С 22 июля 1969 Г. , по предложению Ф. Франко, в случае его кончины преемником главы государства объявлялся принц хуан карлос бурбон. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С 22 июля 1969 Г. , по предложению Ф. Франко, в случае его кончины преемником главы государства объявлялся принц хуан карлос бурбон.



В 1969 г. был сформирован новый кабинет министров, ключевой фигурой которого стал адмирал Л. Карреро Бланко. Несмотря на успехи в экономической сфере, в целом правительство Л. Карреро Бланко придерживалось консервативного курса, что проявилось в ограничении политических преобразований.

В 1973 г. Ф. Франко по причине ухудшения здоровья был вынужден временно (на период лечения) передать управление страной адмиралу Л. Карреро Бланко. Адмирал произвел перестановки в кабинете министров, включив в него представителей различных политических секторов из числа франкистов. Однако этот состав правительства не приступил к работе. 20 декабря 1973 г. в Мадриде Л. Карреро Бланко был убит боевиками баскской подпольной организации ЭТА.

Затем управление страной перешло в руки к К. Ариасу Наварро. Политический курс, который проводил К. Ариас Наварро, консервативный по сути, вызвал критику со стороны реформаторских кругов франкизма. В знак несогласия с К. Ариасом Наварро в отставку подали два министра правительства: министр информации и туризма Пио Кабанильяс и министр финансов Баррера де Иримо. Даже в среде убежденных франкистов все громче раздавались голоса, требовавшие конкретных мер по реформированию страны. Идеологический и политический кризис, переживаемый режимом, обострился в результате болезни и смерти Франко 20 ноября 1975 г.

 

Главной оппозиционной силой франкизму в 50-е-60-е годы стали рабочий класс, демократическая интеллигенция и студенческая молодежь. В конце 40-х — начале 50-х годов состоялись первые крупные выступления испанцев, проходившие под экономическими лозунгами.

В конце 60-х годов активным участником различных оппозиционных акций — митингов, демонстраций, «круглых столов» — становится интеллигенция. Новое поколение испанской интеллигенции, хотя и различных идеологических взглядов и убеждений, отвергало франкизм.

Антифранкистское движение усиливалось за счет международной составляющей. Еще в августе 1945 г. в Мексике в противовес правительству Ф. Франко было образовано испанское республиканское правительство в изгнании во главе с X. Хиралем.

Национальные движения в Каталонии и в Стране Басков также находились в оппозиции власти. Они вели борьбу за восстановление автономии и в защиту этнонациональной идентичности. Для всех национальных движений страны в 60-е годы было характерно сочетание национальных требований с общими задачами борьбы против режима. Франкизм рассматривал национальные движения как покушение на «единство нации» и жестоко подавлял их. Репрессии властей привели к тому, что с конца 60-х годов баскские националистические организации, стоявшие на радикальных позициях, перешли к террористическим методам борьбы.

Вооруженную борьбу против франкизма возглавила баскская подпольная организация ЭТА. Основанная в 1959 г., ЭТА выражала интересы баскских ультрарадикальных националистических кругов. Ее деятельность ассоциировалась со справедливой борьбой испанцев против тирании.

 

От автаркии к экономической либерализации

В условиях Второй мировой войны франкистский режим был вынужден прибегнуть к политике хозяйственной автаркии с целью самообеспечения страны основными продовольственными и промышленными товарами. Взятый правительством курс проявился в целенаправленном ограничении импорта, поощрении национальных производителей путем введения для них льготных тарифов и налогообложения, государственном регулировании и планировании экономики, контроле над производством. Министерство промышленности и торговли, а также специально созданный Испанский институт иностранной валюты осуществляли жесткий контроль за внешней торговлей. Принятые в 1939 г. закон о защите и развитии национальной промышленности и закон об упорядочении и защите национальной промышленности были призваны создать льготные условия для испанских производителей. В 1941 г. был создан Национальный институт промышленности, активно способствовавший созданию крупных энергетических, металлургических, химических, автосборочных и авиационных государственных предприятий (СЕАТ, ЭНДЕСА, КАСА, ЭНСИДЕСА и др.).

В обществе зрело недовольство проводимой политикой, в том числе среди предпринимателей и товаропроизводителей. Осознавая грозящие режиму социальные угрозы, новое правительство страны, сформированное в июле 1951 г., выдвинуло в качестве важнейших задач повышение жизненного уровня населения, модернизацию производства, реформирование экономики на путях ее постепенной либерализации.

Либерализации экономики способствовало подписанное в 1953 г. испано-американское соглашение, согласно которому Испании предоставлялись льготные кредиты на внушительную по тем временам сумму 1,5 млрд долл.

Таким образом, в силу ряда причин как внутренних (застойные явления в экономике, узость внутреннего рынка), так и внешних (развитие интеграционных процессов в Европе и мире) режим был вынужден отказаться от политики автаркии и регулируемой экономики и перейти к экономической либерализации, открывавшей более благоприятные условия для испанского бизнеса.

Кабинет министров, сформированный в 1957 г., активизировал политику, направленную на либерализацию и модернизацию испанской экономики. Была заморожена заработная плата и изменена шкала налогообложения в сторону увеличения налогов. В конце 50-х годов Испания вступила в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк, который в 1959 г. предоставил ей кредит на сумму 500 млн долл.

С 1961 г. в Испании было заметно оживление экономики, а затем и ее рост. Экономическому буму в стране в 60-е—70-е годы способствовал и ряд других факторов. Среди них привлекательность Испании для зарубежных туристов.

В октябре 1977 года основные политические силы страны подписали так называемый «Пакт Монклоа», который предусматривал набор мер в области политики и экономики по завершению перехода страны к демократии. Пакт предусматривал парламентский контроль над средствами массовой информации, реорганизацию сил правопорядка, либерализацию законодательства о митингах и собрания, демократизацию системы социального обеспечения и сферы образования, проведение налоговой реформы и др. «Пакт Монклоа» стал классическим примером компромисса между различными партиями на основе общенационального консенсуса для реализации общих задач в «переходном» обществе.

Внешняя политика в 1939-1975 гг.

Вторая мировая война грозила Испании опасностью быть втянутой в боевые действия на стороне нацистской Германии и фашистской Италии, которые еще недавно оказывали мятежникам военно-техническую помощь в борьбе против Республики. Ф. Франко понимал, что для обескровленной и истощенной Испании участие в новой войне было бы равносильно национальной катастрофе с непредсказуемыми для режима последствиями. 4 сентября 1939 г. он объявил Испанию «нейтральной страной». Тем не менее Испания экспортировала в Германию и Италию продовольствие, минеральное сырье и боеприпасы.

Затем он объявил Испанию «невоюющей страной». Затем подписал с Гитлером секретный протокол, согласно которому Испания брала обязательство (без указания конкретных сроков) начать военные действия против Великобритании. Ожесточенный характер боевых действий на Восточном фронте и угроза введения продовольственной и энергетической блокады Испании со стороны США и Англии вынудили Ф. Франко вновь объявить (октябрь 1943 г.) Испанию «нейтральной страной».

После окончания Второй мировой войны дипломатическая активность Испании возросла. Она преследовала цель избежать пагубных последствий международной изоляции, в которой оказалась страна. В 1945 г. на Потсдамской конференции представителями СССР, США и Великобритании была достигнута договоренность, блокирующая вступление Испании в ООН. В результате энергичной деятельности советской и польской делегаций Генеральная Ассамблея ООН в конце 1946 г. приняла решение, рекомендующее всем странам-членам ООН отозвать своих послов из Испании. Зарубежные дипломаты, за исключением послов Португалии, Ватикана и Аргентины, покинули пределы Испании.

В этих условиях испанская дипломатия сконцентрировала усилия на укреплении политических и торгово-экономических связей с арабскими и латиноамериканскими странами, на поиске путей сближения с наиболее консервативными кругами США и западноевропейских держав. После начала «холодной войны» Испания превратилась в глазах наиболее антикоммунистически настроенных лидеров Запада в удобный военно-политический плацдарм антисоветской политики в Европе и Средиземноморье. Покровителями франкистского режима стали США и Великобритания. 31 октября 1950 г. этим странам удалось провести через Генеральную Ассамблею ООН решение об отмене дипломатических санкций против Испании. В декабре 1952 г. Испания стала членом ЮНЕСКО, в 1953 г. Мадрид и Вашингтон заключили двустороннее испано-американское соглашение. В 1955 г. Испания была принята в ООН.

Внешняя политика Испании в 60-е—70-е годы преследовала следующие цели: политическое и торгово-экономическое сближение со странами Европейского экономического сообщества (ЕЭС); развитие партнерских отношений с США; наращивание связей со странами Латинской Америки и Магриба; возвращение британского анклава Гибралтар под испанский суверенитет.

 

В 1962 г. Испания направила в штаб-квартиру ЕЭС просьбу о начале официальных переговоров с целью вступления в эту организацию. На пути присоединения Испании к ЕЭС основным препятствием являлось существование в стране антидемократического режима. В 1970 г. в Люксембурге после многолетних переговоров был подписан протокол о предоставлении Испании режима благоприятствования в торговле со странами-членами ЕЭС.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.47.82 (0.008 с.)