Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Настойчивость (целеустремленность)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Настойчивость- это сознательное стремление личности к достижению отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие трудности и неудачи. Конечно, целеустремленность может быть связана и с увлеченностью своим делом, вследствие чего она может поддерживаться не только силой воли человека, но и его интересами, эмоциональной привлекательностью выполняемой деятельности. Однако практика показывает, что всегда на каком-то этапе достижения отдаленной цели возникают трудности, прежде всего субъективного порядка (утомление, пресыщение, разочарование при неудаче и т.п.), которые преодолеваются в основном волевым усилием. Смелость Смелость - это способность человека действовать в ситуациях, осознаваемых как опасные для жизни, здоровья и престижа, не снижая качества деятельности. Решительность Под решительностью понимают способность человека быстро принимать решение и приступать к его осуществлению в значимой для него ситуации, особенно при наличии неуверенности и боязни. Решительность и смелость - это два самостоятельных волевых качества. Решительность, проявляемая вне опасной ситуации, не требует проявления смелости (например, при выполнении баскетболистами штрафных бросков и т.п. действий). Корреляции между волевыми качествами смелости и решительности обнаруживаются только в опасной ситуации (чем ниже уровень смелости, тем меньше решительность). Повышению решительности способствует возникающая у спортсменов по мере овладения упражнениями уверенность в своих силах. Терпеливость и упорство Терпеливость- это способность человека долго переносить неблагоприятные состояния (в спортивной деятельности это главным образом способность долго работать на фоне усталости, не снижая интенсивности и качества работы). Упорство- это стремление к достижению цели «здесь и сейчас», на данном тренировочном занятии. Например, у спортсмена не получается какое-то движение, упражнение, и он повторяет его еще и еще, несмотря на неудачные попытки. Проявление этого волевого качества зависит от ряда факторов (типологических особенностей свойств нервной системы, о чем говорилось выше), мотивации (особенно соревновательного характера). Иногда упорство перерастает в упрямство, если спортсмен не воспринимает разумные на первый взгляд доводы других людей. [7]
Методическая Этапы исследования
. Теоретическое исследование литературы. . Определение основных проблем и подбор методов. . Сравнительный анализ взаимосвязей. . Анализ результатов.
Эмпирические методы |
|||||||
1. Изучить социально-демографические характеристики спортсменов, занимающихся агрессивными видами спорта. | Авторская анкета (Приложение №1) | |||||||
2. Проанализировать особенности эмоционально-волевой сферы спортсменов. | 1. м. «Соревновательная личностная тревожность» (Ю.Л. Ханин) 2. м. «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев) 3. м. «Накопление эмоционально-энергетических зарядов направленных на самого себя» (В.В. Бойко) 4. Опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А.А. Реан) 5. м. «Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов» (Н.Е. Стамбулова) | |||||||
3. Проанализировать особенности межличностных отношений среди испытуемых. | 1. м. «Q-сортировка» (В. Стефансон) 2. Коммуникативные установки» Изучение привлекательности команды для спортсменов» (Ю.Л. Ханин) 3. Семантический дифференциал (Ч. Осгуд) | |||||||
Методы математической обработки данных | ||||||||
4. Выявить различия эмоционально-волевой сферы испытуемых в зависимости от вида спорта. | Сравнительный анализ. 1. Тест Манна-Уитни (Х.Б. Манн и Д.Р. Уитни) | |||||||
5. Выявить взаимосвязь агрессивности с другими изучаемыми параметрами. | Корреляционный анализ Спирмена. |
Описание выборки
Для достижения цели было организовано психологическое исследование 80 человек, являющихся спортсменами в различных видах спорта. Из них 40 человек занимаются командными агрессивными видами спорта, такими как хоккей и регби, 40 человек занимаются неагрессивными видами спорта, а именно баскетболом и волейболом.Все испытуемые - студенты мужского пола. Средний возраст спортсменов равен 21-23 годам. Средние показатели возраста прихода спортсменов в данные виды спорта следующие: регбисты - в 17 лет, хоккеисты - в 14 лет, волейболисты - в 13 лет, баскетболисты - в 12 лет. Сведения о времени и продолжительности тренировок у спортсменов представлены в таблице №1. Ранее некоторые из испытуемых занимались другими видами спорта (данные также представлены в таблице №1). Практически все спортсмены являются не женатыми.
|
Вид спорта | Время и продолжительность тренировки | Виды спорта, которыми занимались ранее |
Регби | 3 раза в неделю, каждая тренировка равна 2 часам. | 30% - плавание 30% - футбол 10% - водное поло 20% - тяжелая атлетика 10% - легкая атлетика |
Хоккей | 3 раза в неделю, тренировка равна 2 часам. | 40% - не занимались спортом 40% - футбол 20% - каратэ |
Волейбол | 3 раза в неделю, тренировка равна 1.5 часам. | 60% - не занимались спортом 20% - акробатика 20% - плавание |
Баскетбол | 3 раза в неделю, тренировка равна 2 часам. | 70% - не занимались спортом 10% - танцы 20% - плавание |
Методы исследования
Для сбора эмпирических данных использовались составленная анкета и следующие методики:
. Методика «Соревновательная личностная тревожность» (Ю.Л. Ханин)
. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев)
. Методика «Накопление эмоционально-энергетических зарядов направленных на самого себя» (В.В. Бойко)
4. Опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А.А. Реан)
. Методика «Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов» (Н.Е. Стамбулова)
6. «Q-сортировка» (В. Стефансон)
7.» Изучение привлекательности команды для спортсменов» (Ю.Л. Ханин)
8. Метод семантического дифференциала (Ч. Осгуд)
Статистическая обработка эмпирических данных проводилась на основе программы «SPSS 13.0», в соответствии со сформулированными эмпирическими задачами данного исследования.
Математическая обработка данных для выявления взаимосвязи системы отношений испытуемых с оценкой болезни и выраженностью адаптационного потенциала производилась с помощью непараметрического метода сравнения средних по критерию Манна-Уитни и корреляционного анализа по критерию Пирсона.
1. «Соревновательная личностная тревожность» (Ю.Л. Ханин)
Методика предназначена для выявления индивидуальных различий в реагировании на соревновательный стресс. Эта характеристика дает представление об относительно устойчивой диспозиции человека в восприятии и реагировании на различные стороны объективной соревновательной ситуации. Это методика суженного диагностического диапазона и направленности - только на ситуации соревновательной борьбы - и потому представляет собой важное дополнение к шкалам, измеряющим общую (генерализованную) личностную тревожность.
Самооценочная шкала СЛТ пригодна для работы с испытуемыми в возрасте от 10 лет и старше. [22]
2. «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев)
Методика предназначена для выявления в качестве личностной характеристики склонности субъекта к конфликтности и агрессивности.
Содержит 8 шкал: «вспыльчивость», «наступательность», «обидчивость», «неуступчивость», «компромиссность», «мстительность», «нетерпимость к мнению других», «подозрительность».
общих показателя - позитивная и негативная агрессивность и конфликтность. [21]
. «Накопление эмоционально-энергетических зарядов направленных на самого себя» (В.В. Бойко)
Тест предназначен для выявления степени накапливаемого у человека эмоционально-энергетического заряда, не получающего выхода вовне.
• 14-18 баллов - высокий уровень скрытой эмоциональной напряженности
|
• 7-13 баллов - средний уровень.
• Меньше 6 баллов - скрытая эмоциональная напряженность отсутствует. [8]
4. Опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А.А. Реан)
Опросник направлен на выявление мотивации успеха и мотивации боязни неудачи.
Опросник включает в себя 20 вопросов. За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.
Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).
Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).
Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8,9, есть определенная тенденция мотивации на неудачу, а если количество баллов 12,13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.
Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.
Мотивация на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха. [20]
. «Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов» (Н.Е. Стамбулова)
Оценивается уровень развития волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки.
Опросник позволяет диагностировать два параметра волевого качества: выраженность и генерализованность. Под выраженностью качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков, под генерализованностью - универсальность качества, т.е. широта его проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности.
Заключение об уровне развития каждого волевого качества делается по параметрам выраженности и генерализованности с учетом следующих нормативных показателей: 0-19 баллов - низкий уровень; 20-30 баллов - средний уровень; 31-40 баллов - высокий уровень. [9]
|
6. «Q-сортировка» (В. Стефансон)
Тестовая методика предназначена для изучения представлений о себе.
Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и избегание «борьбы».
Так, тенденция к зависимости проявляется во внутреннем стремлении индивида к принятию групповых стандартов и ценностей (социальных и морально-этических).
Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении к эмоциональным проявлениям в общении как в группе, так и за ее пределами.
Тенденция к «борьбе» - это активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более глубокого статуса в системе межличностных взаимоотношений.
В противоположность этой тенденции избегание «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристики, т.е. может быть внутренне присущей индивиду, а может быть внешней, своеобразной маской, скрывающей истинное лицо человека.
Подсчитывается частота проявления каждой из тенденций. Причем количество ответов «да» по одной из тенденций суммируется с количеством «нет» по полярной тенденции в сопряженной паре. Например, количество положительных ответов по шкале «зависимость» складывается с количеством отрицательных ответов по шкале «независимость». Если полученное число приближается к 20, то можно говорить об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.
В случае если количество ответов «да» по одной тенденции оказывается равным количеству положительных ответов по противоположной тенденции (например, зависимость - независимость), то такое положение может говорить о наличии внутреннего конфликта личности, которая находится во власти одинаково выраженных противоположных тенденций.
Три-четыре ответа «сомневаюсь» по отдельным тенденциям расцениваются как признак нерешительности, уклончивости, застенчивости либо могут свидетельствовать об избирательности в поведении, о тактической гибкости, т.е. стеничности. [14]
7. Изучение привлекательности команды для спортсменов» (Ю.Л. Ханин)
Одним из наиболее простых способов оценки привлекательности команды (привлекательности для спортсменов их спортивной группы, организации, клуба и пр.) является метод измерения индекса групповой сплоченности Сишора (ИГС)
Методики «психологическая атмосфера в команде» и «индекс групповой сплоченности Сишора» можно применять для контроля за внутриколлективными отношениями в команде.
Суммарная величина индекса Сишора может находиться в диапазоне от 7 (очень неблагоприятная оценка команды) до 25 баллов (очень высокая оценка привлекательности команды). [23]
. Метод Семантического Дифференциала (Ч. Осгуд)
|
Методика выявляет позиции индивида в семантическом пространстве аффективных значений. Полюса шкал классического СД представлены оценочными прилагательными, и испытуемый оценивает возникающее в его сознании ассоциативное поле с помощью готовых и заданных ему оценочных шкал. Пока стимулы и шкальные признаки соотносятся друг с другом лишь метафорически, фактически осуществляется шкалирование реакций, мы получаем при факторизации именно пространство наиболее общих, ситуационно-неспецифических эмоциональных реакций.
Стимулы, используемые в исследовании:
Я реальное
Я идеальный
Я спортсмен
Я в команде
Я вне команды
Методы статистической обработки, использованные в исследование:
. Критерий U - Манна - Уитни (Mann - Whitney U) для независимых выборок.
. Корреляционный анализ (Spearman Correlation).
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.54.190 (0.013 с.)