Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список использованных источников

Поиск

 

1. Этноконфессиональные процессы в Беларуси и формирование патриотизма. - Мн: ИООО Право и экономика, 2004

2. Гродно. Энциклопедический справочник. - Мн.: БелСЭ: Редкол. (гл. ред. Шамякин И.), Белорус. Сов. Энцикл., 1989. - 438 с

.   Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе. - Гродно, 2003.

4. Хрысціанства ў гістарычным лёсе беларускага народу. Пад рэд. Марозавай С.В., Ярмусік Э.С., - ГрДУ, Гродна, 2008.

5. Ксендз и красота. Туризм и отдых, №14 (499), 14 апреля 2005года.

.   По ступеням столетий. "Гродненская правда", № 116, 03 октября 2007 года.

7. Христов Т.Т. Религиозный туризм. Учебное пособие. - М.: Издательский центр "Академия", 2005.

.   Архітэктура Беларусі: энцыклапедычны даведнік. - Мн.: БелЭн, 1993.

.   Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебник. - Мн.: Новое знание, 2004.

.   Религиозные традиции мира. В 2-х Т. Т.1. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.

.   Чантурия Ю.В. Градостроительное исскуство Беларуси во второй половины XVI - первой половины ХІХ вв.: Средневековое наследие, Ренесанс, барокко, класицизм. - Мн.: Бел. наука, 2005.

.   История религий в 3 Т. Т.2-3/Под ред. Д.П. Шантепи де ля Соссей. - М.: Искусство, 1992.

.   Христов Т. Религиозный туризм. - М.: Academia, 2007.

.   Оливер П.101 мировая идея: Мировые религии. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

.   Экскурсоведение. Савина Н.В., Горбылева З.М. - Минск, 2004.

.   Тихонравов Ю.В. Религии мира. М., 1996.

.   Гісторыя Беларускага мастацтва. - Т.2: Другая палова XVI - канец XVIII стагоддзя: У 6 т. / пад. рэд.Я.М. Сахута.

.   Старостенко, В.В. Религия и свобода совести в Беларуси: очерки истории. - Могилев: УО "МГУ им А. Кулешова, 2011

.   Духовное и культурное Возрождение XIV века и судьбы Восточной Европы. Иоанн Мейендорф. Православие и современный мир. Минск: "Лучи Софии", 1995

.   Национальная программа развития туризма на 2006-2010 гг. от 31.08.2005 г. // Туризм и отдых.1.09.2005г.

.   Швед В.В. Горадзен. Аповяды з гісторыі горада (10 ст. - сярэдзіна 16 ст.). - Гродно, 1996.

.   Бабкин А.В. Специальные виды туризма. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.


Приложения

 

Приложение А

 


Приложение Б

Технологическая карта экскурсии на тему "Конфессии народа Беларуси"

Методическая разработка обзорной экскурсии "Конфессии народа Беларуси"

Название экскурсии: " Беларусь - обитель всех конфессий…"

Вид: комбинированная (автобусно - пешеходная)

Состав: массовая аудитория

Продолжительность: 9 часов

Протяженность: 160 км

Я.В. Авдеева _______________ 12.12.2013

Минск 2013

Название экскурсии: " Беларусь - обитель всех конфессий…"

Цель экскурсии: воспитать умение ценить различные религиозные предпочтения белорусского народа, способствовать развитию уважения к многонациональной нации с ее богатым историческим прошлым.

Задачи экскурсии: познакомить экскурсантов с религиозными обрядами и обычаями Беларуси, представить вниманию зрителя конфессиональную ситуацию области и памятники различных конфессий.

Маршрут экскурсии: место приема группы - Лютеранская церковь (кирха) в Гродно - Собор Святого Франциска Ксаверия - Борисоглебская церковь - переезд в Ивье - Мечеть в Ивье - Петропавловский костел - Гродно.

Общие методические указания:

экскурсия должна быть яркой, нести большой эмоциональный заряд;

необходимо донести до аудитории атмосферу того или иного исторического промежутка времени;

экскурсия требует умелого сочетания общего и локального материала, правильной его дозировки;

экскурсовод должен дифференцированно подходить к изложению материала, учитывая состав группы, профессиональные особенности, уровень подготовки.


Приложение В

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ НА ТЕМУ "КОНФЕССИИ НАРОДА БЕЛАРУСИ"

Вступление

Добрый день, дорогие экскурсанты! Меня зовут Яна Вячеславовна, и сегодня я буду вашим экскурсоводом.

Я предлагаю вам осуществить путешествие по местам, которые помогут нам разобраться в историко-культурном наследии нашей страны, в сложных и противоречивых конфессиональных предпочтениях белорусов проникнуть в ее прошлое.

Мы с вами побываем в Гродно и Гродненской области, в местах, которые привлекают паломников различных стран и представляют историческую и духовную ценность для Республики Беларусь.

У вас появится возможность познакомиться с различными религиозными направлениями, окунуться в мир определенных религиозных учений, оценить конфессиональные предпочтения наших соотечественников. Вы услышите рассказы об особенностях того или иного вероисповедания, о различных типах поведения приверженцев той или иной религии, их обрядах и культовых действиях. У вас будет уникальная возможность прикоснуться к святым местам, почувствовать сверхъестественное и таинственное, оказаться во власти духовной силы и погрузиться в атмосферу полного умиротворения.

Введение

По последним исследованиям население Республики Беларусь больше всего доверяет духовенству и власти. Казалось бы, кто, если не они должны дать пример любви к своему народу, его традициям, языку не на словах, а на деле. Религия является цементирующим звеном любого этноса. Рождение многих этносов начиналось с усиления религиозных настроений.

На протяжении долгих 70 лет в Беларуси насаждался атеизм. Большинство храмов, монастырей, костелов было закрыто и разрушено. В тех, которые сохранились, размещались театры, музеи, склады. Священнослужители преследовались властями, религиозное обучение детей было запрещено законом не только в школе, но и дома. Несмотря на все это, многие верили в Бога, с великим риском сохранялись святые реликвии, вынесенные из храмов.

Сложная история страны привела к тому, что в настоящее время в Беларуси представлены практически все христианские конфессии. В настоящее время в составе Белорусского Экзархата восстановлены исторические православные епархии (Минская, Полоцкая, Могилевская) и создано шесть новых, а также три католических епархиальных управления и исламский муфтият, а также воссоздано 10 монастырей. При школах открыто 138 церковноприходских и воскресных школ.

Несколько столетий на территории Беларуси христиане жили бок о бок с мусульманами и иудеями. Сегодня в республике функционирует 20 исламских и 15 иудейских общин. В последние годы появились общины кришнаитов, дзэн - буддистов и многие другие общины.

Согласно исследованиям экспертов, в настоящее время 40% населения Беларуси остались атеистами.

Все религии оставили на белорусской земле не только духовный, но и материальный след. В древней языческой архитектуре были распространены "капища" - специальные площадки с "кумирами" - идолами, которые окружались оградой и серповидными рвами для очистительного огня.

В Беларуси православие началось со строительства крестово-купольных храмов византийскими мастерами. С XII века сохранилась Гродненская Борисоглебская церковь на Коложе - шедевр творческого переосмысления восточно-христианских канонов.

Католичество принесло в Беларусь западный образ мышления и западные вкусы. Троицкий костел в Ишкольди (конец XV века), костел бригиток в Гродно (XVII век), Красный костел бернардинок (XVII век) являют собой яркие примеры европейских архитектурных стилей - готики, барокко, ренессанса, неоготики, адаптированных к местным условиям.

Христианские храмы часто возводились в комплексе с монастырями, коллегиями, семинариями. Монастыри, часовни возводились в честь великих религиозных деятелей и поборников веры (Трех Виленских мучеников, Святого Георгия Конисского), реальных исторических событий (освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, восстание 1863 года), а также в честь чудесных явлений и знамений. Так, один из важнейших религиозных центров - Жировичский мужской монастырь - был заложен на месте явления Божьей Матери. К святому источнику не только православные, но и приверженцы других религий питают глубокое благоговение.

Мечети в Беларуси были в основном деревянными. В настоящее время сохранилась лишь одна из них, возведенная 150 лет тому назад в поселке Ивье. Сегодня на территории Республики Беларусь проектируются и возводятся новые здания мечетей (в Минске и Гродно). В прошлом в городах и местечках Беларуси было множество синагог, сейчас же иудейские общины используют молельные дома в приспособленных помещениях.

1. Лютеранская церковь (кирха) в Гродно

Гродно - один из старейших городов Беларуси. Его история насчитывает более 800 лет. Уже во времена Древней Руси город стал ее важным бастионом на северо-западном рубеже. С этим связывают и происхождение самого названия города, возникшего от слова "городить". В древних летописях он упоминает часто под именем Городно или Городень.

Скупые строки древних летописец донесли до нас сладость побед и горечь поражений городничан, но всегда Гродно сохранял за собой славу политического, экономического и культурного центра западнорусской земли.

В XII и первой половине XIII в. Гродно был центром удельного княжества. В середине XIII в. он попал под власть литовских князей, но вскоре был отвоеван и вошел в состав Галицко-Волынского княжества. Затем вновь и надолго входит в состав Великого княжества Литовского.

В XV в. Гродно превращается в крупнейший торгово-ремесленный центр Беларуси, а с XVI в. становится резиденцией великих литовских князей, затем польских королей (Витовт, Баторий). Все это благоприятствует как укреплению оборонной мощи старой цитадели, так и широкому размаху городского строительства.

Во второй половине XVII в. и первой половине XVIII в. в связи с усилением крепостничества и развитием фольварочно-барщинной системы в Гродно наблюдается общий хозяйственный упадок. Ему способствовали и частые разорительные войны, которые вела тогда Речь Посполитая. С конца XVIII в., после воссоединения Беларуси с Россией, Гродно устанавливает тесные экономические и культурные связи с русскими городами.

Развитие города изначально шло от замка, расположенного на высоком холме у впадения реки Городничанки в Неман на восток на север (вдоль рек). Планировка улиц не получила регулярной системы; она была привязана к сложному рельефу города и главным его компонентам - торговой площади и замку.

Торговая площадь расположилась в двух кварталах от замка. На нее выходили семь улиц города, в том числе все основные, связанные с загородными дорогами и мостом через Неман. Центральное место на площади заняла ратуша, вокруг расположились дома знати, крупных торговцев, здесь же возвышались приходские церкви, костелы, монастыри.

В культурном наследии Гродно ведущую роль играют его замечательные архитектурные ансамбли. В них соседствуют памятники различных эпох и стилей, в которых нашла свое отражение сложная история города.

Сохранились памятники древнерусского зодчества (остатки крепостных стен и башен, Нижняя и Борисоглебская церкви), готики, ренессанса и барокко (бернардинский костел и монастырь, Старый замок), барокко (иезуитский, бригитский и францисканский монастыри с костелами), классицизма (дом вице-губернатора Максимовича), псевдоготики (лютеранская кирха), псевдорусской архитектуры (Военный собор), модерна (бывший дом Тальгейма), конструктивизма (Дом офицеров) и других самых разнообразных направлений.

Помимо уникальных зданий, представляющих определенную историческую эпоху с выраженными чертами того или иного типа, в центральной части города сохранились небольшие каменные постройки, которые во многом являются характерными для Гродно. Это прежде всего - двух и трехэтажные жилые дома с мансардами (улицы Комсомольская, Олега Кошевого и др.).

Первостепенное значение в культурном наследии имеют памятники, расположенные на Замковой горе, объявленные сейчас историко-археологическим заповедником. По ним можно проследить, под воздействием каких влияний начала развиваться белорусская архитектура, как веками формировался ее национальный характер.

Гродненские монастырские комплексы с костелами и церквами в прошлом несли и оборонную функцию, поэтому не случайно в структуре города они заняли узловые места на основных улицах и главной площади. Значимость памятников XVI-XVIII вв. определяется не только их высоким художественным уровнем, развитой и силуэтной композицией, но и тем. что они закрепили на столетия главные направления улиц и каркас архитектурно-планировочной основы центрального района.

На территории Гродно и его пригородах сохранилась еще не одна историко-архитектурная достопримечательность. Среди них, например, произведения известного зодчего Д. Сакко - Станиславовский усадебный дом с парком и Августовский дворец, бывшая летняя резиденция польского короля Августа Понятовского. Это небольшие барочные постройки с некоторыми чертами архитектуры классицизма восходят к 60-70-м годам XVIII в. Ныне дворец сохранился фрагментарно, а усадебный дом находится в хорошем состоянии и приспособлен как учебное здание.

Исторический центр Гродно имеет ряд особенностей. Градостроительная композиция его формировалась с учетом живописного природного ландшафта - холмов, пойм рек и оврагов. Древняя планировочная структура города не испытала влияния регулярных преобразований конца XVIII - первой половины XIX в. Большое значение для формирования облика современного Гродно имеют сохранившиеся архитектурные памятники и другие ценные в историко-архитектурном отношении застройки. Поэтому при разработке проекта реконструкции центра Гродно принималось во внимание богатое историко-культурное наследие этого города.

После укрепления позиций Российской империи в Европе, началась волна культурной и религиозной пропаганды её достижений. В XIX веке в городе наблюдалась тенденция к русификации и дискриминации польскоязычного населения, а также к усилению позиций православной церкви. Один из костёлов - Фара Витовта - был превращён в православный Софийский собор, монастырь бернардинок, основанный в 1621 году - в Борисоглебский мужской монастырь, униатский женский монастырь базилианок, основанный в 1633 году - в Рождество-Богородичный женский монастырь. Изо всех католических монастырей было оставлено два: францисканский мужской и бригитский женский.

С сентября 1944 года Гродно - центр Гродненской области Белорусской ССР. Хотя город сильно пострадал в результате войны, большую часть достопримечательностей города удалось сохранить. Однако после войны было снесено много исторических зданий, например, в 1961 году, как аварийный, взорван костёл XIV века Фара Витовта, разобран женский монастырь бернардинок, на месте которого в 1977-1984 возвели здание областного драмтеатра. Быстрое восстановление разрушенной немецкими войсками промышленности и активное строительство инфраструктуры способствовало развитию города.

С 1991 года город в составе Республики Беларусь. В рамках программы по благоустройству белорусских городов начаты активные работы по восстановлению исторического облика города. Восстановлены ботанический сад, "Швейцарская долина" на территории парка имени Жилибера, обновлен Коложский парк, в 2006 году завершена реконструкция центральной (Советской) городской площади, запланирована реконструкция замков и Коложской церкви.

В Гродно жили такие люди, как писательница Элиза Ожешко, король польский и великий князь литовский Стефан Баторий, поэт Максим Адамович Богданович и писатель Василь Быков.

В Гродно на настоящий момент 18 конфессий. Также свои епархии имеют Белорусская православная церковь и Римско-католическая церковь.

В Беларуси число протестантов составляет всего лишь около одного процента от общего числа верующих. Сейчас в Беларуси около трех тысяч религиозных организаций, подавляющее большинство из них христианские. Только 3% приходится на организации иудеев, мусульман, кришнаитов и бахаи. Что касается протестантов, то количество их общин составляет порядка 30% от общего количества религиозных организаций. Но по нашей регистрационной норме, оговоренной в Законе о свободе совести и религиозных организациях, организацию зарегистрируют только в том случае, если в ней будет состоять не меньше 20 человек. Есть общины, которые существуют на определенной территории очень длительное время, иногда и веками, но они не учитывают своих членов. Но говорить о том, что протестантизм в Беларуси набирает обороты, немного преждевременно.

Наибольший рост протестантских организаций происходит в традиционных регионах - Брестской и Гродненской областях, в южных регионах Минской области. Например, лютеранских общин, традиционных для нашей страны, в Беларуси всего 27. По республике лидируют христиане веры Евангельской - порядка 500 организаций, адвентисты - 73 организации, баптисты - около 300 организаций. Общая численность протестантских общин составляет чуть меньше тысячи. Протестантские общины в Беларуси:

Пятидесятники - 482;

Баптисты - 257;

Адвентисты - 69;

Харизматы - 55;

Лютераны - 22.

Августинский католический монах и профессор богословия в Виттенбергском университете Мартин Лютер выступил с протестом против индульгенций и других злоупотреблений Католической Церкви и в 1517 году начал проповедовать новое учение, отторгнувшее от католичества более половины немцев. Учение стало называться лютеранством.

Лютеранские идеи пришли в Польшу из соседней Германии и быстро начали повсеместно распространяться. При короле Сигизмунде I лютеранство в Польше было строго запрещено, но его сын, великий князь литовский и король польский Сигизмунд II Август, увлекся лютеранством и покровительствовал ему. Новое учение захватило широкие круги польской шляхты, несмотря на противодействие польско-латинского духовенства.

Восставший против католичества народ сжигал латинские храмы и не щадил православных церквей. Восточные пруссы приняли протестантизм в 1525 году. В это же время протестантизм начал распространяться в Аукштоте и Жмуди, откуда перешел в Беларусь.

Первым проповедником лютеранства в Беларуси стал в 1539 году Аврам Кулева. Он был родом из Литвы, образование и ученую степень доктора богословия получил в Германии, где был посвящен в сан римско-католического священника. Возвратившись в Вильно, начал распространять не римское, а лютеранское учение. В Вильно он открыл школу и собрал в ней учеников, которых обратил в лютеранство. В 1542 году, по просьбе виленского католического епископа Павла Гольшанского, король выдал грамоту, чтобы Кульва был предан суду. Узнав об этом, Кульва тайно скрылся и приехал в Кенигсберг. По воле прусского магистра Альберта I он был назначен профессором богословия в новооткрытом кенигсбергском университете.

После отъезда Кульвы проповедником лютеранства в Вильно стал Ян Винклер или Виклер. Сперва он был римо-католическим проповедником в костеле св. Анны в Вильно. Но когда открылось, что в своих проповедях он критиковал римско-католическое учение, епископ запретил ему проповедовать и служить, а позднее даже входить в костел. Винклер нашел себе богатого покровителя купца Морштина и в его доме открыл лютеранскую молельню, в которой еще смелее продолжал выступать против заблуждений Римско-Католической Церкви. Его слушателями были преимущественно немцы, для которых он проповедовал по-немецки, хорошо зная этот язык. Резкие нападки Винклера на Римскую Церковь ополчили против него виленских католических фанатиков. Он не прекращал лютеранской пропаганды до кончины своего покровителя, после чего уехал из Вильно. Образовавшаяся здесь лютеранская община около 1560 года построила кирху на Немецкой улице, которая просуществовала до 1944 года. Надо отметить, что лютеранство не имело много последователей в Беларуси: его принимали почти одни только немцы, и нет свидетельств тому, чтобы оно увлекло кого-либо из белорусской шляхты.

Первая евангелическая церковь в Беларуси была основана в Бресте в 1553 г. К концу XVI в. в Великом Княжестве существовало около 10 лютеранских приходов. После Второй мировой войны все лютеранские приходы на территории Беларуси были ликвидированы.

Евангелическо-лютеранская община была сформирована в Гродно в далеком 1779 году. Ее образовали лютеране немецкого происхождения, которые приехали в город по приглашению старосты. Цель этого приглашения состояла в том, чтобы организовать королевские мануфактуры и наладить работу на них.

История знаменитой гродненской кирхи берет начало 20 сентября 1793 года. Тогда король Станислав Август решил преподнести местной общине лютеран-протестантов здание под храм. Изначально эта постройка использовалась в качестве таверны и имела три этажа. После ее перестроили в кирху.

Поскольку большую часть лютеран в Гродно составляли немцы, то и первые службы велись именно на немецком языке. В 1843 году здание кирхи достроили. Рядом с церковью по разрешению местных властей появилось лютеранское кладбище, первое в городе. Кроме того, при кирхе стала действовать евангелическая школа, в 1873 году, религиозный комплекс пополнился колокольней с часами. Однако нынешний вид кирха приобрела только в 1912 году.

В советское время кирха не использовалась по назначению. Власти разместили в ней архив и, пытаясь стереть из памяти людей любые воспоминания, связанные с лютеранским храмом. Кладбище, где лютеране хоронили верующих, уничтожили, а во время Первой мировой войны здесь хоронили погибших солдат.

Новая жизнь кирхи началась в 1995 году, когда ее отреставрировали и обновили все прилегающие к нему постройки. На сегодняшний день кирха в Гродно является единственным лютеранским храмом во всей Беларуси. Сейчас здесь не только проводятся службы, но и проходят венчания с соблюдением лютеранских канонов.

Единственное украшение кирхи - витражи на окнах, которые оформлены различными узорами, орнаментами и символами. Главным лютеранским символом является роза, внутри которой размещается сердце с крестом. О начале службы в храме возвещает старинный колокол, который приводит в действие потомственный звонарь. К ценным сохранившимся предметам можно отнести кованую купель, колокол, которыми пользуются по сей день, и часы в главной башне, которые, к сожалению, уже около 50 лет молчат. Во время планируемой реконструкции будут восстановлены утраченные элементы кирхи, самый важный из которых - разрушенный шпиль, оканчивающийся крестом. Есть несколько версий, почему со временем шпиль был убран. Так, по одной из них этот элемент делал кирху выше куполов Покровского собора, что вынудило лютеран искусственно уменьшить высоту здания, жертвуя таким прекрасным элементом. По другой версии шпиль пропал в результате боев во время Великой Отечественной войны, когда немецкого снайпера убили вместе этой с частью кирхи.

.   Собор Святого Франциска Ксаверия

Католичество официально пришло на Беларусь в конце XIV в. В 1387 г. указом Ягайлы было основано Виленское бискупство, которое охватывало почти все белорусские земли. С конца XIV в. до середины XVI в. было создано 259 парафий (приходов). Возникают первые католические монашеские ордена: францисканцев (Лида, Старые Ошмяны, Пинск), августинцев (Брест, Быстрица), бернардинцев (Полоцк). В XVI-XVIII веках на Беларуси действовало 18 мужских и 7 женских католических орденов, среди которых особо выделялся орден иезуитов.

После присоединения белорусских земель к Российской империи была создана в 1773 г. Белорусская католическая епархия с центром в Могилеве. Католическое духовенство принимало активное участие в национально-освободительном движении XIX в., за что подвергалось репрессиям со стороны правительства Российской империи: закрывались католические костелы и монастыри, верующих католиков принудительно переводили в православие, ксендзов-участников восстаний казнили или ссылали.

При Советской власти правовое положение католической церкви не отличалось от православной: католическое духовенство также сильно потерпело от репрессий.

В годы Великой Отечественной войны католическое духовенство поддерживало Армию Краёву (Польша). После войны более 300 ксендзов, спасаясь от преследований Советской власти, выехало в Польшу.

В конце 1980-х годов началось каноническое оформление католической церкви в Беларуси: в 1989 г. образована Белорусская католическая епархия, в 1991 г. созданы 3 римско-католические епархии (Гродненская, Пинская, Минско-Могилевская). В настоящее время римско-католическая церковь объединяет 433 общины, в республике действуют 4 римско-католические епархии и Конференция католических епископов, 7 женских монастырей. Кроме того, работают две высшие католические духовные семинарии. На территории Беларуси имеется 340 действующих костелов и еще 36 костелов строится. Некоторые белорусские костелы стали местом международного паломничества, например, костел в Будславе (XVI век), где хранится чудотворная икона Божьей Матери. При костелах работают 300 воскресных школ; католическая церковь активно занимается благотворительностью. Одним из производящих впечатление произведением архитектурного искусства XVII-XVIII в. в Гродно является собор Святого Франциска Ксаверия или фарный костел.

Костел начали строить еще в далеком 1678 году, но строительство сильно затянулось, поэтому освящение, на котором присутсвовали кароль Речи Посполитой Август II и российский царь Пётр I, провели только в 1705 году. Фарным, т.е. приходским храм стал в 1783 году.

Когда-то комплекс зданий костела и монастыря занимал целый квартал в самом центре Гродно, при этом костел был самым богатым во всей Речи Посполитой. В комплекс застройки входили коллегиум, аптека, библиотека и множество подсобных помещений. Высота костела составляет примерно 50 метров.

В одной из башен костела расположены самые старые действующие часы Европы. Механизм часов изготовлен в конце XV столетия.

Первоначально главный фасад был очень прост, две его башни были лишены пластики, свойственной развитому барокко. Ныне фасад представляет собой трехъярусную композицию с возвышающимися по бокам двумя башнями-колокольнями. Фасад насыщен ордером, много здесь сложных профилей, арочных и прямоугольных ниш и проемов, башни ажурны.

Отдельно стоит рассказать и про интерьер костела. В его убранстве широко использовались средства архитектурной пластики, скульптура и живопись. Особую красоту интерьеру придают развитая многофигурная композиция в алтаре. 20-метровый центральный алтарь был создан в 1736 году из дерева и тонированный затем под мрамор. Его внутренне убранство и сейчас поражает воображение: изумительная резьба по дереву, фрески, великолепные скульптуры. Фресковая роспись 1752 года состоит из многосюжетных композиций, расположенных в арочных нишах и сводах. Фарный костел является действующим костелом и ежедневно его посещают тысячи прихожан.

За столетия Фарный костел оброс легендами и былями. Гродненские старожилы помнят, что в годы Великой Отечественной войны в храм попал немецкий снаряд. Пролетел рядом с одной из икон и не взорвался. Гродненцы говорили, что именно эта икона сберегла их древний костел. Тотальная борьба с религией сопровождалась уничтожением христианских ценностей, и собор Святого Франциска Ксаверия также попал в этот список. Однако, узнав о готовящемся взрыве, прихожане много дней держали осаду, не покидая здание. Благодаря им Кафедральный собор сегодня по - прежнему украшает центральную площадь Гродно.

.   Борисоглебская церковь

Православие является крупнейшей религиозной конфессией на территории современной Республики Беларусь. Общее число православных в стране составляет около 8 млн. человек или порядка 80 % населения республики. Учитывая то, что больше половины населения республики в целом нерелегиозно, активные православные верующие составляют около 40 % населения страны. Религия в Белоруссии была отделена от государства в годы советской власти. Православия традиционно придерживается практически всё русское и большая часть белорусского и украинского населения республики.

Белорусские земли были крещены в основном одновременно с другими землями Киевской Руси с небольшим запаздыванием на севере страны, хотя отдельные языческие традиции сохранялись в полесском регионе очень долго и в видоизменённом виде дошли до наших дней. В 992 году была основана Полоцкая епархия, в 1005 - Туровская. После ослабившего центральную власть Киевской Руси и удельных княжеств татаро-монгольского нашествия все белорусские земли в XIV веке находились в составе Великого княжества Литовского, значительная часть населения и элиты которого была языческой. В 1385 году великий князь Ягайло заключил Кревскую унию с Польшей, одним из условий заключения которой было крещение язычников Великого княжества Литовского по латинскому обряду. Из-за созданных католикам привилегий некоторая часть прежде православной шляхты перешла в католицизм. После Люблинской унии 1569 года одновременно с начавшейся активной полонизацией влияние католицизма стало усиливаться, причём активную роль в распространении католицизма играли приглашённые иезуиты, среди наиболее ярких проявлений, деятельности которых были развитие образования и строительство храмов в передовом на тот момент стиле барокко. В 1596 по инициативе некоторых белорусских и украинских православных епископов, а также при поддержке властей Речи Посполитой и Ватикана была провозглашена Брестская уния, положившая начало существованию грекокатолической церкви в Белоруссии, сохранившей свои обряды, но подчинявшейся римскому папе. Значительная часть православного населения и духовенства сопротивлялись насаждению унии. Наиболее известным примером сопротивления является самосуд православных жителей Витебска над архиепископом Полоцким Иосафатом Кунцевичем в 1623 году. Многие православные горожане объединялись в братства для защиты своих интересов.

В момент расцвета Речи Посполитой, католицизм исповедовали, по некоторым оценкам, до 40 % населения Белоруссии в основном на западе страны и в крупных городах. В то же время, в 1791 году на территории всего Великого княжества Литовского 39% населения являлись униатами, 38% - католиками-латинянами, 6,5% - православными и 4% - старообрядцами. Ситуация в корне изменилась после раздела Речи Посполитой и особенно после 1839, когда униатские приходы были переданы в ведение Русской православной церкви Российской империи. После воссоединения униатов с православными, начался постепенный упадок католицизма в стране и укрепление позиций православия.

Сокровищем белорусского православного зодчества конца XII в. является Борисоглебская, или Коложская, церковь, расположенная на высоком берегу реки Неман. Этот впечатляющий по красоте шедевр старинного зодчества, являющийся теперь не только действующим храмом, но и историко-архитектурным заповедником, был возведён во время правления князей Бориса и Глеба. Именно поэтому второе название Каложской церкви - Борисоглебская. Коложская церковь представляет собой крестово-купольный <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE-%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC>и трёхапсидный храм. Кладка стен выполнена из плинфы, использован также кирпич в декоративных целях. Церковь сохранилась не полностью, так как в 1853 году в результате оползня частично обрушились стены; до нашего времени также не дошли первоначальная главка и своды. При реставрации в 1870 году были открыты старинные фрески в конхах.

Борисоглебская церковь - одно из пяти сохранившихся архитектурных сооружений домонгольского периода в Белоруссии. Почему же Борисоглебская церковь имеет второе название "Каложская" или "Каложа"? Название Коложская исследователи объясняют двояко. По первой версии, оно пришло в Гродно из псковского пригорода Коложа, захваченного в 1406 князем Витовтом, вместе с пленными и поселёнными возле Борисоглебской церкви псковичами. Согласно второй версии, слово произошло от славянского названия ненаселенной местности - Коложень. Историки считают, что название Коложа - это название древней языческой рощи - святилища, где позже был построен православный храм, и обозначает место, где бьют многочисленные родники.

4. Мечеть в Ивье

Ивье - город в Гродненской области Белоруссии, в 158 км к востоку от Гродно.

Возникло Ивье на древней, проходившей с севера на Лиду и Новогрудок дороге. Согласно легенде, основала его княгиня Ева - жена Великого Литовского князя Гедемина, облюбовавшая для своего имения красивое приречное, поросшее плакучими ивами место. Здесь и был возведен замок, который послужил началом поселения. Город известен с начала 15 в. как великокняжеский двор. В 1444 году принадлежал земскому маршалку литовскому П. Монтегирдовичу, в 16-19 вв. Забжезинским, Кишкам, Глебовичам, Огинским, Сапегам, Тизенгаузам. В 1611 году в городе была основана одна из первых в Белоруссии типографий, в которой была напечатана первая белорусская "Грамматика" Мелетия Смотрицкого. В Ивье также существовала арианская типография и арианская школа, ректором которой был в 1585-1593 известный в ту пору был педагог и мыслитель Ян Лициний Намысловский. С 1795 года город находился в составе Российской империи как центр волости Ошмянского уезда. С 1921 года местечко находилось в составе Польши, а в 1939 году было включено в состав БССР. С 2000 года носит статус города. Сегодня Ивье - центр туризма национального значения. Сохранились памятники культового зодчества 19-20 вв. в д. Дуды, Лоздуны, Липнишки, Сурвилишки, Трабы; д. Геранены - руины замка 15-6 вв. Историческое наследие Ивья представлено древним городищем, костелом и монастырем бернардинцев начала 17 в., мечетью 1884 г. В районе Налибокской пущи размещен "Охотничий домик", который оказывает услуги для отдыха охотникам и туристам.

Период первоначального распространения ислама на территории современной Белоруссии приходится на 14-16 столетия. Процесс был поощрён несколькими князьями Великого княжества Литовского, которые пригласили татар-мусульман из Крыма и Золотой Орды для несения службы по охране государственных границ. Уже в 14-м столетии татары переходили к более "оседлым" занятиям. К концу 16-го столетия более чем 100000 татар поселились на территории современных Белоруссии и Литвы, в их число входили как наёмные охранники, так и добровольных иммигранты, а также и военнопленные татары.

Татары исповедуют ислам суннитского толка. Происходя из различных этнических групп, татары утратили свой родной язык, и перешли, главным образом, на белорусский, польский и русский языки.

В 1994 году состоялся первый всебелорусский конгресс мусульман. В результате было основано мусульманское религиозное сообщество Республики Беларусь.

В 1997 было 23 исламские общины, включая 19 в западных областях Белоруссии.

Первые мечети появились на территории Белоруссии в течение 14-го-15-го столетий. Сегодня в Белоруссии имеется четыре действующих мечети.

В первой половине 16 века Ивье принадлежала князьям Заберезинским. С 1795 года Ивьевщина входила в состав Российской империи. В 1921-1939 гг. территория района находилась в составе Польши. Существует несколько версий происхождения названия. По одной из них Ивье - это от татарского слова "Өyә, Eve" (гнездо, жилище). Ведь в самом начале 15 столетия князь ВКЛ Витавт начал расселение татар недалеко от замка в Ивье. Это стало самым крупным поселением татар на территории современной Беларуси. Ивье считается примером веротерпимости и национальной талерантности. На протяжении столетий здесь мирно жили католики и православные, иудеи и мусульмане. Татарский народ хранил свою культуру, свои истории и легенды, своих святых, которых всегда почитали. Именно поэтому в Ивье была возведена мечеть. Более столетия назад началось строительство. По плану строительства основа строения была квадратной, здание было разделено на две части: мужскую и женскую. Фасад здания украшен ело



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.210 (0.022 с.)