Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация и проведение эксперимента
В нашем исследовании принимали участи 10 больных, находящихся на лечении в неврологическом стационаре МУЗ (Муниципального учреждения здравоохранения) "Московская городская больница №1". Изучались больные с острым нарушением мозгового кровообращения и последствиями черепно-мозговой травмы. При поступлении в стационар, согласно анамнестическим данным, было выявлено, что у 3 человек, принимавших участие в эксперименте в течении первых 2 дней было отмечено полное отсутствие речи, которое было восстановлено самостоятельно спустя 2 суток. Больные сохраняли достаточно острый слух и не обнаруживают частичных выпадений тех или иных участков тоншкалы. Восприятие предметных звуков (стук посуды, звон стекла) также было у них сохранным. Существенные нарушения отмечались при различении звуков речи. Как отмечают медики неврологического центра у больных ограничения речевой коммуникации обусловлены трудностями в понимании сложных, развернутых грамматических конструкций. Так же больные не могли дифференцированно воспринимать эти признаки звуков. Отмечалось, что все больные не понимали обращенных к ним слов, не понимали и не выполняли просьб, простых инструкций (открыть глаза, поднять руку) или делали все наоборот. В 2 случаях речь больных оставалась беглой и иногда грамматически правильной, но теряла всякий смысл и содержала множество иносказаний и парафазии. Обилие парафазии превращало речь в сплошной поток неологизмов и делало ее совершенно непонятной. Высказывания этих больных были многословны, но неинформативны. Жесты и мимика не помогали донести смысл высказываний. Больные не осознавали, что речь у них нарушена, и раздражались, если их не понимали. У всех обследуемых после недели пребывания в стационаре отмечалось неправильное выполнение всех предложенных медиком заданий, на выполнение простейших заданий было затрачено большое количество времени и задания выполнялись не всегда верно. Инструкции больными не выполнялись, вследствие того, что были непоняты. Процессы чтения и письма при поступлении в стационар так же отсутствовали. Как нам стало известно в ходе анализа научной логопедической литературы сенсорная афазия - нарушение понимания речи при нормальном слухе (словесная глухота) и сохранении способности говорить. В легких случаях больной понимает отдельные слова и даже короткие фразы, особенно привычные ("откройте рот", "покажите язык").
Экспериментальное исследование проводилось в 3 этапа. На первом этапе мы ставили для себя цель оценить общий актуальный уровень развития речи больных. В связи с тем, что в нашей стране отсутствуют стандартизированные методики обследования речевого развития, мы посчитали возможным использовать так называемую "речевую карту" (схему логопедического обследования). Мы подобрали речевую карту, с помощью которой смогли изучить не только развитие речи, но и интеллектуальные особенности больных, конструктивную и моторную деятельности. Вторым этапом эксперимента стало изучение импрессивной речи (понимание речи) участников исследования. Данное обследование проводилось в спонтанной ситуации в процессе свободной беседы и при помощи наблюдения, мы старались оценить, понимает ли больной высказывания, которые содержат аффективно значимые для него слова и правильно ли определяет смысл, который при этом имеется в виду. Так же на данном этапе мы старались определить, в состоянии ли больной выполнять словесные инструкции: а) в контексте происходящего; б)вне контекста происходящего. В первом случае (а) мы просили больного сделать что-либо в русле того, чем он занят. Во втором случае (б) нами была предложена инструкция, не связанная с тем, чем он занят, например: "Подойдите сюда", "Дайте книгу" и т.п. Направленное обследование понимания речи в нашем исследовании включало в себя задания на понимание названий предметов, понимание названий действий, понимание названий качеств предметов, понятий, выражающих пространственные отношения и т.п.). Последним, третьим этапом экспериментального исследования стало проведение обследования собственной речи (экспрессивная речь) больных. Во время наблюдения за спонтанным поведением участников эксперимента нами фиксировались различные вокализации и внегортанные звукообразования (те, которые производятся без участия голосовых связок) больного. Важно было обратить внимание на наличие спонтанного подражания различным звукам, словам и высказываниям, также фиксировались эхолалии (непосредственные и отставленные). При проведении эксперимента мы наблюдали за тем, как больной выражает свои требования или отказ от чего-либо.
Помимо описанных выше форм речевого поведения, мы отмечали, каковы собственные спонтанные высказывания больного. В некоторых случаях такие высказывания не имели коммуникативной направленности. Тем не менее, фиксируя их, мы имели возможность получить косвенное представление о произносительной стороне речи, о связи высказываний исследуемого с его действиями и т.д. При обследовании экспрессивной речи мы выявляли способность к вербальному подражанию, сформированность таких навыков как называние предметов, действий и т.д. В целом, обследование проходило по стандартной схеме логопедического обследования: подробно исследовались произносительная сторона речи (интонации, громкость, качество произнесения звуков и т.п.), грамматическая структура речи, лексический состав, навыки диалога. Для того чтобы обследование было полезным для дальнейшей разработки системы дифференцированных методов восстановительного обучения больных с сенсорной афазией, оно должно было быть максимально точным и объективным. Поэтому мы посчитали целесообразным соблюдать следующие организационные условия: )наличие нескольких квалифицированных наблюдателей (в нашем случае, при проведении обследования присутствовал медик неврологического стационара, где проводилось обследование); )фиксация наблюдаемого (протоколирование ответов в письменном виде); )структурирование полученной информации. Таким образом нами была определена методика обследования речи в целом, а также оценка уровня понимания речи у больных при сенсорных формах афазии. При проведении исследовательской работы нами соблюдалась определенная последовательность: . знакомство со спецификой работы неврологического стационара МУЗ (городской больницы №1)- учреждения, в котором проводилось обследование. . знакомство с работниками стационара; . использование логопедической речевой карты и интерпретация полученных данных; При проведении обследования по речевой логопедической карте мы оценили состояние интеллекта больных, конструктивную деятельность, моторное развитие, строение артикуляционного аппарата, артикуляционную моторику, общее звучание речи, понимание обращенной к ним речи, произношение, фонематическое восприятие и звуковой анализ, словарь, грамматический строй, функции словоизменения и словообразования и связная речь. Оценивался уровень по каждому из вышеперечисленных параметров в отдельности по 3-х бальной шкале: 3 балла - высокий уровень - выполняются все требования педагога без ошибок;2балла - допускаются незначительные ошибки при выполнении заданий;1балл - задания или не выполняются совсем или выполняются с большим количеством ошибок. Были получены результаты, занесенные нами в таблицу №1 (см. приложение 2). Анализируя полученные результаты в ходе обследования по речевой карте мы можем отметить, что в экспериментальной группе в целом показатели невысокие - несмотря на то, что интеллект у экспериментальной группы больных в норме, выявлены серьезные нарушения в конструктивной деятельности, моторном развитии, артикуляционной моторике, понимании речи, произносительной стороне, а так же связной речи и в формировании грамматического строя, словообразования и словоизменения. Высоких показателей по всем исследуемым параметрам не выявлено ни у кого из участников эксперимента. Низкие показатели выявлены по шкалам произношение, связная речь, артикуляционная моторика и фонематическое восприятие речи. У всех обследуемых больных был определен низкий уровень в понимании речи. Мы можем отметить, что при обследовании инструкцию к заданию приходилось повторять несколько раз и очень медленно.
В ходе обследования мы выяснили, что 40 % группы имеет средний уровень развития конструктивной деятельности и 60 % - низкий уровень. В данной группе у 60% определены средние показатели по моторному развитию и у 40 % - низкие. Средний уровень развития артикуляционной моторики выявлен у 60 % экспериментальной группы, у 40 % - уровень развития артикуляционной моторики низкий. Показатели средние по общему звучанию речи были отмечены у 40 % группы, у 60 % - низкий уровень общего звучания речи. Средний уровень понимания речи определен у 20 % группы, у остальных 80 % понимание речи на низком уровне. Средний уровень произношения определен у 40 % группы, у остальных 60 % произношение на низком уровне. Низкий уровень сформированности фонематического анализа и синтеза выявлен у 60 % группы, у остальных 40 % - уровень средний. У 60% группы выявлен средний уровень словарного запаса и только у 40 % данный уровень определен как низкий. Средний уровень сформированности грамматического строя, функций словообразования и словоизменения только у 40 %, у 60 % данный показатель на низком уровне. Средний уровень развития связной речи определен только у 30 %, у 70 % связная речь практически не развита, что определяет низкий уровень сформированности. По результатам проведенного обследования речи мы можем разделить экспериментальную группу на 3 подгруппы в соответствии с выраженностью и стадией нарушения речи (в соответствии с данным разделением в процессе формирующей работы задания и сложность процесса будет различной). Как известно, выделяются стадия легких расстройств, стадия расстройств речи средней степени и стадия грубых расстройств. Наше разделение группы условно, поэтому параметры оценки будут следующие: к стадии легких расстройств были отнесены больные с преобладанием среднего уровня сформированности исследуемых параметров; к стадии расстройств средней степени отнесены больные, у которых низкий и средние уровни сформированности речевых параметров приблизительно равны; к стадии грубых расстройств отнесены больные с преобладанием низкого уровня сформированности речевых параметров. Таким образом, в исследуемой группе больных у 4 обследуемых нарушения речи находились в стадии легких расстройств, у 1 человека - в стадии расстройств средней степени и у половины обследуемой группы были выявлены нарушения в грубой стадии (см. таблицу №2 в приложении 2). На диаграмме №1 наглядно отразим полученные результаты. Диаграмма №1
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.109.201 (0.007 с.) |