Методологические основы исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические основы исследования



Методологические основы – это те ключевые теории и идеи, которые легли в основу исследования. Обычно здесь упоминаются фамилии 2-3 авторов, чьи идеи действительно являются ключевыми.

Пример

Тема «Роль автора в современном зарубежном романе как художественная проблема»

Методологическими основами исследования послужили труды В.М. Жирмунского, Ю.Н. Тынянова, М.М. Бахтина.

 

Практическая значимость исследования

Под практической значимостью курсовой работы понимается возможность применения результатов и исследования на практике. В рамках данного направления подготовки практическая значимость может быть связана с использованием материалов исследования в процессе преподавания иностранных языков, на занятиях по различным дисциплинам в средней школе и вузе, а также при разработке семинарских занятий и спецкурсов в рамках темы курсовой работы.

Структура работы

Здесь описывается структура курсовой работы – перечисляются ее основные элементы.

2.1.2 Основная часть

Основная часть курсовой работы должна включать две главы, внутри которых выделяются по 2-3 параграфа. Желательно, чтобы композиционная структура 1 и 2 глав была симметрична, т.е. количество параграфов и их объем должны быть приблизительно равны. Последовательность глав и параграфов и их заголовки определяются задачами исследования. Деление глав на параграфы осуществляется в соответствии с логикой изложения и задачами исследования. При этом сначала следует рассмотреть более общие вопросы, а во втором и последующих параграфах перейти к более частным аспектам темы.

В названиях глав не должны использоваться словосочетания «практическая часть», «теоретическая часть», «исследовательская часть», содержание главы, раздела, должно соответствовать заявленному названию.

Пример

Тема «Образ английского общества на страницах журнала Ч. Диккенса «Домашнее чтение»

Задачи исследования:

1) изучить особенности журналистского творчества Ч. Диккенса в контексте жизни в Великобритании XIX века;

2) проанализировать особенности журнала «Домашнее чтение»;

3) выявить и проанализировать основные черты в художественной интерпретации образа английского общества в журнале.

Структура основной части

Глава 1. Творчество Ч.Диккенса в контексте общественной жизни Великобритании

1.1. Основные черты общественной жизни Великобритании 1830-1860 гг. 

1.2. Чарльз Диккенс – журналист

Глава 2. Жизнь английского общества на страницах «Домашнего чтения»

2.1. Особенности журнала «Домашнее чтение» Ч. Диккенса

2.2. Художественная интерпретация образа английского общества в журнале

 

 

Содержание глав и параграфов должно быть выстроено логично. Каждая глава и отдельные ее параграфы должны заканчиваться абзацем, подводящим итоги раздела в форме вывода и содержащим переход к теме следующего раздела.

 

2.1.3 Глава 1. Теоретическая часть исследования

 

Первая глава курсовой работы должна быть преимущественно теоретической. Она, как правило, содержит описание теоретических предпосылок исследования и степень изученности проблемы. Другими словами, в этой части работы автор демонстрирует свое владение теоретическим материалом по теме, поэтому в ней обычно представлено много цитат и ссылок на источники (оформление ссылок см. раздел 2.2.1).

Текст этой части строится как анализ мнений и позиций различных ученых по вопросам, связанным с темой исследования и представленным в различных публикациях. Сопоставляя существующие мнения по проблеме необходимо, по возможности, дать собственную интерпретацию или принять одну из существующих позиций. При этом, из текста работы должно быть понятно, где автор высказывает собственные суждения, а где заимствует уже опубликованные положения. Недопустимо использовать чужие мысли без ссылки на источник.

Первая глава курсовой работы должна подготовить базу для проведения самостоятельного исследования по теме, которое будет оформлено в качестве второй главы. Соответственно, она должна включать:

- описание истории изучения вопроса;

- понятийный аппарат, т.е., должны быть даны определения основным понятиям, используемым в работе. При этом должны использоваться определения из научной литературы, а не словарей общего содержания. При условии существования различных подходов к трактовке тех или иных понятий, желательно рассмотреть и проанализировать различные точки зрения и обосновать выбор одной из них в качестве рабочей;

- существующие классификации тех или иных явлений, связанных с изучаемой темой.  

Глава заканчивается общим выводом, подводящим к практическому исследованию.

2.1.4 Глава 2. Практическая часть исследования

 

Вторая глава является практической частью, собственным исследованием автора курсовой работы. Она должна служить логическим продолжением первой главы.

В этой части работы излагается описание планирования и организации опытно-экспериментальной работы, проведенной студентом в рамках изучения темы. При этом сначала формулируется цель проведения практического исследования, выделяются критерии оценки результатов анализа. Далее подробно описывается собственной анализ материала, проведенный автором работы, детально излагаются выводы, сделанные в ходе анализа. Материал анализа должен быть обработан статистически и представлен наглядно с помощью графиков и таблиц.

Каждый параграф курсовой работы должен заканчиваться выводом – абзацем, содержащим обобщающие предложения по проблеме исследования, а не примером, таблицей или цитатой.

2.1.5 Заключение

 

Заключение представляет собой подведение итога исследования. Оно не должно повторять обобщенные выводы, завершающие разделы основной части. В нем должны быть представлены основные результаты проведенного исследования, доказывающие как вклад студента в разработку темы, так и собственно решение им основных задач исследования.

Поэтому заключение строится в соответствии со сформулированными во введении задачами исследования. По каждой задаче должен быть сформулированы отдельный вывод, доказывающие ее решение и демонстрирующий конкретные результаты, достигнутые автором. Особый акцент должен быть сделан на решение практических задач исследования, т.к. именно они демонстрируют собственные достижения студента в ходе исследования.

В завершающей части заключения формулируется вывод о том, что были решены (или не решены) все задачи исследования, а, следовательно, цель исследования была достигнута (не достигнута). Далее отмечаются возможные перспективы дальнейших исследований по проблеме, а также дать рекомендации по применению результатов исследования.

Список используемой литературы

 

Список используемой литературы составляется исключительно из источников, на которые есть ссылки в тексте работы. Список должен включать не менее 25 источников. Не менее 70% источников должны составлять публикации последних 10 лет, из них 30% – публикации последних 5 лет. Обязательно использование публикаций как отечественных, так и зарубежных авторов. Недопустимо использование в работе ссылок на научно-популярную литературу.

Использованные словари и источники иллюстративного материала (художественные произведения, газеты, журналы и т.п.) оформляются отдельными списками. Требования к оформлению списка использованной литературы см. в разделе 2.2.3 и в Приложении 4.

Приложения

 

В приложения помещаются таблицы, графики, и другие вспомогательные или дополнительные материалы, которые могут нарушить связность изложения основного содержания и препятствовать его целостному восприятию. Каждый элемент приложения должен иметь связь с основным содержанием работы (на него должна быть ссылка в тексте). Каждый элемент, помещенный в приложения, должен иметь заголовок, поясняющий его содержание. Количество приложений зависит от темы работы.

 

 

2.2 Общие правила оформления курсовой работы

 

Курсовая работа печатается на одной стороне белой бумаги формата А4 (210×297 мм).

Шрифт Times New Roman, размер шрифта - 14. Междустрочный интервал – 1,5. Переносы не допускаются.

Сноски и примечания. Размер шрифта – 12, одинарный интервал. Располагаются на той же странице, к которой они относятся

Параметры страницы. Размеры полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Выравнивание текста – по ширине страницы.

Нумерация страниц. Страницы нумеруются арабскими цифрами, внизу посередине страницы, без точки. Нумерация сквозная. Первой страницей считается титульный лист, второй – задание на курсовую работу, третьей – оглавление, они идут без нумерации. Нумерация страниц начинается с четвертой страницы (с введения) и заканчивается на последней странице приложений.

Параметры абзаца. Красная строка – отступ на 1,25. Интервал до и после абзаца – 0. При необходимости в отдельных случаях для выделения абзаца допустим интервал в 3 pts до и после абзаца.

Оформление названий разделов. Каждый раздел (глава) работы начинается с новой страницы. Допустимо располагать новый параграф на странице, где закончился предыдущий в том случае, если до конца страницы осталось более ее 2\3 объема. Расстояние между названием главы (раздела) и текстом равно трем интервалам (2 по 1,5).

Заголовки глав и параграфовоформляются полужирным шрифтом Times New Roman, кегль14. Заголовок главы пишется прописными буквами, заголовок параграфа – строчными. Выравнивание – по ширине страницы. Точка в конце заголовка не ставится. Интервал между строчками заголовка – 1,0.

 

Пример

Глава 1. ВСЕ ПРОПИСНЫЕ

Строчные буквы

Оформление списков. Списки могут быть оформлены двумя способами. Если список является продолжением предыдущего предложения, то оно завершается двоеточием, а список маркируется с использованием цифр или строчных букв в сочетании со скобкой (например, 1), 2), 3) или а), б), в)). В конце каждого пункта ставится точка с запятой, в конце последнего – точка.

Пример Цель и задачи определяют методологические принципы данной работы, в основе которых лежит многоаспектный подход, обусловивший использование нескольких аналитических методов: 1) типологического (в центре – «рассмотрение сходства и различия в литературных явлениях не на основе прямых контактов, а путем выяснения степени сходства условий культурной жизни»); 2) историко-генетического (в центре – «обнаружение источников литературных явлений»); 3) функционального, позволяющего исследовать особенности функционирования отдельных художественных приемов в литературном произведении.

 

В этом случае допускается также использование в качестве маркеров значков – и Ÿ. Правила оформления подобных списков аналогичны упомянутым выше.

Пример Цвет и размер античных масок отражали: · социальный статус; · возраст; · настроение; · преобладание какой-либо характерной черты.

 

Если список начинается с нового предложения, то в конце предыдущего предложения ставится точка, а сам список маркируется с использованием цифр или прописных букв в сочетании с точкой (например, 1., 2., 3. или А., Б., В.). В конце каждого пункта ставится точка.

Пример Целью работы определяется соответствующий круг задач. 1. Рассмотреть эволюцию маски в европейской комедии от Античности до эпохи Возрождения. 2. Выявить природу и направление трансформации маски в драматургии в связи с двумя типами культуры: карнавальной и маскарадной. 3. Рассмотреть своеобразие использования маски в комедии Реставрации в связи с общими особенностями эпохи.

 

Объем текста должен составлять от 25 до 30 страниц (не считая приложений). Работа должна быть оформлена в пластиковой обложке. Главы работы должны быть пропорциональны по объему и в обязательном порядке должны делиться на параграфы. Объем параграфа – не менее 5 страниц. Номера страниц в оглавлении должны совпадать с реальным текстом.

 

2.2.1 Оформление цитат и ссылок на источники

 

При прямом цитировании или использовании каких-либо материалов других авторов, необходимо в обязательном порядке ссылаться на источник. При этом цитата не должна по объему превышать один абзац [2, 7].

Дословные цитаты выделяются кавычками, с обязательным указанием инициалов (без пробела) и фамилии (после пробела) автора. В конце ставится ссылка на источник в квадратных скобках, включающая порядковый номер источника из списка используемой литературы и номер страницы, откуда взята цитата. Например: [18, с. 25].

Если в ссылке указывается несколько источников, их номера отделяются точкой с запятой [14, с. 78; 25, с. 63]. Точка в предложении ставится после закрывающей квадратной скобки.

Пример

М.М. Бахтин пишет: «Жанр живет настоящим, но всегда помнит свое прошлое, свое начало. Жанр – представитель творческой памяти в процессе литературного развития. Именно поэтому жанр и способен обеспечивать единство и непрерывность этого развития» [2, с. 122].

Как указывает С.Д. Титаренко, канон сонета является не статической, а динамической системой, и «в разные исторические эпохи получают развитие те или иные элементы сонета, связанные то с выдвижением основного жанрообразующего принципа, то с подчинением его элементам второстепенным, носящим формальный характер» [16, с. 35].

 

Если в цитируемом предложении изымается средняя часть, на месте изъятого текста ставится многоточие, заключенное в специальные скобки: <…>.

Пример

По мнению В.В. Кожинова, сонет возник как «выражение сложного, часто противоречивого, но все же законченного <…> лирического размышления» [12, с. 915-916].

 

Если автор курсовой работы использует идеи и мысли других авторов, излагаемые ими в разных местах публикации или ряда публикаций, то ставится ссылка на источник (источники), а номер страницы при этом не указывается, например: [7] или [24; 71].

Если приводится цитата, взятая не из первоисточника, а из работы другого автора, то ссылка дается на вторичный источник и оформляется следующим образом: [Цит. по: 11, с. 361].

Пример

И.Р. Бехер добавляет что «в чистом виде эта схема лишь редко встречается в сонете. Она бесконечно варьируется, но вместе с тем, если сонет претендует на то, чтобы считаться сонетом, полностью исключить ее нельзя» [Цит. по: 4, с. 47].

 

При ссылке на идеи, предложенные другими авторами, допустим пересказ мыслей своими словами. В этом случае кавычки не ставятся, однако также необходимо указать автора идеи и сделать ссылку на источник. В противном случае текст будет восприниматься как плагиат.

Пример

В зависимости от степени выраженности различных композиционных частей М.Л. Гаспаров выделяет четыре типа сонетов: полные (в которых можно выделить тезу, антитезу и синтез), упрощенные (без синтеза), однолинейные (развивают одну мысль) и четырехчленные системы типа «теза-антитеза-теза-антитеза» (слабый контраст между тезой и антитезой) [10, с. 306].

 

Корректное отношение к использованию чужих мыслей – залог качественного выполнения работы. В случае выявления плагиата курсовая работа к защите не допускается [2, 6].

 

2.2.2 Оформление таблиц, диаграмм и рисунков

 

Таблицы, рисунки используются для наглядного представления анализируемого материала. Они могут располагаться как непосредственно в тексте работы (желательно на одном развороте), так и выноситься в приложения. В случае помещения в тексте работы перед ними обычно дается ссылка на материал, представленный таблице или на рисунке.

Пример

На рисунке 1 представлено распределение сонетов с разным типом сюжета внутри цикла.

Таблицы оформляются следующим образом.

Слово «Таблица» (без кавычек) и ее номер (арабской цифрой, без знака №) располагаются по правому краю страницы. Точка после номера не ставится. Нумерация таблиц происходит по порядку, если в тексте только одна таблица, то она обозначается номером 1.

Далее, по центру следующей строки располагается название таблицы с прописной буквы полужирным шрифтом. Точка в конце названия не ставится.

Заголовки граф и строк оформляются с прописной буквы, подзаголовки – со строчной (если они составляют одно предложение с заголовком графы) или с прописной (если они составляют самостоятельное предложение). Точки в конце не ставятся.

Шрифт – 12 и менее, интервал – одинарный. Недопустимо оставлять в таблице пустые места, если данные отсутствуют, ставится тире или слово «нет». Единицы измерения данных указываются в заголовке графы [2]. Пример оформления таблицы см. в Приложении 3.

Диаграммы и рисунки. Оба типа наглядности обозначаются словом «Рисунок» или «Рис.» (без кавычек) и номером (арабской цифрой, без знака №), располагающимися под иллюстрацией по центру. После порядкового номера рисунка ставится точка. Нумерация по порядку, если в тексте только один рисунок, то он обозначается номером 1.

Название рисунка в этой же строке с заглавной буквы обычным или полужирным шрифтом. В конце названия точка не ставится.

Пример оформления рисунков см. в Приложении 3.

Содержание таблиц и иллюстраций комментируется в тексте научной работы. Не достаточно просто представить данные в виде таблицы или рисунка, необходимо их проанализировать или сделать соответствующие выводы.

 

Оформление списка используемой литературы

 

Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.100–2018строго по алфавиту. Источники на русском языке располагаются по алфавиту в начале списка, затем идут источники на иностранных языках также по алфавиту и с сохранением сплошной нумерации.

Помимо основного списка литературы можно выделить «Список иллюстративного материала». В него включаются те источники, которые содержат анализируемые тексты, например, статьи из журналов, художественные произведения.

Используемые в работе источники справочной информации (энциклопедии, словари, справочники) можно объединить под заголовком «Справочная литература» если их более двух единиц. В противном случае они включаются в общий список использованной литературы.

В списке литературы указывается автор, название источника. Далее указываются сведения о виде, жанре, назначении произведения, указание о том, что ресурс является переводом с другого языка, и т.п. Сведениям, относящимся к заглавию, предшествует знак двоеточие. Затем после знака «косая черта» приводится информация о лицах, участвовавших в создании данного ресурса. Далее следует информация о переиздании книги, год и место издания (город и издательство). Если автор ссылается на материалы всего источника (книгу, монографию), обязательно указывается общее количество страниц (например, «200 с.»). Если же используется только часть издания (статья из сборника), указываются интервалы страниц (например, «С. 12–15»). Далее указываются международный стандартный номер (ISBN), вид содержания (текст: непосредственный или текст: электронный)

Образцы оформления библиографического списка см. в Приложении4.

2.2.4 Приложения

 

Приложения должны быть оформлены как продолжение работы, нумерация страниц – сквозная. Каждое приложение оформляется с нового листа, в правом вернем углу листа прописными буквами указывается название раздела и его номер арабскими цифрами (например, Приложение 1). При необходимости, в основном тексте даются ссылки на приложения. В содержании перечисляются все приложения с указанием их номеров и заголовков (при наличии).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.254 (0.046 с.)