ТОП 10:

Ритуальная деятельность в период раздробленности



Следующая важная веха в формировании государственной ритуальной системы связана с кризисом чжоуской в период Восточного Чжоу, вызванный административным распадом. Власть удельных князей росла, пока сами царства не получили независимость. Эта ситуация характеризовалась отхождением от религиозных установок дома Чжоу, падением авторитета правителя и поиском новых ориентаций в религиозной сфере. Прежде всего, это проявилось в постепенном нивелировании культа предков и уничижении роли Неба. Так концу периода Борющихся царств Чжаньго 战国 (476-221 гг. до н.э.) духи предков постепенно перешли в пантеон духов природных сил, концепция Небесного мандата тянь мин 天命, повеления на власть, превратилась в представленье о персональной судьбе каждого человека мин 命. Само Небо постепенно заместилось божеством Великого Единого Тай-и 太一, по одной из версий появившемся в царстве Чу 楚, правитель которого одним из первых пытался оспорить концепцию Небесного мандата.

Правители получивших независимость царств - все стали называть себя Ванами, устанавливать алтари цзяо (для жертвоприношений инь) на территориях своих владений, исполнять ритуалы чжоуского Сына Неба, недоступные им ранее, а также устанавливать свои ритуалы, основанные на локальных верованиях и представлениях. Здесь присвоение «царского» ритуала указывало на могущество и независимость царства, но по сути, потеряв неприкосновенность и став общедоступным, он перестал быть символом реальной власти во всей Поднебесной и носил лишь локальное значение. Так единая система официальных ритуалов распалась, но начали появляться её “местные” варианты.

Это можно проследить на примере царства Цинь 秦, впоследствии объединившей все царства в империю, где уже в период Чжаньго начал формироваться свой комплекс ритуалов. Это четыре жертвенника чжи 畤 в предместьях города Юн 雍, циньской столицы (совр. округ Фэнсян, провинция Шэньси), установленных в различное время.

Появившись в эпоху Чжоу в удельном царстве Цинь и имея местное значение, традиция жертвоприношений в предместьях Юн, став частью государственной ритуала, просуществовала примерно до середины правления империи Хань. Подробное описание циньских ритуалов можно обнаружить в «Фэн шань шу» из «Исторических записок» Сыма Цяня, а также в «Цзяосы чжи» из «Истории [династии Ранняя] Хань» Бань Гу.

Город Юн, по словам Сыма Цяня, стал столицей царства Цинь именно потому, что издавна считался обиталищем духов и местом жертвоприношений, а первый жертвенник построили до того, как Юн был провозглашен столицей.

Строительство жертвенников началось в эпоху Чжоу, в разное время было построено шесть жертвенников в честь каждого из четырёх владык сторон света: Западный жертвенник си чжи 西畤 - Белому императору Бай-ди 白帝, жертвенник в Фу фу чжи 鄜畤 - в честь Бай-ди, Сокровенный жертвенник, ми чжи 密畤, в Вэйнани - Зеленому императору Цин-ди 青帝, Верхний жертвенник шан чжи 上畤, в Уяне - Желтому императору Хуан-ди 黄帝, Нижний жертвенник ся чжи 下畤 - Янь-ди 炎帝 (т.е. Красному императору Чи-ди 赤帝) и жертвенник ци чжи 畦畤 - в честь Бай-ди в Юэяне 栎阳 (так же служившей циньской столицей). При основателе династии Хань Лю Бане 刘邦/Гао-цзу 高祖 (247-195 гг. до н.э.), когда был установлен ещё один Северный жертвенник бэй чжи 北畤 в честь Чёрного владыки Хэй-ди 黑帝.

Примечателен тот факт, что Белому владыке Бай-ди было посвящено три жертвенника, жертвоприношения в двух из которых (фу чжи 鄜畤 и ци чжи 畦畤) в более позднее время были приостановлены. Таким образом, в завершенном виде функционировала система из пяти жертвенников, посвященным Пяти Владыкам/Императорам, поэтому уже в ханьское время комплекс получил название Юн учжи 雍五畤, т.е. Пять жертвенников [в предместьях] Юна.

Традиция жертвенников чжи 畤 восходит к народным аграрным верованиям, так называемые “жертвоприношения на полях” (от “ши тянь 侍田” дословно “служение полю”) осуществлялись с целью прошения у духов и Верховного владыки богатого урожая.

По мнению китайского ученого Се Сяолиня 薛小林, в контексте царства Цинь установка первого жертвенника си чжи в предместье Юна знаменовала начало превращения народных циньских верований в официальную ритуальную систему.

В данном случае каждый из жертвенников обладал важным для циньцев символическим значением: строительство жертвенников для Белого и Зеленого владык официально указывало на происхождение и первопредков циньцев (очевидно, Белому императору отдавалось предпочтение), а установление жертвенников в честь Желтого и Красного владык было сопряжено с завоеванием восточных территорий.

Кроме того, в предместьях Юна также располагались алтарь для ритуалов цзяо в честь Верховного владыки Шан-ди и более ста жертвенников небесных светил, планет, созвездий, духов природных явлений и т.д.

Таким образом, установление такого прообраза государственной ритуальной системы в Цинь способствовало образованию культурной идентичности многонародного царства и имело скорее внутриполитическое значение, и возможно, отнюдь не являлось свидетельством попытки усиления внешнеполитического влияния и посягательства на гегемонию над другими царствами.

Возвращаясь обратно к периоду Чжаньго, можно отметить, что такая идеологическая разрозненность ознаменовалась образованием множества философских школ “Ста школ“ бай цзя 百家 и иных течений, предлагающих свои варианты выхода из религиозного кризиса. Из них можно выделить несколько направлений: конфуцианство, легизм, а также учение академии Цзи-ся 稷下 в царстве Ци 齐, впоследствии оказавших наибольшее влияние на философско-религиозные основания ритуальных систем раннеимперского периода.

Итак, к концу эпохи Восточное Чжоу отсутствие централизованного правления привело к разрушению единой структурированной системы жертвоприношений и снижение общегосударственного влияния/значения жертвоприношений до локального уровня. Это вместе с падением культа предков чжоуского дома, концепции Небесного мандата, как основных поддерживающих династийное правление элементов, в конечном счете, свелось к полному краху чжоуской ритуальной системы.

Примеры Западного и Восточного Чжоу представляет нам два способа функционирования ритуальной системы и государства: в первом случае - структурированная система жертвоприношений поддерживает аппарат центральной власти, во втором - отсутствие центральной власти приводит к краху ритуальной системы.

 







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.006 с.)