У младших школьников с нарушением интеллекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

У младших школьников с нарушением интеллекта



(на примере тем «Овощи, фрукты»)

Выпускная квалификационная работа

по специальности 050715 «Логопедия»

 

    Выполнила студентка V курса, 2 группы заочного отделения Корочкина Татьяна Михайловна   Научный руководитель: Свинина Н.А., к.п.н., доцент, зав. кафедрой  

 

 

Выпускная квалификационная работа допущена к защите зав.кафедрой психопатологии и логопедии     _________________________________ к.п.н., доцент Свинина Н.А. «Рекомендую к защите»   _________________________ (подпись научного руководителя)    «_____»_________________200__г.

 

Екатеринбург – 2008


Содержание

Введение

Глава I. Обзор литературы по развитию словарного запаса младших школьников с нарушением интеллекта

1.1. Развитие лексики у младших школьников с нормальным речевым развитием и сохранным интеллектом

1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта

1.3. Особенности лексического запаса младших школьников с нарушением интеллекта

Глава II. Изучение уровня сформированности словарного 

запаса младших школьников с нарушением интеллекта

2.1 Организация и методика изучения словарного запаса младших школьников с нарушением интеллекта

2.2 Анализ результатов обследования словарного запаса младших школьников с нарушением интеллекта

Глава III. Логопедическая работа по развитию словарного запаса младшего школьника с нарушением интеллекта

3.1 Содержание логопедической работы по формированию системной лексики на примере тем «Овощи, фрукты»

3.2 Контрольный эксперимент и его анализ

Заключение ……………………………………………………………………

Список литературы …………………………………………………………

Приложение ……………………………………………………………………


Введение

 

Актуальность исследования. Формирование и совершенствование речи школьников (нормально развивающихся и с различными отклонениями в развитии) было и остаётся одной из перспективных психолого-педагогических проблем. В современных условиях, когда углубляется процесс гуманизации образования, усиливается ориентация на личность ученика, имеющего проблемы в развитии интеллекта, все более важная роль в становлении языковой личности ребенка принадлежит его активному словарному запасу.

Слово имеет фундаментальное значение и занимает центральное место в формировании человеческого сознания (А.Р.Лурия) Психологами, педагогами, лингвистами проведено значительное количество исследований, посвященных изучению различных параметров речевой деятельности учащихся разных видов школ и разного возраста, с целью обновления методических приемов, совершенствования всех сторон их речи.

Речь как "канал развития интеллекта" (Н.И.Жинкин) будет действовать лишь при наличии материала - слов различной семантико-грамматической природы. Словарный запас являются не только одним из самых значимых компонентов высказывания, но и свидетельствуют о глубине дифференцированного познания окружающей действительности, об уровне сформированности речемыслительных процессов. Наличие развернутой лексики в речи школьников в определенной степени служит показателем зрелости личности в эмоциональной, морально-этической, психологической сфере, поскольку слова-оценки, слова-характеристики выражают отношение человека к миру, к окружающим и самому себе.

В связи с этим сегодня ждут своего решения многочисленные частные проблемы совершенствования речевых умений и навыков учащихся школ разных видов.

Особого внимания требуют ученики с различными дефектами, в том числе и младшие школьники с нарушением интеллекта.

В специальной литературе достаточно подробно освещены такие особенности учащихся с нарушенным интеллектом, как ограниченность словарного запаса, неточность употребления слов разной грамматической природы (М.Ф.Гнездилов, Г.М.Дульнев, Л.В.Занков, Р.К Луцкина, А.Р.Маллер, В.Г.Петрова, З.Н.Смирнова, М.С.Соловьева, Н.В.Тарасенко, Ж.И.Шиф, М.П.Феофанов). Проанализировано использование слов различных тематических групп (З.Д.Будаева, В.В.Воронкова, Г.И.Данилкина, Т.Н.Иванова, Н.В.Тарасенко, Т.К.Ульянова, Ж.И.Шиф). Исследователями отмечается патологический разрыв между активным и пассивным словарем умственно отсталых детей (А.К.Аксенова, Г.М.Дульнев, В.Г.Петрова, З.Н.Смирнова).

На значимость проблемы изучения функционально-семантической стороны лексического запаса учащихся с нарушением интеллекта указывали А.К.Аксенова, М.Ф.Гнездилов, З.Н.Смирнова, Н.В.Тарасенко.

По результатам исследований вышеуказанных авторов, направленных на выявление особенностей развития речи детей с нарушением интеллекта, известно, что у таких детей наблюдается несформированность, в той или иной степени, всех операций речевой деятельности. Это значительно ограничивает возможности детей в самостоятельном познании окружающего мира и затрудняет процесс обучения. В связи с этим задача формирования и развития лексикона ставится перед учителем с первых дней пребывания ребенка в школе и решается в течение всех лет его обучения. Значительное место в структуре указанного направления коррекционной работы принадлежит деятельности учителя — логопеда, обеспечивающего преодоление наиболее выраженных отклонений в речевом развитии учащихся. Овладение системной лексикой позволит совершенствовать познавательную и коммуникативную деятельность школьников с нарушенным интеллектом, будет способствовать адаптационным процессам в социуме.

Поэтому перед нами встает проблема поиска оптимальных путей коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений системной лексики у младших школьников с нарушением интеллекта.

Объект исследования – особенности лексического запаса младших школьников с нарушением интеллекта.

Предмет исследования – логопедическая работа по развитию лексической стороны у учащихся С(К)ОУ VIII вида.

  Гипотеза исследования – коррекционная работа по преодолению нарушений системной лексики у младших школьников с нарушением интеллекта будет эффективна, если:

· учитывать принцип концентрированного распределения материала.

· использовать в ходе коррекционной работы метод семантических полей.

  Цель исследования: теоретически обосновать, спланировать содержание и оценить эффективность коррекционной работы по преодолению нарушений системной лексики у младших школьников с нарушением интеллекта

(на примере тем «Овощи, фрукты»).

  Задачи:

1. Изучить научную и методическую литературу по проблеме речевого развития младших школьников с нарушением интеллекта.

2. Изучить особенности устной речи младших школьников с нарушением интеллекта.

3. Спланировать направления и содержание логопедической работы по формированию словарного запаса у младших школьников с нарушением интеллекта (на примере тем «Овощи, фрукты»).

4. Провести обучающий эксперимент и оценить его эффективность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.75.131 (0.02 с.)