История возникновения оп-арта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История возникновения оп-арта



В середине прошлого века в словарях появилось два новых термина: «поп-арт» и «оп-арт». На письме их разделяет всего одна буква, а на деле...

Само сходство терминов «оп-арт» и «поп-арт» является чисто случайной рифмой, порожденной привычкой давать самым разным художественным направлениям одинаковые названия, да еще приблизительной одновременностью обоих явлений, достигших массовой популярности к середине 1960-х годов.

Представителем «геометрической» абстракции был Виктор Вазарели, основоположник оп-арта.Уже в 1889 году <http://ru.wikipedia.org/wiki/1889_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> в ежегоднике «Das neue Universum» появилась статья об оптических иллюзиях немецкого профессора Томпсона (Thompson), который, используя чёрно-белые концентрические окружности, создавал впечатление движения на плоскости. Но это было более научное исследование особенностей зрения, нежели искусство.

Но всемирную известность оп- арт получил в 1965г, после Нью-Йоркской выставки«Чувствительный глаз» (The Responsive Eye) в музее современного искусства. На выставке «Арте-Фиера-77», проходившей в 1977 году <http://ru.wikipedia.org/wiki/1977_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> в Болонье <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D1%8C%D1%8F>, в изобилии демонстрировались произведения художников этого направления - Виктора Вазарели <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%92%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8>, Еннио Финци <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%95%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BE_%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8&action=edit&redlink=1> и других. Художники оп-арта нередко объединяются и выступают инкогнито: группа Н. (Падуя <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%B4%D1%83%D1%8F>), группа Т. (Милан <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D0%BD>), группа Зеро (Дюссельдорф <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%8E%D1%81%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%BE%D1%80%D1%84>), группа поисков визуального искусства, возглавляемая Виктором Вазарели, которая дала первоначальный толчок движению оп-арта. Оптическая иллюзия <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D0%B7%D0%B8%D1%8F> изначально присутствует в нашем зрительном восприятии: изображение существует не только на холсте, но в действительности и в глазах <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B7>, и в мозге <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%B7%D0%B3> зрителя.

Оп-арт смыкается с массовым искусством. Сближение с формами массовых зрелищ и аттракционов особенно явно в пространственных конструкциях оп -арта вращающихся, сверкающихся, постоянно меняющих свой облик системах, движущихся и мерцающих плоскостях и объемах.

Вазарели <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8,_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80> был самым ярким представителем оп-арта благодаря как размаху своего творчества, так и логической завершённости своего метода. Он исследовал воздействие этого искусства и его применение в архитектуре и дизайне, что привело к расцвету оп-арта в рекламе <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B0> и дизайне <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D0%BD> до такой степени, что даже возникла опасность превращения его в прикладное искусство <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>.

Чтобы достичь внешних оптических эффектов оп-артисты используют материалы не относящиеся к живописи(металл, стекло, пластик), но имеющие отражающую поверхность. Эта же цель навела художников на мысль использовать выразительные возможности: ткани и прозрачные -излюбленный прием рекламы и печати, шокирующий и достигающий немедленного результата.

Опираясь на определённые психологические особенности человеческого восприятия, художники оп-арта использовали некоторые зрительные иллюзии. В качестве средств образной выразительности здесь фигурируют цвет, контрастный или мягкий, тающий в полутонах, и геометризированный рисунок в виде точек, линий, кривых, спиралей, усложнённых наложением или совмещением разных орнаментов, вызывающий эффект "вторичных образов", пляску непрерывно движущихся, оспаривающих друг друга узоров и дополнительных цветов.

Иллюзиями зрительного восприятия обычно называют закономерно возникающие у разных людей впечатления искажения размера, формы и цвета предметов в определенных условиях их восприятия. Оптические иллюзии веками увлекали людей.

Иллюзорные произведения искусства имеют определенное обаяние. Они - триумф изобразительного искусства над действительностью. Почему иллюзии так интересны? Почему так много художников используют их в своих произведениях? Возможно, потому что они показывают не то, что нарисовано на самом деле. Они обманывают и загадывают загадки. Оптическая живопись основывается на зрительных иллюзиях, возникающих при восприятии некоторых конфигураций на плоскости или цветовых сочетаний.

Например:

) При рассматривании чередующихся черных и белых концентрических окружностей появляются пересекающие их лучи, которые вращаются наподобие пропеллера;

) Чертеж куба, на котором обозначены все его ребра, оказывается для глаза неустойчивым, и его грани постоянно меняются местами, то выдвигаясь вперед, то отступая в глубину;

) При пересечении отрезка прямой штрихами может возникнуть ощущение ломаной линии - эффект скрученного шнура;

) Взаимодействие двух геометрических (например, кольцевых) структур дает эффект волн - эффект тюля;

) Яркая и резко обозначенная форма провоцирует так называемый последовательный образ, то есть иллюзорную форму той же конфигурации и контрастного цвета;

) Концентрические окружности создают иллюзию спирали;

) Бессмысленный набор пятен на самом деле содержит спрятанное изображение;

) Фигура/фон - что является фигурой, а что фоном;

) Симметрия может быть мощным и простым приемом маскировки - странный символ, сожжет оказаться всего лишь симметрично отраженной буквой;

) Фон может влиять на восприятие цвета - цвет меняет свой оттенок в зависимости от соседства с другим цветом;

) Картинки-перевертыши;

) Определенные фигуры рождают несуществующий образ другой фигуры - иллюзорный контур;

) Темные цвета зрительно уменьшают объем, поглощая свет, тогда как светлые, и особенно теплые тона увеличивают его.

Иллюзия положения - иллюзия Поггендорфа (Poggendorf), или "пересеченный прямоугольник", вводит нас в заблуждение, какая из линий A или B является продолжением линии C. Однозначный ответ можно дать только, приложив линейку к линии C, и проследив, какая из линий с ней совпадает.

Иллюзии формы тесно связаны с иллюзиями положения, но здесь сама структура рисунка заставляет изменять наше суждение о геометрической форме рисунка. Короткие наклонные линии создают иллюзию, что две горизонтальные линии изогнуты. На самом деле - это прямые параллельные линии.

В этих иллюзиях используется особенность нашего мозга обрабатывать видимую информацию, в том числе штрихованные поверхности. Один образец штриховки может доминировать настолько сильно, что другие элементы рисунка кажутся искаженными.

Классический пример - набор концентрических кругов с наложенным на них квадратом. Хотя стороны квадрата абсолютно прямые, они кажутся изогнутыми. То, что стороны квадрата прямые можно убедиться, приложив к ним линейку. На этом эффекте основано большинство иллюзий формы.

На том же принципе работает следующий пример. Хотя оба круга имеют один и тот же размер, один из них окружен большими кругами, а второй маленькими, таким образом, первый выглядит меньше другого. Это - одна из многих иллюзий размера.

Объяснением подобному эффекту может служить наше восприятие перспективы на фотографиях и картинах. В реальном мире мы видим, что две параллельные линии сходятся при увеличении расстояния, поэтому мы воспринимаем, что круг, касающийся линий, находится дальше от нас и, следовательно, должен быть большего размера. Если круги закрасить черным цветом круги и области, ограничиваемые линиями, то иллюзия будет слабее.

Эффект остаточного изображения - очень частое явление. Например, если смотреть на свет, а затем резко отвернуться, или закрыть глаза, то изображение на некоторое время останется перед глазами. То же самое происходит с цветами. Если смотреть на какой-нибудь цвет, то возникает остаточное изображение противоположного цвета, дополнительного к данному. Если два взаимодополняющих (или противоположных) цвета расположены рядом, они оба кажутся ярче, т.к. каждый из них создает остаточное изображение, совпадающее с соседним цветом и усиливающее его. Иллюзии, подобные эффекту остаточного изображения, когда красный цвет на фоне зеленого кажется ярче, оранжевый на фоне синего, а желтый желтее на лиловом фоне, такие иллюзии встречаются очень часто, стоит только присмотреться повнимательнее.

Явление иррадиации состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся более увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на темном фоне, вследствие несовершенства хрусталика как бы раздвигаются границы этой поверхности, и эта поверхность кажется нам больше своих истинных геометрических размеров. На рисунке за счет яркости цветов белый квадрат кажется значительно большим относительно черного квадрата на белом фоне.

Для передачи иллюзии трехмерной действительности используются двухмерные рисунки (рисунки на плоской поверхности). Обычно обман состоит в изображении проекций твердых фигур, которые человек пытается представить как трехмерные объекты в соответствии со своим личным опытом.

В изометрических рисунках все параллельные линии представляются параллельными, даже если они наклонены по отношению к наблюдателю. Объект, имеющий угол наклона, направленный от наблюдателя, выглядит точно так же, как если бы он был наклонен к наблюдателю на тот же угол. Прямоугольник согнутый вдвое (фигура Мача (Mach)) ярко показывает такую двусмысленность. Эта фигура может показаться вам раскрытой книгой, как будто вы смотрите на страницы книги, или может показаться книгой, развернутой к вам переплетом и вы смотрите на обложку книги. Эта фигура также может казаться двумя совмещенными параллелограммами, но очень небольшое количество людей увидят эту фигуру именно в виде параллелограммов.

Оптические иллюзии помогают обнаружить некоторые закономерности зрительного восприятия, поэтому им уделяли пристальное внимание псиxoлоги. Сконструированные ими визуальные тесты имели экспериментальный характер. При восприятии реальных объектов иллюзии возникают редко. Поэтому, чтобы выявить скрытые механизмы человеческой перцепции, необходимо было поставить глаз в необычные условия, заставить его решать нетиповые задачи. Опытные графические образцы, созданные, например, школой гештальтпсихологии, привели к формулированию некоторых правил, по которым протекает процесс зрительного восприятия.

К числу законов, выдвинутых гештальтпсихологами по отношению к области зрительного восприятия, относятся: контраст «фигуры и фона», соотношения части и целого, вертикали и горизонтали, стремление к «хорошей форме», константность (сохранение постоянства) образа и т.д. Опираясь на эти законы, Арнхейм рассматривает зрительное восприятия, в том числе и восприятие произведений изобразительного искусства, как схватывание гештальтов, т.е. наиболее характерных особенностей объектов, способных обозначать целое.

Ни один предмет не воспринимается изолированно. Акт восприятия представляет собой визуальное суждение. Но визуальные суждения не являются результатом интеллектуальной деятельности, поскольку последняя возникает тогда, когда процесс восприятия уже закончился. Несмотря на то, что эти процессы носят физиологический характер, психологически они ощущаются как свойства самих воспринимаемых объектов.  И. Рок в своей книге «Введение в зрительное восприятие» рассматривает ряд геометрических иллюзий и ряд выдвинутых для объяснения этих иллюзий теорий. Ни одна из них не дает объяснения всем иллюзиям и поэтому иллюзии остаются до конца не разгаданными. Наиболее пригодной для анализа иллюзий, по мнению Рока как общее учение оказалась гештальттеория, поскольку школа гештальтпсихологии, более, чем какая-либо другая, подчеркивала важность взаимоотношений стимулов при определении того, что мы воспринимаем, и указывала на ошибочность гипотезы константности. Если то, что мы воспринимаем, не просто зависит от отдельного стимула, но зависит также от других стимулов, попадающих в зрительное поле, то тогда иллюзии не выглядят чем-то аномальным или неожиданным, а есть то, чего и следовало ожидать.

Для передачи иллюзии трехмерной действительности используются двухмерные рисунки (рисунки на плоской поверхности). Обычно обман состоит в изображении проекций твердых фигур, которые человек пытается представить как трехмерные объекты в соответствии со своим личным опытом.

Правила, по которым мы воспринимаем то, что видим:

· Закон объединения - объекты, расположенные рядом, обычно объединяются вместе и воспринимаются как одно целое;

·         Закон подобия - похожие объекты обычно объединяются в группы;

·         Принцип завершенности - пространство, окруженное точками или линиями, не соединенными между собой, с легкостью воспринимаются как единая форма или фигура;

·         Принцип единонаправленности - объекты, имеющие общее направление, обычно объединяются вместе.

Эстетическими принципами оп-арта становятся принципы соединения иллюзорного и реального, с помощью которых оказывается определенное воздействие на зрителя, достигается цель «поэтизации вещи». Эти же принципы близки некоторым направлениям дизайна. Художники формируют новое визуальное мышление, новое видение предметного мира. Художники в живописи, графике, скульптуре обращаются к тому, что недоступно прямому видению и воспроизведению. Возникшее в начале 20 века авангардное искусство включило в себя разнообразные направления. Одни из них пытались передать внутренний мир человека, его психическое состояние и эмоции, а другие - сконструировать новую реальность, выявить структуру, строение вещей, за счет которых подчеркнуть выразительность и информативность окружающей действительности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.013 с.)