Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экспериментальное исследование

Поиск

Для правильного выявления речевой готовности необходимо провести диагностику посредством тестов. Эти тесты направлены на определение общего развития устной речи, а также на критерии оценки звуковой стороны речи у детей данной группы.

Мы использовали в своей работе комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей, разработанный исследованием Ф.Г. Доскалова [3]. Для этого мы взяли 16 детей (5-6 лет) старшей группы ДОУ № 65 Комитета образования г. Читы. При помощи теста, направленного на изучение уровня речевой коммуникации детей, определили уровень речевой коммуникации.

 

Таблица

Критерии оценки коммуникативных умений детей Оценка в баллах Уровень речевой коммуникации
1 Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета  3  Высокий
2 Ребенок умеет слушать и понимает речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое  2  Средний
3 Ребенок малоактивен и мало разговаривает в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передать их содержание  1  Низкий

 

Второй тест направлен на изучение состояния звуковой стороны речи. Речь у детей оценивается в баллах (Приложение).

В результате из выделенной группы детей говорит о том, что уровень развития стороны речи в данной группе колеблется между нижним и средним.

Для проверки умений дифференцировать звуки, детям предлагались подобранные иллюстрации с теми звуками речи, которые бывают нарушенными у детей (с, с`; з, з`; ц, ш, ж, ч,щ, р, р`, л, л`) и др.

Подбор материала обследования проводился в соответствии с существующими методиками известных авторов Ф.Ф. Рау, М.Ф. Фомичевой [16; 19].

Для исследования каждого из перечисленных звуков, который обозначен в правом верхнем углу соответствующей ему буквой, иллюстрированный материал располагается в два ряда.

В верхнем ряду находится картина для обследования звука, стоящего в различных позициях: начале, середине и конце слова. В нижнем ряду - картинка, в которых тот же звук может находиться в слове с более сложной слоговой структурой или в стечении согласных, либо повторяется в слове два раза. (Приложение)

В то время как ребенок проговаривает слова и фразы, мы прислушиваемся к характеру его происхождения, отмечая имеющиеся недостатки (отсутствие того или иного звука, замена одного звука другим, искажение звука), а также качество грамматического построения звука и предложения.

 

Таблица № 1

 №  Ф.И. Воз- раст Звуко- произ- ношение Особ-ти темпа речи, реч. дыхание

Дифференциация звуков

Оценка речи в баллах
          С ш З ж Ц ч С щ П б Т д К г Л р  
1 Сер-гей П. 5л.6м с-щ заменяет р нечеткое  + - + + - + + + -  2
2 Дима С. 5л.8м ш-с заменяет + - + + + + + + + 2
3 Анд- рей У. 5л.8м Р-л-в замен. Говорит обрывисто + + + + + + + -  1
4 Олег Д. 6лет С-ш замен. + - + + - + + + + 2
5 Саша К. 5л.9м Р нечетко + + + + + + + + + 3
6 Анд- рей Ц. 5л.8и З-с, р-л замен.  + + - + + + + + -  2
7 Мак- сим В. 5л.6м З нечетко, с-ш замена Говорит медленно - - + - + + + -  1
8 Юля Т. 5л10 Л - заменяет + + + + + + + + - 2

 

Таблица № 2

 №  Ф.И. Воз- раст Звуко- произ- ношение Особ-ти темпа речи, реч. дыхание

Дифференциация звуков

Оценка речи в баллах
          С ш З ж Ц ч С щ П б Т д К г Л р  
1 Женя К. 5л.8м Л-р не произносит + + + + + + + + - 2
2 Лари- са Б. 6лет + + + + + + + + + + 3
3 Катя И. 5л.9м Р не произносит щ-с замен. Быстрый темп, говорит на выдохе - - + - + + + -  1
4 Лена С. 5л.8м Р-л заменяет + + + + + + + + - 2
5 Оля И. 5л10 С-ш замен., ц нечетко + - + - + + + + + 2
6 Антон А. 6лет Ж-з замен. + + - + + + + + + 2
7 Сер- гей Ю. 5л.7м С-ш заменяет, р нечеткое + - + + + + + + -  2
8 Таня М. 5л.9м Л - не произносит + + + + + + + + - 2

 

После выявления недостатков речи у детей данной группы, мы подобрали по методике В.Н. Селиверстова игры [5].

. На развитие слухового внимания, т.е. умения различать речевые звуки по их звукочастотным свойствам.

. На развитие речевого слуха, т.е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего.

. На развитие фонематического слуха, т.е. умения слышать составные части слова.

. На развитие воздушной струи.

. Для формирования правильного звукопроизношения.

Детей мы поделили по подгруппам:

I подгруппа - Свистящие

II подгруппа - Шипящие

III подгруппа - звук "л" "л`"

IV подгруппа - звук "р", "р`". (Приложение)

Помогает нам легче выйти на автомат и дифференцирование звуков.

Предложенные игры:

Развитие слухового внимания

Игра "Скажи, что ты слышишь"

Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.). Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

Развитие речевого слуха

Игра "Лягушка"

Цель. Узнать товарища по голосу.

Описание игры: Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала…

Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: "Ква-ква-ква".

По голосу водящий должен определить, кто лягушка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.86.253 (0.007 с.)