ТОП 10:

II.3.4 Данные методики «Классификация эмоций»



а) Контрольная группа.

Классификация проходила легко. Однако, нами были выделены две группы испытуемых:

1) левополушарные испытуемые с четкой и конкретной картиной восприятия и оценки эмоций;

2) правополушарные, нуждающиеся в целостной картине предлагаемых им эмоций, только после чего формируют уже отдельные группы.

Таким образом, в связи с участием разных полушарий мозга в оценке эмоций, выработались разные стратегии их классификации.

 

4б) Патология

Несмотря на то, что испытуемые были уже знакомы с материалом, возникли достаточно большие трудности.

Из всей группы 65 % вообще не смогли провести классификацию эмоций. Они испытывали чувство страха перед этим заданием, начинали беспокоиться, выражали негативное отношение к факту самого исследования. Эта часть больных по профилю асимметрии имеет смешанный и преимущественно левый тип, т.е. больные этой группы имеют правополушарную организацию работы мозга (приложение 7).

Остальные 35 % больных брались за это задание, но либо раскладывали карточки по 1-2 в группу, либо делали всего 2 группы, называя их «противоположными» или «другими». Группы, состоящие из 1-2 карточек, имели в большинстве случаев одинаковые названия, но в одну группу не объединялись. Наиболее часто встречаемые названия таких групп: «спокойные» (до 5 групп), «счастливые» (до 12 групп), «задумчивые» (до 8 групп). Испытуемые этой группы имеют правый, преимущественно правый профиль межполушарной асимметрии, т.е. у них левополушарная организация. В «противоположные» и «другие» группы входили карточки с различными эмоциональными состояниями, и больных это нисколько не смущало. Основанием для классификации групп в этом случае служили пол и возраст изображенных на карточках людей. Профиль асимметрии больных, предлагающих такие группы, также правый и преимущественно правый (это больные с левополушарной организаций).

 

4в) Выводы

1. По итогам классификации эмоций больными нами было выделено две отличные друг от друга стратегии:

а) выделение групп, состоящих из 1-2 карточек, где основанием являлись изображенные эмоции людей;

б) выделение двух групп, основанием для которых был пол и возраст, но не эмоции.

2. При работе с методикой мы обозначили две категории испытуемых:

а) неспособные, отказавшиеся выполнять классификацию эмоций со смешанным и преимущественно левым профилем асимметрии;

б) взявшиеся за работу, и имеющие правый и преимущественно правый профиль.

 

II.3.5 Данные методики «Определение эмоций по карточкам-схемам»

а) Контрольная группа.

Четкие названия и четкое определение эмоций. Задание выполнялось всеми без исключения испытуемыми очень быстро.

5б) Патология

Только 13 % испытуемых охарактеризовали все карточки. На это у них ушло в 10 раз больше времени, чем у контрольной группы испытуемых. Больные долго рассматривали каждую карточку. Однако, несмотря на затраченные усилия и время, не было правильно определено ни одной карточки (приложение 8). Больные жаловались, что очень устали после этого задания, а если следующее такое же, то они откажутся от исследования.

Данные подтверждают литературные сведения, что больные шизофренией лучше распознают эмоции по лицам людей, чем в схематичном изображении.

Нами не было установлено связи профиля асимметрии и определения эмоций по схемам. Таким образом, мы выявили полную неспособность больных шизофренией всех форм распознавать эмоции по схемам.

 

5в) Выводы

1. Определение эмоций по схемам выявило неспособность больными правильно распознавать эмоции.

3. Определение эмоций по схемам, вне зависимости от имеющегося профиля асимметрии, намного хуже, чем по карточкам с изображением лиц людей.

 

II.3.6 Данные методики «Определение эмоционального состояния людей

В ситуации взаимодействия»

а) Контрольная группа.

Точное распознавание эмоций. Способность, если необходимо, описать ситуацию взаимодействия.

 

6б) Патология

По результатам методики мы выделили 2 группы:

1) 54 % испытуемых называли близкое к действительному эмоциональное состояние людей. Они определили большее количество карточек. Профиль асимметрии данной группы имеет левополушарный тип.

2) 46 % испытуемых затруднялись в подборе формулировок определений эмоций, они назвали меньшее количество карточек. Профиль асимметрии данной группы правополушарного типа.

Определенность ситуации взаимодействия также играет большую роль. По результатам всех испытуемых мы обнаружили, что чем яснее ситуация взаимодействия людей, тем выше точность распознавания ее больными. (Приложение 9). Когнитивный аспект взаимодействия помогает больным оценить эмоцию. Возможность опереться на детали облегчает этот процесс.

 

6в) Выводы

1. Правополушарные больные характеризуются меньшей способностью распознавания эмоций, чем левополушарные.

2. Чем более неопределенна ситуация взаимодействия людей, тем ниже точность распознавания ее больными. Чем меньше в ситуации взаимодействия можно выделить деталей, на которые можно было бы опереться, тем труднее процесс распознавания эмоций.

 


Заключение

 

Таким образом, в ходе проведения исследования нами были получены результаты по методикам распознавания эмоций больными шизофренией с активностью правополушарного и левополушарного типа. Эти больные имеют различный характер протекания заболевания. У данной группы испытуемых нами обнаружены различные трудности в работе с распознаванием эмоций на статичных картинках. Все без исключения испытали трудности при определении эмоций по схемам. Правополушарные больные проявили меньшую способность распознавания эмоций, чем левополушарные. При правополушарной организации у испытуемых возникало состояние паники во время исследования, трудности определения эмоций на словах, в силу отсутствия у этих больных эталона определения эмоций. Следует отметить, что, говоря о право или левополушарной организации мозга, мы ничего не знаем о работе противоположного полушария.

В итоге, нами было собрано большое количество текстового материала, который, в силу возникающих в ходе исследования вопросов, нуждается в дополнительной психолингвистической обработке. Мы предполагаем, что несовпадение эталона с определением больного шизофренией, не обязательно связано с неспособностью распознавания эмоций. Возможно, это более сложный, динамичный процесс.

 


Выводы

 

3. Подтвердилась гипотеза относительно трудности определения и классификации эмоций больными шизофренией в силу накопления показателей левшества по профилю межполушарной асимметрии.

4. У больных шизофренией наблюдается неадекватная оценка своего эмоционального состояния, пониженная в большинстве случаев самооценка и эмоциональная неустойчивость, в связи с накоплением показателей левшества по профилю асимметрии (правополушарный тип).

5. У больных шизофренией по мере нарастания дефекта происходит снижение точности распознавания эмоций.

6. Чем более неопределена ситуация межличностного взаимодействия, тем ниже точность распознавания ее больными.

7. Больные шизофренией испытывают трудности в определении эмоций по схемам, лучше распознавая эмоции по изображенным лицам людей.

 


Литература

 

8. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988. С.218-227.

9. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1981. 288 с.

10.Вовин Р.Я., Морозов В.И., Фактурович А.Я., Пиль Б.Н., Голенков А.В., Завьялов И.М. Изучение морфологических особенностей головного мозга больных шизофренией методом компьютерной томографии. //Журнал невроп. и психиатр. им.С.С.Корсакова. 1989. № 7. С.52-55.

11.Двирский А.Е. Клинические проявления шизофрении у право и леворуких больных. // Журнал невроп. и психиатр. им.С.С.Корсакова. 1983. № 5. С.724-728.

12.Еникеева Д.Д. Популярные основы психиатрии. ИКФ «Сталкер», 1997. С.239-246.

13.Казанец Э.Ф. Загадка шизофрении. М., 1980. 64 с.

14.Калинин В.В. Межполушарная асимметрия и проблема типологии шизофрении. // Журнал невроп. и психиатр. им.С.С.Корсакова. 1989. № 12. С.101-108.

15.Костандов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М.: Наука, 1983. 171 с.

16.Курек Н.С. Исследование эмоциональной сферы больных шизофренией на модели распознавания эмоций по невербальной экспрессии. // Журнал невроп. и психиатр. им.С.С.Корсакова. 1986. № 12. С.1831-1836.

17.Личко А.Е. патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования. Л., 1976, 101 с.

18.Московичюте Л.И., Симерницкая Э.Г., Смирнов Н.А., Филатов Ю.Ф. О роли мозолистого тела в организации высших психических функций. //А.Р.Лурия и современная психология. /Под ред. Хомской Е.Д., Цветковой Л.С., Зейгарник Б.В. М.: МГУ, 1982. С.143-150.

19.Поляков Ю.Ф., Курек Н.С. К вопросу о нарушении положительных эмоций у больных шизофренией. //Журнал невроп. и психиатр. им.С.С.Корсакова. 1985. № 12. С.1857-1862.

20.Поляков Ю.Ф., Курек Н.С., Гаранян Н.Г. Сравнительный анализ нарушения положительных эмоций у больных шизофренией с чертами дефекта и больных эндогенными депрессиями. //Журнал невроп. и психиатр. им.С.С.Корсакова. 1989. №7. С.52-55.

21.Симерницкая Э.Г. доминантность полушарий. /Под ред. А.Р. Лурия. М.: МГУ, 1978. 95 с.

22.Спрингер С., Дейч Г. левый мозг, правый мозг. М., 1983. 256 с.

23.Хломов Д.Н. Особенности восприятия межличностных взаимодействий больными шизофренией. //Журнал невроп. и психиатр. им.С.С.Корсакова. 1984. № 12. С.1810-1815.

24.Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. М., 1998. С.31-45.

25.Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.: Мир, 1990. С.143-152.

26.Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир, 1990. С.143-152.

 


Приложение 1

 

Определение профиля межполушарной асимметрии (Брагина-Доброхотова).

Рука.

Самооценка:

· бросаю мяч

· зажигаю спички

· режу ножницами

· вдеваю нитку в иголку

· подметаю пол

· чищу зубы

· открываю кран

· пишу

· рисую

Тесты:

· переплетение пальцев

· скрещивание рук на груди

· аплодирование

Функциональные пробы:

· одновременное рисование фигур двумя руками при закрытых глазах

· одновременное письмо двумя руками при закрытых глазах.

Нога.

Самооценка

· нога маховая

· нога толчковая

· нога, которой точнее бью по мячу

· перепрыгиваю лужу (одна направляющая)

· прыгаю через препятствия (одна поднимающаяся)

Тесты:

· шаг вперед

· шаг назад

· встать коленом на стул

· сойти со стула

· письмо ногой

Функциональные пробы:

· нога на ногу

· 5 метров с закрытыми глазами

Глаз.

Самооценка:

· смотрю в дверной глазок

· прицеливаюсь

Тесты:

· разделение горизонтальной линии пополам.

Ухо.

Самооценка:

· подношу часы

· лучше слышу шепотную речь

· прикладываю телефонную трубку

Тесты:

· послушать тикание часов

· оценить шепотную речь

Функциональные пробы:

· дихотомическое прослушивание слов.

Обобщенная оценка с обозначением профиля асимметрии:

· правый;

· преимущественно правый;

· смешанный;

· преимущественно левый;

· левый;

· симметричный.


Приложение 2

 

Методика «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман и Д. Рикс)

 

Это модифицированная методика Дембо-Рубинштейн.

Испытуемому предлагается оценить свое эмоциональное состояние по 4-м шкалам:

1. Спокойствие - Тревожность.

2. Энергичность - Усталость.

3. Приподнятость - Подавленность.

4. Чувство уверенности в себе - чувство беспомощности.


Приложение 3

 

Таблица 1. Данные определения профиля межполушарной асимметрии и самооценки эмоционального состояния больных.

№ испытуемого Форма заболевания Профиль Асимметрии самооценка
1 простая ППЛЛ ¯
2 простая ПППП  ­
3 простая ПЛЛЛ ¯
4 простая ПЛПЛ ¯
5 простая ЛЛПП  ­
6 простая ППЛЛ ¯
7 простая ЛППП  ­
8 простая ПЛПП  ­
9 параноидная ППЛЛ ¯
10 параноидная ЛПЛП ¯
11 параноидная ЛПЛЛ ¯
12 параноидная ПЛЛП ¯
13 параноидная ЛЛПЛ ¯
14 параноидная ППЛЛ ¯
15 параноидная ППЛЛ ¯
16 параноидная ЛЛПЛ ¯
17 приступообразная ЛППЛ ¯
18 приступообразная ППЛП  ­
19 приступообразная ППЛЛ ¯
20 приступообразная ЛППП  ­
21 злокач. с орг. основой ПППП  ­
22 злокач. с орг. основой ПЛПП  ­

Приложение 4

 

№ испытуемого Оценка своего состояния больными. Самооценка
1 Я бодрый, у меня хорошее настроение. ¯
2 Мне грустно, я устал.  ­
3 Хорошее настроение. ¯
4 Я прекрасно себя чувствую. ¯
5 Наверное, мне трудно будет что-то сделать. Я усталый.  ­
6 Нормально чувствую себя. Все хорошо у меня. ¯
7 Голова болит немного, грустно.  ­
8 Ничего не испытываю, не хочу ничего.  ­
9 Я в порядке, у меня был удачный день. ¯
10 Я такой веселый сегодня. ¯
11 Мне радостно. ¯
12 Я могу много сделать, хорошо себя чувствую. ¯
13 Все нормально со мной. ¯
14 Мне очень хорошо. ¯
15 Хорошее настроение. ¯
16 Замечательное состояние. ¯
17 Ничего не болит, даже весело. ¯
18 Грустный я сегодня.  ­
19 Хорошее настроение. ¯
20 У меня никогда нет хорошего настроения.  ­
21 Я всегда жалуюсь, потому что болею.  ­
22 Я уставший.  ­

 


Приложение 5

 

Таблица 2. Карточки, вызвавшие у группы больных шизофренией трудности.

№ карточки Название
2 Счастье
3 Радость
5 Радость
9 Интерес
10 Счастье
12 Удивление
16 Интерес
17 Спокойствие
20 Спокойствие
25 Интерес
28 Сомнение
32 Спокойствие
35 Радость
36 Счастье
37 Удивление
38 Радость
45 Сомнение

 


Приложение 6

 

Таблица 3. Группа больных, несправившаяся с заданием на классификацию эмоций.

№ испытуемого Форма заболевания Профиль асимметрии
1 Простая ППЛЛ
3 Простая ПЛЛЛ
4 Простая ПЛПЛ
6 Простая ППЛЛ
9 Параноидная ППЛЛ
10 Параноидная ЛПЛП
11 Параноидная ЛПЛЛ
12 Параноидная ПЛЛП
13 Параноидная ППЛЛ
14 Параноидная ППЛЛ
15 Параноидная ЛЛПЛ
16 Параноидная  
17 Приступообразная ЛППЛ
19 Приступообразная ППЛЛ

 


Приложение 7

 

Таблица 4. Словарь группы больных по карточкам-схемам.

№ испытуемого

№карт Словарь Эталон контр. группы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
1 Удивление                                            
2 Грусть                                            
3 Злость                                            
4 Обида                                            
5 Сомнение                                            
6 Счастье                                            
7 Грусть                                            
8 Радость                                            
9 Гнев                                            

 


Приложение 8

 

Таблица 5. Результаты определения эмоционального состояния людей во взаимодействии.

Варианты ответов группы больных шизофренией.

№ испытуемого

№карт

Словарь эталон контр.группы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

1

Интерес, спокойствие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 Гнев, раздражительн.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Счастье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Испуг, интерес, удивление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Интерес

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Грусть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                               

 







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.245.48 (0.043 с.)