Актуальность темы исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Актуальность темы исследования



Под актуальностью понимается ее недостаточная изученность на настоящем этапе, а также ее современность. Она должна быть четко обоснована, например, в качестве аргументации можно сослаться на интерес к проблеме со стороны ученых на современном этапе, потребностью в разработке проблемы в данный временной период, наличием противоречий в теоретических и практических аспектах исследуемой проблемы.

Обоснованием недостаточной изученности темы должен стать краткий обзор литературы, демонстрирующий умение студента систематизировать и анализировать существующие источники информации по теме [2, 3, 4, 10].

Объект, предмет и методы исследования

Объект исследования – это процесс или явление, избранные для изучения, предмет – это качественная характеристика одной из сторон выбранного объекта, которая будет изучаться [2, 8]. Объект и предмет исследования тесно связаны с темой работы.

 

Пример

Тема «Образ дома в романе Ч. Диккенса «Домби и сын».

Объект исследования – творчество Ч. Диккенса.

Предмет исследования – особенности образа дома в романе «Домби и сын».

Тема «Форма мифа в современном романе как доминирующее свойство художественного языка ХХ столетия (на примере 1 из романов)».

Объект исследования – жанровые особенности мифа.

Предмет исследования – особенности функционирования мифа в романе ….

Цель и задачи исследования

Цель представляет собой конечный результат исследования, то, что планируется получить в конце. В начале формулировки цели обычно ставятся существительные «изучение», «рассмотрение», «создание»   и т.д.

Цель работы должны быть конкретизирована в задачах, которые можно рассматривать как ступени на пути к достижению цели. Задачи обычно формулируются при помощи глаголов и глагольных оборотов, например «изучить», «рассмотреть», «установить», «провести анализ», «создать модель», «выявить связь», и т.д. Задачи реализуются в конкретных частях работы. Количество задач – 2-4 [2, 10]. Задачи обычно располагаются в следующей последовательности: сначала формулируются теоретические задачи, связанные с изучением истории вопроса и его теоретической базы; затем идут задачи практического характера, направленные на последовательное достижение итоговой цели исследования.

Пример

Цель нашего исследования изучение особенностей функционирования формы притчи в современном зарубежном романе.

Для достижения цели данного исследования перед нами были поставлены следующие задачи:

1) изучить жанровые признаки притчи и романа;

2) обобщить особенности творческого метода …;

3) выявить и проанализировать черты притчи в романе ….

Методы исследования

Под методами исследования понимаются способы достижения результата в процессе исследования, решения конкретных задач и достижения цели.

Для решения теоретических задач исследования (теоретическая часть работы) используются такие теоретические методы как:

1) изучение и анализ научной литературы;

2) анализ категорий и понятий;

3) сравнительно-сопоставительный анализ источников, точек зрения и т.д.

Практические задачи, решаемые во второй части работы, требуют специфических для конкретной дисциплины методов. В случае с курсовой работой по дисциплинам «Литературные течения Великобритании и США XVI-XIX веков» и «Современные литературные течения Великобритании и США» практические методы исследования представляют собой инструмент для анализа художественного текста. Литературоведческие методы позволяют рассмотреть произведение в контексте его связей (биографический, социологический, психологический, сопоставительный, психоаналитический, рецептивный, мифопоэтика, историческая поэтика) или изолированно (формальный, теоретическая поэтика) [1, 6].

Для курсовой работы рекомендуется использовать следующие методы исследования.

1. Биографический метод позволяет выявить влияние биографии и личности автора художественного произведения на его творчество. Данный метод подразумевает сбор информации о биографии автора, его семье и среде, в которой формировались его религиозные, социальные и художественные взгляды. Особенно перспективным представляется использование данного метода при изучении лирических произведений, где авторское «Я» часто воспринимается как часть образа лирического героя.

Пример

Творчество Д.Г. Байрона может быть рассмотрено через призму его биографии, что позволит интерпретировать такие ключевые для него мотивы, как одиночество, бунтарство и т.д.

 

2. Культурно-исторический метод позволяет проследить связи произведения с исторической традицией. Он интерпретирует литературное произведение как отражение духа народа на конкретном этапе его исторического развития. Темы и сюжеты воспринимаются в тесной связи с историческим моментом, поэтому использование этого метода подразумевает глубокое знакомство с соответствующей исторической эпохой.

Пример

Творчество Дж. Оруэлла не может быть рассмотрено вне контекста эпохи конца второй мировой войны.

3. Сравнительно-исторический метод подразумевает сопоставление нескольких литературных произведений, направлений, течений, созданных в разных языковых культурах. Он позволяет выявить процессы, общие для художественных произведений разных эпох и народов, например образные архетипы. Сопоставление может быть направлено как на выявление сходств (темы, герои, жанры стиль), так и различий. Сравнительное литературоведение (компартивистика) изучает также проблемы перевода и позволяет составить картину национальных и интернациональных явлений в литературе.

 

Пример

С учетом интереса А.С. Пушкина к творчеству Д.Г. Байрона, сопоставление мотивов их лирических произведений может дать материал для сопоставления художественных взглядов двух поэтов.

 

4. Социологический метод исходит из понимания литературы как формы общественного сознания и исследует его идейную составляющую. Произведение может анализироваться «на фоне» общественной жизни, в нем выделяются исторические тенденции, влияние экономических и политических законов. С другой стороны может быть сделан акцент на восприятие произведения различными группами читателей. Во многом задачи, решаемые этим методом, сходны с задачами сравнительного литературоведения.

Пример

Классическим примером использования социального метода анализа художественного произведения может служить социальная интерпретация пьесы Н.А. Островского «Гроза», предлагаемая Н.А. Добролюбовым в его статье «Луч света в темном царстве».

5. Мифопоэтика включает методы, изучающие художественной образности в литературе. Мифопоэтика исследует связи литературных образов с архетипами, а также авторское представление о мире.

Пример

Данный метод может позволить выявить особенности авторского изображения мира викторианской Англии в романе Д. Фаулза «Любовница французского лейтенанта».

 

6. Психологический метод направлен на изучение внутренней жизни героев, особенностей читательского восприятия. Данный метод подразумевает изучение доминирующую в произведении точку зрения на описываемые события и формы ее раскрытия (исповедь, дневник, внутренний монолог, диалог, поток сознания, несобственно-прямая речь, сон и т.д). Этот метод эффективен для исследования характера персонажа, его национальных и личностных особенностей, менталитета.

Тесно связанный с ним психоаналитический метод позволяет интерпретировать произведение на основе психоанализа З. Фрейда.

Пример

Психологический метод может быть рекомендован для изучения психологического портрета главного героя романа Д. Фаулза «Маг» в контексте его восприятия себя как представителя английского национального характера.

 

7. Рецептивный метод анализирует восприятие читателем художественного мира автора, его воссоздание и пересоздание.

Пример

Изучение подходов к критическому анализу отдельного произведения в разные исторические периоды можно сделать выводы об особенностях его восприятия читателями разных эпох.

 

8. Теоретическая поэтика подразумевает комплексное изучение выразительных художественных средств литературы. Этот метод может служить базой для жанрово-стилевых, сюжетно-композиционных, мотивных исследований, а также для изучения проблем автора, героя, читателя.

Выбранные для исследования методы должны обеспечивать объективность полученных результатов, поэтому рекомендуется использовать вышеописанные методы не изолированно, а в комплексе.

Пример

Тема «Роль автора в современном зарубежном романе как художественная проблема»

Методы исследования:

1) теоретические

- изучение и сопоставительный анализ научной литературы;

2) практические

- психологический метод (анализ образа автора и способов репрезентации авторской точки зрения в произведении);

- биографический метод (изучение влияния личности автора и его биографии на произведение);

- сопоставительный метод (сопоставление особенностей репрезентации личности автора в нескольких произведениях одного/различных авторов);

- теоретическая поэтика (изучение функции выразительных средств в формировании образа автора).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.01 с.)