Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автоматизация и дифференциация звуков

Поиск

Формтрование. Свистящие звуки. I подгруппа.

Насос

Цель. Автоматизация звука с.

Описание игры. Дети сидят на стульях. Педагог говорит им: "Мы собираемся поехать на велосипедах. Надо проверить, хорошо ли надуты шины. Пока велосипеды стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Возьмем насос и будем накачивать шину: "с-с-с…" Дети встают и по очереди, а потом все вместе накачивают шины, произнося звук с и подражая действию насоса.

Если у ребенка звук с не получается, значит, он неточно выполняет движения. Насос ремонтируется.

Мяч

Цель. Автоматизация звука с в словах и предложениях.

Описание игры: Дети стоят по кругу. Играют в мяч.

Мячик мой, лети высоко (бросок вверх).

По полу беги скорей (катит мяч по полу).

Скок об пол, смелей, смелей (бросок 4 раза об пол).

Лиса

Цель. Автоматизация с, с` в тексте.

Описание игры. Ребенок (лиса) сидит за кустом. У него жгут. Остальные дети - куры. Куры гуляют по полю, клюют зерна и червяков. Куры приговаривают:

Лиса близко притаилась -

Лиса кустиком прикрылась.

Лиса носом повела -

Разбегайтесь кто куда.

При слове "разбегайтесь" лиса выбегает и салит жгутом. Тот, кого осалит, становится лисой.

Два Мороза

Цель. Дифференциация звуков с, с`, з, з`, ц, в тексте.

Описание игры. На разных концах комнаты ставят два дома (стульчики). дети располагаются возле обозначенных домов. Педагог выделяет двух водящих, которые становятся посредине комнаты, каждый лицом к своей команде. Педагог говорит: "Это Мороз - Красный нос, и это Мороз - Синий нов". Оба Мороза говорят:

Мы два братца молодые,

Два Мороза удалые:

Я Мороз - Красный нос,

Я Мороз - Синий нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься.

Все дети хором отвечают Морозам:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

Все играющие перебегают в дом на противоположный конец комнаты, а Морозы стараются заморозить детей из противоположной команды. Замороженные останавливаются там, где их захватил Мороз. Выигрывает тот Мороз, кто больше заморозил детей. Потом Морозы становятся лицом к своей команде, и игра продолжается.

Формирование. Шипящие звуки II подгруппа

Поезд

Цель. Автоматизация звука ш в слогах и словах.

Описание игры. Дети становятся друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда паровоз (кто-либо из детей). Поезд отправляется по команде "По-шел, по-шел, по-шел". Темп постепенно ускоряется. Подъезжают к станции (условленное место или постройка из кубиков) и говорят: "При-шел, при-шел, при-шел" (замедленно: ш, ш, ш - выпустил пар). Затем дается звонок, свисток - и движение возобновляется.

Примечание. Можно ввести в игру семафор, продажу билетов. Можно усложнить игру - дети будут изображать разные поезда, например скорый и товарный. Скорый движется под звуки шу-шу-шу (быстро), товарный - шшшу-шшшу (медленно).

Лягушки

Цель. Дифференциация звуков ш-ч в тексте.

Описание игры. Дети делятся на две группы. Одна из них - кочки на болоте, другая - лягушки. Кочки стоят большим кругом. За каждой кочкой спряталась лягушка.

Одна лягушка (водящий) стоит в середине круга, у нее нет своего домика.

Водящий говорит: "Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки". Все дети скачут внутри круга и говорят: "Ква, ква, ква, ква, скачут, вытянувши ножки".

Дети (кочки) говорят: "Вот из лужицы на кочку да за мошною вприскочку". После этих слов все лягушки и водящий прячутся за кочки. Тот, кому не хватило кочки, становится водящим. Он говорит: "Есть им больше неохота, прыг опять в свое болото". Лягушки снова прыгают внутрь круга, и игра начинается сначала. Только дети меняются ролями.

Разведчики

Цель. Автоматизация звука щ в словах и фразах.

Оборудование. Щетка, игрушечный щенок, щепка, ящик, плащ, клещи.

Описание игры. Педагог усаживает детей полукругом и говорит, что они будут играть в "разведчиков". детям показывают предметы, которые будут спрятаны. Их нужно найти. Для поисков выделяют группу разведчиков, которые должны найти предмет, принести его и назвать. Тот, кто отыскал и назвал предмет правильно, получает значок разведчика. (По аналогии игра может быть организована для автоматизации любого звука).

Свистит - шипит

Цель. Дифференциация звуков с-ш.

Описание игры. Педагог кладет перед собой картинки и говорит: "Я вам буду показывать картинки и называть их. Вы произносите тот звук, которому соответствует предмет, изображенный на картинке. Например, педагог показывает детям свисток. Дети должны произнести с-с-с. Насос: с-с-с… Гусь: ш-ш-ш… и т.д.

Можно обратить внимание детей на то, что при произнесении звука с язык внизу, а при произнесении ш - вверху.

Прогулка на велосипедах

Цель. Дифференциация звуков с-ш.

Описание игры. Педагог говорит: "Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты, подкачаем их насосом: с-с-с… (Дети, имитируя насос, произносят: с-с-с…) Хорошо накачали шины, только слышим: воздух шипит. Оказалось, что в шине маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Как выходит воздух из шины? (Дети: ш-ш-ш…) Заклеим дырочку и еще раз накачаем шину. (Дети: с-с-с…_

Вот теперь можно кататься на велосипедах. А кто помнит, как воздух выходит из шины?" (Дети: ш-ш-ш…)

Можно обратить внимание детей, что когда они накачивали шину и произносили звук с, то воздух был холодным, язык был внизу. Когда воздух выходил из шины (ш-ш-ш…), он был теплый, язык находился вверху.

Формирование. Сонорные звуки III - IV подгруппы

Будильник

Цель. Автоматизация звука р.

Описание игры. Все дети ложатся спать (садятся на стульчики). Один ребенок-будильник. Педагог говорит, в котором часу надо детей разбудить, и начинает медленно считать. Когда он произносит назначенное для подъема время, будильник начинает трещать: р-р-ррр… Все дети встают.

Воробушки и автомобиль

Цель. Автоматизация звуков р, р` в звукоподражаниях.

Описание игры. Несколько детей (воробушки) скачут по дороге и чирикают: чик-чирик, чик-чирик. Вдруг на дороге показывается автомобиль (ребенок, изображающий автомобиль). Сначала звук мотора р-р-р слышен слабо, затем все сильнее и сильнее. Когда машина приближается к воробьям, они издают звук фрр, расправляют крылья и разлетаются.

Солдаты

Цель. Автоматизация звука в слогах.

Описание игры. Дети ходят в строю. При движении издают звуки трубы: трам-та-ра-ра, трам-та-ра-ра. Педагог может выбрать кого-нибудь из детей и поручить ему роль трубача, а остальные дети оценивают правильность звучания трубы (громкость, четкость).

Вороны

Цель. Автоматизация звука р в звукоподражания и фразах.

Описание игры. Педагог делит детей на три группы: первая группа изображает елочку, дети становятся по кругу и, опустив руки, говорят: "Как под елочкой зеленой скачут, каркают вороны"; вторая - вороны, которые прыгают в круг и каркают: кар-кар-кар… Первая группа детей говорит: "Из-за корочки подрались, во все горло разорались". Вторая группа (в кругу): кар-кар-кар…Первая группа: "Вот собаки прибегают, и вороны улетают". В круг вбегает третья группа детей, изображающая собак, и с рычанием р-р-р…гонится за воронами, которые улетают в свое гнездо (заранее отведенное место). Пойманные становятся собаками. Игра повторяется до тех пор, пока не останутся две-три самые ловкие вороны. Потом дети меняются ролями и продолжают игру.

Догонялки

Цель. Дифференциация звуков л, л`, р, р` в тексте.

Описание игры. Дети берутся за руки (они стоят за чертой) и идут ровной шеренгой к водящему, который сидит на расстоянии 10 м (7 м) на стуле.

 

Мы, веселые ребята,

Любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать!

Ну, попробуй нас догнать!

 

Сказав последние слова, дети опускают руки и убегают, а водящий ловит кого-нибудь. Пойманный водит, и игра повторяется.

Спасайся от волка

Цель. Дифференциация звуков л, л`, р, р` в тексте.

Описание игры. На одном конце комнаты стулья, за которыми прячутся дети, спасаясь от волка (стулья стоят в одну линейку, на некотором расстоянии друг от друга, чтобы между ними можно было свободно пройти). На другом конце комнаты сидит в логове (на стуле) волк. Дети идет по направлению к волку и говорят, ритмично наклоняясь вниз (собирают в корзинку землянику):

 

Ходили ребятишки по бугорочку,

Брали, брали ягодку земляничку.

Накололи ноженьку на былиночку.

Болит, болит ноженька, да не больно.

 

По окончании слов из логова выскакивает волк, а дети убегают и прячутся от волка, который их ловит. Тот, кого поймает волк, садится в логово и становится волком.

В лесу родилась елочка

Цель. Дифференциация звуков л, л`, р, р` в тексте.

Описание игры. Дети образуют вокруг елки большой хоровод.

 

Все поют и сопровождают песню движениями.

В лесу родилась елочка, (Хоровод движется вправо,

В лесу она росла, затем влево)

Зимой и летом стройная,

Зеленая была.

Метель ей пела песенку (Дети присаживаются на корточки,:

"Спи, елочка, бай-бай!"изображают, как спит елочка)

Мороз снежком укутывал:

"Смотри, не замерзай!"

 

Трусишка зайка серенький (Делают подскоки обеими ногами,

Под елочкой скакал, подражая зайчику, затем бегут

Порою волк, сердитый волкназад мелкими шагами, слегка

Рысцою пробегал. нагнувшись, когда волк пробегает

мимо елочки)

Чу! Снег по лесу чистому (Идут вправо, высоко поднимая

Под полозом скрипит: ноги, друг за другом)

Лошадка мохноногая

Торопится, бежит.

Везет лошадка дровеньки, (Останавливаются, поворачиваются

А в дровнях старичок: лицом к елке, раздвигают ноги,

Срубил он нашу елочкуруки поднимают, опускают и

Под самый корешок. поднимают 2-3 раза, изображая как рубят елочку).

Теперь ты здесь, нарядная, (Слегка приплясывают, стоя на

На праздник к нам пришла, месте. Движения произвольные).

И много, много радости

Детишкам принесла.

При обследовании произношения отмечалось и отчетливость, ясность произношения, их дифференциация, особенности темпа речи, речевого дыхания.

Вывод:

Результаты исследования говорят о том, что уровень развития звуковой стороны речи в данной группе детей с дислалией повысился благодаря использованию игры на логопедических занятиях. Игры помогают формированию правильной речи.


Заключение

 

Использование игры и игровой ситуации на логопедических занятиях у детей с нарушением звукопроизношения (дислалия) помогает формированию правильной речи.

Этот вывод можно сделать, прежде всего, на основе результатов исследовательской логопедической работы, изложенных во второй главе. Уровень развития звуковой стороны речи детей исследуемой группы повысился после проведения с детьми логопедических занятий с использованием игры и игровых ситуаций.

Кроме очевидного положительного воздействия игры и игровой ситуации на формирование правильной речи у детей, игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.

В своих работах Н.К. Крупская неоднократно подчеркивала: "Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания". Такое же значение игре придавал и А.С. Макаренко: "У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять".

Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Тогда и только тогда ребенок вырастет разносторонней личностью и полноценным членом общества.


Список литературы

 

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. / Собр. соч. - М., 1982 - т.2.

. Грибова О.Е. Прием научного моделирования как средство изучения речевых нарушений // Дефектология, № 1 - 2010.

. Дефектологический словарь / Под редакцией Дьякова А.И. - М.: Педагогика, 2008 г.

. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. М.: Педагог, 2004.

. Игры в логопедической работе с детьми. / Под редакцией Селиверстова В.И. - М.: Просвещение, 2002.

. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи - М.: Педагог, 2005.

. Логопедия: Учебник для студентов дефектологии факультетов педагогических вузов. / Под редакцией Волковой Л.С., Шаховской С.Н. - М.: Владос, 2009.

. Лопухина И.С. Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи: пособия для логопедов и родителей. - М., 2010.

. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. Издат. Академия пед наук РСФСР - М., 1949.

. Максаков А.И., Тумаков Г.А. Учите, играя. - М., 2003.

. Матусевич М.Н. Современный русский язык. Фонетика. - М., 2006.

. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М., 1991.

. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль "Гринго" 2009.

. Основы теории и практики логопедии / Под редакцией Левиной Р.Е. - М.: Просвещение, 1968.

. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

. Рау Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии - М., 2008.

. Терентьева В.И. Социально-психологические особенности детей с нарушением речи // Дефектология, № 4, 2010.

. Уленкова У.В., Васильева Е.Н. Изучение и формирование эмоциональной сферы в условиях диагностико-коррекционной группы в ДОУ // Дефектология, №5, 2009.

. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения - М.: Просвещение, 1981.

. Флерова Ж.М. Логопедия "Учебники, учебные пособия" Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 2011.

. Даскалова Ф.Г. Диагностика речевого развития детей школьного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду.М., 2009.


Приложения

 

Приложение 1

 

Критерий оценки звуковой стороны речи Балл Уровень развития звуковой стороны речи Кол-во детей
1 Правильное отчетливое произношение всех звуков родного языка. Умение дифференцировать звуки (различать на слух и при произношении). Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания  3  Высокий  2
2 Неустойчивость и недостаточная четкость произношения и дифференциации звуков 2 Средний 12
3 Дефекты в произношении звуков, отсутствие их дифференциации. Неумение регулировать темп речи и дыхания  1  Низкий  2

Приложение 2

 

Список детей по подгруппам

I подгруппа                                                  II подгруппа

Свистящие                                           Шипящие

. Прокопьев Сергей                            1. Прокопьев Сергей

. Селифанов Дима                               2. Усачев Андрей

. Усачев Андрей                                  3. Давыдов Олег

. Давыдов Олег                                   4. Трофимова Юля

. Качерюн Саша                                  5. Косякова Женя

. Цимох Андрей                                  6. Юдин Сергей

. Воронин Максим                              7. Архипов Анатолий

III подгруппа                                       IV подгруппа

звук "л", "л`                                         "звук "р", "р`"

. Прокопьев Сергей                            1. Селифанов Дмитрий

. Селифанов Дмитрий                         2. Косякова Женя

. Трофимова Юля                               3. Истомина Оля

. Косякова Женя                                  4. Батурина Лариса

. Батурина Лариса                              5. Сидорова Лена

. Мыльникова Таня                             6. Иванов Петя



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.202.133 (0.01 с.)