ТОП 10:

Психическое развитие ребенка раннего возраста



 

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Например, в западном и восточном обществе умывание - это символ культуры, а у представителей одного из племен Центральной Африки всякий уважающий себя человек моется только два раза в жизни - при рождении и в одном из обрядов. Или в странах Азии принято ждать от гостя отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем обществе - это некультурно, т.е. правила поведения, приличия, нормы морали неодинаковы в разных обществах и соответственно поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

· Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом.

· Изменение себя, «стать как все».

· Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

1. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

2. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Более детальный анализ процесса формирования личности возможен на основе выделения для каждого возраста той ведущей деятельности, которая обуславливает главные изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

 

Период Ведущая деятельность Ведущая сторона социализации
1 2 3
Младенчество (0-1 г.) - этап «доверия к миру» Эмоциональное общение со взрослыми А - освоение норм отношения между людьми
2. Раннее детство (1-3 г.) - этап «самостоятель-ности» Предметная деятельность Б - усвоение общественно выработанных способов деятельности с предметами
3. Дошкольное детство (3-6-7 лет) - этап «выбора инициативы» Игра А - освоение социальных ролей, взаимоотношений между людьми
4. Младший школьный возраст (6-11 лет) - этап «мастерства» Учебная деятельность Б - освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной сферы личности
5. Подростковый (11-14 лет) Общение со сверстниками А - освоение норм отношений между людьми
6. Юношеский (14-18 лет) - этап самоопределения «мир и я» Учебно-профессиональная деятельность Б - освоение профессиональных знаний, умений.
7. Поздняя юность (18-25 лет) - этап «человеческой близости» Трудовая деятельность, профессиональная учеба А,Б - освоение норм отношений между людьми и профессионально- трудовых умений
8. Зрелость    

 

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, что ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается.

Психосоциальная концепция развития личности разработанная известным психологом Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет.

Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я». Формирование эгоидентичности - длительный процесс, включает ряд стадий развития личности.







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.233.215 (0.004 с.)