Анализ взаимосвязи агрессии с другими изучаемыми параметрами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ взаимосвязи агрессии с другими изучаемыми параметрами



 

Для определения взаимосвязей между исследуемыми параметрами был использован корреляционный анализ Cпирмена (Spearman correlation), результаты которого представлены ниже.

 

Ядром данной корреляционной плеяды является «Соревновательная личностная тревожность». Таким образом, в обеих группах «Соревновательная личностная тревожность» имеет сильные отрицательные связи с «Независимостью», «Общительностью» и «Принятием борьбы», это значит, что склонность спортсменов тревожно реагировать на обстановку перед соревнованиями и непосредственно во время игры тем ниже, чем выше их контактность и стремлением к эмоциональным проявлениям в общении, как в группе, так и за ее пределами, также выраженность тревоги снижается за счет независимости взглядов и поведения от групповых стандартов и ценностей, кроме того, чем больше спортсмены стремятся участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений, тем менее выражена у них тревога.

И у первой, и у второй группы соревновательная личностная тревожность отрицательно связана с таким волевым качеством, как самообладание и выдержка, то есть, чем лучше спортсмены управляют своими чувствами, мыслями, действиями в условиях эмоционального возбуждения или подавленности, нарастающего утомления, неожиданных трудностей, неудач и других неблагоприятных факторов, тем ниже их уровень тревоги и тем менее они склонны тревожно реагировать на обстановку перед соревнованиями и непосредственно во время игры.

У спортсменов, занимающихся неагрессивными видами спорта, на соревновательную тревожность также влияют настойчивость, упорство, смелость и решительность, таким образом, для того, чтобы снизить тревогу, связанную, например, с обстановкой перед соревнованиями или непосредственно с игрой, этим спортсменам необходимо уметь самостоятельно и своевременно находить и принимать обдуманные решения вопросов и задач, возникающих в процессе деятельности, не боясь принять на себя ответственность, активно действовать в условиях риска и опасности для достижения цели, а также иметь способность проявить волю в достижении намеченной цели, преодолении препятствий, несмотря на временные неудачи, и настойчиво и постоянном стремиться не уходить от трудностей.

У спортсменов обеих групп соревновательная личностная тревожность также зависит от их уверенности в себе, в своих силах, ответственности, инициативности и активности. Так, более уверенные в себе и в своих силах спортсмены, мотивированные на успех будут менее тревожно реагировать на обстановку перед соревнованиями и более спокойно себя чувствовать непосредственно в процессе игры.

У спортсменов неагрессивных видов спорта соревновательная тревожность связана с оценкой себя реального, а именно: чем более высокую оценку они дают себе реальному, тем более выражена соревновательная тревожность, очевидно, это происходит по причине того, что завышенная самооценка свидетельствует о неадекватном восприятии себя и своих возможностей, что в свою очередь повышает тревогу, кроме того, если человек многого от себя требует, у него скорее возникнет страх того, «а вдруг не получится», появляется почва для сомнений и тревожных ожиданий, более того, повышается значимость, а повышение значимости сопровождается направленностью на высокий результат, что также способствует повышению тревоги.

Говоря о позитивной агрессивности субъекта и о ее связи с соревновательной личностной тревожностью, можно отметить, что тревога будет менее выражена у тех спортсменов, занимающихся неагрессивными видами спорта, у кого агрессия, по большей части, служит жизненным интересам и выживанию, обеспечивает безопасность и развитие, нежели ориентирована на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе, направленного на причинение вреда другим. Это, скорее всего, объясняется тем, что, в определенной степени, контролируемая и осознаваемая агрессия говорит о выдержке и самообладании человека, то есть способности управлять своими чувствами, эмоциями, мыслями и поведением в стрессовой ситуации, а это, в свою очередь, помогает человеку контролировать и уровень его тревоги.

Ядром данной корреляционной плеяды является «Позитивная агрессивность субъекта». Так, в обеих группах позитивная агрессивность субъекта положительно связана с независимостью и принятием «борьбы», это означает, что у спортсменов, независимых во взглядах и поведении от групповых стандартов и ценностей, а также стремящихся участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений, агрессия, по большей части, служит жизненным интересам и выживанию, обеспечивает безопасность и развитие, нежели ориентирована на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе, направленного на причинение вреда другим, то есть, чем более спортсмены независимы и в то же время стараются добиться более высокого статуса, тем более зрелым проявлением агрессии они располагают, такие люди обычно уверены в себе, и не ориентированы на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе, намереваясь причинить другим вред.

Также, в обеих группах позитивная агрессивность субъекта положительно связана с такими волевыми качествами, как настойчивость и упорство, то есть, умение проявить волю в достижении намеченной цели, преодолении препятствий, несмотря на временные неудачи, свидетельствует о зрелой агрессивности, служащей жизненным интересам и выживанию.

В группе спортсменов неагрессивного вида спорта к волевым качествам, связанным с позитивной агрессивностью субъекта, добавляется самообладание и выдержка, что, в общем-то, логично, потому что, чем выше способности управлять своими чувствами, мыслями, действиями в условиях эмоционального возбуждения или подавленности, нарастающего утомления, неожиданных трудностей, неудач и других неблагоприятных факторов, тем более контролируется и агрессия, обеспечивая лишь безопасность и развитие.

Ядром данной корреляционной плеяды является «Конфликтность». У спортсменов агрессивного вида спорта конфликтность положительно связана с принятием борьбы, это значит, что активное стремление участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений говорит о конфликтности спортсмена.

У спортсменов же, занимающихся неагрессивными видами спорта, конфликтность прямо зависит от оценки я реального, то есть, чем более самоуверен человек и чем выше он себя оценивает, тем чаще он конфликтует с другими спортсменами.

Если сравнивать между двумя группами, то можно отметить следующее: конфликтность спортсменов агрессивных видов спорта подталкивает их к активным действиям для получения высокого статуса, конфликтность же спортсменов неагрессивных видов спорта ведет лишь к повышению самооценки и наоборот, высокая самооценка подкрепляет конфликтность спортсмена.

Ядром данной корреляционной плеяды является «Эмоциональная напряженность». У спортсменов неагрессивных видов спорта эмоциональная напряженность имеет положительные связи с такими волевыми качествами, как самообладание и выдержка и инициативность и самостоятельность, то есть, чем выше способность управлять своими чувствами, мыслями, действиями в условиях эмоционального возбуждения или подавленности, нарастающего утомления, неожиданных трудностей, неудач и других неблагоприятных факторов, тем более высока степень накапливаемого эмоционально-энергетического заряда, не получающего выхода вовне, таким образом, излишнее самообладание и выдержка препятствует разрядке накапливаемого эмоционального напряжения. Также, чем выше умение организовать свою деятельность и не поддаваться влиянию людей, тем более возрастает эмоциональное напряжение.

Что же касается спортсменов агрессивных видов спорта, то у них эмоциональная напряженность отрицательно связана с генерализованным настойчивостью и упорством, то есть, чем выше способность проявлять волю в достижении намеченной цели, чем лучше спортсмены преодолевают препятствия, несмотря на временные неудачи, а также чем настойчивее и постояннее они в стремлении не уходить от трудностей в любом деле, не только в спорте, тем меньше степень накапливаемого ими эмоционально-энергетического заряда, не получающего выхода вовне. Таким образом, настойчивость и упорство помогает спортсменам, занимающимся агрессивными видами спорта, рассеивать накапливаемое эмоциональное напряжение.

 


Заключение

 

В ходе исследования были получены следующие результаты:

Спортсмены, занимающиеся неагрессивными видами спорта, более склонны тревожно реагировать на обстановку перед соревнованиями и непосредственно во время игры.

Соревновательная личностная тревожность у спортсменов неагрессивных видов спорта сильно связана с их представлениями о себе, а именно: независимостью, общительностью и принятием «борьбы», тогда как у спортсменов агрессивных видов спорта эта связь слабее. В группе спортсменов, занимающихся неагрессивными видами спорта, соревновательная личностная тревожность также имеет отрицательные взаимосвязи с такими волевыми качествами, как самообладание и выдержка, настойчивость и упорство, смелость и решительность и позитивная агрессивность субъекта. У спортсменов же агрессивных видов спорта отрицательная взаимосвязь тревожности наблюдается с самообладанием и выдержкой.

Спортсмены, занимающиеся агрессивными видами спорта, более вспыльчивы, неуступчивы, отличаются больше напористостью, бескомпромиссностью, а также более мстительны и нетерпимы к мнению других.

Позитивная агрессивность спортсменов в обеих группах положительно связана с независимостью и принятием «борьбы», а также с такими волевыми качествами, как настойчивость и упорство. В группе спортсменов неагрессивного вида спорта к волевым качествам, связанным с позитивной агрессивностью субъекта, добавляется самообладание и выдержка.

У спортсменов агрессивного вида спорта конфликтность положительно связана с принятием борьбы, а у спортсменов же, занимающихся неагрессивными видами спорта, конфликтность прямо зависит от оценки я реального.

Спортсмены, занимающиеся неагрессивными видами спорта, имеют более высокую степень накапливаемого эмоционально-энергетического заряда, не получающего выхода вовне, чем спортсмены, занимающиеся агрессивными видами спорта.

У спортсменов неагрессивных видов спорта эмоциональная напряженность имеет положительные связи с такими волевыми качествами, как самообладание и выдержка и инициативность и самостоятельность, что же касается спортсменов агрессивных видов спорта, то у них эмоциональная напряженность отрицательно связана с генерализованным настойчивостью и упорством.

Спортсмены, занимающиеся неагрессивными видами спорта, отличаются большей выдержкой и самообладанием, чем спортсмены, занимающиеся агрессивными видами спорта, причем у вторых данное волевое качество выражено слабо. Инициативность и самостоятельность же, а также настойчивость и упорство, наоборот, больше выражена у спортсменов агрессивных видов спорта.

Таким образом, мы подтвердили заявленную нами гипотезу о том, что эмоционально-волевая сфера спортсменов, занимающихся командными видами спорта, имеет различия в зависимости от уровня травматизма.


Выводы

 

1) Во время соревнований у спортсменов агрессивных видов спорта тревога менее выражена, чем у спортсменов, занимающихся неагрессивными видами спорта, что говорит о склонности вторых тревожно реагировать на обстановку перед соревнованиями и непосредственно во время игры. Но, тем не менее, показатели соревновательной личностной тревожности в обеих группах соответствуют среднему уровню тревожности. Исходя из этого, мы можем говорить о том, что спортсмены, участвующие в командных видах спорта, испытывают чувство волнения в соревновательной деятельности, но имеют возможность компенсировать его за счет коллективности и взаимоподдержки;

)   Спортсмены, занимающиеся агрессивными видами спорта, более вспыльчивы, неуступчивы, отличаются больше напористостью, бескомпромиссностью, а также более мстительны и нетерпимы к мнению других. Это объясняется спецификой вида спорта, которая допускает непосредственный физический контакт и различные формы контролируемой физической агрессии. Кроме того, обе группы имеют высокие показатели по шкале «напористость», это говорит о том, что спортсмены командных видов спорта, как агрессивных, так и неагрессивных, отличаются настойчивостью и привыкли решительно добиваться своих целей. Также, важно отметить, что агрессия спортсменов обеих групп, по большей части, служит жизненным интересам и выживанию, обеспечивает безопасность и развитие, нежели ориентирована на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе, направленного на причинение вреда другим;

)   спортсмены, занимающиеся неагрессивными видами спорта, имеют более высокую степень накапливаемого эмоционально-энергетического заряда, не получающего выхода вовне, чем спортсмены, занимающиеся агрессивными видами спорта. Это объясняется тем, что хоккеисты и регбисты склонны более свободно выражать свои агрессивные тенденции, что способствует периодической разрядке накапливаемого эмоционального напряжения;

)   у обеих групп имеется определенная тенденция мотивации на успех, это означает, что хоккеисты, регбисты, баскетболисты и волейболисты обычно уверенны в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность и склонность планировать свое будущее на большие промежутки времени;

)   Спортсмены, занимающиеся неагрессивными видами спорта, отличаются большей выдержкой и самообладанием, чем спортсмены, занимающиеся агрессивными видами спорта, причем у вторых данное волевое качество выражено слабо. Инициативность и самостоятельность же, а также настойчивость и упорство, наоборот, больше выражена у спортсменов агрессивных видов спорта. Тем не менее, практически все, изучаемые нами, волевые качества спортсменов имеют среднюю выраженность.

.   Анализ особенностей межличностных отношений у спортсменов позволил сделать следующие выводы:

)   спортсмены, занимающиеся агрессивными видами спорта, имеют тенденцию к независимости и «борьбе», тогда как, спортсмены, занимающиеся неагрессивными видами спорта, склонны к зависимости и избеганию «борьбы». Это означает, что первые отличаются независимостью взглядов и поведения от групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических, тогда как вторые, наоборот, склонны к внутреннему стремление к принятию групповых стандартов и ценностей. Кроме того, спортсмены, занимающиеся агрессивными видами спорта, активно стремятся участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений, а спортсмены, занимающиеся неагрессивными видами спорта, скорее склонны к уходу от взаимодействия, сохранению нейтралитета в групповых спорах и конфликтах и к компромиссным решениям;

)   все группы спортсменов оценивают привлекательность своей команды как высокую, это говорит о сплоченности команды и положительной психологической атмосфере в ней;

.   Анализ взаимосвязи агрессивности с другими изучаемыми параметрами позволил сделать следующие выводы:

Соревновательная личностная тревожность у спортсменов неагрессивных видов спорта сильно связана с их представлениями о себе, а именно: независимостью, общительностью и принятием «борьбы», тогда как у спортсменов агрессивных видов спорта эта связь слабее. В группе спортсменов, занимающихся неагрессивными видами спорта, соревновательная личностная тревожность также имеет отрицательные взаимосвязи с такими волевыми качествами, как самообладание и выдержка, настойчивость и упорство, смелость и решительность и позитивная агрессивность субъекта. У спортсменов же агрессивных видов спорта отрицательная взаимосвязь тревожности наблюдается с самообладанием и выдержкой. И наконец, в обеих группах, соревновательная личностная тревожность связана с мотивацией спортсменов на успех или неудачу.

Говоря о позитивной агрессивности спортсменов, важно отметить, что в обеих группах она положительно связана с независимостью и принятием «борьбы», а также с такими волевыми качествами, как настойчивость и упорство. В группе спортсменов неагрессивного вида спорта к волевым качествам, связанным с позитивной агрессивностью субъекта, добавляется самообладание и выдержка.

У спортсменов агрессивного вида спорта конфликтность положительно связана с принятием борьбы, а у спортсменов же, занимающихся неагрессивными видами спорта, конфликтность прямо зависит от оценки я реального.

У спортсменов неагрессивных видов спорта эмоциональная напряженность имеет положительные связи с такими волевыми качествами, как самообладание и выдержка и инициативность и самостоятельность, что же касается спортсменов агрессивных видов спорта, то у них эмоциональная напряженность отрицательно связана с генерализованным настойчивостью и упорством.

 


Список литературы

1. Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Личность в спорте: Очерки исследований психологии спортсмена. - М.: Сов. Россия, 1987. - 155 с.

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия - СПб, Питер, 2000 - 352 с.

3. Волков И.П. Практикум по спортивной психологии - СПб.: Питер, 2002. - 288 с

4. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М., Савин В.П., Лексаков А.В. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения. - М.: Издательский центр «Академия». 2004.

5. Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 1981 г. - 44 с.

6. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебное пособие для студентов педагогических институтов./ Е.П Ильин - М.: Просвещение, 1987. - 287 с.

7. Ильин Е.П. Психология спорта. - СПб, Питер, 2008 - 352 с.

8. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. - СПб.: Питер, 2005. - 73 с.

9. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 233 с.

10. Мельников М.В. Психология: учебник для институтов физической культуры/ М.В. Мельников. - М.: «Физкультура и спорт», 1987-336 с.

11. Найдиффер Р.М. «Психология соревнующегося спортсмена». М., 1979. 276 с.

12. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности: /Пилоян Р.А. - М.: ФиС, 1984 -108 с.

13. Рудик П.А. Психология: учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1964 - 464 с.

14. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие. - Самара, 2008. - 672 с.

15. Сафонов В.К Агрессия в спорте - СПб, Изд-во СПб ГУ, 2003 - 157 с.

16. Сингер Р.Н. Мифы и реальность в психологии спорта: учебник для институтов физической культуры./ Р.Н. Сингер пер. с английского / Предисловие А.В. Родионова - М: Физкультура и спорт 1980 с. -152 с.

17. Станбулова Н.В. Психология спортивной карьеры: учебник для институтов физической культуры./ Н.В. Станбулова-М.: 2005 - 63 с.

18. Талызин А.М. Регби воистину мужская… - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 154 с.

спортсмен волевой командный психология



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.026 с.)