проведенной работы был получен исходный материал развития словаря детей, участвующих в эксперименте, проведен анализ результатов речевого обследования.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.004 с.) |