Характеристика понятия «оздоровительный фитнесс» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика понятия «оздоровительный фитнесс»



Актуальность. Современные тенденции в мировом оздоровительном движении сопровождаются появлением новых терминов и понятий в сфере этого социокультурного феномена. Одним из таких понятий является «фитнесс», получивший за последнее десятилетие широкое распространение. (В.Е. Боришкевич, 2003.)

Фитнесс - это оптимальное качество жизни, основой которого является положительное здоровье. Целью занятий фитнессом является достижение и поддержание нужного уровня работоспособности. Система фитнесс в мире понимается как оздоровительные занятия, базирующихся на средствах и методах бодибилдинга. Фитнесс рассматривается как образ жизни, составленный из трех частей тренировки, модернового оборудования и изысканной одежды. (Л.Х. Закарьян, А.Л. Савенко, 2001.)

Анализируя и систематизируя имеющиеся материалы по фитнессу, можно сделать вывод, что фитнесс - это вся система оздоровительной физической культуры, включающая здоровый образ жизни: рациональное питание, отказ от вредных привычек, психотренинг и т.п. (Ю.В. Давыдов, Т.Г. Коваленко, Г.О. Краснова, 2004.)

Условно выделяют три вида фитнесса: общий фитнесс, физический фитнесс, спортивно - ориентированный. Общий фитнесс, или вводный, используется на начальном этапе занятий и подразумевает оптимальное качество жизнедеятельности, охватывающее социальные, умственные, духовные и физические компоненты, определяющие «положительное здоровье». (Ю.В. Менхин, А.В. Менхин, 2002.)

Физический фитнесс подразумевает достижение оптимального физического состояния в результате выполнения определенной двигательной программы деятельности. Иначе говоря, это - «базовый» фитнесс, направленный на достижение и поддержание физического благополучия и снижения риска возникновения заболеваний. (Э.Т. Хоули, Б.Д. Френск, 2000.)

Структура физического фитнесса выделяет основные физические качества, имеющие непосредственную связь со здоровьем и отражающие уровень функционального состояния отдельных жизненно важных органов и систем. Для объективной оценки уровня «физического фитнесса» в мировой практике разработаны батареи тестов, фактически имеющие международный статус. Это позволяет объективно оценивать уровень физического состояния индивидов, половых, возрастных и социальных групп. (Г. Горцев, 2001.)

Спортивно - ориентированный фитнесс определяется, как наиболее высокая ступень двигательной активности и направлен на развитие двигательных способностей и физических качеств для решения спортивных задач. Соотнесение условий конкретного вида спортивной деятельности и требований к проявлению соответствующих способностей с возможностями реализации их в процессе данного вида фитнесса является его отличительной чертой. (Ю.В. Татура, 2001.)

Таким образом, каждый вид фитнесса имеет свои границы двигательной активности, включает двигательные действия определенной напряженности, сложности и эмоциональной окраски - что позволяет решать широкий круг задач оздоровления различных категорий людей. (К. Шихи, 2001.)

Для фитнесса характерны следующие особенности: обоснованность системы физических упражнений в социальном, личностно - индивидуальном и естественно - функциональном аспектах; использование тестирования и оценки широкого круга показателей; наличие программ индивидуальной направленности, учитывающих и сопоставляющих уровень потенциальных возможностей личности; высокая степень безопасности занятий; многозвенная система управления процессом оздоровления; широкий охват разных сторон жизнедеятельности и эффективность воздействия на качество жизни, состояние человека, социальную сферу деятельности личности. (Е.Б. Мякинченко, М.П. Шестокова, 2002.)

Основным средством фитнесса являются физические упражнения; немаловажное значение имеют и средства обеспечения занятий. Их подразделяют на несколько групп: традиционные виды аэробной направленности; гимнастические упражнения; упражнения циклического характера; силовые упражнения; упражнения на растягивание; упражнения релаксации и рекреации. Питание - одно из обеспечивающих средств фитнесса, подкрепляющее весь эффект системы упражнений. Основной принцип организации питания в фитнессе - разнообразие и баланс между потреблением и расходом. (В.Ю. Давыдов, А.И. Шамардин, Г.О. Краснова 2003.)

Фитнесс - программы как формы как формы двигательной активности, могут иметь как оздоровительно - кондиционную направленность, так и преследовать цели, связанные с развитием способностей к решению двигательных и спортивных задач на достаточно высоком уровне. Классификация фитнесс - программ основывается: а) на одном виде двигательной активности; б) на сочетании нескольких видов двигательной активности; в) на сочетании одного или нескольких видов двигательной активности и различных факторов здорового образа жизни. (В.Ю. Давыдов, А.И. Шамардин, Г.О. Краснова, 2005.)

Многообразие фитнесс - программ не означает произвольность их построения, какой бы оригинальной ни была та или иная фитнесс - программа, в ее структуре выделяют следующие части (компоненты): разминка; аэробная часть; кардиоресператорный компонент; силовая часть; компонент развития гибкости (стретчинг); заключительная (востоновительная) часть. (Т.Ю. Круцевич, 2003.)

В настоящее время на рынке фитнесс - индустрии существует более 100 фитнесс - программ, основанных на видах оздоровительной гимнастики. Классификация этих фитнесс - программ затруднена из-за их многообразия, различных целевых установок, используемых средств, характера музыкального сопровождения и других факторов. (Е. Панкратова, 1999.)

Разработка фитнесс - программ - одно из основных источников доходов фитнесс - индустрии. Создание новых фитнесс - программ сопровождается продуманной маркетинговой политикой и связано не только с опубликованием методических пособий и рекомендаций, но и с широкой рекламой используемого инвентаря, оборудования, изданием аудио - и видеопродукции, а также проведением образовательных семинаров и курсов по соответствующей подготовки инструкторов оздоровительного фитнесса. (В.Я. Меньшиков, 2001.)

 

Требования, предъявляемые к тренеру, проводящему занятия по фитнесу

 

Эффективность занятий с группами аэробики находится в прямой зависимости от компонентности инструкторов, которые должны тщательно продумывать как программы занятий, так и предлагаемую методику их проведения. По средствам первоначального и дальнейшего периодического тестирования инструкторы оценивают возможности и достижения занимающихся. Те дополнительные усилия, которые могут потребоваться от инструктора, для того чтобы добиться настоящего успеха в занятиях группы, компенсируются тем уважением, которое они заслужат среди занимающихся, создав в классе атмосферу безопасности, доброжелательности и радости. (Г.О. Краснова, Ю.В. Пармузина, 2001.)

Задача инструктора по аэробике - пропагандировать здоровый образ жизни, противостоять многим мифам и ошибочным представлениям о диете и упражнениях, противостоять использованию кратковременных, нереалистических диет и неэффективных занятий. (В.Ю. Давыдов, И.И. Полеткина, Г.О. Краснова, 2000.)

Инструктор по оздоровительному фитнессу должен: проводить отбор лиц в соответствии с состоянием их здоровья, оценивать различные компоненты физической подготовленности, контролировать руководство отдельными лицами или группами в соответствующих видах занятий, контролировать реакции участников на нагрузку в ходе занятий, регистрировать достижения и проблемы, реагировать на непредвиденные обстоятельства, создавать атмосферу гостеприимства, владеть необходимыми навыками общения. (Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева, 2002.)

Одним из наиболее важных требований, предъявляемым к тренеру, проводящему занятие по фитнессу, является овладение; основных базовых шагов аэробики, спортивной техникой упражнения. (И.П. Адриади, 1988.)

Тренер по фитнессу должен быть хорошо физически подготовлен. Среди специалистов «спортивная форма» считается собирательным понятием для таких свойств организма, как выносливость, сила, быстрота, координация, гибкость. Спортивная форма, кондиция - это то же, что и хорошее физическое состояние, тренированность. Если инструктор обладает всеми этими свойствами в оптимальном соотношении, значит, он действительно хорошо тренирован и находится в хорошем физическом состоянии. (В. Кличко, В. Кличко, 2003.)

Тренеру по фитнессу необходимо умение проводить упражнения в соответствии с музыкой, умение подбирать и составлять упражнения в различных физических сочетаниях, умение подбирать музыку к отдельным упражнениям, умение составлять упражнения на заданную музыку, умение составлять фонограммы для различных комплексов упражнений. (Е.С. Крючек, 2001.)

Обобщенная модель тренера включает три компонента; социальный, профессиональный, мотивационный. Среди общепедагогических характеристик преподавателя по «оздоровительному финессу» главное место занимает комплекс психоэмоциональных качеств: отзывчивости, требовательности, дисциплинированности и т.д. (Э.Т. Хоули, Б.Д. Френкс, 2004.)

Знание особенностей психики человека является важным фактором в работе инструктора по фитнессу. Именно оно позволяет найти индивидуальный подход к каждому человеку и в конечном итоге сохранить клиента, как активного члена клуба. Хороший инструктор, прежде всего хороший психолог. (Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева, 2004.)

Очень важно осознавать индивидуальность людей, занимающихся физической культурой. Тренер тренирует, используя науку о тренерской деятельности. Искусство тренерской деятельности заключается в том, что тренер осознает, когда и в каких ситуациях необходимо индивидуализировать эти общие принципы. (Р.С. Уэнберг, Д. Гоулд, 1998.)

Педагогическая деятельность тренера сложна и многогранна. Он обучает, организует, воспитывает, показывает, общается, управляет, планирует. Поэтому деловые роли тренера разнообразны: тренер - учитель, педагог, тренер -руководитель, тренер - психолог и врач. (А.Д. Гонюшкин, 1989.)

Успех психолого-педагогической деятельности тренера зависит не только от его способностей, а в большей мере к отношению к работе, от любви к делу, от стремления постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство. (В.А. Сластенин, 2001.)

Для успешного выполнения своих функций при работе со спортсменами тренеру необходимо обладать соответствующими профессиональными умениями и навыками, которые базируются на общественно - политических, психолого-педагогических, медико-биологических и специальных знаниях. (П.А. Рудик, 1955.)

Выпускник института физкультуры, будущий тренер-преподаватель должен получить такую систему фундаментальных, общих и специальных знаний, умений и навыков, которые позволили бы ему эффективно работать в выбранной сфере деятельности. (А.Я. Корх, 1986.)

1.3
Методические приемы воспитания физических качеств

 

Физическая подготовка - это методически грамотно организованный процесс двигательной деятельности человека для оптимального развития его физических качеств. Термин качество отображает двигательные возможности человека и предполагает наличие в качествах задатков, которыми люди наделены от природы, к их проявлению в двигательной деятельности. Исходя из этого, можно дать следующее определение физических качеств. Физические качества - это развитые в процессе воспитания и целенаправленной подготовки двигательные задатки человека, которые определяют возможность и успешность выполнения им определенной двигательной деятельности. (Л.П. Матвеев, 1991.)

Физическую подготовку принято подразделять на общую и специальную. Общая физическая подготовка направлена на всестороннее развитие организма занимающихся, укрепление здоровья, совершенствование двигательных качеств, повышение работоспособности безотносительно к технике конкретных упражнений фитнес-аэробики. (Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева, 2003.)

Специальная физическая подготовка-процесс воспитания физических качеств, обеспечивающих преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для данного вида спорта. (В.Ю. Давыдов, А.И. Шамардин, Г.О. Краснова, 2006.)

В теории физического воспитания выделяют следующие физические качества; Сила - это способность преодолевать определенное сопротивление или противодействовать ему: Быстрота - это способность человека к срочному реагированию на раздражители и к высокой скорости движения, которые выполняются при отсутствии значительного внешнего сопротивления: Выносливость - это способность к эффективному выполнению упражнения, преодолевая развивающееся утомление: Гибкость - это способность человека выполнять движения в суставах с возможно большей амплитудой: Координация - это способность человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач. (Ю.Ф. Курамшин, 2003)

Под физическим воспитанием следует понимать организованный педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков и воспитание как физических, так и морально волевых качеств. В физическом воспитании различают две специфические стороны обучение движениям и воспитания физических и личностных качеств занимающихся. (Г.Р. Решетнева, 1997.)

В физическом воспитании применяются методы, которые условно разделяют на общепедагогические и специфические. К первым относят методы словесного воздействия, наглядного обучения, идеомоторного и психорегулирующего воздействия и другие, которые в целом могут использоваться в любой области, связанной с воспитанием, образованием и обучением. Вместе с тем специфика смыслового содержания физического воспитания требует применения особых методов отражающих особенности направлений, специализированных областей физического воспитания и конкретных решаемых задач. (Ю.В. Менхин, 2003.)

К средствам физического совершенствования относят физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы. Физические упражнения - это основное и специфическое средство физического воспитания, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающихся. (Т.Ю. Круцевич, 2003.)

Гигиенические средства представляют собой широкий спектр разнообразных видов деятельности, а также созданий условий для нее. К числу ведущих из них можно отнести такие традиционно используемые: рациональное питание, соблюдение норм личной гигиены, полноценный сон, спортивная одежда и обувь, подобранная в соответствии с нормами и правилами гигиены. Кроме того, к числу гигиенических средств следует отнести и такие средства, как дыхательная гимнастика, посещение бани, рекреационная гимнастика, прием массажа, зрительная гимнастика и т.д. (И.И. Сулейманов, 1991.)

В последнее время в практике физического образования и спортивной подготовки находят широкое применение технические средства, в частности тренажеры. Тренажеры подразделяются по своей направленности на развитие выносливости, мышечной силы, гибкости и ловкости. Некоторые тренажеры могут оказывать большое воздействие на развитие нескольких физических качеств. (И.И. Сулейманов, В.Г. Хоромин, 1997.)

Естественные силы природы, факторы гигиены являются вспомогательными средствами. С их помощью полнее и лучше используется основное средство, создаются условия для эффективного влияния физических упражнений на занимающихся, а также успешной организации и проведения занятий. Основные и вспомогательные средства физического воспитания должны применяться в единстве. (Н.Г. Озолин,2002.)

Сущность метода нельзя сводить только к функции использования средства в решении какой-либо задачи. Метод включает в себя выбор пути в решении задачи, определение адекватного средства (или средств), частные моменты построения способа решения, установления режима применения средства, контроля, оценки анализа, коррекции. (Ф.П. Суслов, Ж.К. Холодов, 1997.)

Основными компонентами методических принципов, которыми необходимо руководствоваться тренеру, решая комплекс образовательных, воспитательных и оздоровительных задач являются принципы; сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности. Характеристика этих принципов предусматривает раскрытие их внутренних свойств, отражающие предикативные связи с логикой определения меры педагогического воздействия на личность. (Ю.Ф. Курамшин, В.И. Попов, 1999.)

Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки. Педагог по физической культуре и спорту должен хорошо знать основные средства и методы развития разных двигательных способностей, а также способы организации занятий. В этом случае он может точнее подобрать оптимальное сочетание средств, форм и методов совершенствования применительно к конкретным условиям. (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2001.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.015 с.)