Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ритуальная деятельность в период раздробленности
Следующая важная веха в формировании государственной ритуальной системы связана с кризисом чжоуской в период Восточного Чжоу, вызванный административным распадом. Власть удельных князей росла, пока сами царства не получили независимость. Эта ситуация характеризовалась отхождением от религиозных установок дома Чжоу, падением авторитета правителя и поиском новых ориентаций в религиозной сфере. Прежде всего, это проявилось в постепенном нивелировании культа предков и уничижении роли Неба. Так концу периода Борющихся царств Чжаньго 战国 (476-221 гг. до н.э.) духи предков постепенно перешли в пантеон духов природных сил, концепция Небесного мандата тянь мин 天命, повеления на власть, превратилась в представленье о персональной судьбе каждого человека мин 命. Само Небо постепенно заместилось божеством Великого Единого Тай-и 太一, по одной из версий появившемся в царстве Чу 楚, правитель которого одним из первых пытался оспорить концепцию Небесного мандата. Правители получивших независимость царств - все стали называть себя Ванами, устанавливать алтари цзяо (для жертвоприношений инь) на территориях своих владений, исполнять ритуалы чжоуского Сына Неба, недоступные им ранее, а также устанавливать свои ритуалы, основанные на локальных верованиях и представлениях. Здесь присвоение «царского» ритуала указывало на могущество и независимость царства, но по сути, потеряв неприкосновенность и став общедоступным, он перестал быть символом реальной власти во всей Поднебесной и носил лишь локальное значение. Так единая система официальных ритуалов распалась, но начали появляться её “местные” варианты. Это можно проследить на примере царства Цинь 秦, впоследствии объединившей все царства в империю, где уже в период Чжаньго начал формироваться свой комплекс ритуалов. Это четыре жертвенника чжи 畤 в предместьях города Юн 雍, циньской столицы (совр. округ Фэнсян, провинция Шэньси), установленных в различное время. Появившись в эпоху Чжоу в удельном царстве Цинь и имея местное значение, традиция жертвоприношений в предместьях Юн, став частью государственной ритуала, просуществовала примерно до середины правления империи Хань. Подробное описание циньских ритуалов можно обнаружить в «Фэн шань шу» из «Исторических записок» Сыма Цяня, а также в «Цзяосы чжи» из «Истории [династии Ранняя] Хань» Бань Гу.
Город Юн, по словам Сыма Цяня, стал столицей царства Цинь именно потому, что издавна считался обиталищем духов и местом жертвоприношений, а первый жертвенник построили до того, как Юн был провозглашен столицей. Строительство жертвенников началось в эпоху Чжоу, в разное время было построено шесть жертвенников в честь каждого из четырёх владык сторон света: Западный жертвенник си чжи 西畤 - Белому императору Бай-ди 白帝, жертвенник в Фу фу чжи 鄜畤 - в честь Бай-ди, Сокровенный жертвенник, ми чжи 密畤, в Вэйнани - Зеленому императору Цин-ди 青帝, Верхний жертвенник шан чжи 上畤, в Уяне - Желтому императору Хуан-ди 黄帝, Нижний жертвенник ся чжи 下畤 - Янь-ди 炎帝 (т.е. Красному императору Чи-ди 赤帝) и жертвенник ци чжи 畦畤 - в честь Бай-ди в Юэяне 栎阳 (так же служившей циньской столицей). При основателе династии Хань Лю Бане 刘邦/Гао-цзу 高祖 (247-195 гг. до н.э.), когда был установлен ещё один Северный жертвенник бэй чжи 北畤 в честь Чёрного владыки Хэй-ди 黑帝. Примечателен тот факт, что Белому владыке Бай-ди было посвящено три жертвенника, жертвоприношения в двух из которых (фу чжи 鄜畤 и ци чжи 畦畤) в более позднее время были приостановлены. Таким образом, в завершенном виде функционировала система из пяти жертвенников, посвященным Пяти Владыкам/Императорам, поэтому уже в ханьское время комплекс получил название Юн учжи 雍五畤, т.е. Пять жертвенников [в предместьях] Юна. Традиция жертвенников чжи 畤 восходит к народным аграрным верованиям, так называемые “жертвоприношения на полях” (от “ ши тянь 侍田” дословно “служение полю”) осуществлялись с целью прошения у духов и Верховного владыки богатого урожая. По мнению китайского ученого Се Сяолиня 薛小林, в контексте царства Цинь установка первого жертвенника си чжи в предместье Юна знаменовала начало превращения народных циньских верований в официальную ритуальную систему.
В данном случае каждый из жертвенников обладал важным для циньцев символическим значением: строительство жертвенников для Белого и Зеленого владык официально указывало на происхождение и первопредков циньцев (очевидно, Белому императору отдавалось предпочтение), а установление жертвенников в честь Желтого и Красного владык было сопряжено с завоеванием восточных территорий. Кроме того, в предместьях Юна также располагались алтарь для ритуалов цзяо в честь Верховного владыки Шан-ди и более ста жертвенников небесных светил, планет, созвездий, духов природных явлений и т.д. Таким образом, установление такого прообраза государственной ритуальной системы в Цинь способствовало образованию культурной идентичности многонародного царства и имело скорее внутриполитическое значение, и возможно, отнюдь не являлось свидетельством попытки усиления внешнеполитического влияния и посягательства на гегемонию над другими царствами. Возвращаясь обратно к периоду Чжаньго, можно отметить, что такая идеологическая разрозненность ознаменовалась образованием множества философских школ “Ста школ“ бай цзя 百家 и иных течений, предлагающих свои варианты выхода из религиозного кризиса. Из них можно выделить несколько направлений: конфуцианство, легизм, а также учение академии Цзи-ся 稷下 в царстве Ци 齐, впоследствии оказавших наибольшее влияние на философско-религиозные основания ритуальных систем раннеимперского периода. Итак, к концу эпохи Восточное Чжоу отсутствие централизованного правления привело к разрушению единой структурированной системы жертвоприношений и снижение общегосударственного влияния/значения жертвоприношений до локального уровня. Это вместе с падением культа предков чжоуского дома, концепции Небесного мандата, как основных поддерживающих династийное правление элементов, в конечном счете, свелось к полному краху чжоуской ритуальной системы. Примеры Западного и Восточного Чжоу представляет нам два способа функционирования ритуальной системы и государства: в первом случае - структурированная система жертвоприношений поддерживает аппарат центральной власти, во втором - отсутствие центральной власти приводит к краху ритуальной системы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.227.76 (0.004 с.) |