Организация и методика изучения словарного запаса младших школьников с нарушением интеллекта 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и методика изучения словарного запаса младших школьников с нарушением интеллекта



 

Комплексный анализ речевых нарушений позволяет не только выявить уровень сформированности семантического поля у детей с нарушением интеллекта, но и выстроить научно обоснованную систему методов проведения коррекционных мероприятий и преодоления недостатков речевого запаса, позволяет обосновать содержание и методику коррекционного обучения, дифференцировать и индивидуализировать ее. В рамках нашего исследования нами был проведен констатирующий эксперимент.                                                                                                                                                                                                                                                

Цель констатирующего эксперимента – изучить словарный запас учащихся с недоразвитием интеллекта и установить уровень сформированности семантических полей у данной категории школьников.

Для реализации цели констатирующего эксперимента необходимо решить следующие задачи:

· оценить качественный состав пассивного словарного запаса младших школьников с нарушением интеллекта;

· определить количественный и качественный состав активного словаря детей с недоразвитием интеллекта;

· выявить уровень владения значением лексических единиц (структура семантического поля) на темы «Овощи», «Фрукты».

Для того чтобы реализовать цель и задачи констатирующего эксперимента, нами было проведено обследование лексического запаса учащихся начальной школы.

Эксперимент проводился с 3 по 10 сентября 2007 года на базе МС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида №3 города Березники Пермского края.

В эксперименте принимали участие 10 детей из 2«а» класса, обучающихся по «Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой от 2004 года.

У всех детей, участвующих в эксперименте, по данным психоневролога отмечается легкая степень олигофрении, по данным логопеда сформулировано заключение: несформированность языковых и речевых средств.

Для решения задач констатирующего эксперимента в области оценки качественного и количественного состава пассивного и активного словарного запаса младших школьников с нарушением интеллекта мы использовали диагностические материалы Н.М. Трубниковой «Структура и содержание речевой карты», разделы «Обследование понимания речи» и «Обследование активного словаря» (72). Мы считаем, что диагностические материалы, предложенные Н.М. Трубниковой, позволяют наиболее полно и качественно изучить речевые отклонения в развитии детей. Они просты в использовании, не требуют длительной специальной подготовки и могут быть основой для диагностирования как детей с сохранным интеллектом, так и для детей с нарушением интеллекта.

 В основу методики диагностирования речевого развития детей мы заложили принципы систематичности и последовательности, доступности и наглядности, используя такие педагогические качества как доброжелательность, терпение и выдержка, педагогический такт и умение расположить ребенка к общению.

В процессе проведения констатирующего эксперимента детям были предложены практические задания, подборка иллюстративного и словесного материала, понятного по содержанию младшему школьному возрасту.

Обследования проводились с каждым ребенком индивидуально, после установления с ними положительного эмоционального контакта.

Для подсчета ответов детей в каждом виде диагностики нами использовалась следующая технология: за каждый правильный ответ ребенок получал 1 балл, неправильные ответы не оценивались. Общее количество ответов стало отправной точкой для анализа речевого развития детей и планирования дальнейшей логопедической работы с детьми.

Диагностика «Обследование понимания речи» была проведена по следующим составляющим:

I. Обследование понимания номинативной стороны речи.

 II. Обследование понимания предложений.

III. Обследование понимания грамматических форм.

· Для обследования понимания номинативной стороны речи детям было предложено 6 групп заданий.

1. Называние окружающих предметов

Задание: назови все, что ты видишь вокруг

2. Узнавание предметов по описанию

     Задание: покажи: а) чем чистят зубы, б) чем едят, в) чем рисуют (детям предлагались картинки, на которые ребенок указывал после прослушивания описания) Например, покажи предмет, которым можно кушать суп, его держат в руках (ложка) и т.д.

3. Предъявление «конфликтных» картинок (слов с близким фонематическим звучанием)

    Задание: посмотри на картинки и покажи то, что я назову (ребенку предлагают 2 картинки и просят показать одну:

а) ворона - ворота (покажи ворону)

б) коса - коза (покажи косу)

в) мышка-мишка (покажи мишку)

4. Понимание действий, изображенное на картинках

    Задание: покажи, на какой картинке девочка ест, шьет, читает, стирает

5. Понимание слов, обозначающих признаки

Задание: (детям предлагаются парные картинки)

а) сравни картинки и покажи где большой мишка, а где маленький; где длинный карандаш, а где короткий; где узкая и широкая лента; высокий и низкий забор.

б) покажи, где круглый стол, а где квадратный; где треугольный флажок, а где прямоугольный;

в) игра «Пирамидка» Указание: надень сначала красное кольцо, затем желтое, зеленое и синее.

6. Понимание пространственных наречий (ребенок по команде выполняет задание)

Задание: подними руку вверх, отведи в сторону, опусти вниз, повернись влево, вправо.

· Для обследование понимания предложений дети выполнили 6 групп заданий.

1. Выполнение 2-3х действий в одной просьбе.

Задание: а) открой дверь и выключи свет; б) достань книгу из шкафа, положи ее на стол, а сам садись на стул;

    2. Понимание инверсионных конструкций.

         Задание: а) определи, что сделано раньше: «я умылся после того, как сделал зарядку»; б) определи кто приехал: «Петю встретил Миша».

3. Выбор наиболее подходящего по смыслу слова

   Задание: подбери слово по смыслу «Утром к дому прилетела (стая, стайка, стадо) воробьев».

4. Исправь предложение: «Коза принесла корм девочке»

5. Выбери, какое предложение правильное: «Слон больше мухи», «Муха

больше слона», «Взошло солнце, потому что стало тепло», «Стало тепло, потому что взошло солнце»

6. Закончи предложение: «Перелетные птицы улетели в теплые края, потому что …».

· Обследованию понимания грамматических форм речи мы уделили особо

пристальное внимание, предложив детям выполнить 11 заданий.

1. Понимание логико-грамматических отношений

Задание: а) покажи, где хозяйка собаки (ребенку предлагают 2 картинки - где девочка с собакой и собака); б) покажи, где владелец велосипеда (ребенку предлагают 2 картинки - мальчик с велосипедом и велосипед);

2. Понимание отношений, выраженные предлогами

    Задание: покажи, на какой картинке птичка сидит на клетке, под клеткой, около клетки, перед клеткой, за клеткой, в клетке;

3. Понимание падежных окончаний существительного.

    Задание: покажи линейку ручкой, карандашом ручку;

4. Понимание форм единственного и множественного числа существительных.

Задание: покажи, на какой картинке нарисован шар, а не какой - шары, тетрадь - тетради, машина – машины;

5. Понимание числа прилагательных.

Задание: покажи, о какой картинке говорят: «Зеленый?», «Зеленые?» (ребенку показывают картинку, на которой изображены один флаг и много флагов зеленого цвета);

6. Понимание рода прилагательных.

Задание: покажи красное, красный, красная (ребенку предлагаются картинки, на которых изображены красное яблоко, красный шар и красная морковь);

7. Понимание единственного и множественного числа глаголов.

Задание: покажи, где сидит, сидят (ребенку предлагаются картинки, на которых одно и то же действие совершается то одним, то несколькими лицами «на скамейке сидит девочка», «На скамейке сидят девочки»).

8. Понимание формы мужского и женского рода глаголов в прошедшем времени

Задание: ребенку объясняется, что мальчика и девочку могут звать одинаково. Например, Саша. Покажи, на какой картинке Саша ел, читала, мыл посуду, вытирала пыль.

9. Понимание префиксальных изменений глагольных форм.

Задание: покажи, на какой картинке мальчик входит, выходит; на какой картинке дверь закрыта, открыта; на какой картинке девочка наливает, выливает.

10. Понимание глаголов совершенного и несовершенного видов.

Задание: покажи, на какой картинке девочка моет руки, на какой вымыла; на какой картинке снимает куртку, на какой сняла.

11. Понимание залоговых отношений.

Задание: покажи, на какой картинке девочка одевается, а на какой ее

одевают, где мальчик умывается, а где его умывают.

Результаты диагностики были оформлены в протоколы обследования понимания речи на каждого ребенка (приложение 1).

Сводные данные результатов диагностики приведены в таблице 1

Для проведения диагностики «Обследование активного словаря» мы подготовили 17 заданий, которые объединили в следующие группы:

1. слова, обозначающие предметы       (5 заданий);

2. название признаков предметов         (2 задания);

3.  названия действий людей и животных (4 задания)

4. название времен года, их последовательности, признаков (3 задания)

5. слова с противоположным значением (1 задание, с разными словами)

6. слова – синонимы (1 задание, с разными словами)

7. однокоренные слова (1 задание, с разными словами)

· Так, диагностируя умения детей правильно называть предметы, были предложены следующие задания:

а) назвать предметы, изображенные на картинках, соотнеся их с обобщающим словом: одежда, фрукты, овощи, транспорт, мебель, посуда (по 3 картинки на каждое обобщающее слово);

б) дополнить тематический ряд слов: морковь, помидор, лук…; яблоко, лимон, апельсин….; стол, диван, шкаф…; тарелка, кастрюля, чашка…;

в) назвать:

- как называют помещение, где читают, выдают и получают книги? (по описанию),

- кто косой, слабый, трусливый? (по признакам),

- что светит, сияет, греет? (по действиям);

г) назвать детенышей кошки, собаки, козы, лошади, курицы;

д) найти общее название:

- стол – мебель, а чашка – (это что?),

- сапоги – обувь, а шуба – (это что?),

- помидор – овощ, а яблоко – (это что?);

· Для диагностики навыков называния признаков предметов были даны задания:

а) посмотри на картинку и назови:

- морковь – сладкая, а редька…(какая?),

- трава – низкая, а дерево… (какое?);

б) подбери признаки к предметам:

- елка какая? (зеленая, пушистая, высокая, стройная),

- небо какое?

- лимон какой?;

· Умение определять названия действий людей и животных определяли через задания:

а) скажи что делает: повар, почтальон, учитель;

б) кто как передвигается: ласточка летает, а лягушка, кузнечик, щука, змея;

в) кто как кричит: петух кукарекает, а ворона, воробей, курица;

г) покажи картинку где: мальчик входит, выходит, заходит, переходит, подходит, отходит;

· Для диагностики умения называть времена года, их последовательности, признаков предлагались задания:

- покажи на картинке зиму, лето, осень, весну;

- как догадался, что на картинке зима, лето, осень, весна,

- разложи картинки по порядку;

· Диагностируя знание слов с противоположным значением детям предлагались задания,

 - скажи наоборот: большой – маленький, холодный, чистый, твердый, тупой, широкий, светлый, высокий, старший.

· Диагностика умения детей подбирать слова – синонимы проводилась на основании заданий:

 - скажи по другому: боец, радость, врач, ненависть, верный, громкий, тайна, быстрый, сильный, умный;

· Умение подбирать однокоренные слова изучали через выполнение детьми заданий:

- назови родственников слова лиса, лес, коза, земля, красить.

Результаты диагностики были оформлены в протоколы обследования активного словаря на каждого ребенка (Приложение 2).

Сводные данные приведены в таблице 2.

Для качественного и количественного анализа лексической стороны речи детей с нарушением интеллекта мы использовали учебное пособие З.А. Репиной и др. «Поле речевых чудес». (70) В пособии подробно описаны особенности формирования семантического поля, показана структура его формирования, даны рекомендации по проведению диагностики детей, которые легли в основу нашего эксперимента. Используя материалы пособия, мы провели диагностику уровня владения смысловыми и несмысловыми связями. Проведенная работа способствовала определению количества ассоциатов в ответ на слова-стимулы у детей, включенных в эксперимент, уровня сформированности семантического поля по темам «Овощи, фрукты».

В ходе работы учащимся был предложен набор слов-стимулов в рамках тем «Овощи, фрукты», состоящих из 4 существительных (овощи, огурец, урожай, семена), 4 прилагательных (красный, спелая, дряблые, зрелое), 4 глагола (цветет, растут, полоть, выращиваю) и 1 наречия (высоко).

Инструкция:

«Будем играть в слова. Я назову слово, а ты на мое слово назовешь любые слова, которые придут тебе в голову».

Результаты проведенной работы оформлены в протокол обследования уровня владения смысловыми и несмысловыми связями по темам «Овощи, фрукты» (приложение 3).

Конкретизируя уровень сформированности семантического поля по теме «Овощи, фрукты» у каждого ученика, принимавшего участие в эксперименте, мы определили 4 слова-стимула (помидор, морковь, яблоко, лимон). Провели по ним диагностику, определяющую умение подбирать родственные слова, слова-действия, слова-признаки.

Задания:

1. Назови родственников слова морковь (морковка, морковочка, морковный), помидор, яблоко, лимон;

2. Скажи, что делает морковь (растет, хранится, лежит), помидор, яблоко, лимон;

3.      Скажи, какая (какое?, какой?) морковь (большая, сладкая, оранжевая), помидор, яблоко, лимон.

Результаты диагностики каждого ребенка оформлены в протокол. (Приложение 4)

Сводные данные оформлены в таблице 3

 

 

Таблица 3

Сводные данные о количестве слов-реакций, воспроизведенных на предложенные слова-стимулы младших школьников с нарушением интеллекта

Слова – стимулы

Слова - реакции

Дима Б.

Алина Е.

Агнесса Т.

Наташа Ш.

Женя Н.

Слава С.

Никита С.

Саша Х.

Кристина Л.

Костя П.

Итог

Сущ Прил Глаг Нар
Овощи Огурец яблоко - Лук, зеленый дыня, арбуз, картофель Ем Кушать Морковка, капуста Яблоко, лук - Картошка, помидор 11 1 2  
Огурец Зеленый Салат Огурчик - Ем Резать Морковь Плохой - Зеленый вкусный 3 4 2  
Урожай - - - Ведро - Урод - Много     2     1
Семена Семен - Имя В магазине Семечки Слава - Много - Садить 5   1 1
Красный Красивый Квадрат Суп Платье Машина едет Красивый Мячик Желтый Резинка (для волос) Помидор 7 3    
Спелая - Спать Успела Груша Успел Стол Морковь - - Фрукты 4   3  
Зрелые Ягоды Зреть - Смотреть Смотреть Глаза Ягоды Смотреть - Овощи 4   4  
Дряблая - - - - - - - - - -        
Цветет Цветок Свет Окно Пахнет Цветок Цветок Ромашка Палкой - Цветы 8   1  
Растут Цветы - Дети Травка Дом Цветы Ягоды Цветы -  Цветы 8      
Полоть Там - Поле В саду - - - - - В саду 3     1
Выращи вают - - - Травка Расту - - Много - В саду 2   1 1
Высоко Высокий Высокий - Высокий - Высокий - Большой Большой Большой   7    
Сущ 6 3 7 9 3 6 8 4 1 9

Всего

Прил 3 1 1 1 - 2 - 3 1 3 57 15 14 4
Глаг - 2 1 1 6 2 - 1 - 1

 

Нареч 1 - - - - - - 3 - -

Таким образом, реализуя задачи констатирующего эксперимента, нами было проведено изучение речевого развития детей с нарушением интеллекта. Для проведения обследования мы отобраны диагностические материалы Н.М. Трубниковой «Структура и содержание речевой карты», разделы «Обследование понимания речи» и «Обследование активного словаря» и рекомендации учебного пособия З.А. Репиной и др. «Поле речевых чудес».

 На основании перечисленных материалов составлена методика проведения речевого обследования, подобраны практические и игровые задания, иллюстративный материал. В результате проведенной работы был получен исходный материал развития словаря детей, участвующих в эксперименте, проведен анализ результатов речевого обследования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.004 с.)