Интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли таможенного союза 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли таможенного союза



 

Одним из наиболее важных путей развития современного информационного обеспечения внешней торговли в Республике Беларусь является также создание совместных информационных продуктов со странами таможенного союза. Ведь именно с таможенным союзом наша республика наиболее тесно связывает свое экономическое и политическое взаимодействие в будущем.

В настоящее время таможенные, налоговые и другие контролирующие органы государств-членов активно ведут работы по созданию и развитию национальных информационных систем, направленных на автоматизацию ключевых процессов государственного регулирования в области внешней и взаимной торговли. Одновременно таможенные органы Республики Беларусь и Российской Федерации реализуют взаимодействие, в том числе информационное, в рамках Союзного государства. Также работы по созданию общих информационных систем ведутся в рамках ЕврАзЭС.

Работы по развитию национальных систем проводятся государствами -членами в рамках собственных планов в соответствии с действующими на их территории нормативными правовыми актами и выбранными технологическими и архитектурными решениями и опираются на использование собственных и международных справочников и классификаторов. Важным свойством каждой системы является использование системы обеспечения информационной безопасности, разработанной в соответствии с законодательством государств-членов.

В этой связи эффективное решение задачи надёжной интеграции информационных систем в рамках таможенного союза возможно на основе создания интеграционных сегментов, поддерживающих процессы информационного взаимодействия государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю и использующих единую систему справочников и классификаторов, обеспечивающих признаваемую всеми участниками юридическую значимость пересылаемых данных и электронных документов.

С этой целью государства-члены таможенного союза создают интегрированную информационную систему внешней и взаимной торговли таможенного союза (ДАЛЕЕ - ИИСВВТ). ИИСВВТ является организационной совокупностью территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю, объединяемых интеграционными сегментами.

Целью создания Системы являются обеспечение эффективного регулирования внешней и взаимной торговли на таможенной территории таможенного союза, осуществление таможенного, налогового, транспортного и других видов государственного контроля с использованием информационных телекоммуникационных технологий при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

ИИСВВТ раскрывает общее видение процесса создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза (далее - Система). Она учитывает мировой опыт и сложившуюся практику обеспечения унификации и стандартизации процессов информационного взаимодействия между гражданами, организациями и государственными органами. Концепция направлена на реализацию совместных усилий обеспечения выгод и экономических интересов всех государств - членов таможенного союза (далее - государства-члены).

Концепция разрабатывается на основе Решения Комиссии таможенного союза от 25 июня 2009 года №61 «О разработке Комплекса мероприятий по созданию интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли».

Основные требования к построению Системы:

система не должна подменять национальные системы государств-членов;

система не должна требовать от государств-членов внесения изменений в средства обеспечения информационной безопасности информационных систем государственных органов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю;

в Системе должен поддерживаться регламентированный доступ участников к общим информационным ресурсам, необходимым для межгосударственного взаимодействия государственных органов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю в рамках Системы;

архитектура Системы должна предусматривать возможность информационного взаимодействия с внешними информационными системами;

система должна обеспечивать сбор, обработку и хранение регламентированной информации о внешней и взаимной торговле;

система должна обеспечивать соблюдение требований, предъявляемых к документам, таких как аутентичность, достоверность, целостность, пригодность для использования в соответствии с международным стандартом ISO 15489-1:2001 Information and documentation. Records management. General;

система должна предоставлять возможность обмена данными и электронными документами, имеющими юридическую силу (или взаимно признаваемыми как таковые);

система должна обеспечивать обмен юридически значимыми электронными документами на основе доверенных сервисов в соответствии с международными рекомендациями ITU‑T серия X.842 (Информационные технологии - Методы защиты - Руководящие указания по применению и управлению службами доверенной третьей стороны).

Архитектура Системы представляет собой совокупность иерархической и сетевой моделей (рис. 1, 2).

 

Рис 1. Сетевая модель архитектуры системы.

 

Интеграция услуг и сервисов, предоставляемых Системой уполномоченным органам государств-членов организуется на принципах сервисно-ориентированной архитектуры (SOA) с использованием различных технологий, в том числе:

удаленного web-доступа пользователей к централизованным инфомационным ресурсам;служб и маршрутизации сообщений для взаимодействия прикладных процессов.

В рамках иерархической модели поддерживается формирование и использование следующих централизованных информационных ресурсов:

нормативно-справочная информация, находящаяся в ведении Комиссии и используемая в Системе;

нормативно-правовая информация таможенного союза;

хранилище данных, предназначенное для обеспечения деятельности Комиссии.

 

Рис 2. Иерархическая модель архитектуры системы.

 

В рамках сетевой модели поддерживается реализация «общих процессов таможенного союза» по следующим направлениям:

таможенный контроль;

налоговый контроль;

фито-санитарный контроль;

ветеринарный контроль;

санитарно-карантинный контроль;

транспортный контроль;

другие виды государственного контроля в области внешней и взаимной торговли.

Для создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза необходимо выполнить двухэтапный комплекс следующих мероприятий:

Сроки реализации и стоимость мероприятий должны быть определены в технико-экономическом обосновании Системы.

Для нормативного обеспечения процесса создания Системы необходимо принять следующие документы:

Соглашение о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза;

Таможенный кодекс таможенного союза;

Соглашение о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на таможенной территории таможенного союза;

нормативные документы (правила) для организационного обеспечения функционирования Системы.

Контроль использования и защита Системы от несанкционированных действий должны обеспечиваться на основе создания комплексной системы мониторинга и учета операций при работе с государственными информационными системами и ресурсами.

Представляется, что создание Системы позволит достичь следующих положительных результаты:

восстановление нарушенных экономических связей и развитие экономической интеграции на таможенной территории таможенного союза;

сокращение экономических и административных барьеров во взаимной торговле;

ускорение и рост товарооборота между государствами-членами и транзита по их территории;

улучшение экономических показателей внешней и взаимной торговли в результате использования интегрированных информационных ресурсов.

Создание Системы позволит осуществлять мониторинг внешней и взаимной торговли на таможенной территории таможенного союза.

Система позволит наладить постоянное информационное взаимодействие с другими информационными системами государств-членов.

Основной ожидаемый эффект от создания Системы:

единообразное применение мер тарифного и нетарифного регулирования, специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на таможенной территории таможенного союза;

обеспечение единого торгового режима в отношении третьих стран;

своевременное и обоснованное взыскание и уплата налогов и таможенных пошлин;

централизованный учет и контроль применения льгот, лицензий, квот, санитарных и ветеринарных сертификатов и т.п.;

обеспечение Комиссии и руководства государств-членов всеми видами статистического наблюдения и анализа внешней и взаимной торговли таможенного союза.

Создание Системы будет содействовать реализации политики внешней торговли таможенного союза.


Заключение

 

Настоящее время - период, характеризующийся небывалым ростом информационных потоков. Происходит смена способов производства, мировоззренческих установок, культурных стереотипов, общественных и межгосударственных отношений. Внедрение новых информационных технологий привносит изменения не только во внутреннюю политику самых разных по уровню развития стран мира, но и в отношения между этими странами. Более того, современные информационные технологии меняют роль в мировой системе международных организаций, общественных движений, финансовых групп, преступных организаций, отдельных лиц. Эти изменения находят отражение в процессе выработки внешнеполитических решений.

Поиск необходимой информации о рынках, ценах, клиентах, товарах - важный этап внешнеторговых операций. Но сбор ее и анализ - весьма кропотливое дело. Коммерческая информация, как и научно-техническая, и социальная, включает в себя множество накопленных знаний и понятий. Поскольку все большее число предприятий нашей страны самостоятельно выходит на внешний рынок, их интересует информация о зарубежных предприятиях, рынках и ценах, а также стандартах качества, научно-технических достижениях. Но прежде чем пользоваться источниками информации, надо знать, где их найти.

Специалисты выясняют степень и особенности концентрации производства и капитала, уровень монополизации рынка, межфирменные связи на нем, степень загрузки производственных мощностей, фирменные цены, оценивают конкуренцию на рынке. Итог их работы - несколько различных фирм, предлагаемых организации для осуществления внешнеторговой операции, прямых связей, создания совместного предприятия либо смешанного общества.

Огромное разнообразие информационных технологий и ресурсов интернета на сегодняшний день можно использовать в работе по внешнеэкономической деятельности.

Однако не только поиск и использование информации является залогом успеха. Немаловажную роль играет и своевременное и качественное предоставление достоверной и необходимой участникам ВЭД информации о своих товарах и услугах. Именно поэтому более широко должна распространяться информация, предоставляемая посольствами Республики Беларусь за рубежом. Необходимо организовать создание на ее основе информационных банков данных о действующих таможенных режимах, условиях торговли в зарубежных странах, а также с участием посольств разрабатывать прогнозы развития внешних рынков.

В настоящее время создание таких баз данных коммерческими структурами - поставщиками информации - затруднено в связи с отсутствием средств и их невостребованностью из-за высокой стоимости. Целесообразно создавать Интернет сайты посольств Республики Беларусь с размещением на них периодически обновляемой информации о внешнеторговом потенциале Беларуси, условиях регулирования внешней торговли для привлечения потенциальных партнеров в странах размещения посольств.

В республике практически отсутствуют специализированные периодические издания по вопросам внешнеэкономической деятельности. Поэтому целесообразно организовать выпуск специализированного информационного вестника, публикующего информацию о новостях внешней торговли, анализе тенденций как в целом по республике, так и в отдельных отраслях, крупных сделках, изменениях во внешнеторговом законодательстве разных стран, предложениях о деловом сотрудничестве, поступивших в посольства Республики Беларусь за рубежом.

Большой потенциал в предоставлении аналитических материалов по вопросам внешнеэкономической деятельности имеют библиотеки республики, в частности, Национальная библиотека Республики Беларусь, Республиканская научно-техническая библиотека и др. На основе огромного количества литературы, поступающей в библиотеку, можно организовать подготовку аналитических обзоров рынка, подбор литературы по конкретным направлениям по запросу предприятия за невысокую плату. В настоящее время подобные услуги в библиотеках не осуществляются.

Одним словом, необходимо качественно, умело и инициативно использовать накопленный потенциал современных знаний в области информационного обеспечения экономической деятельности с целью наиболее качественно решать проблемы поиска рынков сбыта, инвесторов, поставщиков и других вопросов внешнеэкономической деятельности страны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.183 (0.02 с.)