Пути решения проблем конкуренции в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути решения проблем конкуренции в России



 

Плюсы конкуренции очевидны: это низкие цены для потребителя, это богатство выбора и высокое качество - конкуренция задает параметры высокого качества. И все это, в конечном счете, отражается на масштабах экономического роста, на создании рабочих мест. Преимущества очевидны, их теоретически понимают все - но, к сожалению, надо признать, что ценность конкуренции пока еще недостаточно укоренена в нашем российском обществе.

Общественный запрос на конкуренцию пока слаб - и, на мой взгляд, это один из главных тормозов экономического развития. Должен возникнуть общественный запрос, для того чтобы были конкретные действия. До сих пор специфичность взгляда бизнеса на конкуренцию была такой: в выигрыше оказывается тот, кто имеет наиболее короткий доступ к чиновнику, который олицетворяет государство - по сути, конкуренция здесь идет не за потребителя, а за доступ к чиновнику. И сколько бы мы ни говорили о ценностях конкуренции, люди будут воспринимать эти слова, в лучшем случае, как некую отвлеченную абстракцию, в худшем - как лукавство. Слова надо подкреплять делом, поэтому необходимо создавать условия, при которых путь к успеху, сам успех лежал именно через конкуренцию, борьбу за потребителя, конкуренцию на рынке, а не через чиновничий кабинет.

Чтобы общественный запрос на конкуренцию окреп, а сама конкуренция вошла в число неоспоримых ценностей, следует действовать сообща и не ожидать действий только от государства - будь то федеральная или региональная власть. Важно поменять отношение к предпринимательству в целом, обратить внимание на то, какие выгоды приносит стране предпринимательство, дает возможность выбирать качественный товар по оптимальной цене.

Часто у нас в стране отсутствие конкуренции объясняют унаследованной структурой экономики, что в ней много секторов, где доминируют крупные предприятия, поэтому такой естественный монополизм - это естественное существование крупных предприятий, которые должны конкурировать на мировых рынках. Но надо признать, что у нас - это показывает статистика и все опросы, - низка конкуренция и в тех секторах, которые не относятся обычно к тем, которые требуют крупного размера предприятия. Плюс к тому, структуру экономики надо постепенно менять и диверсифицировать.

Конечно, конкуренция требует особого ухода и особого климата. Благоприятный инвестиционный, предпринимательский климат - это основа, на которую должна налагаться антимонопольная политика. Поэтому правительство в последнее время очень активно начало этим заниматься, но, безусловно, создание благоприятного инвестиционного климата и его улучшение требуют определенного времени. Тем не менее, уже сокращено число проверок для малого бизнеса, разработан и принят порядок уведомительного начала ряда видов, сокращаются и упрощаются порядки лицензирования. Разработаны правила недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта, к услугам в аэропортах - нужна соответствующая правоприменительная практика. Функционирует система электронных торгов в сфере госзаказа.

Мы много говорим об административных барьерах, о необходимости их устранения. Но важно устранить главный барьер - барьер на пути взаимопонимания между властью и бизнесом. Такой диалог должен быть константой нашего взаимодействия. Власть одна не может развивать конкурентную среду. Для развития конкуренции не могут быть запросы только к власти - это должно быть изменение поведения, как власти, так и бизнеса.

Пока уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Называются несколько причин:

)   Приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;

)   Принудительная реструктуризация предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;

)   Малый бизнес так и не получил должного развития. Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания технологических и экономических проектов. У него больше возможностей манипулировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в её успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за инновации.

Как показывает зарубежный опыт, чем выше доход малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и больше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью.

Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же всё это остаётся благим пожеланием из-за скудности госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.

Для демонополизации экономики и развития конкуренции необходимо:

)   Наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г. Финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд. рублей);

)   Ввести жёсткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России;

)   Совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;

)   Согласовать антимонопольное законодательство стран СНГ, адаптировать их конкурентную политику к международным принципам и правилам.

Методы антимонопольной политики.

Ограничительные меры. Они предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичными (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтоб создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие. Российский монополизм проявляет своё антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрёстному субсидированию за счёт прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.

Внеправовые действия органов власти имеют экономическую подоплёку, желание угодить "своим" предприятиям или тем, кто обещает финансовую поддержку на выборах. Между тем, законодательство запрещает должностным лицам государственной власти и управления, во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия; во-вторых, самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций на общих собраниях акционеров; в-третьих, совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов. [10]

 


Заключение

 

Конкуренция представляет собой соперничество, состоящее между участниками рыночной экономики за приобретение наиболее благоприятных условий своего хозяйствования. Формы такого соперничества могут быть самые различные, однако существует объективная потребность не только глубокого познания закономерностей и условий зарождения этого соперничества как формы движения капитала, бизнеса, но и установления границ, сдержек этих форм движения хозяйственной деятельности.

Рыночная конкуренция за выживание и экономическое процветание между предпринимателями принимает более цивилизованную форму, если эта борьба подчиняется регулированию со стороны общества в лице государства.

Конкуренция, как она себя проявляла во все времена, представляется как "война всех против всех". Эта война выглядит так:

Первый фронт мы видим среди продавцов, цель которых продать свои продукты недорого. Побеждает тот, кто может без ущерба для своего бизнеса, продать товар дешевле.

Второй фронт развертывается в рамках взаимодействия покупателей, которые стремятся приобрести товары по меньшей цене. Побеждает тот, кто может предложить за товар более высокую цену.

Третий фронт - это взаимодействие объединенных продавцов с объединенными покупателями. Выигрывает тот фронт, который оказывается более сплоченным в проведении своей политики в отношении уровня цен. Исходом указанной борьбы в тот или иной период является установление общей цены на однородные продукты. Конкуренция в данном случае выступает в качестве силы, уравнивающей рыночные цены, устанавливает общественные цели.

Конкуренция при всех ее положительных и отрицательных сторонах, является важным элементом рыночного механизма саморегулирования. Рынок является индикатором общественно необходимых потребностей общества в соответствующем количестве материальных благ.

С другой стороны рынок сигнализирует о состоянии и потенциальных возможностях общественного производства в созидании необходимых обществу материальных благ.

В рыночной конкуренции проявляется действие закона стоимости. Под его воздействием одни производители товаров успешно выдерживают противодействие своих конкурентов и прогрессируют в своем развитии, другие разоряются и сходят со сцены участников рыночной конкуренции.

Свободная конкуренция свойственная существованию большого количества независимых форм может принимать другие формы, которые сами по себе представляют полную ее противоположность. Такой противоположностью может быть монополия или олигополия.

Монополия как особое состояние поставщика товаров или услуг характеризуется тем, что продавец обладает возможностью диктовать свои условия продажи товаров.

В разных странах в различное время существовали различные виды монополий. Эти виды формируются под влиянием различных факторов: времени, пространства, форм взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности, входящих в монополистическое объединение.

Естественные монополии представляют собой хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении или управлении редкие и свободно не воспроизводимые материальные блага или услуги - земли, полезные ископаемые, газ, электричество и т.п.

Случайные, временные монополии, которые возникают благодаря случайным обстоятельствам, могут создаваться в условиях, когда появляется исключительная возможность изготовлять или продавать определенный вид продукции или располагать лучшими факторами производства - техникой, технологией, рабочей силой. Примером таких монополий могут служить крупные японские фирмы по производству видеотехники.

Устойчивые монополии характеризуются особым разнообразием организационной структуры и управлением.

 


Список использованной литературы

 

1. Майкл Портер. Конкуренция. М., «Вильямс», 2005.

.   Баранова Л.Я., Левин А.И. Потребности, доходы, потребление. Экономичекий словарь-справочник. М., «Экономика», 1988.

.   Баскакова М.А. Толковый юридический словарь бизнесмена (русско-английский, англо-русский). М., «Финансы и статистика», 1994.

.   Бернар И., Колли Ж.-К. «Толковый экономический и финансовый словарь», тт. 1,2. М., «Международные отношения», 1994.

.   Камаева В.Д. Экономическая теория. М., «Владос», 2002.

.   Басырова З.А. Экономическая теория/ Учебник. М., «ИНФРА-М», 2005.

.   Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М., «ГНОМ и Д», 2001.

.   Гордон Ян. Целевая конкуренция. М., «Вершина», 2006.

.   Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. М., «Маркет ДС», 2010.

.   http://www.economy.gov.ru - сайт министерства экономического развития РФ.

.   http://www.financialblog.ru - финансовые новости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.015 с.)