Формы организации информационного поля в смк 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы организации информационного поля в смк



ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯ В СМК

 

 

Новосибирск 2011


ВВЕДЕНИЕ

 

Данная тема является актуальной, поскольку современное общество живет в информационный век. Общеизвестно высказывание о том, что тот, кто владеет информацией, тот владеет и миром. Иное сообщение стоит дороже жизни.

Сейчас, в первой половине 21-ого века роль информации в жизни человека является определяющей. Мир вступает в новую эру - информационную, в век электронной экономической деятельности, сетевых сообществ и организаций без границ. Приход нового времени радикально изменит экономические и социальные стороны жизни общества. Человек выступает субъектом информационной реальности, далеко выходящей за информационно технические характеристики. Информатизация повседневной жизни и появление нового информационного поля человеческого бытия не проходит бесследно для жизненного мира человека. Важную роль в формировании общественного мнения и информационного поля играют средства массовой информации - телевидение, радио, интернет, пресса. То, как СМК преподносит ту или иную информацию в значительной степени влияет на жизнь общества в целом, на его сознание и мнение. Можно сказать, что СМК формируют информационное поле, в котором живет нынешнее общество.

Несмотря на значимость изучения данной темы, нет научных трудов, которые бы в полной мере освещали эту проблему. Многие исследователи, такие как М. Бочаров, А. Чумиков, С. Зуев, рассматривают в своих работах понятие информационного поля, но они не приходят к однозначному определению данного явления.

Объект исследования - массовые коммуникации в целом, предмет - процесс формирования информационного поля в СМК. С точки зрения М. Бочарова, информационное поле - пространство организованного или неорганизованного информационного обмена. В данной работе данное понятие рассматривается как организованный обмен, т.е. коммуникативные отношения, складывающиеся и развивающиеся с помощью медиаресурсов.

Задачами данной работы являются:

рассмотреть теории массовых коммуникаций;

определить функций и задач СМК;

определение роли массовой информации в обществе;

определить каким образом массовая информация влияет на общество;

рассмотреть процесс формирования информационного поля в СМК.

Целью данной работы является рассмотрение процесса создания информационного поля СМК. Работа состоит из двух глав: первая глава содержит теорию рассматриваемого вопроса, во второй главе рассматривается сам процесс создания информационного поля в СМК.

 

 


ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Виды и функции СМК (СМИ)

 

К СМК относятся: - пресса, радио, телевидение; - кинематограф, звукозаписи и видеозаписи;- видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели; - домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, телефонные, компьютерные и другие линии связи.

Условия функционирования средств массовой коммуникации.

К подобным условиям можно отнести следующее:

наличие технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражированность массовой коммуникации;

социальная значимость информации, способствующая повышению мотивированности массовой коммуникации;

массовая аудитория;

которая, учитывая ее рассредоточенность и анонимность, требует тщательно продуманной ценностной ориентации;

многоканальность и возможность выбора коммуникативных средств, обеспечивающие вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации.

Способы и средства массовой коммуникации.

Различают следующие способы:

направленность;

многоканальность;

нормативность;

вариативность коммуникативных средств.

Раньше массовая коммуникация была однонаправлена. С введением в практику писем и звонков читателей, слушателей и зрителей - стала взаимонаправленной (взаимный интерес).

Заслуживает внимания т.н. скрытая обратная связь (характерная для радио и телевидения). Опытный коммуникатор может прогнозировать реакцию слушателя или зрителя на ту или иную информацию и на ее оценочную интерпретацию.

Эффект соучастия в процессе коммуникации тем сильнее, чем лучше осуществляется эта скрытая обратная связь. Это достигается при помощи продуманного структурирования дикторского дискурса, предусматривающего последовательность информации, и за счет тщательного отбора коммуникативных средств - слов, формул общения,стереотипов речевого поведения, включающего фонационные и кинетические средства невербальной коммуникации. (пример - программа «Двое против одного») [16, с.82-83].

Функции средств массовой коммуникации.

В 1948 г. американским ученым Г. Лассуэлом были выделены три функции:

обозрение окружающего мира (информационная функцию);

корреляция с социальными структурами общества (воздействие на общество и его познание через обратную связь);

передача культурного наследия (познавательно-культурологическую функция, функция преемственности культур).

В 1960 г. американский исследователь К.Райт добавил еще одну функцию - развлекательную.

В начале 80-х годов Мак-Квейл предложил еще одну функцию, так называемую мобилизующую, имея в виду специфические задачи, которые выполняет массовая коммуникация во время различных компаний, чаще - политических.

В отечественной психолингвистике (Леонтьев А.А.) выделяются четыре функции, типичные для радио- и телевизионного общения:

оптимизация деятельности общества за счет ориентации на социальное общение, позволяющее изменить коллективную (совместную) деятельность;

функция контакта, которая играет роль в формировании группового сознания:

функция социального контроля через использование социальных норм, этических и эстетических требований;

функция социализации личности - воспитательная функция привития личности тех черт, которые желательны для общества.

факторы воздействия массовой коммуникации:

социологические факторы, способствующие воздействию массовой коммуникации;

информационные факторы, определяющие эффективность массовой коммуникации;

коммуникативные факторы массовой коммуникации;

особенности адекватного восприятия информации. Объективные и субъективные факторы, обеспечивающие коммуникацию.

Социологические факторы:

С известной долей условности эти факторы можно определить как:

социопсихологические;

информационные;

коммуникативные.

Социопсихологические факторы связаны с такими компонентами массовой коммуникации, как коммуникатор и аудитория [11, с. 11].

Для осуществления базовых функций массовой коммуникации непосредственный отправитель и получатель информации должны отвечать общим требованиям:

иметь определенный минимум общих фоновых знаний,

владеть общим кодом - необходимым объемом вербальных и невербальных коммуникативных единиц,

уметь пользоваться этим кодом и правильно интерпретировать его единицы.

обладать мотивацией - обоюдным стремлением к осуществлению коммуникации, при которой целенаправленная информация отвечает ожиданиям ее получателя.

Для коммуникатора главным условием успешности коммуникации является правильная социальная ориентация на потенциальную аудиторию - на фоновые знания и интересы как массовой аудитории, так и «малых групп». От этого зависит отбор информации, ее оптимальный объем и структура, а также отбор вербальных и невербальных коммуникативных средств.

Информационные факторы

Информационные факторы связаны прежде всего с содержательным аспектом газетных материалов, радио- и телепередач. В этом заинтересован как отправитель, так и получатель информации. Решающими факторами являются отбор информации, ее структурирование и способы выражения с учетом специфики каналов. Отбор информации проводится на основе двух главных критериев - актуальности и ориентации на социальную и личностную мотивированность аудитории. Актуальность информации определяется по временному и территориальному параметрам - насколько она своевременна и многим ли людям нужна.

По территориальному признаку актуальная информация может иметь глобальный и локальный характер.

Наиболее эффективными средствами выражения тональности, которые поддаются структурированию в радио- и теледискурсах, являются интонация, ритм и темп (не путать с физической скоростью речи). Соотношение интонационно выделенных и невыделенных компонентов высказываний, количество и чередование речевых тактов в рамках высказываний, количество и длительность пауз создают определенную тональность и выразительность речи. Способ передачи информации во многом определяется жанрами устной и письменной форм речи, которые в значительной степени стандартизированы в каждом канале коммуникации.

СМК способны:

вызывать изменения намеренно и ненамеренно;

вызывать незначительные по форме и интенсивности изменения;

усиливать существующее мнение, не изменяя его;

предотвращать возникающие изменения;

способствовать возникающим изменениям.

Коммуникационная деятельность осуществляется в обществе в трех формах:

общение - диалог равноправных партнеров;

управление - целенаправленное воздействие коммуникатора на получателя информации;

подражание - заимствование образцов поведения, стилей общения, образа жизни одних членов общества другими.

Благодаря подражанию из поколения в поколение передаются язык, традиции, знания, умения.

Различают два вида коммуникации: синхроническую и диахроническую. Синхроническая (горизонтальная) коммуникация реализуется посредством устных и письменных коммуникационных каналов между современниками. Благодаря такой коммуникации обеспечиваются единство, сплоченность, консолидация общества. Синхроническая коммуникация необходима для решения текущих общественных задач, координации действий разных социальных групп, для жизнедеятельности этноса в настоящем времени.

В диахронической (вертикальной) коммуникации происходит передача информации духовного содержания от поколения к поколению. Таким образом, формируется социальная память. Диахроническая коммуникация, следовательно, сохраняет этническую общность, движение языка, традиций.

Коммуникация тесно связана с информацией. Передача информации может осуществляться в трех коммуникативных формах:

монологической, где преобладают такие коммуникативные действия, как однонаправленная передача информации от организатора общения на получателя информации;

диалогической, в которой субъекты общения взаимодействуют и взаимно активны. При такой форме коммуникации происходит обмен информацией. В диалогической коммуникации важным становится выработка согласованных решений;

полилогической - организации многостороннего общения. Такая коммуникация носит характер борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связана с максимально эффективной ее реализацией.

Если целями общения является обмен информацией преимущественно эмоционального содержания, то целями коммуникации являются: обмен и передача информации; формирование умений и навыков, развитие профессиональных качеств; формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом; обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями; изменение ценностных установок и мотивации поведения; обмен эмоциями.

По данным журнала PR Reporter (1991. - 26 August) каналы коммуникации располагаются в следующей иерархии:

Разговор “лицом к лицу”.

Дискуссия в пределах небольшой группы лиц.

Выступления перед большой аудиторией.

Телефонный разговор.

Письмо, личное письменное сообщение.

Текст, напечатанный на машинке (компьютере).

Сообщение на большую аудиторию.

Материал (статья), отправленный прямой почтовой рассылкой.

Статья в виде информационного письма компании.

Новости в печатных СМИ.

Реклама в СМИ.

Наружная реклама. Щиты.

Как видно, наиболее эффективным каналом коммуникации является “общение один на один”, т. е. “лицом к лицу”.

Коммуникант (получатель) - лицо, или группа лиц, массовая аудитория, которым направлено сообщение.

Обратная связь (эффект коммуникации) - изменения в поведении коммуниканта, которые происходят в результате приема сообщения.

В 1984 г. Джеймс Грунинг (Университет Мэриленд) и Тодд Хант (Государственный университет Нью-Джерси) разработали и обосновали 4 модели передачи информации:

Паблисити. Главная цель - пропаганда однонаправленным потоком информации: коммуникатор (адресант) - коммуникант (адресат). Модель распространена впервые А.Т. Барнумом в середине XIX в. В данной модели процесс коммуникации рассматривается как однонаправленный процесс, основная цель которого не слушание, а говорение. Главное - донести информацию до аудитории, а не обратная связь. Данная модель встречается в спорте, театре, при продвижении продукта на рынок. Недостатком является возможность искажения информации, полуправда и неправда.

Общественно значимая информация. Это также однонаправленный процесс, но здесь предполагается, что СМИ будут получать и распространять только правдивую информацию, что способствовало бы формированию положительного паблисити. Процесс передачи информации осуществляется не обязательно с целью убедить кого-то. Степень воздействия на аудиторию измеряется количеством вовлеченной в систему коммуникации аудитории. Данная модель широко используется в сфере бизнеса и правительственными некоммерческими организациями.

Двусторонняя асимметрия. В данном случае специалисты по связям с общественностью запрашивают информацию от целевых групп и применяют ее для формирования эффективной информационной стратегии. Модель сформировалась в середине ХХ в. и основывается на идее двустороннего коммуникационного процесса с использованием методов научного убеждения. Главная задача - обеспечение обратной связи. Усилия в основном направлены на планирование и выбор целевой аудитории. На практике осуществляется в сфере связей с общественностью и широко используется конкурирующими фирмами в борьбе за потребителя.

Двусторонняя симметрия. Наиболее популярная модель коммуникации конца ХХ в. Цель - достижение обоюдного взаимопонимания. Данная модель направлена на изучение восприятия аудиторией действий той или иной организации в целях определения степени воздействия и последствий коммуникационного акта. Исследование степени воздействия и уровня обратной связи с аудиторией позволяет определить, насколько эффективна деятельность специалистов в области связей с общественностью [22, с.54].

 

Виды и функции коммуникации

 

Традиционно выделяется две-три функции коммуникации:

) информационная функция: выражение идей, понятий, мыслей и сообщение их другим коммуникантам;

) оценочная: выражение личных оценок и отношений;

) аффективная: передача эмоций и чувств.

Существуют следующие виды коммуникации:

) интраперсональная коммуникация (разговор с самим собой);

) межличностная коммуникация (участвуют, как правило, двое коммуникантов, но есть варианты наблюдателя, включенного наблюдателя и постороннего, коммуникации на фоне присутствующих свидетелей, в толпе, в ресторане и т.п.);

) групповая коммуникация (внутри группы, между группами, индивид - группа);

) массовая коммуникация (в случае если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп (телевидение, радио, интернет, т.п.).

Также могут быть дополнительные разновидности коммуникации:

Межкультурная (коммуникация как между народами-носителями различных языков и коммуникативных культур, или между государствами;

межличностная - между отдельными представителями этих народов или государств);

ворганизационная (коммуникация в деловой и производственной сфере, включающая межличностную, групповую и личностно-групповую).

Цель коммуникации - передача сообщения. Коммуникация может происходить не только в процессе непосредственного общения через слова, но так же с помощью дорожных знаков, телетекста, книг, фильма, и т.п. На самом деле целей коммуникации может быть несколько. Например, фильм может информировать, развлекать, предупреждать, объяснять, и т.п. Основная причина коммуникации - соответствующие потребности индивида или группы индивидов. И тогда - цели коммуникации обслуживают различные потребности индивидов [1, с. 54].

Массовая коммуникация представляет собой систему, состоящую из источника сообщений и их получателя, связанных между собой физическим каналом движения сообщений. Такими каналами являются: А) печать (газеты, журналы, брошюры, книги массовых изданий, листовки, плакаты); Б) радио и телевидение - сеть широковещательных станций и аудиторий, имеющих радио- и телеприёмные устройства; В) кино, обеспеченное постоянным притоком фильмов и сетью проекционных установок; Г) звукозапись (система производства и распространения грампластинок, магнитофонных роликов или кассет); видеозапись [15, с29].

Согласно определению отечественного ученого Б. Фирсова, «массовая коммуникация - процесс распространения информации с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие рассредоточенные аудитории».

Б. Фирсов выделяет в процессе коммуникации три фазы:

докоммуникативную,

коммуникативную,

послекоммуникативную.

Первая фаза характеризуется запросами и ожиданиями аудитории. Вторая - непосредственной реализацией этих запросов. Третья - использованием полученной информации.

Массовая коммуникация - это систематическое распространение сообщений среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Средства и предпосылки массовой коммуникации.

Основными средствами массовой коммуникации являются печать, радио, кино и телевидение, которые определяются также как средства массовой информации.

Условия функционирования массовой коммуникации (по Конецкой).

массовая аудитория (она анонимна, пространственно рассредоточена, но делится на группы по интересам и т.п.);

социальная значимость информации;

наличие технических средств, обеспечивающих регулярность, скорость, тиражированность информации, передачу ее на расстояние, хранение и многоканальность (в современную эпоху всеми отмечается преобладание визуального канала). Средство массовой информации - средство распространения информации, характеризующееся:

обращенностью к массовой аудитории;

общедоступностью;

корпоративным характером производства и распространения информации. [8, с37-38].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе работы была рассмотрена общая теории массовых коммуникаций, были рассмотрены модели массовых коммуникаций, средства и функции массовых коммуникаций. В работе особенно пристально были рассмотрены такие понятия как массовая информация, и влияние массовой информации на общественное сознание. Каждый из пунктов рассмотренных в этой работе, может сказать нечто полезное о том, как сообщение становится значимым и к чему это может привести. СМИ создают для нас реальность во множестве различных областей, опираясь в процессе этого на различные психологические процессы.

СМИ создают информационное поле, контролируют процесс подачи информации в обществе в том объеме и в той форме, в которой считают необходимым. Общество неосознанно живет в информационном пространстве созданным отчасти СМК, и отчасти созданном недостоверно.

Для того, чтобы контролировать информационное поле, также необходимо знать методы мониторинга информационного поля, чтобы оценивать происходящую ситуацию. Информационное поле можно понимать как всю совокупность циркулирующей информации, но с другой стороны - это еще и та информация, которую редакции СМИ выбирают для освящения. Среди существенных факторов, которые следует учитывать региональным телеканалам при создании своих программ, отметим географические, политико-экономические, культурные особенности конкретного региона, социально-демографические характеристики населения. Так же были рассмотрены основные функции массовых коммуникаций. В 1948 г. американским ученым Г. Лассуеллом были выделены три функции:

обозрение окружающего мира (информационная функция);

корреляция с социальными структурами общества (воздействие на общество и его познание через обратную связь);

передача культурного наследия (познавательно-культурологическую функция, функция преемственности культур).

Также в ходе работы были выполнены поставленные задачи, а именно:

рассмотрена общая теория массовых коммуникаций;

изучены основные виды и функции СМК;

рассмотрено понятие массовой информации;

рассмотрено влияние массовой информации на общество;

рассмотрено понятие информационного поля и информации;

рассмотрен процесс создания информационного поля.

Цель данной работы была достигнута, был рассмотрен процесс формирования информационного поля в СМК.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Шарков Ф.И., Радионова А.А. Социология массовой коммуникации // Москва, 2009 г.

2. Бузин В.Н. Основы медиапланирования.

.   Головлева Е.Л. Массовые коммуникации и медиапланирование.

.   Богомолова Н.Н. Массовые коммуникации и общество // Москва, 1999 г.

.   Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникаций // Москва, 2009 г.

.   Терин В.П. Массовые коммуникации // Москва 1999 г.

.   Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии будущего // Москва, 2007 г.

.   Конецкая Н.Г. Социология коммуникации // Москва, 1997 г.

.   Бузина Т.С., Бузин В.С. Медиапланирование для практиков // Москва 2008 г.

.   Сиссорс Дж.З., Бэрон Р.Б. Рекламное медиапланирование // Санкт-Петербург, 2004 г.

.   Соколов А.В. Общая теория массовых коммуникаций // СПБ, 2002 г.

.   Харис Р. Психология массовых коммуникаций// СПБ, 2002 г.

.   Косьянов В.В. Социология массовых коммуникаций//Москва,2009 г.

.   Науменко Т.В. Сущность массовых коммуникаций// Москва 2009 г.

.   Самарцев О.Р. Современный коммуникативный процесс//Москва 2009 г.

.   Березин В.М. Сущность массовых коммуникаций//СПБ, 1997 г.

.   Бузин В.Н. Оценка эффективности рекламного сообщения//Москва, 1997 г.

.   Костенко Н.В. Ценности и символы в массовой коммуникации//Киев, 1993.

.   Терин В.П. Социально-культурное воздействие массовой коммуникации//Москва 2007 г.

.   Бочаров М.П. Информационное поле: возможности позиционирования//Москва, 2009 г.

.   Володина M.H. Язык СМИ - основное средство воздействия на массовое сознание // Москва, 2009 г.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯ В СМК

 

 

Новосибирск 2011


ВВЕДЕНИЕ

 

Данная тема является актуальной, поскольку современное общество живет в информационный век. Общеизвестно высказывание о том, что тот, кто владеет информацией, тот владеет и миром. Иное сообщение стоит дороже жизни.

Сейчас, в первой половине 21-ого века роль информации в жизни человека является определяющей. Мир вступает в новую эру - информационную, в век электронной экономической деятельности, сетевых сообществ и организаций без границ. Приход нового времени радикально изменит экономические и социальные стороны жизни общества. Человек выступает субъектом информационной реальности, далеко выходящей за информационно технические характеристики. Информатизация повседневной жизни и появление нового информационного поля человеческого бытия не проходит бесследно для жизненного мира человека. Важную роль в формировании общественного мнения и информационного поля играют средства массовой информации - телевидение, радио, интернет, пресса. То, как СМК преподносит ту или иную информацию в значительной степени влияет на жизнь общества в целом, на его сознание и мнение. Можно сказать, что СМК формируют информационное поле, в котором живет нынешнее общество.

Несмотря на значимость изучения данной темы, нет научных трудов, которые бы в полной мере освещали эту проблему. Многие исследователи, такие как М. Бочаров, А. Чумиков, С. Зуев, рассматривают в своих работах понятие информационного поля, но они не приходят к однозначному определению данного явления.

Объект исследования - массовые коммуникации в целом, предмет - процесс формирования информационного поля в СМК. С точки зрения М. Бочарова, информационное поле - пространство организованного или неорганизованного информационного обмена. В данной работе данное понятие рассматривается как организованный обмен, т.е. коммуникативные отношения, складывающиеся и развивающиеся с помощью медиаресурсов.

Задачами данной работы являются:

рассмотреть теории массовых коммуникаций;

определить функций и задач СМК;

определение роли массовой информации в обществе;

определить каким образом массовая информация влияет на общество;

рассмотреть процесс формирования информационного поля в СМК.

Целью данной работы является рассмотрение процесса создания информационного поля СМК. Работа состоит из двух глав: первая глава содержит теорию рассматриваемого вопроса, во второй главе рассматривается сам процесс создания информационного поля в СМК.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.99 (0.078 с.)