Эмоционально-волевая сфера спортсменов, занимающихся командными видами спорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоционально-волевая сфера спортсменов, занимающихся командными видами спорта



Эмоционально-волевая сфера спортсменов, занимающихся командными видами спорта


Психология спортивной деятельности

Характеристика изучаемых видов спорта

Хоккей

Хоккей - контактный командный вид спорта, один из наиболее любимых народом олимпийских видов спорта, широко культивируемый во многих странах мира. Его популярность и привлекательность связаны с большой зрелищностью, с динамизмом борьбы противоборствующих команд, быстрой сменой эмоционально насыщенных игровых эпизодов и ситуаций, обилием и жесткостью контактных силовых единоборств, с демонстрацией хоккеистами большого арсенала сложных технико-тактических действий в атаке и обороне, в том числе в экстремальных условиях. Все это свидетельствует о высоких требованиях, предъявляемых к деятельности, и определяет особенности структуры и содержания. Вся игровая деятельность осуществляется в движении на коньках, в интервальном режиме, в составе команды из 4 или 3 звеньев.

Согласно правилам игры единовременно может участвовать в игре одно звено (5 человек) и вратарь. Поэтому в ходе матча звенья, меняясь поочередно, участвуют в игре. Сменой звеньев руководит тренер, используя ее как важный тактический ход в целях достижения победы.

В ходе матча хоккеисты одного звена, выходя на лед, проводят игровой отрезок (40-120 с) в максимальном темпе, после чего идет их смена и на лед выходит другое звено. Первое же отправляется на скамью запасных игроков, чтобы через 2,5-4 мин выйти на лед снова. Всего за период (20 мин «чистого» времени) каждое звено проводит 5-6 игровых отрезков, а за игру - 15-18.

Такой временной режим позволяет хоккеистам в каждом игровом отрезке поддерживать высокий темп игровой деятельности.

В ходе соревновательной деятельности хоккеиста, единоборства с проявлением силовых или скоростно-силовых качеств называют силовыми единоборствами. Они осуществляются туловищем и клюшкой. Приемы игры туловищем, применяемые в борьбе за шайбу и связанные с силовыми проявлениями различных мышечных групп (ног, туловища, плечевого пояса), принято считать силовыми. К их числу относятся: остановки, толчки и прижимание игрока противника грудью, плечом и бедром. Основное их назначение сводится к решению двух основных задач:

) отделить от шайбы игрока противника и овладеть ею;

) не дать принять шайбу, адресованную игроку противника.

Для соревновательной деятельности характерен высокий дух соперничества, связанный с противоборством игроков, звеньев и команды в целом. Стремление обыграть противника, превзойти его в быстроте действий, изобретательности, силе, точности и других действиях, направленных на достижение победы, способствует мобилизации всех возможностей для преодоления трудностей, возникающих в ходе борьбы.

Выполнение технико-тактических приемов игры в экстремальных условиях, связанных с плотной опекой и жесткостью силовых единоборств, требует большого мужества и способствует воспитанию у хоккеистов высокого уровня волевых качеств:

    cмелости;

    решительности;

    настойчивости;

    инициативы и целеустремленности;

    развитию способности управлять своими эмоциями.

Тактика хоккея предполагает единство индивидуальных и коллективных действий. Уровень коллективных взаимодействий определяет класс игры команды. Вместе с тем коллективность действий не отрицает, а способствует проявлению индивидуального мастерства каждого хоккеиста, раскрытию его творческих способностей и их разумному использованию в ходе матча. Эта особенность свидетельствует о больших возможностях хоккея как мощного средства воспитания таких важных качеств, как оперативное мышление, коллективизм, товарищество.

Таким образом, рассмотренные характерные особенности соревновательной деятельности хоккеиста и ее воздействие на организм человека свидетельствуют о хоккее как о виде спорта и эффективном средстве физического воспитания. [4]

Баскетбол

Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Это командная игра с мячом, в которой игроки одной команды, передавая друг другу мяч руками или продвигаясь с ним, стремятся наибольшее количество раз забросить мяч в корзину команды противника. Одновременно игроки противоположной команды противодействуют этому, стремясь оставить свою корзину неприкосновенной и в то же время овладеть мячом для нападения на корзину противника.

Наличие постоянной борьбы, которая ведется с помощью естественных движений (бега, ходьбы, прыжков, метаний), сопровождающихся волевыми усилиями, оказывает самое разностороннее воздействие на психическую, физиологическую и двигательную функции человека. Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное.

Занятия баскетболом помогают формировать следующие качества:

    настойчивость;

    смелость;

    решительность;

    честность;

    уверенность в себе;

    чувство коллективизма.

Постоянное изменение обстановки в процессе игры обусловливает высокую анализаторную деятельность человека и необходимость выбора решения. К сознанию постоянно предъявляются высокие требования. В процессе игры человек получает высокую эмоциональную нагрузку и испытывает большую радость и удовлетворение. Этот вид спорта требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности.

Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием «ловкость» - способностью человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.

В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти игроков. Цель игры - забросить максимальное количество мячей в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в корзину. Продолжительность игры 40 мин, 2x20 мин с перерывом в 10 мин. Возможна продолжительность игры в 4 периода 4x12 мин.

Команды стремятся достичь преимущества над соперником, маскируя свои замыслы и одновременно пытаясь раскрыть противника. Игра протекает при взаимодействии игроков всей команды и сопротивлении игроков противника, прилагающих все усилия, чтобы отнять мяч и организовать наступление. В связи с этим на первый план выступают требования к оперативному мышлению игрока. Доказано, что представители спортивных игр имеют существенное преимущество в быстроте принятия решения по сравнению с представителями многих других видов спорта. Быстрота мышления особенно важна при необходимости учета вероятности изменения ситуации, а также при принятии решения в эмоционально напряженных условиях.

Правильное взаимодействие игроков команды - основа коллективной деятельности, которая должна быть направлена на достижение общих интересов команды и опираться на инициативу и творческую активность каждого игрока. [4]

Волейбол

Волейбол является спортивной игрой с мячом, в которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделенной сеткой. Существуют различные версии игры, чтобы показать ее многогранность.

Цель игры - направить мяч над сеткой, чтобы он коснулся площадки соперника, и предотвратить такую же попытку соперника. Для этого команда имеет 3 касания мяча (и еще одно возможное дополнительное касание мяча на блоке).

Мяч вводится в игру подачей: подающий игрок ударом направляет мяч на сторону соперника. Розыгрыш каждого мяча продолжается до его приземления на площадку, выхода <за> или ошибки команды.

Это командный вид спорта и результат участия в соревнованиях есть итог коллективных усилий членов команды. Но для того чтобы коллективные соревновательные действия были эффективными, необходимо, чтобы волейболисты индивидуально были хорошо подготовлены к соревновательной борьбе. Во время игры в волейбол создаются благоприятные возможности для проявления смекалки, ловкости, силы, быстроты, выносливости, волевых качеств, взаимопомощи и других качеств и свойств личности. Двигательная активность волейболистов, хотя и характеризуется высокой интенсивностью, почти полностью исключает высокоинтенсивные «беговые» нагрузки, характерные для футбола, баскетбола и хоккея. Характер игровой деятельности волейболиста обусловлен мгновенной сменой ситуации соревновательной борьбы, протекающей непрерывно, иногда в течение 2-2,5 ч. Кратковременные интервалы отдыха (7-8 с при выходе мяча из игры) недостаточны для развертывания восстановительных процессов в организме спортсмена. [4]

Величина нагрузок, представляющих собой физические и эмоциональные напряжения, характеризуется чрезвычайной изменчивостью и зависит от многих факторов: личной и командной технико-тактической и физической подготовленности, значимости и масштабности соревнований, реакции зрителей и партнеров по команде, неполного восстановления от предшествующих игр.

Тактика игры. Под тактикой понимают рациональное использование приемов игры и организацию действий игроков с целью достижения успеха в соревновательном противоборстве с соперником. Тактика игры подразделяется на два раздела: тактику нападения и тактику защиты. В каждом разделе из них выделяют индивидуальные, групповые и командные тактические действия. Распределение волейболистов по игровым функциям позволяет наилучшим образом использовать их индивидуальные возможности. [5]

Регби

Регби является одной из самых жестких командных игр, в которой разрешены многие силовые приемы, применяемые к противнику, владеющему мячом. Этот вид спорта - к тому же имеет и важное прикладное значение. Воспитывая в молодом человеке такие качества, как стойкость и смелость, крепость характера и тела, решительность, быстрота действия и ориентировки в сочетании с привычкой вступать в жесткую контактную, иногда рискованную борьбу зачастую с несколькими противниками, умение подавлять неприятные, а то и болезненные ощущения, эта спортивная игра быстрее и эффективнее многих других средств формирует из юношей истинных мужчин.

Так что не только «в хоккей играют настоящие мужчины». В течение всей игры идет яростное личное состязание за мяч. Мяч можно отбивать ногами или руками, можно нести его, лишь бы мяч прошел за линию ворот противника. Хороший игрок может схватить его и стремительно продвигаться сквозь вражеские ряды. Широкоплечий великан может своим весом сокрушить всякое сопротивление. Но победа останется за самыми закаленными и выносливыми».

Регби предъявляет довольно жесткие требования к физической подготовке спортсменов.

Отличную закалку дает игра в регби. И не случайно в наши дни регби введено в качестве обязательного вида спорта в воздушно-десантных войсках. Им занимаются воины-десантники не только во время спортивной, но и в утренние часы физической подготовки.

В регби все решается в командной борьбе. А потому и коллективизм воспитывается самой высокой пробы, в самых высших его проявлениях. Привычка к исключительно суровой и жесткой борьбе, постоянная готовность идти на риск ради интересов коллектива, умение проводить и отражать захваты на предельной скорости - все эти качества ставят регби в первый ряд средств подготовки и воспитания истинного бойца.

Поэтому регби может быть полезным видом спорта для пограничников, сотрудников органов внутренних дел, милиции, народных дружинников. Бесспорно, знание специальных приемов различных видов борьбы очень важно.

Есть спортивная игра, по духу и по многим свойствам родственная регби. Хоккеисты многих команд мастеров и сборной страны не обходят регби вниманием и используют эту игру в своей подготовке. [18]

 

Агрессивность.

Во многих видах спорта, особенно в тех, где допускается непосредственный физический контакт, различные формы контролируемой физической агрессии просто необходимы. Данные исследований показывают, что спортсмены высокого класса, занимающиеся этими видами спорта, не только более агрессивны, но и склонны более свободно выражать свои агрессивные тенденции, чем представители так называемой нормальной выборки.

Агрессивные тенденции в спортивных ситуациях, допускающих проявление контролируемой враждебности, в одних случаях могут усиливаться, в других снижаться. Если спортсмен имеет большую потребность в агрессивных действиях, а спортивная деятельность не вызывает у него физической усталости или его попытки проявлять агрессивность приводят к фрустрации (штраф за нарушение правил или проигрыш), то агрессивность у него, скорее всего, сохранится. С другой стороны, если у спортсмена невысокая потребность в агрессивности, спортивная деятельность вызывает у него, хотя бы среднюю усталость или его поощряют за выигрыш или достигнутый успех, - его агрессивность снижается.

Агрессия в спорте является рациональной формой противостояния сопернику, мобилизации функциональных возможностей спортсмена на достижение конкретного результата. Спорт позволяет выражать агрессивные чувства, не причиняя большого вреда другим людям, формируя конструктивные формы агрессивного поведения спортсменов. По данным С.В. Афиногеновой, конфликтность и агрессивность несколько выше у спортсменов и спортсменок, чем у лиц, не занимающихся спортом. Особенно заметны различия по такому проявлению агрессивности, как напористость. [15]

При этом агрессивность выражена по-разному у спортсменов, занимающихся разными видами спорта.

Агрессия-это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. [2] Под агрессивностью рассматривается сложное свойство личности, проявляющееся в готовности человека решать конфликтные ситуации с помощью агрессивных действий. [7]

Сила воли и ее компоненты

Спортивная деятельность непременно связана с преодолением спортсменами различных трудностей.Выделяют две группы трудностей: объективные и субъективные.

Объективные трудности - те, которые обусловлены специфическими для данного вида спортивной деятельности препятствиями. Это большие тренировочные нагрузки, погодные условия деятельности (ветер, дождь, снег, освещенность), техническая сложность разучиваемых упражнений, поломка спортивного инвентаря, присутствие прессы и телевидения, негативная реакция зрителей, незнакомое место соревнований и невозможность провести полноценную разминку и т.д.

Субъективные трудности выражают личное отношение спортсмена к объективным особенностям данного вида спортивной деятельности (возникновение неблагоприятных эмоциональных состояний, например страха, неуверенности; снижение мотивации к деятельности или, наоборот, ее возрастание вследствие неотступности мыслей о первом месте, о побитии рекорда, о выполнении определенного норматива).

Преодоление этих трудностей зависит от развития волевой сферы спортсмена, или, как говорят, от силы воли. Она проявляется в различных волевых качествах: настойчивости, упорстве, терпеливости, смелости, решительности, выдержке и других. Обладать всеми этими качествами в одинаковой степени спортсмены не могут. У одного лучше выражено одно волевое качество, у другого - другое.

Одним из общих компонентов воли является моральный, который формируется в процессе воспитания человека. Чувство долга, ответственности за порученное дело, самопожертвование - вот те качества, которые характеризуют нравственно сформированную личность. Формирование морального компонента воли помогает проявлять волевое усилие в любой ситуации независимо от ее специфики. Только нравственно сформированный человек способен к подвигу, к проявлению мужества и героизма в экстремальных ситуациях. Моральный компонент воли не только стимулирует проявление в различных ситуациях волевого усилия, направленного на преодоление той или иной трудности, но и определяет, ради чего проявляется воля. Воля может быть инструментом в эгоистичных устремлениях человека.

Смелость

Смелость - это способность человека действовать в ситуациях, осознаваемых как опасные для жизни, здоровья и престижа, не снижая качества деятельности.

Решительность

Под решительностью понимают способность человека быстро принимать решение и приступать к его осуществлению в значимой для него ситуации, особенно при наличии неуверенности и боязни.

Решительность и смелость - это два самостоятельных волевых качества. Решительность, проявляемая вне опасной ситуации, не требует проявления смелости (например, при выполнении баскетболистами штрафных бросков и т.п. действий). Корреляции между волевыми качествами смелости и решительности обнаруживаются только в опасной ситуации (чем ниже уровень смелости, тем меньше решительность).

Повышению решительности способствует возникающая у спортсменов по мере овладения упражнениями уверенность в своих силах.

Терпеливость и упорство

Терпеливость- это способность человека долго переносить неблагоприятные состояния (в спортивной деятельности это главным образом способность долго работать на фоне усталости, не снижая интенсивности и качества работы).

Упорство- это стремление к достижению цели «здесь и сейчас», на данном тренировочном занятии. Например, у спортсмена не получается какое-то движение, упражнение, и он повторяет его еще и еще, несмотря на неудачные попытки. Проявление этого волевого качества зависит от ряда факторов (типологических особенностей свойств нервной системы, о чем говорилось выше), мотивации (особенно соревновательного характера).

Иногда упорство перерастает в упрямство, если спортсмен не воспринимает разумные на первый взгляд доводы других людей. [7]


Методическая

Этапы исследования

 

. Теоретическое исследование литературы.

. Определение основных проблем и подбор методов.

. Сравнительный анализ взаимосвязей.

. Анализ результатов.

 

Задачи Методы

Эмпирические методы

1. Изучить социально-демографические характеристики спортсменов, занимающихся агрессивными видами спорта. Авторская анкета (Приложение №1)
2. Проанализировать особенности эмоционально-волевой сферы спортсменов. 1. м. «Соревновательная личностная тревожность» (Ю.Л. Ханин) 2. м. «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев) 3. м. «Накопление эмоционально-энергетических зарядов направленных на самого себя» (В.В. Бойко) 4. Опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А.А. Реан) 5. м. «Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов» (Н.Е. Стамбулова)
3. Проанализировать особенности межличностных отношений среди испытуемых. 1. м. «Q-сортировка» (В. Стефансон) 2. Коммуникативные установки» Изучение привлекательности команды для спортсменов» (Ю.Л. Ханин) 3. Семантический дифференциал (Ч. Осгуд)

Описание выборки

 

Для достижения цели было организовано психологическое исследование 80 человек, являющихся спортсменами в различных видах спорта. Из них 40 человек занимаются командными агрессивными видами спорта, такими как хоккей и регби, 40 человек занимаются неагрессивными видами спорта, а именно баскетболом и волейболом.Все испытуемые - студенты мужского пола. Средний возраст спортсменов равен 21-23 годам. Средние показатели возраста прихода спортсменов в данные виды спорта следующие: регбисты - в 17 лет, хоккеисты - в 14 лет, волейболисты - в 13 лет, баскетболисты - в 12 лет. Сведения о времени и продолжительности тренировок у спортсменов представлены в таблице №1. Ранее некоторые из испытуемых занимались другими видами спорта (данные также представлены в таблице №1). Практически все спортсмены являются не женатыми.

 

Вид спорта Время и продолжительность тренировки Виды спорта, которыми занимались ранее
Регби 3 раза в неделю, каждая тренировка равна 2 часам. 30% - плавание 30% - футбол 10% - водное поло 20% - тяжелая атлетика 10% - легкая атлетика
Хоккей 3 раза в неделю, тренировка равна 2 часам. 40% - не занимались спортом 40% - футбол 20% - каратэ
Волейбол 3 раза в неделю, тренировка равна 1.5 часам. 60% - не занимались спортом 20% - акробатика 20% - плавание
Баскетбол 3 раза в неделю, тренировка равна 2 часам. 70% - не занимались спортом 10% - танцы 20% - плавание

Методы исследования

 

Для сбора эмпирических данных использовались составленная анкета и следующие методики:

. Методика «Соревновательная личностная тревожность» (Ю.Л. Ханин)

.   Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев)

.   Методика «Накопление эмоционально-энергетических зарядов направленных на самого себя» (В.В. Бойко)

4. Опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А.А. Реан)

.   Методика «Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов» (Н.Е. Стамбулова)

6. «Q-сортировка» (В. Стефансон)

7.» Изучение привлекательности команды для спортсменов» (Ю.Л. Ханин)

8. Метод семантического дифференциала (Ч. Осгуд)

Статистическая обработка эмпирических данных проводилась на основе программы «SPSS 13.0», в соответствии со сформулированными эмпирическими задачами данного исследования.

Математическая обработка данных для выявления взаимосвязи системы отношений испытуемых с оценкой болезни и выраженностью адаптационного потенциала производилась с помощью непараметрического метода сравнения средних по критерию Манна-Уитни и корреляционного анализа по критерию Пирсона.

1. «Соревновательная личностная тревожность» (Ю.Л. Ханин)

Методика предназначена для выявления индивидуальных различий в реагировании на соревновательный стресс. Эта характеристика дает представление об относительно устойчивой диспозиции человека в восприятии и реагировании на различные стороны объективной соревновательной ситуации. Это методика суженного диагностического диапазона и направленности - только на ситуации соревновательной борьбы - и потому представляет собой важное дополнение к шкалам, измеряющим общую (генерализованную) личностную тревожность.

Самооценочная шкала СЛТ пригодна для работы с испытуемыми в возрасте от 10 лет и старше. [22]

2. «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев)

Методика предназначена для выявления в качестве личностной характеристики склонности субъекта к конфликтности и агрессивности.

Содержит 8 шкал: «вспыльчивость», «наступательность», «обидчивость», «неуступчивость», «компромиссность», «мстительность», «нетерпимость к мнению других», «подозрительность».

общих показателя - позитивная и негативная агрессивность и конфликтность. [21]

.   «Накопление эмоционально-энергетических зарядов направленных на самого себя» (В.В. Бойко)

Тест предназначен для выявления степени накапливаемого у человека эмоционально-энергетического заряда, не получающего выхода вовне.

• 14-18 баллов - высокий уровень скрытой эмоциональной напряженности

• 7-13 баллов - средний уровень.

• Меньше 6 баллов - скрытая эмоциональная напряженность отсутствует. [8]

4. Опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А.А. Реан)

Опросник направлен на выявление мотивации успеха и мотивации боязни неудачи.

Опросник включает в себя 20 вопросов. За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).

Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8,9, есть определенная тенденция мотивации на неудачу, а если количество баллов 12,13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.

Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.

Мотивация на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха. [20]

.   «Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов» (Н.Е. Стамбулова)

Оценивается уровень развития волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки.

Опросник позволяет диагностировать два параметра волевого качества: выраженность и генерализованность. Под выраженностью качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков, под генерализованностью - универсальность качества, т.е. широта его проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности.

Заключение об уровне развития каждого волевого качества делается по параметрам выраженности и генерализованности с учетом следующих нормативных показателей: 0-19 баллов - низкий уровень; 20-30 баллов - средний уровень; 31-40 баллов - высокий уровень. [9]

6. «Q-сортировка» (В. Стефансон)

Тестовая методика предназначена для изучения представлений о себе.

Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и избегание «борьбы».

Так, тенденция к зависимости проявляется во внутреннем стремлении индивида к принятию групповых стандартов и ценностей (социальных и морально-этических).

Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении к эмоциональным проявлениям в общении как в группе, так и за ее пределами.

Тенденция к «борьбе» - это активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более глубокого статуса в системе межличностных взаимоотношений.

В противоположность этой тенденции избегание «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристики, т.е. может быть внутренне присущей индивиду, а может быть внешней, своеобразной маской, скрывающей истинное лицо человека.

Подсчитывается частота проявления каждой из тенденций. Причем количество ответов «да» по одной из тенденций суммируется с количеством «нет» по полярной тенденции в сопряженной паре. Например, количество положительных ответов по шкале «зависимость» складывается с количеством отрицательных ответов по шкале «независимость». Если полученное число приближается к 20, то можно говорить об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.

В случае если количество ответов «да» по одной тенденции оказывается равным количеству положительных ответов по противоположной тенденции (например, зависимость - независимость), то такое положение может говорить о наличии внутреннего конфликта личности, которая находится во власти одинаково выраженных противоположных тенденций.

Три-четыре ответа «сомневаюсь» по отдельным тенденциям расцениваются как признак нерешительности, уклончивости, застенчивости либо могут свидетельствовать об избирательности в поведении, о тактической гибкости, т.е. стеничности. [14]

7. Изучение привлекательности команды для спортсменов» (Ю.Л. Ханин)

Одним из наиболее простых способов оценки привлекательности команды (привлекательности для спортсменов их спортивной группы, организации, клуба и пр.) является метод измерения индекса групповой сплоченности Сишора (ИГС)

Методики «психологическая атмосфера в команде» и «индекс групповой сплоченности Сишора» можно применять для контроля за внутриколлективными отношениями в команде.

Суммарная величина индекса Сишора может находиться в диапазоне от 7 (очень неблагоприятная оценка команды) до 25 баллов (очень высокая оценка привлекательности команды). [23]

.   Метод Семантического Дифференциала (Ч. Осгуд)

Методика выявляет позиции индивида в семантическом пространстве аффективных значений. Полюса шкал классического СД представлены оценочными прилагательными, и испытуемый оценивает возникающее в его сознании ассоциативное поле с помощью готовых и заданных ему оценочных шкал. Пока стимулы и шкальные признаки соотносятся друг с другом лишь метафорически, фактически осуществляется шкалирование реакций, мы получаем при факторизации именно пространство наиболее общих, ситуационно-неспецифических эмоциональных реакций.

Стимулы, используемые в исследовании:

Я реальное

Я идеальный

Я спортсмен

Я в команде

Я вне команды

Методы статистической обработки, использованные в исследование:

. Критерий U - Манна - Уитни (Mann - Whitney U) для независимых выборок.

. Корреляционный анализ (Spearman Correlation).

 


Заключение

 

В ходе исследования были получены следующие результаты:

Спортсмены, занимающиеся неагрессивными видами спорта, более склонны тревожно реагировать на обстановку перед соревнованиями и непосредственно во время игры.

Соревновательная личностная тревожность у спортсменов неагрессивных видов спорта сильно связана с их представлениями о себе, а именно: независимостью, общительностью и принятием «борьбы», тогда как у спортсменов агрессивных видов спорта эта связь слабее. В группе спортсменов, занимающихся неагрессивными видами спорта, соревновательная личностная тревожность также имеет отрицательные взаимосвязи с такими волевыми качествами, как самообладание и выдержка, настойчивость и упорство, смелость и решительность и позитивная агрессивность субъекта. У спортсменов же агрессивных видов спорта отрицательная взаимосвязь тревожности наблюдается с самообладанием и выдержкой.

Спортсмены, занимающиеся агрессивными видами спорта, более вспыльчивы, неуступчивы, отличаются больше напористостью, бескомпромиссностью, а также более мстительны и нетерпимы к мнению других.

Позитивная агрессивность спортсменов в обеих группах положительно связана с независимостью и принятием «борьбы», а также с такими волевыми качествами, как настойчивость и упорство. В группе спортсменов неагрессивного вида спорта к волевым качествам, связанным с позитивной агрессивностью субъекта, добавляется самообладание и выдержка.

У спортсменов агрессивного вида спорта конфликтность положительно связана с принятием борьбы, а у спортсменов же, занимающихся неагрессивными видами спорта, конфликтность прямо зависит от оценки я реального.

Спортсмены, занимающиеся неагрессивными видами спорта, имеют более высокую степень накапливаемого эмоционально-энергетического заряда, не получающего выхода вовне, чем спортсмены, занимающиеся агрессивными видами спорта.

У спортсменов неагрессивных видов спорта эмоциональная напряженность имеет положительные связи с такими волевыми качествами, как самообладание и выдержка и инициативность и самостоятельность, что же касается спортсменов агрессивных видов спорта, то у них эмоциональная напряженность отрицательно связана с генерализованным настойчивостью и упорством.

Спортсмены, занимающиеся неагрессивными видами спорта, отличаются большей выдержкой и самообладанием, чем спортсмены, занимающиеся агрессивными видами спорта, причем у вторых данное волевое качество выражено слабо. Инициативность и самостоятельность же, а также настойчивость и упорство, наоборот, больше выражена у спортсменов агрессивных видов спорта.

Таким образом, мы подтвердили заявленную нами гипотезу о том, что эмоционально-волевая сфера спортсменов, занимающихся командными видами спорта, имеет различия в зависимости от уровня травматизма.


Выводы

 

1) Во время соревнований у спортсменов агрессивных видов спорта тревога менее выражена, чем у спортсменов, занимающихся неагрессивными видами спорта, что говорит о склонности вторых тревожно реагировать на обстановку перед соревнованиями и непосредственно во время игры. Но, тем не менее, показатели соревновательной личностной тревожности в обеих группах соответствуют среднему уровню тревожности. Исходя из этого, мы можем говорить о том, что спортсмены, участвующие в командных видах спорта, испытывают чувство волнения в соревновательной деятельности, но имеют возможность компенсировать его за счет коллективности и взаимоподдержки;

)   Спортсмены, занимающиеся агрессивными видами спорта, более вспыльчивы, неуступчивы, отличаются больше напористостью, бескомпромиссностью, а также более мстительны и нетерпимы к мнению других. Это объясняется спецификой вида спорта, которая допускает непосредственный физический контакт и различные формы контролируемой физической агрессии. Кроме того, обе группы имеют высокие показатели по шкале «напористость», это говорит о том, что спортсмены командных видов спорта, как агрессивных, так и неагрессивных, отличаются настойчивостью и привыкли решительно добиваться своих целей. Также, важно отметить, что агрессия спортсменов обеих групп, по большей части, служит жизненным интересам и выживанию, обеспечивает безопасность и развитие, нежели ориентирована на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе, направленного на причинение вреда другим;

)   спортсмены, занимающиеся неагрессивными видами спорта, имеют более высокую степень накапливаемого эмоционально-энергетического заряда, не получающего выхода вовне, чем спортсмены, занимающиеся агрессивными видами спорта. Это объясняется тем, что хоккеисты и регбисты склонны более свободно выражать свои агрессивные тенденции, что способствует периодической разрядке накапливаемого эмоционального напряжения;

)   у обеих групп имеется определенная тенденция мотивации на успех, это означает, что хоккеисты, регбисты, баскетболисты и волейболисты обычно уверенны в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность и склонность планировать свое будущее на большие промежутки времени;

)   Спортсмены, занимающиеся неагрессивными видами спорта, отличаются большей выдержкой и самообладанием, чем спортсмены, занимающиеся агрессивными видами спорта, причем у вторых данное волевое качество выражено слабо. Инициативность и самостоятельность же, а также настойчивость и упорство, наоборот, больше выражена у спортсменов агрессивных видов спорта. Тем не менее, практически все, изучаемые нами, волевые качества спортсменов имеют среднюю выраженность.

.   Анализ особенностей межличностных отношений у спортсменов позволил сделать след



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.092 с.)