Анализ использования оборотных средств в системе социально-экономического развития страны и региона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ использования оборотных средств в системе социально-экономического развития страны и региона



Введение

 

Наряду с основными производственными фондами, которые материализованы в зданиях, машинах, оборудовании и других натурально-вещественных элементах, каждое коммерческое предприятие должно располагать определенной величиной денежных ресурсов - оборотных средств.

В силу взаимосвязи, взаимодействия оборотных средств с основными факторами и результатами производства - величиной и структурой собственных и привлечённых средств, основными средствами и инвестициями, выручкой от реализации и прибылью - они играют определяющую роль в управлении финансами и имуществом предприятия.

Экономическая сущность оборотных средств определяется их ролью в обеспечении непрерывности процесса воспроизводства, в ходе которого оборотные фонды и фонды обращения проходят как сферу производства, так и сферу обращения. Находясь в постоянном движении, оборотные средства совершают непрерывный кругооборот, который отражается в постоянном возобновлении процесса производства.

Управление оборотными средствами включает: учёт всех имеющихся на настоящее время составляющих оборотных средств; анализ состояния, в том числе выявление причин, в силу которых сложилось настоящее положение с текущими активами предприятия; разработку и внедрение в деятельность отдельных служб предприятия современных методик управления оборотными средствами; контроль за текущим состоянием важнейших слагаемых оборотных активов; расчёт отдельных показателей, необходимых для составления кассового бюджета предприятия.

Теоретические и практические разработки отечественных авторов по проблеме использования обортных средств относятся в основном к предприятиям, функционирующим в относительно стабильной и предсказуемой экономической среде, в то время как проблемы управления оборотными средствами в условиях кризиса и определенные трудности с реализацией этих разработок в реальной хозяйственной практике обусловили весьма ограниченное применение зарубежных методик в российских условиях. Это обусловило актуальность темы курсовой работы.

Объектом исследования в данной курсовой работе является ООО «Прогрессконтакт», основным видом деятельности которого является ремонт, техническое обслуживание легковых, грузовых, крупногабаритных автомобилей и производство агрегатов для различных видов транспорта.

Предметом исследования является методика анализа использования оборотных средств предприятия.

Цель курсовой работы рассмотреть особенности анализа использования оборотных средств предприятия и предложить меры по совершенствованию использования оборотных средств.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

проанализировать проблему использование оборотных средств в системе социально-экономического развития страны и региона;

провести комплексный анализ финансово-экономической деятельности предприятия;

проанализировать проблему использования оборотных средств на примере конкретного предприятия;

разработать мероприятия по выявлению внутрихозяйственных резервов повышения эффективности использования оборотных средств.

В ходе работы использовались труды таких авторов как А.И. Волков, В.В. Ковалев, Г.В. Савицкая, Е.С. Стоянова, периодические и интернет-источники информации, а также материалы финансовой отчетности: баланс и отчет о прибылях и убытках предприятия.


Заключение

 

Подводя итог проведённому в курсовой работе исследованию, мы можем констатировать, что оборотные средства представляют собой сложную многоуровневую систему, требующую постоянного совершенства.

Проведённый в курсовой работе анализ позволил сформировать следующие важнейшие выводы:

Оборотные средства (в практике стран с рыночной экономикой их называют оборотным капиталом) являются важнейшим ресурсом в обеспечении текущего функционирования предприятия, т.е. производстве и реализации продукции. В процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятие нуждается в денежных средствах, необходимых для изготовления продукции, закупки сырья и материалов, выплаты заработной платы и т.д., а затем в средствах, которые требуются на ее реализацию.

В системе показателей эффективности использования оборотных средств на практике предпочтение отдается показателю оборачиваемости оборотных средств. Оборачиваемость оборотных средств характеризуются системой взаимосвязанных показателей: продолжительность одного оборота в днях; коэффициентом оборачиваемости; коэффициентом загрузки.

Анализируя динамику структуры оборотных активов ООО «Прогрессконтакт» в 2007-2008 гг., можно сделать вывод, за 2008 год общая сумма оборотных средств исследуемого предприятия возросла на 41 млн. руб. или на 49,1%. Данный рост обусловлен увеличением суммы запасов и затрат на 43 млн. руб. или на 72,9%, налогов по приобретённым ценностям на 13 млн. руб. или на 140,0%,

На протяжении 2008 года структура оборотных средств ООО «Прогрессконтакт» значительно поменялась. За данный период удельный вес запасов и затрат увеличился на 5,9%, налогов по приобретённым ценностям - на 3,4%, готовой продукции и товаров - на 18,4%, дебиторской задолженности - на 1,7%. Снижение суммы финансовых вложений и дебиторской задолженности обусловило снижение удельного данных показателей в общей сумме оборотных средств соответственно на 13,6 и 15,7%.

В анализируемый период произошло ускорение оборачиваемости материальных оборотных активов более чем на 19 дней, как результат увеличилось количество циклов (оборотов) текущих активов примерно на 0,6 оборота.

Наиболее весомыми причинами увеличения операционного цикла послужили: рост остатков запасов и затрат, который вызвал увеличение операционного цикла на 32 дней, увеличение готовой продукции - почти на 40,5 дней. Эти факторы можно рассматривать как резервы сокращения длительности нахождения средств предприятия в материальных оборотных активах.

Общее увеличение коэффициента оборачиваемости равно 0,622, в том числе за счёт увеличения средних остатков материальных оборотных активов снизился на 1,236, за счёт увеличения выручки от реализации вырос на 1,858.

Проведённый анализ позволяет сказать, что основным резервом увеличения оборачиваемости оборотных средств на ООО «Прогрессконтакт» является увеличение выручки от оказания услуг и реализации запчастей.

В качестве совершенствования хозяйственной деятельности предприятия для увеличения выручки можно посоветовать увеличение рабочего дня организации, а также реализация неликвидных товаров в магазине организации. При использовании указанных резервов, величина выручки составила бы 678,4 млн. руб., средняя величина материальных активов - 144,9 млн. руб. Отсюда коэффициент оборачиваемости мог бы составлять 4,682, что выше фактического на 0,932.

Необходимо отметить, что предложенные пути повышения эффективности финансовых отношений актуальны как для исследуемого предприятия, так и для других предприятий страны, оказывающих аналогичные услуги.


Введение

 

Наряду с основными производственными фондами, которые материализованы в зданиях, машинах, оборудовании и других натурально-вещественных элементах, каждое коммерческое предприятие должно располагать определенной величиной денежных ресурсов - оборотных средств.

В силу взаимосвязи, взаимодействия оборотных средств с основными факторами и результатами производства - величиной и структурой собственных и привлечённых средств, основными средствами и инвестициями, выручкой от реализации и прибылью - они играют определяющую роль в управлении финансами и имуществом предприятия.

Экономическая сущность оборотных средств определяется их ролью в обеспечении непрерывности процесса воспроизводства, в ходе которого оборотные фонды и фонды обращения проходят как сферу производства, так и сферу обращения. Находясь в постоянном движении, оборотные средства совершают непрерывный кругооборот, который отражается в постоянном возобновлении процесса производства.

Управление оборотными средствами включает: учёт всех имеющихся на настоящее время составляющих оборотных средств; анализ состояния, в том числе выявление причин, в силу которых сложилось настоящее положение с текущими активами предприятия; разработку и внедрение в деятельность отдельных служб предприятия современных методик управления оборотными средствами; контроль за текущим состоянием важнейших слагаемых оборотных активов; расчёт отдельных показателей, необходимых для составления кассового бюджета предприятия.

Теоретические и практические разработки отечественных авторов по проблеме использования обортных средств относятся в основном к предприятиям, функционирующим в относительно стабильной и предсказуемой экономической среде, в то время как проблемы управления оборотными средствами в условиях кризиса и определенные трудности с реализацией этих разработок в реальной хозяйственной практике обусловили весьма ограниченное применение зарубежных методик в российских условиях. Это обусловило актуальность темы курсовой работы.

Объектом исследования в данной курсовой работе является ООО «Прогрессконтакт», основным видом деятельности которого является ремонт, техническое обслуживание легковых, грузовых, крупногабаритных автомобилей и производство агрегатов для различных видов транспорта.

Предметом исследования является методика анализа использования оборотных средств предприятия.

Цель курсовой работы рассмотреть особенности анализа использования оборотных средств предприятия и предложить меры по совершенствованию использования оборотных средств.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

проанализировать проблему использование оборотных средств в системе социально-экономического развития страны и региона;

провести комплексный анализ финансово-экономической деятельности предприятия;

проанализировать проблему использования оборотных средств на примере конкретного предприятия;

разработать мероприятия по выявлению внутрихозяйственных резервов повышения эффективности использования оборотных средств.

В ходе работы использовались труды таких авторов как А.И. Волков, В.В. Ковалев, Г.В. Савицкая, Е.С. Стоянова, периодические и интернет-источники информации, а также материалы финансовой отчетности: баланс и отчет о прибылях и убытках предприятия.


Анализ использования оборотных средств в системе социально-экономического развития страны и региона

Тенденции и проблемы развития отрасли хозяйствующего субъекта на федеральном и региональном уровнях с учетом использования оборотных средств

 

Одной из самых массовых отраслей, давно занявшей ведущие позиции в транспортном комплексе страны, является автомобильный транспорт. На этапе становления рыночных отношений в России он получил новый импульс для своего развития и в настоящее время является одной из наиболее быстро растущих подотраслей национальной экономики.

Надежное функционирование транспорта является одним из необходимых условий целостности страны, обеспечения национальной безопасности.

В соответствии с основными положениями «Транспортной стратегии до 2020г.», реализация транзитного потенциала и повышение конкурентоспособности транспортной системы РФ будет способствовать формированию в России транспортной инфраструктуры мирового уровня и созданию прочной основы для успешной интеграции России в мировую транспортную систему и изменению роли транспортной отрасли в формировании валового национального продукта. Реализация комплексных инфраструктурных проектов, направленных на повышение привлекательности российских транспортных коридоров, позволит получить дополнительные доходы в размере более $6 миллиардов [11].

Экономичная и эффективная работа автомобильного транспорта обеспечивается рациональным использованием многомиллионного парка подвижного состава - грузовых и легковых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов.

Определяющими условиями увеличения срока службы и повышения производительной работы автотранспортных средств являются их грамотная эксплуатация и техническое обслуживание.

Эффективную работу автотранспорта обеспечивает автосервис, основное назначение которого - сохранение потребительских качеств и физических свойств транспортных средств: снижение интенсивности износа узлов и деталей, предупреждение дефектов в работе узлов, агрегатов, двигателя.

Этот сектор бытового обслуживания населения динамично развивается, однако остается очень молодым и испытывает ряд серьезных проблем.

Изучение литературы по теме, а также проведенные исследования позволили определить результаты развития рынка обслуживания и ремонта в докризисные период функционирования экономики:

. Увеличение количества автомобилей в собственности граждан, повышающее спрос на техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.

. Усложнение управленческих технологий и опора на множественные источники доходов (торговля запчастями и сопутствующими товарами, дополнительное оборудование, дополнительные услуги).

. Увеличение объема кузовных и малярных работ вследствие увеличения количества ДТП из-за возрастающей плотности движения на дорогах.

. Увеличение объема работ по дополнительному оборудованию, обеспечивающему повышенный комфорт водителям и пассажирам транспорта.

. Острый дефицит квалифицированных кадров и рост спроса на их подготовку.

. Повышение спроса на техническую информацию и новые средства ее систематизации и использования.

Организация сервиса отечественной техники пока не соответствует современному уровню. Низкий уровень развития сервиса снижает конкурентоспособность нашей техники. Рынок остро нуждается в скорейшем увеличении числа ремонтных и сервисных предприятий, которые обеспечат новые рабочие места. Сервисным предприятиям целесообразно объединяться в союзы и защищать свои интересы в администрациях областей и в правительстве. Ассоциации и союзы должны лоббировать принятие необходимых актов, нормативов для стимулирования развития отрасли технического обслуживания и ремонта автотранспорта.

Наибольшую долю в структуре рынка технического обслуживания автомобилей в экономике России занимают независимые автосервисы, их доля составляет порядка 60%. Далее идут авторизированные техцентры с долей в 25%. Менее всего представлены на рынке индивидуальные мастерские, чья доля составляет около 15% [11].

На российском рынке действует пока только одна сеть автосервисов федерального масштаба - это «Bocsh Service», которая насчитывает более 190 пунктов технического обслуживания автомобилей в более чем 70 городах России. Более того, в стратегические планы компании входит увеличение числа автосервисов до 5% от общего количества станций технического обслуживания.

Второй по размерам является сеть автосервисов МВО, которая насчитывает 22 станции в Москве и Санкт-Петербурге. Отличительной особенностью сети является специализация на услугах шиномантажа и балансировки, а также на смазочно-заправочных работах [11].

Объем Рынка автосервисов в России в 2008 году составил $17,5 млрд. Рынок услуг автосервисов в России за период 2005-2008 гг рос, прежде всего, за счет увеличения числа автомобилей. Темпы роста составляли порядка 15-20% [11].

На рынке технического обслуживания автотранспорта Курской области доли основных игроков автосервисных услуг распределены следующим образом: индивидуальные мастерские - 15%, авторизованные центры -20%, независимые автосервисы - 65%. Темпы роста на уровне региона данного сектора отрасли обслуживания соответствуют общероссийским.

Что касается технического обслуживания парка промышленных предприятий, то в большинстве своем при крупном промышленном предприятии есть либо дочерние, либо зависимые организации, занимающиеся оказанием таких услуг. Так на рынке технического обслуживания крупногабаритных автомобилей Курской области ООО "Прогрессконтакт" является монополистом. У анализируемой организации есть конкуренты по всей стране, но по отдельным направлениям деятельности. Рост объем оказываемых услуг и реализованной продукции в 2009 году составил практически 100%, что связано с ростом автопарка и оказываемых услуг и объемов реализованной продукции на сторону.

Эффективному развитию организаций, занимающихся техническим обслуживанием и ремонтом автотранспорта на наш взгляд как микро-, так и на макроуровне мешает неэффективное использование оборотных средств.

Проблема улучшения использования оборотных средств стала еще более актуальной в условиях нестабильных (кризисных) рыночных отношений. Интересы предприятия требуют полной ответственности за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности. Поскольку финансовое положение предприятий находится в прямой зависимости от состояния оборотных средств и предполагает соизмерение затрат с результатами хозяйственной деятельности и возмещение затрат собственными средствами, предприятия заинтересованы в рациональной организации оборотных средств - организации их движения с минимально возможной суммой для получения наибольшего экономического эффекта.

Анализ использования оборотных средств предприятия внедряется практически во все автоматизированные системы финансового анализа современных российских предприятий. Главной целью такого анализа является получение информации о резервах улучшения использования оборотных средств предприятия.

На практике значительная часть наших предприятий допускают «проедание» оборотных средств. Причинами этого являются нарушение целевого использования оборотных средств, «омертвление» оборотных средств в запасах сырья, материалов, продукции и товаров, не пользующихся спросом у потребителя, различного рода потери из-за бесхозяйственности, убытки.

Некоторая часть расходов и платежей предприятия, не носящих производственный характер, по действующему порядку их учета относится на себестоимость продукции и по этой причине оказывает воздействие на совокупную потребность в оборотных средствах.

Это относится к части уплачиваемых налогов: на землю, с транспортных средств, на пользователей автомобильных дорог, поскольку в каждом случае платежа покупатель сверх установленной цены вынужден доплачивать сумму в виде установленного налога. Дополнительно увеличивает потребность в оборотных средствах действующий механизм уплаты налога на добавленную стоимость, поскольку его оплата происходит сверх цены сырья и материалов.

Хотя эти суммы не относятся на себестоимость и учитываются на отдельном балансовом счете, тем не менее, до момента реализации продукции, включившей в себя материалы, приобретенные с НДС, происходит отвлечение средств предприятия.

В зарубежной практике рациональности использования оборотных средств предприятия на наш взгляд в последние годы уделялось все меньше внимания из-за особенностей постоянной «жизни в долг» - кто больше занимает, тот имеет набольшие объемы реализации. Отсюда задача рационального использования оборотных средств перестала за рубежом быть приоритетной, так как проблема нехватки оборотных средств стала решаться через неограниченную перекредитацию в различных банках. Нерациональное использование оборотных средств как на макро- так и микроуровне на наш взгляд является одной из причин современного мирового кризиса.

Наряду с основными производственными фондами, которые материализованы в зданиях, машинах, оборудовании и других натурально-вещественных элементах, каждое коммерческое предприятие должно располагать определенной величиной денежных ресурсов - оборотных средств. В рыночной экономике оборотные средства часто называют оборотным капиталом, основные фонды - основным капиталом. Иначе говоря, оборотный капитал - это величина финансовых источников, необходимых для формирования оборотных (текущих) активов предприятия [15, с. 111]. Таким образом, любое коммерческое предприятие, ведущее производственную или иную коммерческую деятельность, должно обладать определенным функционирующим капиталом.

Главное назначение оборотных средств - это обеспечение непрерывности и ритмичности процесса производства продукции путем приобретения предметов труда, вспомогательных материалов, топлива, оплаты потребляемой энергии всех видов, прочих услуг, в том числе и оплаты труда [6, с. 189].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.093 с.)