ТОП 10:

Развитие ребенка в раннем детстве



Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические вопросы развития ребенка в раннем детстве

. Развитие ребенка в раннем детстве

. Психическое развитие ребенка раннего возраста

. Игра и ее роль в развитии ребенка раннего возраста

Глава 2. Исследование развития активной речи детей раннего возраста на занятиях с игрушками

. Исследование развития речи детей раннего возраста

. Анализ полученных результатов

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым.

Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми.

В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослыми (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становиться уже недостаточной.

Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться ко взрослым. Но обратиться к ним он может, только овладев речевым общением.

В течение второго года, если с ребенком разговаривают, с каждым днем расширяется его активная речь, он все больше и больше произносит слов. Исследования показывают, что при благоприятных условиях развития и воспитания к двум годам в речи ребенка может быть до 250 - 300 слов.

За год, от двух до трех лет, значительно и быстрыми темпами развивается словарь детей, и при хороших условиях число слов, которыми владеет ребенок этого возраста, достигает тысячи. Такой большой запас слов позволяет ребенку активно пользоваться речью.

К трем годам дети учатся говорить фразами, предложениями. Они уже могут выражать словами свои желания, передавать свои мысли и чувства.

При систематической работе и при благоприятных условиях к трем годам речь детей развивается настолько, что они в состоянии выразить словами свое желание, мысль, повторить то, что запомнили. Они могут декламировать небольшие стихи, петь песни.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике.

Д.Б. Эльконин, опираясь на исследования детской игры, начатые Л.С. Выготским, представил проблему игры как центральную для понимания психического развития в дошкольном возрасте.

Понятие «игра» в русском языке многозначно, и особенно это касается современной психологии. В качестве главных предметов исследования выступают природа и сущность игры, психологическая структура развернутой формы игровой деятельности, ее возникновение, развитие и распад, ее значение в жизни ребенка.

Цель исследования - разработка педагогических условий эффективного использования игрушек для развития активной речи детей раннего возраста..

Объект: процесс речевого развития детей раннего возраста.

Предмет: педагогические условия развития речи детей раннего возраста посредством игрушки.

Задачи:

изучение проблемы развития ребенка раннего возраста;

анализ теоретических исследований и специальной литературы по поставленной проблеме;

исследование игровой деятельности ребенка раннего возраста и ее влияния на развитие активной речи.

Методы исследования: теоретический анализ.

Проблемой развития речи занимались Н.И. Жинкин, Лисина М.И., Запорожец А.В., Л.Г. Соловьева. Е.Д. Дмитриева.А. Катаева, Е.А. Стребелева, В.И. Лубовский, Л.П. Носкова, Е.А. Миронова, А.М. Бородич, Э.Г. Пилюгина, Г.В. Грибанова, А.М. Прихожан и другие, среди зарубежных исследователей можно отметить Ш. Бюлара, Г. Гетцера, У. Голдфарба, Боулби, Шпица, Д.О. Хебба, Б.М. Фосса, Э.Л. Фрухта.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, имеет список литературы, включающий 28 наименований.

 


Глава 1. Теоретические вопросы развития ребенка в раннем детстве

 

Заключение

 

Подводя итоги, следует отметить, что формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка, как показывают многочисленные исследования, - не просто количественное накопление словаря. Это сложнейший нервно-психологический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослым.

Развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей. У одних детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное, ускоренное развитие всей речи. В таких случаях не следует побуждать речевую активность ребенка. Таким детям не следует много читать в слух, рассказывать, заучивать с ними стихи, чтобы уберечь их речь от нежелательных осложнений.

При нормальном развитии ребенок к трем годам накапливает около 1000 слов. В этот период он учится строить первые предложения, первые обобщения. У него появляются первые вопросы, он начинает активно использовать речевые средства для общения.

Наиболее интенсивно речь развивается после полутора лет, когда ребенок становится более активным и инициативным. В этот период появляется так называемая автономная речь - искаженные слова, обозначающие абстрактные понятия, а также словотворчество - изобретение собственных новых слов для предметов и явлений.

В экспериментальной работе мы провели диагностику по методике развития речи для детей раннего возраста И.А. Смирновой.

Данная диагностическая методика была проведена с целью выявления проблем в развитии речи у детей раннего возраста, которая показала преобладание низкого уровня развития речи детей.

С учетом выявленных особенностей мы осуществили подбор форм и методов работы по оптимизации процесса развития речи у детей раннего возраста и определили способы и содержание коррекционной работы, направленные на коррекцию речи у детей раннего возраста.

 


Список литературы

 

1. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности. [Текст] / О. Артамонова. Дошкольное воспитание. - 1995, № 4.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология. [Текст] / Г.М. Андреева. Учебник для высших учебных заведений.- М.: Аспект Пресс, 1999.-376 с.

.   Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология. [Текст] / Н.В. Басова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2000.- 416 с.

.   Бородин, A.M. Методика развития речи детей: Учеб. пособие. [Текст] / A.M. Бородин. - М.: Просвещение, 2004. - 192 с.

.   Богомолова, Ф.А., Кутафин, Ю.Ф. Особенности развития и воспитания детей раннего возраста. [Текст] / Ф.А. Богомолова. - М.: Педагогика, 1988. - 164 с.

.   Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. [Текст] / А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2005. - 215 с.

.   Выготский, Л.С. Педагогическая психология. [Текст] / Л.С. Выготский. Под ред. В.В. Давыдова.- М.: Педагогика-Пресс, 1999.- 536с. - (Психология: Классический труды).

.   Гербова, В.В. Учусь говорить. Методические рекомендации для воспитателей. [Текст] / В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 2002. - 238 с.

.   Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. Курс лекций.-М.: ЧеРо, при участии издательства «Юрайт», 2000.-336 с.

.   Гофруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное Т.1: Пер. с франц. [Текст] / Ж. Гофруа. - М.: «Мир», 1999.- 496 с., ил.

.   Данилова, Н.Н. Психофизиология: [Текст] / Н.Н. Данилова. Учебник для вузов.- М.: Аспект Пресс, 1999.- 373 с.

.   Краткий психолгический словарь. [Текст] / Под ред.- сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского ._ 2 изд., расш., испр. и доп.- Ростовна /Д: изд-во «Феникс», 1999 - 512 с.

.   Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): [Текст] / И.Ю. Кулагина. Учебное пособие. 5-е изд.- М.: Издательство УРАО, 1999.-176 с.

.   Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2000.- 511с.

.   Мухина, В.С. Детская психология. [Текст] / В.С. Мухина. - М.: ООО Апрель Пресс,ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000-352 с. (Серия «Мир психологии»).

.   Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: [Текст] / В.С. Мухина. Учебник для вузов.- 6-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-456 с.

.   Немов, Р.С. Психология. [Текст] / Р.С. Немов. М- Просвещение, Владос,1995- 2-е изд. В 3-хкнигах.

.   Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология. [Текст] / Л.Ф. Обухова. М - "Роспедагенство", 1996. -374с.

.   Основы дошкольной педагогики. [Текст] / Под ред. A.В. Запорожца, Т.А. Марковой. - М.: Педагогика, 2008. - 272 с.

.   Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира и взрослых. [Текст] / М.В. Осорина. - СПб Издательство «Питер», 2000.- 288с.: (Серия «Мастера психологии»)

.   Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений.-2-е изд. стереотип, [Текст] / А.В. Петровский. -М.: Издат. центр Академия».2000.-512 с.

.   Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка. [Текст] / Ж. Пиаже. СПб: СОЮЗ, 1997 г., 256 с.

.   Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Авт.-сост. Е.Е.Данилова; Под ред. И.В.Дубровиной.-2-е изд..стереотип.-М.: Издат. центр «Академия», 1999.-160с.

.   Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. [Текст] / - М.: Полиграф-сервис, 2005. - 250 с.

.   Рузская, А.Г., Мещерякова, С.Ю. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста. [Текст] / А.Г. Рузская. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 64 с.

.   Словарь практического психолога. Сост. С.Ю. Головин. [Текст] / Минск: Харвест, 1997.-800с.

.   Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). [Текст] / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 2007. - 225 с.

.   Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д.И.Фельдштейна [Текст] / Д.Б. Эльконин. Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 416 с.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические вопросы развития ребенка в раннем детстве

. Развитие ребенка в раннем детстве

. Психическое развитие ребенка раннего возраста

. Игра и ее роль в развитии ребенка раннего возраста

Глава 2. Исследование развития активной речи детей раннего возраста на занятиях с игрушками

. Исследование развития речи детей раннего возраста

. Анализ полученных результатов

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым.

Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми.

В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослыми (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становиться уже недостаточной.

Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться ко взрослым. Но обратиться к ним он может, только овладев речевым общением.

В течение второго года, если с ребенком разговаривают, с каждым днем расширяется его активная речь, он все больше и больше произносит слов. Исследования показывают, что при благоприятных условиях развития и воспитания к двум годам в речи ребенка может быть до 250 - 300 слов.

За год, от двух до трех лет, значительно и быстрыми темпами развивается словарь детей, и при хороших условиях число слов, которыми владеет ребенок этого возраста, достигает тысячи. Такой большой запас слов позволяет ребенку активно пользоваться речью.

К трем годам дети учатся говорить фразами, предложениями. Они уже могут выражать словами свои желания, передавать свои мысли и чувства.

При систематической работе и при благоприятных условиях к трем годам речь детей развивается настолько, что они в состоянии выразить словами свое желание, мысль, повторить то, что запомнили. Они могут декламировать небольшие стихи, петь песни.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике.

Д.Б. Эльконин, опираясь на исследования детской игры, начатые Л.С. Выготским, представил проблему игры как центральную для понимания психического развития в дошкольном возрасте.

Понятие «игра» в русском языке многозначно, и особенно это касается современной психологии. В качестве главных предметов исследования выступают природа и сущность игры, психологическая структура развернутой формы игровой деятельности, ее возникновение, развитие и распад, ее значение в жизни ребенка.

Цель исследования - разработка педагогических условий эффективного использования игрушек для развития активной речи детей раннего возраста..

Объект: процесс речевого развития детей раннего возраста.

Предмет: педагогические условия развития речи детей раннего возраста посредством игрушки.

Задачи:

изучение проблемы развития ребенка раннего возраста;

анализ теоретических исследований и специальной литературы по поставленной проблеме;

исследование игровой деятельности ребенка раннего возраста и ее влияния на развитие активной речи.

Методы исследования: теоретический анализ.

Проблемой развития речи занимались Н.И. Жинкин, Лисина М.И., Запорожец А.В., Л.Г. Соловьева. Е.Д. Дмитриева.А. Катаева, Е.А. Стребелева, В.И. Лубовский, Л.П. Носкова, Е.А. Миронова, А.М. Бородич, Э.Г. Пилюгина, Г.В. Грибанова, А.М. Прихожан и другие, среди зарубежных исследователей можно отметить Ш. Бюлара, Г. Гетцера, У. Голдфарба, Боулби, Шпица, Д.О. Хебба, Б.М. Фосса, Э.Л. Фрухта.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, имеет список литературы, включающий 28 наименований.

 


Глава 1. Теоретические вопросы развития ребенка в раннем детстве

 

Развитие ребенка в раннем детстве

 

Ранний возраст - очень важный этап в психическом и физическом развитии ребенка. В этот период - от одного до трех лет - малыш так преображается, что от младенческой беспомощности не остается и следа.

За эти три года наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма ребенка. Он овладевает элементарными формами общения, начинает ориентироваться в мире окружающих его вещей, осваивает основные способы действий с разнообразными предметами быта, игрушками, т.е. овладевает предметным видом деятельности.

Малыш развивается как инициативное и целенаправленное, думающее и говорящее существо, яснее обрисовываются черты его характера, личные особенности.

В раннем возрасте формируются важные предпосылки для развития личности. Определенные изменения происходят, во-первых, в мотивационной сфере. Детям раннего возраста свойственна непосредственность, импульсивность поведения; они действуют под влиянием чувств и желаний, которые важны в данный момент.

Однако постепенно ребенок овладевает правилами поведения, учится подчинять свои желания необходимости, контролировать свои и чужие поступки. Особую роль в жизни дошкольника играют чувства, являясь побудительными силами, главными мотивами его поведения. На фоне хорошего настроения лучше образуются условные рефлексы, успешнее формируются умения и навыки. Положительные эмоции связаны с активизацией физиологических процессов в организме, отрицательные - угнетают их; у ребенка раннего возраста проявляется целая гамма чувств: любовь и привязанность к близким людям, смущение по отношению к незнакомым, огорчение при неудаче, страх и т. д.

Эмоциональное состояние ребенка на протяжении первых лет жизни очень неустойчиво. Малыш легко переходит от плача к смеху и наоборот, поэтому его легко успокоить. Поведение ребенка целиком зависит от внешних обстоятельств. Чувства побуждают ребенка к поступкам и в поступках они закрепляются. Уступая игрушку младшему, делясь с другим ребенком сладостями, малыш учится быть добрым. Очень рано у ребенка проявляется способность к сопереживанию.

Особо важным моментом развития ребенка раннего возраста является возникновение стремления к самостоятельности. Оно означает одновременно появление новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с желанием взрослых, что находит свое выражение в настойчивом «Я хочу», «Я сам». В этот период возникают трудности в воспитании - проявляются эгоизм, капризы, упрямство, «обесценивание» требований взрослых.

Продолжается интенсивное развитие общих движений (ходьба, бег и др.), совершенствуется работа основных анализаторов - руки, уха и глаза. Предметная деятельность становится ведущей в психическом развитии ребенка: в ней особую роль занимает деловое общение ребенка со взрослым. В процессе предметной деятельности зарождается наглядно-действенное мышление. Развитие подражательных и собственно произвольных действий создает предпосылки игровой и изобразительной деятельности. Ребенок к 3 годам охотно рисует, лепит, начинает конструировать. В повседневной жизни ребенок выработал некоторые гигиенические и бытовые навыки.

Речь становится средством общения ребенка, растет его словарный запас, он овладевает грамматическим строем языка. Ориентиром поведения стали оценочные отношения взрослых. Важнейшим новообразованием раннего детства является переход к обозначению себя личным местоимением - «я сам», появилось осознание себя как личности. Все эти новообразования готовят ребенка трех лет к новому возрастному периоду развития.

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка.

На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения - активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет.

Переход к самостоятельной речи - важный этап во всем психическом развитии ребенка. Прежде всего, это переход от младенческого к раннему возрасту. Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к 1 году 8 месяцам он достигает 100 слов, к 2 годам - свыше 300 слов).

Исследование, проведенное белорусским психологом Р. И. Водейко, показало, что развитие словаря ребенка представляет собой процесс неравномерного накопления различных категорий слов: «Слов-предметов у ребенка всегда больше, чем слов-действий; слов-отношений больше, чем слов-признаков». В словаре детей 3-го года жизни, по данным В. В. Гербовой, преобладают существительные, обозначающие средства передвижения, предметы обихода и объекты живой природы. При этом пассивный словарь выше активного в 1,2-1,3 раза.

На протяжении раннего возраста словарь ребенка усложняется - многозначность слова сменяется более высокой устойчивостью, ярко выражена предметная отнесенность слова.

Кроме быстро растущего словаря конец 2-го года жизни характеризуется усвоением грамматического строя предложений. В этом процессе А.Н. Гвоздев выделяет два периода: от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев и от 1 года 10 месяцев до 3 лет. Первый - это период предложений, состоящих из аморфных слов - корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде. Здесь отчетливо выделяется стадия однословного предложения (1 год 3 месяца - 1 год 8 месяцев) и стадия двух-трехсловных предложений.

Первые предложения ребенка являются однословными и имеют несколько разновидностей:

) предложение - наименование предмета типа назывного (дядя, папа);

) предложение - обращение, выражающее преимущественно просьбу, желание (баби-баби-баби, тэта-тэта, тата);

) предложение, выражаемое каким-либо междометием или автономным словом (чик-чик, ам-ам). Очень часто это глагольные формы (спать, кушать).

А.Н. Гвоздев отмечал, что слова-предложения по своему значению представляют законченное целое, выражающее какое-либо сообщение. Но высказывание тем отличается от слова, что слово только называет предмет, а высказывание отражает ситуацию. Дети говорят о том, что делают, видят, что в данный момент происходит. Таким образом, однословные предложения можно отнести к ситуативной речи. Она понятна собеседнику только при учете жестов, движений, мимики, интонации.

Появление двухсловного предложения вызвано новыми потребностями, возникшими как результат противоречия между прежней формой речевого общения и необходимостью ребенка более точно выразить свои желания. А.А. Леушина (1941) описывает такой случай. Девочка (1 год 7 месяцев) просит мать поиграть с ней, выражая это словами «ма-ми..., мами..., мами!». И когда ее просьба остается без ответа, ребенок неожиданно говорит: «Мами, игай!» (играй), «Мами, гиди!» (гляди).

Второй период в овладении грамматикой - это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Он характеризуется быстрым ростом разных типов простого и сложного предложений, усвоением служебных слов. К трем годам ребенок овладевает почти всеми падежами и всеми предметными отношениями, которые с их помощью выражаются.

В раннем возрасте возникает и описательная речь ребенка. Появление ее связано с расширением круга общения дошкольника, его представлений, с ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания, когда, например, ребенок хочет рассказать воспитателю о событиях, происшедших в семье или во дворе, в которых педагог не принимал участия. Жесты, мимика, так широко используемые в ситуативной речи, в этом случае ребенку не могут существенно помочь. Возникшее противоречие между потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью имеющихся средств для этого ведет к возникновению описательной, развернутой речи. Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, ее эталонами (сказки, рассказы).

Получает дальнейшее развитие в раннем возрасте и понимание речи ребенком. По данным А.А. Люблинской, особое значение при понимании речи имеет вычленение ребенком самих действий с предметами и обозначение взрослыми этих действий в словах. Ребенок способен понять поручение и инструкцию взрослого, что является одним из важнейших условий формирования «делового» общения взрослого и ребенка, а также позволяет руководить поведением ребенка при помощи речи. Поводом для действий ребенка является уже словесное обращение, чего не наблюдалось в период доречевого общения.

На третьем году понимание речи возрастает и по объему, и по качеству. Дети понимают уже не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ. Это важное приобретение. В сказке, рассказе, стихотворении сообщается много информации о предметах и явлениях, недоступных непосредственному опыту («Репка», «Три медведя», «Курочка Ряба»).

Совершенствуется в раннем возрасте и звуковая сторона языка. Она включает в себя различение звуков языка (фонематический слух) и формирование правильного произношения звуков речи. Сначала, как мы указывали, ребенок улавливает общую ритмико-мелодическую структуру слова или фразы, а в конце второго, на третьем году жизни строится правильное произношение звуков. Это повышает требования к речи взрослых. Очень важно, чтобы она была правильной, все звуки, произносимые взрослыми, были четкими, а ритм речи - не слишком быстрым. Если речь ухаживающего за ребенком взрослого имеет дефекты - картавость, шепелявость, заикание, то эти дефекты будут воспроизводиться ребенком.

Вся огромная работа, которую проделывает ребенок, учась отличать одно слово от другого, является, прежде всего работой над материальной, звуковой стороной языка. Дети любят произносить какое-нибудь слово, часто искаженное или ничего не значащее, только потому, что им нравятся звуки этого слова. К.И. Чуковский собрал большой материал по усвоению ребенком звуковой оболочки языка. Рифмотворчество, отмечают специалисты, является неизбежной и очень рациональной системой упражнений в фонетике. Итак, в раннем возрасте ребенок активно усваивает все компоненты родного языка.

Малышу необходимо знать и чувствовать, что взрослый всегда готов его поддержать и защищать, помочь, что он его ценит и любит. Ребенку должно быть не только душевно тепло, но и интересно.

Исследования последних лет показали, что формирование личности ребенка, включающее в себя становление собственного отношения к окружающему предметному и социальному миру, а также к самому себе, начинается с первых месяцев жизни, и к началу раннего возраста завязывается тот «узелок» (А.Н. Леонтьев), в котором соединяются эти составляющие [15, С. 98].

Наполняясь в процессе развития новым содержанием, преломляясь через особенности индивидуальности ребенка, они постепенно образуют уникальный ансамбль качеств, определяющий позицию ребенка по отношению к миру.

Детская игра говорит о способности детей уникальным образом смотреть на окружающий мир, преобразовывать его в своих фантазиях. Л.С. Выготский писал о том, что творчество проявляется везде, где человек воображает, изменяет, отступает от стереотипа, создает хоть крупицу нового для других или для себя.

По-видимому, применительно к ранним ступеням развития детей нужно делать акцент на том, что ребенок открывает и преобразует в самом себе, в своем видении мира независимо от степени осознанности и внешней результативности этого процесса, на том, что делает его «существом, обращенным к будущему, созидающим и видоизменяющим свое настоящее». [9, С. 115].

 







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.108.191 (0.017 с.)