Основные проблемы конкуренции в России ХХ I в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные проблемы конкуренции в России ХХ I в.



 

В годы плановой экономики в нашей стране конкуренция не играла той роли, которая ей отводится при рыночных методах хозяйствования. С точки зрения организации плановой экономики концентрация производства в монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а конкуренция - источником хаоса и кризисов перепроизводства. Благодаря этому российская экономика превратилась не только в систему высокомонополизированных производств, но буквально в сумму гигантских промышленных натуральных хозяйств, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым: от вспомогательного производства до социальной сферы. В конечном счете, всё это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.

С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю

Сейчас в России парадоксальная ситуация: по мере расширения прав предприятий и ограничение властных полномочий органов управления, всё острей проявляется монополизм, который выражается в нарушении договорных обязательств, и участившемся натуральном обмене. Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных органов. Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная конкурентная среда. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства, она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам.

Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.

Антимонопольное регулирование - это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять свободную конкуренцию и контролировать цены.

Методы антимонопольного регулирования: ограничение монополизации рынка; постоянный государственный мониторинг; запрещение установления монополистических цен; сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизованных фирм.

Экономические меры: поощрение создания товаров - заменителей; поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса; привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли; финансирование мероприятий по расширению товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

В 2006г. в России принят Федеральный Закон «О защите конкуренции», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По решению ФАС доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.

Обычно государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий - монополистов. Нередко государство для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений ещё зависит от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.

В современных условиях главными функциями государства становятся организация экономического, правового и социально - политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства. Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др. Отсюда можно сделать вывод, что антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов. [9]


3.2 Россия в современном мире

 

Существуют разные международные рейтинги, по которым мы сравниваем себя с другими государствами - особенно известны рейтинг «Doing Business» (Ведение бизнеса)» и оценка Всемирного Банка. За последние три года позиция России спустилась на 7 ступеней. Это с учетом того, что в сфере ведения предпринимательской деятельности у нас произошли определенные улучшения. По некоторым параметрам наши показатели не так уж и плохи: например, по «обеспечению исполнения контрактов» Россия занимает 18-е место. В 90-е годы тема обеспечения исполнения контрактов была одной из ключевых, когда бизнес не доверял бизнесу. Но бизнес сумел выстроить такие отношения между собой, когда вопрос обеспечения выполнения контракта с помощью института государства не является уже такой большой проблемой. На 51-м месте из 183-х мы находимся по системе регистрации собственности. Все борются за инвестиции, за международные потоки капитала, и делают это быстрее. И то, что наша страна, объективно улучшая условия ведения бизнеса, опустилась в рейтинге, означает, что другие страны в таком улучшении идут гораздо более высокими темпами - и нам следует обратить на это внимание.

То же самое показывают и другие рейтинги, которые, так или иначе, оценивают уровень конкуренции. Например, по докладу Всемирного экономического форума (ВЭФ) «Глобальная конкурентоспособность 2009/2010», по показателю «интенсивность конкуренции» на товарных рынках страна заняла лишь 102-е место из 133-х, по уровню административных барьеров - 124-е место, по сложности таможенных процедур - 130-е место.

Сейчас Россия находится в таблице рейтинга между Черногорией и Румынией. По большинству показателей она оказалась в нижней части рейтинга. По данным экспертов ВЭФ, более или менее хорошо у России обстоят дела только с макроэкономической стабильностью (5,2 балла по 7-балльной системе), здравоохранением и начальным образованием (5,6 балла) и объему рынка (5,8 балла). Самыми большими недостатками России названы коррупция, сложный доступ предприятий к финансированию, низкие гарантии защиты прав собственности и налоговое регулирование.

 

Таблица №1 Рейтинг Всемирного экономического форума

 

THE GLOBAL COMPETITIVENESS INDEX 2009-2010

THE GLOBAL COMPETITIVENESS INDEX 2008-2009
СТРАНА РЕЙТИНГ ОЦЕНКА РЕЙТИНГ
Швейцария 1 5,60 2
США 2 5,59 1
Сингапур 3 5,55 5
Швеция 4 5,51 4
Дания 5 5,46 3
Финляндия 6 5,43 6
Германия 7 5,37 7
Япония 8 5,37 9
Канада 9 5,33 10
Нидерланды 10 5,32 8
Гонконг 11 5,22 11
Тайвань 12 5,20 17
Великобритания 13 5,19 12
Норвегия 14 5,17 15
Австралия 15 5,15 18
Франция 16 5,13 16
Мексика 60 4,19 60
Турция 61 4,16 63
Черногория 62 4,16 65
Российская Федерация 63 4,15 51
Румыния 64 4,11 68
Уругвай 65 4,10 75
Ботсвана 66 4,08 56
Казахстан 67 4,08 66

 

Схожую картину демонстрируют и данные российских исследований, их тоже немало. Назову еще несколько цифр, также из наших исследований - от Федеральной антимонопольной службы, которая делает доклады по состоянию конкуренции, что происходило в последнее время, по некоторым рынкам. Например, рынки полезных ископаемых всегда характеризовались высоким уровнем концентрации капитала, но за последние 10 лет количество малых компаний в этом секторе сократилось вдвое: с 10% до 5%. В то время как во многих странах, к примеру, в США, эта доля доходит до 50%. То есть, на любом рынке есть ниша для малых компаний, а она у нас, к сожалению, сокращается - и все это, конечно, определенным образом влияет на конкурентный климат. Мы осознаем все эти проблемы, поэтому уже начали проводить встречи во многих регионах, чтобы вместе формировать эффективную политику действий по развитию конкуренции.

Создание благоприятного предпринимательского климата требует учета местной специфики, местного состояния бизнеса. Примерно треть регионов - а это не такой уж плохой показатель, - подготовила действительно перспективные программы. В их числе Пермский край, Вологодская область, Москва, Белгородская, Кировская, Воронежская области и другие. Лучшие практики в регионах изучаются, чтобы обмениваться опытом, выставлять его на обсуждение.

Но надо также признать, что в ряде регионов к подготовке программ относятся как к формальности, к составлению бумаг-отписок - не проходят эти программы и серьезных обсуждений с бизнесом в регионах. Это во многом сводит к нулю действенность таких программ.

Очень важной представляется также дискуссия о новой конкурентной стратегии Москвы.

Москва - это, во многом, «увеличительное стекло», в котором хорошо видны все общероссийские проблемы, мешающие развитию конкуренции: это и зарегулированность, и определенный протекционизм определенного бизнеса, и административные барьеры, которые можно даже образно назвать «противотанковыми укреплениями», через которые «враг» (то есть бизнес) не должен пройти. Все это есть во многих регионах. Но Москва, действительно, очень показательна. [11]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.007 с.)